Воспитание детей в царской семье как пример для современных родителей

Московская Сретенская  Духовная Академия

Воспитание детей в царской семье как пример для современных родителей

1141



Аннотация. В работе обсуждаются результаты исследования, показывающие заметные трудности для современных православных родителей следовать примеру Царской семьи в воспитании детей. Пример выступает как декларативный, а не реально действующий. По мнению автора, причина этих трудностей в непонимании современными родителями ценностно-смысловых ориентиров воспитания детей в Царской семье, слабость религиозных чувств. Рассматриваются возможности обращения к примеру воспитания детей в Царской семье в рамках специальной образовательной программы для родителей.

Пример воспитания детей в Царской Семье видится необходимым рассмотреть в контексте актуальной задачи современности — родительского просвещения. В настоящее время действия в поддержку семьи и укрепления воспитательной роли родителей определяются целым рядом государственных документов: «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.», «Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» и др. Принципиальная роль в решении задачи родительского просвещения отводится системе образования: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), все детские сады и школы должны разрабатывать и реализовывать программы повышения педагогической культуры родителей. В профессиональную лексику вошло понятие «родительские компетенции».

Организация масштабного родительского просвещения связывается с решением многих проблем, имеющих место в развитии современных детей:

– ослабление чувства долга и ответственности, дефекты воли;

– отсутствие высших стремлений, нежелание учиться и работать;

– эмоциональная неустойчивость и неуравновешенность (провоцирующие невротические расстройства);

– подверженность внешним влияниям (склонность к зависимому поведению), неумение управлять собой;

– отсутствие авторитета взрослых (родителей и педагогов) и др.

В поддержку родительского просвещения Национальной родительской ассоциацией ежегодно проводится Всероссийский конкурс Центров и программ родительского просвещения1, по итогам которого создаются каталоги лучших практик. Однако ожидания, связанные с организацией родительского просвещения, пока не оправдываются. Проблемы современного детства продолжают углубляться... К сожалению, большинство образовательных программ для родителей слабо связаны с отечественной традицией семейного воспитания. Чаще всего они ориентированы на зарубежный опыт, а методологической основой выступают конкурирующие научные теории, задающие весьма разные представления о «хорошей семье» и «хо-

рошем родителе».

На протяжении многих столетий отечественная практика семейного воспитания одухотворялась православным вероучением. Воспитательные идеалы — представления о «хорошей семье» и «хорошем родителе» — наши предки находили в Книгах Священного Писания и святоотеческих творениях. Они осознавали свою ответственность за детей не только в социальном плане, но — прежде всего — перед Богом. Соответственно, и воспитывали их, прежде всего для Бога, для жизни вечной — однако тем самым обеспечивали благополучие в жизни земной: дети росли физически крепкими, душевно отзывчивыми, духовно стойкими.

Конечным практическим результатом нашей работы стала разработка образовательной программы для родителей, ориентированной на поддержку религиозного воспитания. Цель настоящей статьи — представить результаты исследовательской работы, необходимые для успешной реализации данной программы.

Основой программы нам видятся не абстрактные научные теории, а конкретные образцы православного семейного воспитания, выступающие примером для подражания. Один из самых ярких образцов — воспитание детей в семье последнего Российского императора Николая II и его супруги императрицы Александры Феодоровны. Царская чета воспитала пятерых детей — Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию, Алексия, — прославленных в лике святых. В последние годы во многих образовательных организациях проводятся мероприятия, посвященные воспитанию детей в Царской семье. Актуальность этих мероприятий обуславливается тем, что тревожное нынешнее время во многом напоминает начало ХХ в. — родителям нужен достойный образец воспитания детей в ситуации социальных трансформаций, неопределенного будущего.

Однако результаты нашего исследования (проведенного методом анкетирования2) показали, что имеются заметные трудности для современных православных родителей следовать примеру Царской семьи в воспитании детей. Пример выступает как декларативный, а не реально действующий: современные родители не знают, как можно применить его в своей семье и в современных условиях. Особенно это касается следующих моментов:

– воспитание послушания и терпения,

– воспитание отзывчивости на чужие страдания,

– недопущение праздного времяпрепровождения,

– защита от нравственной нечистоты, пресечение стремления к удовольствиям и развлечениям.

На наш взгляд, причина обнаруженных трудностей в непонимании современными родителями ценностно-смысловых ориентиров воспитания детей в Царской семье, слабость религиозных чувств. Современные родители — даже считающие себя православными — связывают задачи воспитания только с земной жизнью. Они не понимают религиозную основу воспитания детей в Царской семье.

Многие отмечали глубокую религиозность Императорской четы, обусловленную искренней личной верой, а не просто следованиям традициям. «Религиозное воспитание — самый богатый дар, который родители могут оставить своим детям», — писала государыня3. Поэтому воспитание детей в Царской семье было всецело проникнуто духом православной веры. Дом «должен быть местом молитвы», считала императрица4. Царские дети не только участвовали в ежедневных домашних молитвах, но и посещали монастыри, совершали паломнические поездки. А главное — их учили стоять перед Богом во всех обстоятельствах своей жизни...

По результатам анкетирования мы пришли к заключению, что современным родителям, выросшим в секулярной культуре, нужно не просто показывать образец воспитания детей в Царской семье, но сопровождать его комментариями, раскрывающими религиозное воспитание как важнейшее условие спасения души для вечной жизни и душевного благополучия в жизни земной. Рациональные аргументы, раскрывающие значение религиозного воспитания в социальном плане, в образовательной программе для современных родителей необходимы. Но они должны занимать второстепенное место и выступать своеобразным «мостиком» к осознанию родителями истинного, религиозного смысла своей ответственности и задачи воспитания детей.

