Пастыри для пастырей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Пастыри для пастырей

562



Кто может наряду с самими священниками знать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются они в своем служении, с какими искушениями вынуждены бороться и какие недостатки им приходится исправлять в себе? Наверное, только духовники, принимающие у этих пастырей исповедь. О терниях священнического пути мы побеседовали с духовниками Санкт-Петербургской епархии архимандритом Никитой (Марковым) и Гатчинской епархии протоиереем Михаилом Юримским.


Совершенствоваться и гореть

— В Свято-Тихоновском университете 29 мая обсуждали вопросы пастырского призвания и проблемы оставления сана. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон сказал, что нередко оставление сана связано с разладом в семейной жизни священнослужителя. На ваш взгляд, насколько актуальна для наших священников эта проблема?

Протоиерей Михаил Юримский: Бывает, что человек, избравший для себя путь священства, отклоняется с него, ставит в приоритет материальное в ущерб духовному. И в наше время такие случаи нередки. Посмотрите на историю Русской Церкви: во времена преподобного Сергия Радонежского открывалось множество новых обителей. Верующие уходили в лес, подвизались. В монастырь шли с радостью, чтобы посвятить себя Богу. А сейчас люди мало думают об этом. Сколько у нас женских и мужских монастырей? А желающих поступить в братию нет, потому что в монастыре надо работать, трудиться, нести послушание. Люди хотят жить по своей воле: веселятся, радуются, отдыхают, загорают. Вот даже наша верующая молодежь, приезжая с Кипра, говорит, что ни в одном храме там не побывали, а только в море купались. Эта же молодежь идет в семинарию, и не у всех меняются взгляды на жизнь. Потом они становятся священниками, и вместо служения сами соблазняются и других соблазняют, как бы поудобнее устроиться да машину новую купить. Вот отсюда все беды и растут — нет горения у священников, они думают не о духовном, а о мирском. Отсюда и беды в семье часто происходят: погнавшись за удовольствиями, человек может и жене начать изменять. Надо укреплять дух священнослужителей. Поэтому я намерен закупить «Отечник проповедника» игумена Марка (Лозинского), мне нужно 200 экземпляров, и раздать нашим священникам. В этой книге собраны случаи из жизни святых отцов, как они жили, молились, проповедовали.

— Случается, что настоятели или благочинные ищут любого подходящего кандидата, не задумываясь о его способностях и призвании. Особенно это было актуально для 1990-х и начала 2000-х годов. Что можно и нужно делать с такими пастырями? Повышать уровень образования, проводить встречи с опытными священниками?

Архимандрит Никита (Марков): Если ты принял высокий сан священника, пусть даже и будучи не готов к нему, то совершенствуйся, самостоятельно читай Закон Божий, изучай Предание и Писание. Всё зависит от человека. Бывает, что, приняв поспешно сан, священник, не справляется, оставляет служение. Но надо понимать, что другого шанса не будет. Чаще всего люди исправляются: раз упадет, два упадет, но в конце концов одумается.

Протоиерей Михаил Юримский: Вот на то и существует в епархии духовник, чтобы наставлять священников. Я собираюсь просить у архиерея благословения посещать периодически все благочиния, проводить беседы со священниками: как правильно служить, какие молитвы читать, как общаться с прихожанами. В Сосновом Бору уже побывал. Священники довольны остались. Один из батюшек говорит: «Слава Богу, я после вас заглянул в книгу, почитал…» Значит, положительные сдвиги есть. Но это полдела. Немаловажно повышать уровень образования. Правильно сделал Патриарх Кирилл, что заставил учиться на заочном отделении тех священников, кто раньше не получил образования. Был в моей практике случай, однажды приехал я на один приход, идет богослужение. Вышел священник, начал с молебна, Евангелие читает в скуфье, потом заупокойные молитвы, потом еще какие-то, что я таких и не слышал никогда раньше. Каша. Если у священника нет образования, то нет и основы.




