Учитель никогда не должен быть политиком

Московская Сретенская Духовная Семинария

Учитель никогда не должен быть политиком

Архиепископ Амвросий Петергофский2975



Добрый вечер, уважаемые коллеги, дорогие братья и сестры!

Для меня большая честь сегодня выступать перед вами, поскольку я с трепетом и огромным уважением отношусь к учителям и вообще людям, связанным с воспитанием.

Прежде всего, хочу сказать, что я тоже преподаватель. Я, как и вы, читаю лекции и отвечаю за воспитание и возрастание юношей и девушек, это мой ежедневный труд.

Я понимаю задачи и трудности, с которыми встречаетесь и вы в ежедневной работе.

Монотонность проблем, одинаковые события, человеческая усталость — все это хорошо известно каждому из нас. Нередко, размышляя о том, как правильно было бы поступить в той или иной ситуации, я вспоминаю яркие примеры людей, которые отложились в сердце из моих школьных лет, когда я был по ту сторону образовательного процесса.

Вспоминаю, как важно было то, как себя ведет преподаватель, как он говорит, насколько он искренен.

Многие из моих преподавателей были хорошими профессионалами и искренними людьми. Моя первая учительница, я до сих пор храню память о ней, была очень благородным человеком. Она всегда очень скромно, но опрятно и со вкусом одевалась. Она была не очень эмоциональна, но умела подобрать именно те слова, которые нужны в данный момент. Она была сдержанна в чувствах, но никто из учеников не мог сказать, что обделен ее вниманием и любовью. Она не выделяла никого из нас, выдерживала здравое расстояние, но мы все уважали и любили её. Мы уважали ее потому, что встречаясь с ней вне стен школы, в другой, не школьной жизни – видели то же самое. Она не играла роли учителя, а была такой, как есть – и дома, и в школе.

Еще один мой школьный учитель, легендарный для моей школы преподаватель химии, мог быть достаточно жестким и вспыльчивым человеком, если кто то из нас приходил с невыученным уроком. Но вместе с тем – он умел так преподать свой предмет и так хорошо сам знал его, что мы не чаяли в нем души из-за этого. Уважали. И учили химию – чтобы не подвести его. Его ученики всегда блестяще сдавали предмет при поступлении в ВУЗ.

Потом, когда кому то вздумалось не выдавать мне аттестат об окончании школы из-за того, что я ходил в церковь, мне предстояло узнать моих преподавателей с новой стороны.

На каждый из выпускных экзаменов в мой класс приходили разные сотрудники городского отдела народного образования с заданием повлиять на преподавателя и значительно ухудшить итоговые оценки. Так вот, все эти люди, мои преподаватели, которых я любил и уважал – они не предали мою любовь. Никто из них не пошёл на компромисс с совестью и правдой. Да и сами присылаемые сотрудники, видно было, чувствовали себя неловко и относились с пониманием и сочувствием.

Единственный человек, который до конца пытался сделать все, чтобы мне не выдать аттестат зрелости – был школьный директор, давно уже бывший. Его я тоже до сих пор помню, не держу ни зла , ни обиды, но… не уважаю и вспоминаю о нём с сокрушением.

Вспоминаю и знаменитый рассказ Валентина Распутина, где молодая учительница французского помогает мальчишке, у которого совсем нечего есть, и ради этой помощи жертвует карьерой, работой вообще. Многие из нас наверняка знают этот рассказ.

Мальчишку присылают из бедной деревенской семьи учиться в школу, в город. Но у родителей нет возможности присылать ему еду. Он мечтает о молоке, картошке.

Лидия Михайловна, учительница французского, очень сочувствовала мальчику и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он упорно не принимал помощи. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал её обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в пристенок. А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает раз за разом копейки, на которые покупает себе на базаре молоко.

Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением, «совращением», но так и не разобрался по существу, что заставило её пойти на это.

Женщина уезжает к себе домой, на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.

Мне кажется, что такая жертвенность для учителя должна быть явлением естественным, органичным. Я сам верю в это.