Религиозное воспитание, на наш взгляд, может снять многие трудности, имеющие место в развитии современных детей. Проиллюстрируем конкретными примерами.

Так, вопрос о воспитании в детях послушания и терпения (один из наиболее трудных для родителей) связан с развитием воли. Дефициты воли обычно обнаруживаются к началу школьного обучения и проявляются в неусидчивости, неспособности довести начатое дело до конца и т. п. Однако причины этих дефектов возникают гораздо раньше и кроются в слабости волевого торможения, формирование которого осуществляется в процессе воспитания послушания и терпения. В православной культурной традиции воспитание послушания и терпения начиналось очень рано («С пеленок!») и было неразрывно связано с религиозным воспитанием.

«Учись послушанию, пока ты еще мала, и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше», — так поучала Государыня свою дочь Ольгу5. Вопрос о терпении она также ставила в религиозном аспекте: «Бог преподает нам урок терпения. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро помолись, чтобы Бог тебе помог...»6.

Современные родители сомневаются в ценности послушания и терпения, опасаясь, что эти качества приведут к формированию у детей пассивного и зависимого характера. Опасения родителей не лишены логики, но они справедливы лишь в том случае, если воспитание послушания и терпения идет в отрыве от религиозного воспитания.

Послушание Богу — высший уровень послушания; человек говорит: «Да будет воля Твоя!». Такое послушание ни в коей мере не пассивно, оно — напротив — очень активное. А. Сурожский пишет по этому поводу: «Когда мы говорим: Да будет воля Твоя, это значит, что мы берем на себя труд познавать эту волю, проводить ее в жизнь»7. Воля человека соединяется с волей Божией и преображается. Зависимость — это болезненное состояние слабой человеческой воли, пораженной грехом. Послушание Богу, укрепляя и исцеляя волю, ведет к устранению риска возникновения пассивного характера и каких бы то ни было зависимостей.

Воспитание терпения — это еще один путь укрепления и исцеления воли. В терпении укрепляется не только воля, но и способность к любви. Апостол Павел свой гимн любви начинает со слов: «Любовь долготерпит...» (1 Кор 13. 4).

Очень большую тревогу у современных родителей вызывает состояние среды, в которой растут их дети. К сожалению, дети действительно видят перед собой много примеров зла: нравственную распущенность, агрессию, ложь, насилие. Более того, нередко они сами становятся объектами злодействий: буллинга (травли), информационных манипуляций, уводящих из реальной жизни в сетевой мир. Родители теряют контроль над детьми, а нередко и связь с ними.

В годы детства царских детей зло выражалось в иных формах, но оно было не меньшим и окружало самым плотным кольцом. Однако родителям удалось уберечь детей от нравственной нечистоты, сохранив с ними самую близкую духовную связь. Все исследователи Царской семьи отмечают очень высокий родительский авторитет Царской четы, основой которого являлась глубокая личная религиозность и создание нравственного уклада жизни семьи. Забота о «ближних и дальних», помощь больным и нуждающимся, отпор злу — любовью. Великая княжна Ольга писала из Ипатьевского дома накануне расстрела: «Отец просит передать всем... чтобы не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь»8.

Авторитет родителей основывается на их нравственном достоинстве, глубокой личной религиозности. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Кротость отца возбуждает уважение к нему в детях... Ничто так не привязывает членов семейства к дому, как постоянная скромность и любезная кротость отца в обращении со всеми домашними»9. В православной культурной традиции семейный уклад характеризовался очень высоким нравственным авторитетом родителей, личным примером раскрывавших высший, религиозный смысл своего жизненного существования. Именно такой пример давали своим детям последний Российский император Николай II и его супруга Александра Федоровна...

Объем настоящей публикации не позволяет в полной мере представить разработанную систему аргументации и комментариев. Она выстроена нами по всем принципам воспитания детей в Царской семье. Следующим шагом является разработка и апробация образовательной программы для родителей на основе данных принципов.

По результатам настоящей работы можно сделать следующие

Выводы:

1.   В решении задачи родительского просвещения принципиальное значение имеет разработка образовательных программ, ориентированных на поддержку религиозного воспитания детей в семье.

2.    Исключительную роль в разработке таких программ имеет пример воспитания детей в Царской семье, анализ которого показывает, что ключевые «родительские компетенции» это умение стоять перед Богом во всех обстоятельствах и создавать нравственный уклад жизни семьи.

3.   Важнейшее условие, необходимое для активной ориентации современных родителей на пример Царской семьи, — комментирование значения религиозного воспитания в социальном плане, решении проблем современного детства.

Войтенко Татьяна Павловна

Войтенко Т.П. Воспитание детей в Царской семье как пример для современных родителей // Церковь. Богословие. История. 2022. № 3. С. 9-15.

Источники и литература

1. Антоний Сурожский, митр. Человек перед Богом / [сост. Е. Л. Майданович]. М., 22001.

2. Василий Великий, свт. Творения: в 4 ч. М.: Паломник, 1993. Ч. 3.

3. «Дарите любовь»: Дневниковые записи государыни императрицы Александры Феодоровны. М., 2011.

4. Кравцова М. М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. М., 2002.

5. Положение о Всероссийском конкурсе Центров и программ родительского просвещения. URL: https://disk.yandex.ru/i/tOQwm2IGDwID4g (дата обращения 09.12.2021).

6. Путь Царской семьи: «Не зло победит зло, а любовь» / сост. С. Милов. М., 2017.