Епископ Каскеленский Геннадий: «Христианину свойственно исполнять свой религиозный долг там, где его призвал Господь»

Московская Сретенская Духовная Семинария

Епископ Каскеленский Геннадий: «Христианину свойственно исполнять свой религиозный долг там, где его призвал Господь»

3066



1 сентября 2016 года в Астане состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с министром образования и науки Казахстана Е.К. Сагадиевым, в ходе которой министр вручил лицензию Алма-Атинской православной духовной семинарии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Во встрече  принял участие ректор Алма-Атинской Православной Духовной семинарии епископ Каскеленский Геннадий. Мы попросили владыку Геннадия прокомментировать это событие, а также поговорили с ним на другие важные темы.

- Владыка, в чем значение произошедшего события, что дает получение этой лицензии?

- Глубоко символично, что в День знаний, 1 сентября, из рук министра мы получили лицензию на ведение образовательной деятельности. Это стало важным этапом в развитии Алма-Атинской православной духовной семинарии. Теперь мы можем сказать, что  получили определенный статус, признаны государством и теперь имеем право реализовывать  свои программы  богословского образования по подготовке специалистов (бакалавров)  в области православного богословия. Это позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее.

Отмечу, что мы в Казахстане не ставим целью войти в систему высшей школы.  Это нам не нужно, и даже, на мой взгляд, повредит делу решения тех задач, которые ставит перед собой духовная семинария.

- Каких задач?

- Подготовить не столько высоко профессиональных теологов, сколько будущих пастырей.  Многое из того, что существует в семинарии и чем мы дорожим, в принципе не может быть описано в рамках образовательных подходов высшей школы.  Например, мы всегда говорим, что аудиторией №1 в семинарии является храм, в котором совершаются утренние, вечерние молитвы, молитвы в течение дня, регулярные богослужения. Можно ли к молитвенной практике применить определение  «практические занятия»? Важное средство воспитания будущих пастырей - система послушаний. Ее тоже невозможно отразить ни в одном нормативном документе.    Наша семинария – плод  многолетней традиции духовного образования, которая уходит корнями в  XVII век, к  братьям Лихудам и основанной им Славяно-греко-латинской академии.  Мы не преследуем цели, чтобы наши выпускники получали  диплом государственного образца, мы выдаем дипломы на бланках, которые получаем из Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Мы понимаем, что священнослужителям, которые будет нести свое служение в городах и селах Казхстана, часто в непростых условиях, в иной  религиозной среде, нужно не столько владеть тонкостями диалектики, сколько быть просто крепким духом человеком. Эти качества следует воспитывать на каждом приходе, в каждой воскресной школе, тем более, в духовной семинарии.

В то же время, конечно, нужно в определенной степени синхронизировать наши образовательные программы  с  программами гуманитарного образования в Республике.  Когда мы готовились к получению лицензии,  ввели новые предметы - История Казахстана и казахский язык, - стали большее внимание уделять изучению истории  философских учений, закупили новые учебные пособия, по  которым обучаются в высшей школе  Республики Казахстан.

Все это, конечно, сделано не в ущерб классическим семинарским дисциплинам,  преподавание которых требуется  в программах бакалавриата, предусмотренных Учебным комитетом нашей Церкви.

Убежден, что перед Митрополичьим округом стоит задача сохранения традиционной семинарии и наряду с этим создания  светского учебного заведения, выпускники которого получали бы диплом государственного образца по ряду специальностей,  в том числе по специальности «теология».  Одновременно такой светский университет может готовить религиоведов, психологов,  филологов.  Решить эту задачу возможно только на общецерковном уровне. Здесь нам не обойтись без деятельного участия  ведущих  православных  высших учебных заведений  Российской Федерации, таких как Богословский Свято-Тихоновский  Университет,  Университет святого апостола  Иоанна Богослова.

Мы отдаем себе отчет в том, что эту задачу не решить и без политической воли  руководства Республики Казахстан и Российской Федерации.  В нашей стране есть  хороший пример:   в 2003 году на основе договоренностей между Президентом РК Н. Назарбаевым и руководством Арабской Республики Египет в Алматы был создан Университет исламской культуры «Нур».

-В Алма-Атинская семинарии было уже три выпуска. Выпускники остаются служить в Казахстане?

- Да, практически все выпускники остаются в Казахстане. Семинария уже позволила в значительной степени утолить кадровый голод в Алматы и в центрах новооткрытых епархий  Митрополичьего округа.   Мы подготовили   порядка 80 священнослужителей.    Правда, пока не все они  защитили  дипломные работы. В  Астанайской епархии  давно существует  негласное правило, что  священнослужителя отпускают  на постоянное место жительство в Российскую Федерации не менее чем через пять лет служения в Казахстане. 

- То есть в основном люди хотят уехать?

-  Не могу сказать, что  среди обучающихся преобладает такое настроение. Большинство из них  воспринимают Казахстан как свою родину и желают послужить православному народу  в нашей Республике. Тем более, что в семинарии немало студентов  самых разных национальностей,  родившихся от смешанных браков.  Самое главное, большинство понимает, что  служение священника здесь, в Казахстане, востребовано. 

- Несмотря на то, что Казахстан - исламская стана?

- Да,  Казахстан – исламская страна. Но православное население здесь тоже должно чувствовать себя комфортно, уверенно. Поэтому наша Церковь в Казахстане  активно строит храмы и духовные центры.  И так много зависит от священника,  насколько  хорошо  он сможет организовать  приходскую работу,  чтобы люди здесь ощущали всестороннюю поддержку!

Источник: Учебный комитет Русской православной церкви