Мониторинг Научных статей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мониторинг Научных статей

Влияние государственного атеизма на жизнь Русской Православной Церкви в 1960-1980-е годы Профессор А. А. Федотов

На фоне антицерковной реформы приходского управления и массового закрытия храмов, власти дали разрешение Русской Православной Церкви (и некоторым другим конфессиям в СССР) на установление экуменических контактов с целью закамуфлировать преследование религии. В 1961 году РПЦ ходатайствовала о принятии ее во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) – это ходатайство сразу же было удовлетворено. Отвлекающий маневр удался: ВСЦ и весь мир ликовали – Церкви в СССР свободны. Церковные деятели Московской Патриархии должны были представлять своим западным собеседникам церковную жизнь в СССР, как нормальную и свободную и опровергать любой намек на репрессии против верующих, как клевету. Ради сохранения Православной Церкви в России во время гонений, ее иерархии, приходилось порой идти с властью на подобные компромиссы


Русская церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Хельсинки Профессор Шкаровский М.В.

В 1926 г. в Хельсинки группой русских эмигрантов было создано и зарегистрировано братство святителя Николая Чудотворца с целью совершения регулярных богослужений по старом (юлианскому) стилю, так как Финляндская Православная Церковь перешла на григорианский календарь. Главной святыней братства была икона свт. Николая Чудотворца, которая сейчас находится в Никольском храме на аналое с правой стороны. В том же году основатели братства – В.С. Синькевич, П.М. Мошкарев, А.К. Васильева посетили в Выборге убежденного сторонника сохранения старого стиля — протоиерея Григория Светловского. Когда к концу 1926 г. окормляемая о. Григорием Покровская Выборгская русская община прошла официальную регистрацию (устав был уже утвержден правительством (сеймом) 23 декабря), Никольская община в Хельсинки также подала прошение, и весной 1927 г. получила регистрацию от Государственного совета Финляндии в качестве частной религиозной организации и составной части Выборгской православной общины

Особенности развития Русской Православной Церкви Профессор А. А. Федотов

Русская Православная Церковь, получившая в 1943 году определенную свободу, возможность проведения Архиерейских и Поместных соборов, избрания Патриарха и Синода, в 1945 году принявшая, признанное государством «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в 1943–1958 переживала особый период своей внутренней жизни

Старообрядцы СССР в годы Великой Отечественной войны Шкаровский М.В.

В советский период все старообрядческие толки и согласия чрезвычайно сильно, больше чем другие конфессии, пострадали от антирелигиозной политики государства. В это время со старообрядцами произошло то, что не могли сделать ни гонения, ни пытки прошлых веков: многие отошли от веры отцов

Русская Православная Церковь и религиозная политика нацистской Германии в годы Великой Отечественной войны Шкаровский М.В.

Политика нацистской Германии в отношении Православных Церквей, прежде всего Русской, претерпевала существенную эволюцию и разделена на два заметно различающихся между собой этапа: 1933 — весна 1941 и лето 1941-1945

Церковно-историческая школа Санкт-Петербургской духовной академии (вторая половина XIX – начало XX вв.) Карпук Д.А.

Доклад на II межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира «Крещение Руси: исторический путь Русской цивилизации», Оренбургская духовная семинария, 10 февраля 2015 г

Монашество перед вызовами революционной эпохи Запальский Г. М.

Доклад Г.М. Запальского, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, 26–27 января 2017 года.

Духовно-просветительская деятельность афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в России во второй половине XIX — начале XX века М.В. Шкаровский

Во второй половине XIX — начале XX века русский афонский Свято-Пантелеимонов монастырь (Руссик) вел очень значительную духовно-просветительскую деятельность в России. Эта деятельность в основном осуществлялась через многочисленные подворья и метохи монастыря

Александро-Невская Лавра в годы Первой мировой войны Шкаровский М.В.

К началу Первой мировой войны Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра находилась на вершине своего двухвекового развития. Сотни людей ежедневно приходили в Свято-Троицкий собор преклонить колени перед мощами святого благоверного князя Александра Невского, образом Владимирской Божией Матери, принадлежавшим по преданию самому князю, иконой Нерукотворного Спаса с частицей ризы Господней и другими лаврскими святынями

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны М.В. Шкаровский

Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем очевиднее становится та значительная роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в победе над нацизмом. Складывавшиеся веками на­циональные и патриотические традиции Русского Православия оказа­лись сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения, верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором

Община Князь-Владимирского собора в годы Великой Отечественной войны М.В. Шкаровский

Важным переломным этапом в истории как Русской Православной Церкви и Санкт-Петербургской епархии в целом, так и общины Князь-Владимирского собора, стали тяжелые и героические годы Великой Отечественной войны

Католики в блокаду М.В. Шкаровский

К началу Великой Отечественной войны в «северной столице» России из 10 действовавших до 1917 г. католических храмов остался лишь один — Французская церковь Божией Матери в Ковенском пер., 7 (с 1945 г. стала именоваться церковью Лурдской Божией Матери)

Святейший Патриарх Тихон и Санкт-Петербургская (Петроградская) епархия М.В. Шкаровский

Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) является одним из самых известных московских святителей, однако значительная часть его биографии связана с Санкт-Петербургом

Правило веры и образ кротости: светлой памяти архиепископа Михаила (Мудьюгина) Волужков Д.В.

