Священник Павел Сержантов провел занятия для Миссионерского института и семинаристов в Екатеринбурге

Московская Сретенская  Духовная Академия

Священник Павел Сержантов провел занятия для Миссионерского института и семинаристов в Екатеринбурге

761



С 13 по 15 декабря 2023 г. доцент Сретенской духовной академии священник Павел читал лекции по основному богословию для магистрантов Миссионерского института. Основное богословие на занятиях было рассмотрено в миссионерском и антропологическом ключе. На лекциях звучали классические аргументы в пользу существования Бога. При этом отмечалось, что для «человека разумного» космологический аргумент звучит весомо, и так было во все века, лишь пантеистические настроения в смеси с атеизмом мешают воспринимать космологический аргумент. 

Телеологический аргумент в своих истоках читается уже в посланиях апостола Павла, но со временем восприимчивость к нему менялась, он слабо воздействовал на людей XVIII-XIX вв. Однако после научной революции XX в. телеологический аргумент снова обрел заслуженную полнозвучность. Онтологический  аргумент лучше слышат люди с философским складом ума, остальным нашим современникам принимать этот аргумент мешает «забвение бытия» (о котором говорил М. Хайдеггер). 

Психологический и исторический аргумент хорошо работают вместе. Поскольку психологический аргумент может выглядеть как слишком субъективный, и на этом фоне исторический аргумент дает почувствовать объективность веры, а точнее, интерсубъективный характер религиозной веры. Нравственный аргумент хорошо воспринимался во времена И. Канта, в XX в. наблюдается ряд социально-нравственных катастроф, этику заметно потеснил этикет. Это произошло, потому что протестанты этику вырвали из аскетического контекста, из своей «среды обитания», такая этика и нравственное сознание обречены на умирание.

В XX-XXI в. благодаря исследованиям православной аскетики убедительнее выглядит религиозно-опытный аргумент. В исихастской аскетике опыт общения с Богом предстает как проработанный, особым образом организованный, выверенный, верифицируемый, имеющий свои критерии, свои правила истолкования (герменевтики). Религиозно-опытный аргумент имеет дело не с «идеей Бога», а анализирует опыт живого общения с Богом, что делает его актуальным не только для «человека разумного», но и для всех антропологических стратегий.

С интересом была встречена лекция священника Павла по теме общения миссионера с «человеком подсознательным», этот тип человека стал доминирующим в начале XX в. Для него «Бог бессознателен». К. Юнг отождествлял Божественную реальность с «Коллективным бессознательным». В этом случае не работают классические аргументы, к которым восприимчив «человек разумный».  И беседу с неверующим человеком лучше начать с понятия о бессознательном и сознании, в этом помогут богословско-патрологические рассуждения о «духовном бессознательном» (Ж.-К. Ларше).

Еще одна лекция была о том, как наш современник, «человек виртуальный» нуждается в основном богословии. Даже если он не отрицает существования Бога, то для него виртуализировано все, и «Бог виртуален». Такого человека нужно возвращать к актуальной реальности, раскрывать ему суррогатный характер созданных людьми виртуальных миров. И только тогда он подойдет к адекватному понятию о Сущем Боге.  

Также в ходе занятий была проанализирована тема веры и разума, причем показано, что веру нельзя сводить к предрассудкам, что православная вера разумна, и это заметно на материале триадологических и христологичеких споров эпохи семи Вселенских соборов. Познание Бога понимается в восточно-христианской традиции как ступень духовного восхождения, требующая духовного очищения: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Тема веры и разума неизбежно развивается в тему религии и науки. Антирелигиозное сознание подчеркивает конфликт религии и научного сообщества, но забывает о том, что атеисты устраивали гонения на науку генетику, основоположником которой был аббат, и в середине XX в. было не понятно, как генетику совместить с дарвинизмом.

На самом деле христианское представление о Боге как о бесконечном Существе позволило в Средние века работать с потенциальной бесконечностью в богословии и философии, что было немыслимо в дохристианской античности. Христианское богословие, реабилитируя понятие бесконечного, подготовило почву для возникновения дифференциального и интегрального исчисления в Новое время, что вместе с физикой Ньютона сделало революцию в науке. 

В XXI в. те, кто опасается, что богословие угрожать независимой науке и философии, не замечают, что статус науки коренным образом изменился. В наши дни наука фактически является «служанкой технологии», что плохо. Вот почему необходимо заново налаживать взаимодействие интеллектуалов, специалистов в области науки, философии и богословия. С этими соображениями связан концепт «постсекулярного», выдвинутый в последние десятилетия социальным философом Ю. Хабермасом.

Помимо занятий по основному богословию в Екатеринбурге была проведена презентация книги священников Павла Сержантова и Вячеслава Фомина «Как аскетика помогает нам в повседневной жизни». На презентации присутствовали уральские семинаристы, они и студенты-миссионеры активно задавали вопросы по семейной аскетике.