Мониторинг Научных статей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мониторинг Научных статей

Авраам — отец веры

Авраам — одна из важнейших личностей в человеческой истории. Три религии — иудаизм, христианство и ислам — возводят к нему свои корни; религиеведами они так и называются авраамические, а сам Авраам зовется отцом верующих.

Проблематика датировки Исхода в свете современных археологических данных Иеромонах Кирилл (Порубаев)

В современном научном сообществе Исход Израиля из Египта и последующее завоевание земли обетованной является не более чем одной из точек зрения в вопросе появления, формирования израильского народа, по этой причине необходимо рассмотреть также и другие, так называемые альтернативные теории. В данном докладе рассматриваются библейские фрагменты, посвященные Исходу из Египта, а также мнения о происхождении израильского народа, которые являются наиболее распространенными на сегодняшний день.

Войти в Ковчег Сергей Худиев

Библейский Потоп — образ, настолько глубоко вросший в русскую, и, шире, европейскую культуру, что многие из нас знали о нем задолго до того, как впервые увидели Библию.

Евхаристия Ветхого Завета Протоиерей Дмитрий Юревич

Верующий Ветхого Завета не знал Евхаристии в том смысле, как она известна христианам – как бескровная жертва благодарения Богу. Новозаветная евхаристическая жертва являет собой продолжающуюся во времени единственную и уникальную жертву, принесенную две тысячи лет назад во искупление людей Единородным Сыном Божиим, ради этого ставшим Сыном Человеческим. Это, однако, не означает, что ветхозаветный верующий был абсолютно лишен евхаристических переживаний и размышлений.

Проблематика «сакрального центра» в Библии: перспективы Ветхого и Нового Завета Тихомиров Б.А.

При всех различиях в исследовательских подходах, методах, задачах религиоведения и богословия вряд ли серьезным будет отказывать этим дисциплинам в широких полях соприкосновения. Очевидно есть области для возможного и плодотворного сотрудничества. В качестве таковой нужно признать разработку концепции «священного» Р. Отто, проведенную на основе богословского, философского и религиоведческого анализа, получившую практически всеобщее признание и ставшую основополагающей в религиоведческих исследованиях на Западе в ХХ столетии.

Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово Протоиерей Михаил Браверман

Краткая и динамичная, непохожая на все другие ветхозаветные писания книга пророка Ионы, что это – притча, иносказание? Образный рассказ о том, как человек, не желая исполнить волю Бога, бежит от Него, а Бог через скорби и жизненные обстоятельства человека настигает? Или же действительно был Иона три дня «во чреве китове», а затем Бог спас его?

Вопрос о Начале. История Начала Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Ветхий Завет рассказывает, как JHWH открыл Себя в чудесных делах спасения, но и в неподкупных судах, как Бог Израиля. JHWH некогда призвал Авраама из всех народов и обещал ему и его потомкам благословение. Он вывел отцов из Египта и заключил с ними договор (завет) на Синае. Израиль — народ-собственность Бога, избранный Им из всех народов. И, тем не менее, Библия открывается не этой историей избрания.

О происхождении понятия «день Господень» Максим Нефедов

День Господень будет Днем суда не только над врагами Израиля (Ам 1 – 2,3), но и над самим Израилем также. И причиной суда становятся даже не вопросы религиозной принадлежности, но нарушения основополагающих нравственных норм и деяний, которые по общим меркам мира Древнего Востока могли быть расценены как кощунство и святотатство (Ам 1:9,13; 2:1).

Вопросы канона Ветхого Завета в отечественном богословии ХІХ в. Б.А. Тихомиров

От протестантского же учения православное существенно отлично признанием неканонических книг неизменной частью Священного Писания, как книг священных и всегда содержимых Церковью, вызывающих общее почтение и благоговение.

Библейская и европейская Вавилонские башни по творениям святителя Николая Сербского (Велимировича) Протоиерей Виктор Василевич

Автор статьи, преподаватель Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич, основываясь на творениях святителя Николая Сербского, толкует отрывок из Библии, в котором рассказывается о строительстве Вавилонской башни, а также, вслед за мыслью святителя, развивает концепцию новой, второй Вавилонской башни – Европы XX века, века больших технологических прорывов, но также и века войн и потрясений.