В ХХ веке в Русской Православной церкви было немного столь ярких и неординарно мыслящих людей, как архиепископ Михаил (Мудьюгин). Искренность в отношениях с Богом и людьми, разностороннее образование – характерные черты его личности

Религиозная жизнь блокадного Ленинграда по новым документальным источникам М.В. Шкаровский

Обращение к Церкви в блокадном Ленинграде носило массовый характер, более значительный, чем в большинстве с других районов страны. Религиозный фактор сыграл очень существенную роль в обороне города

Блокадное служение Патриарха Алексия (Симанского) Михаил Шкаровский.

Самые яркие страницы жизни и церковного служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (в миру Сергея Владимировича Симанского) были связаны с его деятельностью в блокированном Ленинграде

Значение подвига новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни Федотов А.А.

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления

Почитание новомучеников Санкт-Петербургской епархии М.В. Шкаровский

Отличительными особенностями истории Русской Православной Церкви и других конфессий в СССР в XX веке были ожесточенные гонения со стороны безбожных властей и мужественное стояние за Веру Христову целого сомна новомучеников и исповедников. Установление советской власти в октябре 1917 г. привело к беспрецедентным со времен преследований христиан в первые века нашей эры гонениям на христианство в России


Митрополит Питирим (Окнов) — последний епархиальный архиерей Петрограда профессор, доктор исторических наук С.Л. Фирсов

Последний епархиальный архиерей Петрограда эпохи императора Николая II — митрополит Питирим (Окнов; 1858 — 1919), пожалуй, одна из наиболее пререкаемых исторических личностей того времени. В течение многих лет исследователи писали о нем немного, но преимущественно критически, связывая имя владыки с именем сибирского странника Григория Распутина и называя одним из наиболее активных деятелей «камарильи»

Церковно-общественный вестник» как орган либерально-общественного направления в духовной публицистике в эпоху императора Александра II Д.А. Карпук

В начале 1860-х гг. по всей России, но главным образом пока в Москве и Санкт-Петербурге, учреждаются и начинают выходить новые периодические издания, отвечающие требованиям и вызовам времени

Разработка истории Киевской митрополии в Санкт-Петербургской духовной академии в конце XIX – начале XX вв Карпук Д.А

Каждая из дореволюционных академий, несмотря на общность уставов, имела свою специфику, обусловленную собственной историей, а также географическим положением

Русская Православная Церковь и государственно-церковные отношения в СССР в годы Великой Отечественной Войны Шкаровский М.В.

Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем очевиднее становится та значительная роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в победе над нацизмом


К вопросу о пастырском служении православных священнослужителей в годы Первой мировой войны среди русских военнопленных на территории Германии и Австро-Венгрии. Карпук Д.А.

Роль и значение духовенства Русской Православной Церкви в период Первой мировой войны еще не раскрыты. И речь здесь идет не только и не столько о военном духовенстве. Ведь было много и тех, кто, находясь в тылу, иногда самом глубоком, оказывал духовную и материальную поддержку русским воинам на поле брани. Отдельного внимания заслуживают также те священнослужители, которые сами, оказавшись в тяжелой ситуации, попав в плен, проявляли всяческую пастырскую и духовную заботу о русских пленных воинах

Санкт-Петербургские (Ленинградские) Духовные школы в период антицерковных гонений конца 1950-х – 1960-х г. Михаил Шкаровский

После временного ожесточения религиозной политики в СССР в 1953-1954 гг. середина 1950-х гг. была относительно благоприятным временем для Церкви, и духовное образование в тот период успешно развивалось

Девятьсот дней в аду Шкаровский М.В.

На протяжении всей блокады богослужения проходили в переполненных храмах. Конкретное число ленинградцев, посещавших богослужения, указать невозможно, однако сохранились многочисленные свидетельства очевидцев. Так, один из прихожан Князь-Владимирского собора позднее вспоминал: «Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенки, а мужчины даже в скуфьях… Вопреки опасениям, посещаемость собора нисколько не упала, а возросла. Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды».

