Мониторинг Научных статей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мониторинг Научных статей

Иов, Плотин, Платон Роман Светлов

В статье рассматривается специфическая сторона античной аскезы: вопрос о забвении земного существования. Сопоставляются типы аскетического опыта, зафиксированные в библейской «Книге Иова», а также в античной платонической традиции. Сравнение дискурса моралистически-религиозного и философского показывает целый ряд созвучных моментов.

Платон и Фукидид Роман Светлов

Если в течение долгого времени наследие Платона рассматривалось преимущественно с точки зрения выраженной в диалогах рефлексии по поводу предшествующей и современной ему философской традиции, то с конца ХIХ столетия все большее внимание привлекают иные интертекстуальные и идейные параллели.

Миф из диалога «Политик» и первая «Битва за историю» Роман Светлов

Платоновский диалог «Политик», зачастую остающийся за рамками исследовательского интереса платоноведов ставит перед учеными целый ряд задач. Будучи настоящей «смесью» из различных методов, тем, стилей письма, диалог в глазах его переводчиков и толкователей «рассыпается» на отдельные фрагменты, для «собирания» которых требуются немалые усилия.

Современные исследования византийского богословия и философии Священник Игорь Иванов

Еще в начале ХХ века западные исследователи, так или иначе, высказывали свое мнение о византийской философии в контексте общих трудов по византийской литературе или культуре. Так, классик византинистики, Карл Крумбахер полагал, что византийская философия имеет, в общем, такой же характер, как и современная ей западная философия.

Идея «Пайдейи» в античности и в современности

В прошлом столетии В. Йегер, один из апологетов т.н. «третьего гуманизма» привлек внимание к теме античной пайдейи (воспитания). Известно, что в Древней Греции именно это понятие занимало то семантическое место, которое мы отдаем понятию «культура». «Пайдейя» — все, что имеет отношение к воспитанию, взращиванию, вскармливанию. Осмысление этого понятия невозможно без обращения к еще одному греческому слову, «фюсис», «природа». Воспитание — это взращивание природных задатков, «породы», заложенной в каждом из нас. В некотором смысле пайдейя вполне относима не только к людям, но и к животным: жеребенка точно также нужно кормить и воспитывать, чтобы он стал Букефалом.

«Португальский Аристотель» Педро да Фонсека: комментарии и философия Шмонин Д.В.

В отличие от гуманистов, «открывших» античную философию в XV в., схоластика эпохи Ренессанса и Контрреформации не прерывала связи с античной мыслительной традицией. В первую очередь это относится к аристотелизму, который и в XVI столетии оставался фундаментом целостных представлений о мире, человеке и его познавательных способностях, нашедших свое выражение в учениях второй схоластики. 

Человек в системе философии Филона Александрийского Добыкин Д. Г.

По Филону, для человека возможно прежнее общение с Богом, прежнее созерцание Его сущности, которыми он пользовался в то время, когда еще был чистым и совершенным духом. И вся разница, какая заключается между ним и существами небесными, состоит только в том, что для последних общение с Богом и участие в Божественной жизни существуют в действительности, а для человека только в возможности. Обращение этой возможности в действительность и составляет главную цель земной жизни человека.