В воспоминаниях позже Валентин Распутин писал, что это была действительно его учительница, а рассказ этот принес её подвигу известность и даже был экранизирован. Позже, уже в наше время, корреспондент газеты «Труд» нашел на Кубани совсем пожилую учительницу Распутина. Но она сказала, что память у нее уже не та, и никакого такого подвига она не помнит, а знаменитый ученик просто наговаривает на неё.

Мое выступление – это напоминание, прежде всего самому себе, о том, каким нужно быть. Напоминание о том, что молодые люди, которые доверены нам – нуждаются в нас. Несмотря даже на то, какими они бывают колючими, непонятными, неподатливыми. Такими были все мы.

Вспоминая своих школьных учителей, прежде всего отдаю себе отчет в том, что учитель никогда не должен быть политиком. Патриотом своей Родины – да, искренне любящим свою историю и землю – да, но не политиком. Поскольку меняется власть, меняются взгляды, строй, уклад политической жизни. Остаются только люди, которых мы воспитывали, которые помнят, насколько настоящими с ними были мы.

Священников и учителей часто сравнивают, и верно сравнивают, потому к нам во многом одинаковые требования от наших слушателей. Я хочу провести в этом сравнении еще одну параллель: как Церковь должна быть вне всякой политики, потому что политика нанесла и наносит много ран телу церковному, так и учителя и школа не должны заниматься политикой.

Обучать политической жизни – да, но не пропагандируя и не защищая тот или иной строй. Мы должны сеять вечное. Политика же – явление изменяемое и временное. Политикой пусть занимаются дома, в семьях, но не в школе и не в Церкви. Это мое личное мнение, с ним можно не соглашаться.

Директор моей школы был политиком, а остальные учителя оказались не столь последовательны в своих политических убеждениях. Время изменилось, изменилась вся жизнь, и им за это я благодарен до сих пор. В мире нет ничего нового, и, думаю, сейчас происходят похожие вещи.

Понимаю, что учителя моей юности, которых мы так любили и уважали – были прежде всего высоконравственными людьми. И до сих пор считаю, что эта черта – самая главная в этой великой и возвышенной профессии. Наши ученики будут всю жизнь помнить то, как мы проявили себя с ними.

Быть настоящим, искренним, недвуличным – главное требование, объединяющее и учителей и священников. Это требование главное и к родителям. Молодые люди, юноши и девушки – простят нам наши пробелы в знаниях, нашу неказистость, наши ошибки. Но никогда не забудут, если мы были двуличны и неискренни с ними.

Мы прекрасно знаем это каждый по своему опыту.

Позвольте сказать несколько слов о религиозном воспитании. Говоря об этом, прежде всего, приведу слова замечательного писателя Гилберта Честертона. Он писал, что «религиозное воспитание ребенка начинается не тогда, когда отец говорит с ним о Боге, а тогда, когда мать учит его говорить спасибо за вкусно испеченный пирог». Это важные слова. Религиозное воспитание – это не прямая проповедь о том, как правильно поступать, а как – нет; это не знание догм религии или ритуальных предметов и обрядов.

Все мы прекрасно понимаем, что современные дети живут вовсе не в информационном вакууме. Они – прекрасные, лучшие, чем мы, пользователи интернета. Они смотрят современное телевидение, они погружены в сегодняшнюю культуру и в посылы, которые эта культура им дает. И эта культура вовсе не безрелигиозна, а даже напротив – вполне себе мистична и религиозна. Герои современных фильмов, мультфильмов, текстов и игр – почти никогда не атеисты. Они пронизаны мистикой, но мистикой иной, не той, что была исторически сложена в нашем обществе.

Мы видим, как сильно пропагандируется именно религиозная составляющая: медитации, магические действия, языческие церемонии. Герои становятся совершенными, когда общаются с духами, медитируют. Герои становятся успешными, благодаря магии. Герои сами становятся магами и благодаря этому обретают сверхспособности. И эти вещи не остаются только в нарративном виде, после историю подхватывают средства маркетинга – и вот уже продаются волшебные предметы, волшебные палочки, волшебные книги, например. Казалось бы, это милая игра, но ведь она несет именно мистическую составляющую, замещая мистические и религиозные потребности, заложенные в человеке, маркетинговым суррогатом и ширпотребом. Это псевдорелигия, псевдомистика, но тем не менее, она очень активно проповедуется в молодежной среде.