Церковь в блокадном Ленинграде М.В. Шкаровский

К началу Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области осталась 21 действующая церковь, больше чем в любой другой епархии Советского Союза (в границах 1939 г.), кроме Московской. Однако подавляющее большинство из этих храмов — 16, как уже говорилось, находились в Ленинграде и пригородах и, таким образом, все районы области представляли собой «церковную пустыню».

Политическая деятельность митрополита Евлогия (Георгиевского) Священник Вячеслав Мельниченко

В начале XX века в Российской Империи сложилась уникальная ситуация, когда в первый законосовещательный орган России Государственную думу могли избираться представители Церкви. Одним из самых видных церковных деятелей в Государственной Думе был владыка Евлогий (Георгиевский).

Александр Дмитриевич Самарин. История возникновения и деятельности Союза объединенных приходов г. Москвы. К оценке личности Протоиерей Димитрий Сазонов

В статье представлен анализ деятельности бывшего обер-прокурора Святейшего Синода А.Д. Самарина на посту председателя Союза объединенных приходов г. Москвы, а так же, его деятельность в качестве члена Поместного собора 1917-1918 гг., указывается значение, какое придавали Святейший Патриарх Тихон и члены Собора приходской реформе и возникающим на их базе союзам и братствам, которые стали мощной моральной силой противостоящей Советской власти.

Отражение судебных споров по Свято-Никольскому собору Нью-Йорка с 1944 по 1953 гг. в материалах Государственного архива Российской Федерации. Часть 2 Священник Евгений Доля

Продолжаем знакомить читателей портала с хроникой судебного разбирательства по затянувшемуся спору о праве собственности на Свято-Никольский собор в Нью-Йорке.

Деятельность протоиерея Кассиана Богатырца в Буковинской епархии в первой половине XX века Гаина Дмитрий

Среди выдающихся уроженцев Буковинского края особое место занимает протоиерей Кассиан Богатырец, о жизни которого читателям расскажет эта публикация. Он был видным церковным и общественным деятелем на Украине в первой половине XX века. Автор статьи – студент II курса магистратуры Московской духовной академии,отделения Церковной истории.

Украинская православная диаспора на Австралийском континенте Архимандрит Иларион (Мокрицкий)

В статье исследуется современное состояние украинской православной диаспоры на Австралийском континенте, делается экскурс в историю эмиграции поселенцев из Украины в Австралию, подчеркивается значение украинской диаспоры в формировании местных юрисдикций различных поместных Церквей, присутствующих на материке, делается попытка характеристики перспективности развития украинской православной паствы в указанном регионе. Автор статьи – аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия, насельник Киево-Печерской Лавры.

Борьба за существование Ленинградской Духовной Академии в 1964 г. Михаил Шкаровский

Стабильность статистических показателей церковной обрядности свидетельствовало о востребованности молодым поколением Церкви как духовного и социального института вопреки антирелигиозным установкам советских идеологов. И это стало основой для нового развития Духовных школ.

Князь Владимир как символ историко-культурного наследия России для русской эмиграции 1920-1930-х гг. М.В. Шкаровский

Статья посвящена почитанию святого князя Владимир в русском зарубежье в 1920-1930-е гг. Рассматривается вопрос об особенностях этого почитания и о той роли, которую играла в нем Русская Православная Церковь за границей.

Связи духовной академии и университетов в Санкт-Петербурге в начале ХХI века: pro et contra Протоиерей Константин Костромин

Связи духовной академии с университетами носят широкий, но непостоянный и неравномерный характер, что обуславливается разностью систем духовного и светского образования.

Экономическая деятельность Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга в XX веке Шкаровский М.В.

К началу революционных потрясений 1917 г. Воскресенский Новодевичий монастырь оставался крупнейшим в Петроградской епархии. В обители действовали пользовавшиеся общероссийской известностью иконописная, золотошвейная и ковровая мастерские. Значительная часть составлявшего около 1 млн. рублей монастырского капитала шла на благотворительную деятельность, в частности на содержание больницы, детского приюта, богадельни для сестер.

Связи русского монашества Афона и Императорского Православного Палестинского Общества Шкаровский М.В.

Во второй половине XIX – начале XX веков существовали многообразные и тесные связи русского монашества Афона с Императорским Православным Пале­стинским обществом и Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. Русские святогорцы оказывали существенную помощь в создании новых монастырей и храмов на Святой Земле. Афонский Свято-Пантелеимоновский мона­стырь служил моральной поддержкой для русских организаций на Востоке.

Советское государство и «советская Церковь» М. В. Шкаровский

Истории обновленческого движения, появившегося в Русской Церкви в 20-х гг. ХХ века, посвящено множество исследований. Однако корни обновленчества, его истоки не подвергались детальному анализу. Вниманию читателей предлагается статья доктора исторических наук М. В. Шкаровского, посвященная истории отношений государства и Церкви в ХХ в.

Афонские традиции Санкт-Петербурга и их возрождение в XXI веке М.В. Шкаровский

В связи с празднованием в 2016 г. 1000-летия русского монашества на Афоне афонская тематика вызывает значительный интерес в Петербурге, что способствует возрождению афонских традиций. Они были заложены в середине XIX в., прежде всего, благодаря установившимся тесным взаимоотношениям Александро-Невской лавры и русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (Руссика).

Свято-Троицкий Линтульский монастырь в Финляндии М.В. Шкаровский

Одним из важных центров распространения Православия в Финляндии в XX веке был Свято-Троицкий Линтульский монастырь. Первая женская обитель в Великом княжестве Финляндском была основана в 1890-е гг. при активном участии святого о. Иоанна Кронштадтского. Она сразу начала активную благотворительная деятельность. Так во время русско-японской войны сестры Линтульской общины передали в 1905 г. здание усадьбы «Мир», пожертвованной им будущим схимонахом Иннокентием (Сибиряковым), для устройства военного госпиталя и санатория, который содержался за счет вдовствующей императрицы Марии Федоровны (матери Николая II).

Значение Русской Православной Церкви для победы в Великой Отечественной войне М.В. Шкаровский

Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем очевиднее становится та значительная роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в победе над нацизмом. 22 июня 1941 г., Германия напала на Советский Союз. Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между государством и жестоко преследуемой в 1920-е – 1930-е гг. Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками на­циональные и патриотические традиции Русского Православия оказа­лись сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения на них, верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором.

Новомученик пропст Фридрих Ваккер М.В. Шкаровский

Фридрих Ваккер является одной из самых значительных фигур не только в истории немецкой лютеранской общины Санкт-Петербурга 1920-х гг. В первые послереволюционные годы он уже был пропстом Правобережья Волги. После начала в 1921-1922 г. страшного голода в Поволжье Фридрих Ваккер стал активным участником помощи голодающим, координатором Национального Лютеранского Совета, поставлявшего продовольствие в Поволжье. Его деятельность помогла спасти сотни жизней, однако заграничные связи пропста негативно оценивались советскими властями.

Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор). Главы 1 и 2 М.В. Шкаровский

Один из самых известных храмов России, Николо-Богоявленский Морской собор, является прекрасным памятником русского зодчества середины XVIII века. История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями Российского флота. Доктор исторических наук Михаил Витальевич Шкаровский в публикуемой статье описывает обстоятельства возникновения храма и его историю в дореволюционный период.

Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор). Глава 3 М.В. Шкаровский

Во время Великой Отечественной вой­ны Русская Православная Церковь заботилась о защите Родины. Верующие как могли участвовали в оказании помощи обороне страны. Не были исключением и прихожане Николо-Богоявленского собора в Ленинграде. В центре внимания М.В. Шкаровского – жизнь священнослужителей и причта собора во время войны, а также их подвиг во время блокады города. Автор прослеживает историю храма вплоть до наших дней.

Советское государство и «советская Церковь» М.В. Шкаровский

Истории обновленческого движения, появившегося в Русской Церкви в 20-х гг. ХХ века, посвящено множество исследований. Однако корни обновленчества, его истоки не подвергались детальному анализу. Данная статья доктора исторических наук М.В. Шкаровского, посвящена истории отношений государства и Церкви в ХХ в.

Значение русской церковной эмиграции и источники ее изучения Шкаровский М.В.

Одной из самых заметных страниц в истории России XX века было появление и дальнейшая судьба миллионной русской эмиграции, в том числе церковной. Около 90 лет прошло со времени ее образования, но целый ряд соответствующих тем, несмотря на очевидную научную значимость, до сих пор не подвергался глубокому исследованию.

Русская Православная Духовная Миссия в Корее М.В. Шкаровский

Статья доктора исторических наук М.В. Шкаровского предоставляет возможность познакомиться с историей появления и развития Русской духовной миссии на Корейском полуострове.

Греческая церковь Санкт-Петербурга в XX веке М.В. Шкаровский

Обширный каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в византийском стиле по проекту известного петербургского архитектора Р.И. Кузьмина был построен для греческой общины в столице Российской империи в 1861–1866 гг. Место для трехпрестольной церкви было выбрано у Лиговского канала в районе традиционного расселения греков, где еще в XVIII в. существовала их слобода.

Влияние Святой Горы Афон, как «символа русского православия» после возникновения СССР, на творчество российских писателей-эмигрантов 1920-х – 1930-х гг. М.В. Шкаровский

Одной из отправных точек национальной литературы и культуры является самоидентификация автора, в том числе религиозная.