АРХИМАНДРИТ НИКИТА (МАРКОВ)

РОДИЛСЯ 29 АПРЕЛЯ 1955 ГОДА В ЛЕНИНГРАДЕ. В 1985 ГОДУ ОКОНЧИЛ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ. В 1991 ГОДУ — СПБДА. В ТОМ ЖЕ ГОДУ ПРИНЯЛ МОНАШЕСТВО И РУКОПОЛОЖЕН В СВЯЩЕННИКИ. ЯВЛЯЛСЯ НАСТОЯТЕЛЕМ МАРИЕНБУРГСКОГО ПОКРОВСКОГО ХРАМАГАТЧИНЫ. С СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА НЕС ПОСЛУШАНИЕ В НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ. В АПРЕЛЕ 1996 ГОДА ПЕРЕВЕДЕН В ЧИСЛО БРАТИИ И ВСКОРЕ СТАЛ БЛАГОЧИННЫМ ЛАВРЫ. ДУХОВНИКОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ ЯВЛЯЕТСЯ С 2004 ГОДА.

Молодость и хобби

— Говорят еще, что порою разлад в духовной жизни священников связан с тем, что сами пастыри не поручают никому духовного руководства над собой.

Архимандрит Никита (Марков): Да, у христианина должен быть свой доверитель, которому он не только исповедуется, но у которого получает благословение на брак, на венчание, на учебу. Духовник, зная ваше внутреннее устроение, может дать или не дать такое благословение. Это не только священников касается, но и вообще всех верующих. Человек, избрав путь благочестивого жития и доброго делания, должен обязательно иметь духовника, который будет сопровождать его на протяжении всей жизни.

— Сейчас часто говорят про выгорание священников, когда они внешне остаются служителями, но на деле оставляют пост, молитву. Даже Патриарх высказывался недавно на эту тему.

Протоиерей Михаил Юримский: Если я правильно понял, вы говорите о том, что священник охладевает к своему служению. Я думаю, это происходит потому, что некоторые подстраивают свое служение под мирскую жизнь, а надо делать наоборот. Есть священники, которые сильно увлечены каким-то хобби на стороне, например садоводством. Ему уже дела нет до храма, поскорее бы вернуться к своим растениям — там ему хорошо. Мне рассказывали про такой случай: суббота, начинается богослужение. А священник на рыбалке. Звонит колокол, а он отмахивается — не до того, мол. Это большой грех. Чтобы быть священником, нужно по-настоящему любить Бога.

Архимандрит Никита (Марков): Настоящими тружениками на церковной ниве были и остаются в основном люди старшего поколения. А молодое поколение бегает труда и послушания — по какой причине, мне непонятно. Но так происходит и в других областях: медицине, педагогике. Люди охладевают к труду. Если человек разочаровался — значит, не приучен как следует.

— Пусть так. Но как все-таки можно помочь таким священникам?

Протоиерей Михаил Юримский: Давным-давно я побывал на исповеди у архимандрита Кирилла (Павлова) в Троице-Сергиевой лавре. Он мне говорит: чтобы исправить человека, я даю ему епитимью — 150 раз прочитать Иисусову молитву и положить 12 поклонов. Тогда люди задумываются, а зачем они вообще встали у престола.




ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ЮРИМСКИЙ

РОДИЛСЯ В 1932 ГОДУ В ПОЧАЕВЕ. В 1959 ГОДУ ОКОНЧИЛ СПБДА И БЫЛ РУКОПОЛОЖЕН ВО ДИАКОНА. СЛУЖИЛ В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ ХРАМЕ ПОСЕЛКА СИВЕРСКИЙХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ПОСЕЛКЕ СУЙДА ГАТЧИНСКОГО РАЙОНА, А С 1963 ГОДА — В ПАВЛОВСКОМ СОБОРЕ ГАТЧИНЫ. В 1973 ГОДУ ПРИНЯЛ СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ САН. С 1986 БЫЛ НАСТОЯТЕЛЕМ ПАВЛОВСКОГО СОБОРА, А С 1991-ГО — ПОКРОВСКОГО СОБОРА ГАТЧИНЫ.

Церковь и мир: как совместить?

— Вот еще вопрос: общий кризис священнического призвания. Может, у нас среди молодых клириков, пусть и подспудно, появляется разочарование именно всё более растущим несозвучием церковной и мирской жизни, их поляризацией?

Архимандрит Никита (Марков): Я пока вижу другое: у нас остро стоит вопрос с материальным вознаграждением священника. Дальние приходы очень бедные. Как семью содержать? Что делать? Вот это, наверное, останавливает немалую часть тех, кто хотел бы послужить Богу.

— На многих приходах роль священника сводится только к совершению Таинства. А в остальных аспектах приходской жизни — воскресной школе, миссии, социальной работе — миряне справляются и без него. Может ли быть такое, что человек просто не понимает, зачем ему принимать сан, если и так можно служить Богу, в мирянском чине?

Архимандрит Никита (Марков): Как раз в этом не вижу никакой проблемы. Мирянская активность — это очень хорошо. Бывает, что у настоятеля — пять-шесть приходов. В Греции я такое встречал, в Псковской епархии. Батюшка приезжает, совершает Евхаристию, наставляет, как жить, потом едет на другой приход, там окормляет прихожан. А в остальное время приход живет своей жизнью. Это очень хороший вариант.

— Случается ли такое, что священник стесняется своего сана, как миряне, бывает, стесняются признаваться в своей вере? И если да, то в чем причина?

Протоиерей Михаил Юримский: Бывает. Причина — слабая вера. А там, где слабая вера, недалеко и до других грехов. Приходит священник на свадьбу в светской одежде и не афиширует своего сана, танцует наряду со всеми. Был у нас случай: один танцевал-танцевал, в итоге стал свою супругу притеснять, ушел к другой. Нужна вера, чтобы противостоять искушениям. Зашел священник в кафе чай выпить — пусть перекрестит свою трапезу. Будут смеяться? Да, будут. И надо мной смеялись: поп, поп. Да, поп. Время-то было какое — я ведь с 1958 года диаконом служу. Даже перекреститься было непросто. Но я решил, что не отступлю. Сейчас даже нравится, когда на меня смотрят по-другому, хотя раньше я этого боялся.

Архимандрит Никита (Марков): Бывают случаи, когда не стоит нарочно обнаруживать сан. Чтобы люди не думали, что священник делает это специально, красуется. Но если спросят, то, конечно, нужно достойно отвечать о своем служении, рассказывать.

— Вы принимаете ставленническую исповедь. Можете назвать наиболее распространенные среди ставлеников предрассудки относительно священства?

Протоиерей Михаил Юримский: Я не могу раскрывать тайну исповеди. Но скажу, что предрассудки встречаются в основном у тех, кто недавно пришел к вере, год-два послужил в алтаре и вот теперь рукополагается. Но таких сейчас мало: все обязаны получать образование.

 Расскажите об основных ошибках в общении священников со своей паствой.

Протоиерей Михаил Юримский: Наш долг, чтобы человек, однажды придя в храм, захотел вернуться. Встречать каждого с любовью и терпением. А то ведь как бывает: придет убитый горем человек, а его гонят за то, что не так одет, не так выглядит. Надо человека успокоить, наставить, открыть путь в Царствие Небесное и не сбивать человека с этого пути. Относиться с любовью ко всем. Мне много что может в вас не нравиться: как одеты, как креститесь. Если что-то действительно неправильно, то скажи об этом с любовью, мягко. Отношение священника к своей пастве должно укрепляться любовью.

Архимандрит Никита (Марков): Важно, чтобы люди в священнике видели священника. Не опускаться до панибратства. Всегда помнить о своем сане. Какие священники нравятся людям? Те, что всегда за молитвой, всегда подобающе себя ведут.

— А как насчет ошибок в отношениях друг с другом?

Протоиерей Михаил Юримский: Постоянно такое происходит — раздражение, нелюбовь. Придешь на богослужение, а там жалуются на жизнь: «Меня поставили служить, а ведь надо на дачу ехать, картошку окучивать, веранду делать». И начинаешь на такого человека злиться. А нельзя.

Архимандрит Никита (Марков): Главное, чтобы в алтаре были благополучие и понимание, чтобы не было вражды между собратьями. Мир в алтаре — мир на приходе.

— Нередки случаи, когда священник считает всё поступившее в церковную кружку своим (за исключением того, что он должен отдать в епархию). По-видимому, это ведет к потребительскому отношению к служению и прихожанам.

Архимандрит Никита (Марков): Очень велико искушение, да. Соблазн. Особенно если ты один на приходе… Сребролюбие — корень многих грехов. Но ведь его и видно, не скроешь: и дом у священника растет, и дача, и машина дорогая, а в храме крыша течет и пол проваливается. Тут надо решать на уровне епархии, обычно архиереи таких настоятелей урезонивают.

Источник: Вода живая

Точная ссылка на статью источника: aquaviva.ru/journal/pastyri_dlya_pastyrey