Подлинное религиозное образование прежде всего должно научить человека самопознанию и созерцанию. Научить пониманию, что такое добро и что такое зло. Не навязать мое понимание добра и зла, а объяснить, почему с религиозной точки зрения поступать одним образом хорошо, а другим – нет. При этом объяснив и то, что свобода выбора всегда останется за человеком. Не пугать наказаниями свыше, а рассказать, как подобные поступки могут изменить жизнь – в худшую или лучшую сторону и почему она изменится.

На мой взгляд, это та основа, на которую позже нанизываются все знания, понятия, понимание человека о собственной роли в жизни. И главное, что именно этот возраст, почти еще совсем детство – самый благоприятный период для становления личности, вовлеченной в процессы мироздания. Потом молодого человека отвлекут от этого – карьера, необходимость развития прикладных навыков, погоня за успехом — и второй такой шанс представляется только в старости, если до нее повезет дожить. А созерцание, самопознание, размышление о глобальной роли меня, конкретного человека, в этом невероятно гармоничном, осмысленном и прекрасном мире – это, несомненно, религия. Поскольку наука не берется, да и не должна браться, объяснять эту область человека. Самую главную область, на мой взгляд. И этому нужно учить в годы школы. И в этом как раз состоит совместная задача школы и Церкви, школы и религиозных институтов.

Для меня остается непростой темой разделение предмета о религии на «Основы светской этики» и на «основы православной культуры». Создается впечатление, что на предмете ОПК мы должны говорить только о какой-то обрядовой, внешней составляющей православной культуры. А понимание добра и зла, совести, чести – остается в светской этике, которая позиционируется, как этика атеистическая, как бы это абсурдно ни звучало. Это в корне неправильно, на мой взгляд. Мне представляется, это должны быть уроки религиозной этики, уроки христианской этики, а не культуры, в случае с ОПК. Уроки, объясняющие мировоззренческие корни, этический опыт больше, чем культурный вклад религии и ее наследие в области традиций и искусства.

Потому что и Евангельская проповедь Христа – не о традициях, не о культуре еврейского народа и его истории. Христос проповедовал о том, что необходимо любить, о том, как научиться любить ближних, как стать совершенным человеком, то, как выстроить свои взаимоотношения с Богом и то, каким образом наследовать вечную жизнь.

Благодарю вас за терпение и внимание.

Слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Петергофского Амвросия на открытии Рождественских чтений в Петербурге 14 декабря 2017 года.


Источник: Санкт-Петербургская духовная академия

Точная ссылка на статью источника: spbda.ru/events/arhiepiskop-amvrosiy-uchitel-nikogda-ne-doljen-byt-politikom/



Новости по теме

Духовное образование и богословская наука (из доклада Патриарха на Архиерейском соборе 2017 года) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, собравшимися в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве 29 ноября 2017 года. Публикуем фрагмент доклада, посвященный духовному образованию и богословской науке.
«История реальная и вымышленная. Механизмы формирования образов» (+Фото +Видео). Встреча с епископом Тихоном (Шевкуновым) в Библиотеке иностранной литературы Епископ Тихон (Шевкунов) 4 июля 2017 года в Библиотеке иностранной литературы состоялась встреча с наместником московского Сретенского монастыря епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым), главным редактором портала Православие.Ru. Темой встречи стала фальсификация истории в художественных произведениях и публицистических высказываниях некоторых современных деятелей искусства. Особое внимание было уделено революции 1917 года и тому, как эта тема, а также образ Церкви того времени преподаются в ряде современных СМИ, какие мифы на этот счет активно пропагандируются. Также Владыка Тихон, являющийся секретарем Церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом, поделился новыми сведениями касательно ведущегося расследования.
«Приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию» Протоиерей Максим Козлов Реализация этой задачи позволит нам приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию.