Мониторинг Научных статей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мониторинг Научных статей

Царь-мученик Наталья Харламова

У Императора Павла I была подвижническая жизнь и мученическая кончина. Он пережил тяжелую личную драму: его мать, умертвившая своего супруга и его отца, незаконно узурпировав власть, возненавидела ни в чем не повинного сына только за то, что тот напоминал ей об убитом супруге.

«Сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков» А.А. Новикова-Строганова

В 2015 году исполняется 890 лет со дня смерти великого князя Владимира Мономаха (1053 – 1125) – выдающегося государственного деятеля древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель. Феномен седой русской старины в том, что с течением веков она не устаревает и не ветшает. Из её сокровищницы соотечественники до сих пор могли бы черпать превосходные образцы устроения Отечества, государства, дома, семьи, доброго жития. Да ведают потомки православных. 

Истоки, становление и современные проблемы Российского гимназического образования Протоиерей Александр Ранне

Книжность, а значит и необходимость некоторого систематического обучения и склонность к умозрению, ибо без чтения книг человек отучается мыслить сложными категориями, пришли на Русь из Византии. 

Петришуле: страницы истории Архимандрит Августин (Никитин)

«Петришуле» — однo из старейших учебных заведений России и первая школа при лютеранском приходе Святых Апостолов Пeтра и Павлa Санкт-Петербурга. Она была основана в 1709 году. В Архиве ВМФ России хранится письмо адмирала Корнелиуса Крюйса императору Петру I об организации церкви и школы при ней в его усадьбе, расположенной тогда на месте нынешнего Нового Эрмитажа со стороны Немецкой (Миллионной) улицы.

Немецкая средневековая книжность на берегах Невы Архимандрит Августин (Никитин)

Многие авторы, писавшие тогда о России, весьма субъективны в своих оценках русских нравов и обычаев, духовной культуры. Так например, конфессиональные предрассудки, традиции европейской художественной культуры помешали многим авторам понять и по достоинству оценить одно из величайших достижений церковного искусства — русскую иконопись (хотя они часто рассуждают о нeй).

«Диссиденты» и юродивые — антиподы духовной жизни эпохи Смутного времени (сопоставление художественных образов и исторических персонажей) Cвященник Константин Костромин

Глобальный социально-политический кризис, охвативший Московскую Россию во всех без исключения слоях общества на стыке ХVI и ХVII веков, определивший ту жестокую драматургию, что привела только что сформировавшееся и едва начавшее сознавать свое историческое предназначение Православное царство к трагическому Смутному времени, едва не завершившемуся катастрофой – гибелью русской государственности и великорусского этноса.

Этногенез и этнораспад в Истории России Прохоров Г.М.

Дохристианская Древняя Русь, вернее то, что составило Русь, когда она возникла как народ и государство, представляла собой конгломерат языческих племен, каждое со своим родовым культом и традициями: «Имеяхуть бо обычая своя и законы отець своих и предания, кождо свой норов. Поляне бо своих отець обычай имуть тих и кроток» — пишет летописец-полянин, — «А древляне живяху зверьскым образом, живуще скотьски», «А радимичи, и вятичи, и северо один обычай имяху: живяху в лесе, якоже всякий звер, ядуще все нечисто», «си же обычаи творять кривичи и прочии погании, не ведуще закона Божиа, но творяху сами себе закон».

Князь Ярополк и Запад Священник Константин Костромин

Исследователями уже давно замечена странная фраза в Повести временных лет: при Ярославе «выгребоша два князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля, и крестиша кости ею, и положиша я въ церкви святыя Богородицы». Эти слова обыкновенно толковали в том смысле, что Ярослав приказал крестить князей после смерти и провести таинство над их костями. Насколько верна такая интерпретация?

«Сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков» (памяти Владимира Мономаха) А.А. Новикова-Строганова

Незадолго до кончины Владимир Мономах написал «Поучение» своим детям, которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Князь адресуется и к собственным детям, и ко всем русским людям – своим «чадам»: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё»

Православие и Россия. Часть 1 Карташев А.В.

Православие и Россия это для нас — священная нераздельная двоица. Не просто исторический факт в смысле случайной комбинации. Хотя для верующего в Бога-Творца и Промыслителя нет в мире в полном смысле случайного. Все на глубине провиденциально. И связь России с Православием и Православия с Россией, при всех исторических, т. е. относительных сторонах этого факта, на глубине вскрывается и остается не случайной, а провиденциальной, нормативной.

Смертельная схватка империй Священник Константин Костромин

Война 1914 года не была внезапной. Настроения «сведения счетов» заранее тщательно были подготовлены «держащей нос по ветру» прессой. Солдаты чистили штыки, каптенармусы запасали портянки и пересчитывали снаряды, штабы подчищали карты и планировали удары. И, тем не менее, никто не ожидал ни масштабов, ни последствий. Они сильно изменили облик человечества.

Образы Пресвятой Троицы в русском государственном самосознании А.В. Моторин

Тройческое богомыслие не ушло из русского самосознания и в наше время: государство существует вместе с Церковью Православной и способствует вместе с нею исповеданию народной веры под защитой Пресвятой Троицы и под охраняющей сенью Ее многоразличных образов и действий в этом мире.

Новгород и Швеция Архимандрит Августин (Никитин)

Становление русско-шведских связей относится к древнейшему периоду существования Русского государства (IX-XI вв.). В имеющемся во введении к «Повести Временных лет» перечне «варяжских» народов указаны как норвежцы («урмане»), так и шведы («свеи» и «готе», т. е. племена свеев и гётов, в то время находившихся на стадии слияния в единый шведский народ). Новгородцы издавна имели тесные отношения со шведами.

Избрание на царство Михаила Романова Михаил Собачинский

За этот период была установлена прочная централизованная власть на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах, восстановлены хозяйство и торговля, реорганизована армия, под Тулой открылся первый железоделательный завод. После тяжелых потрясений Россия вновь набирала силу.

Провиденциальное значение Отечественной войны 1812 г. в истории Российской империи (К 200-летнему юбилею Отечественной войны) Дмитрий Карпук

И только 100-летний юбилей, а также внешний раздражитель всколыхнул церковную общественность и церковно-научный мир, и в 1912 г., наконец, начинают появляться разыскания, посвященные истории Церкви в период «грозы двенадцатого года». Нам удалось просмотреть примерно 50 церковных периодических изданий, выходивших в 1912-1913 гг., выявить и проанализировать порядка 400 статей по данному вопросу. Все это, а также обращение к вышедшим недавно новым исследованиям, основывающимся, в том числе и на архивных источниках, позволяет ответить на вопрос: какова же в действительности роль духовенства в период Отечественной войны?

Жизнь русских солдат в Великом Княжестве Финляндском в метрических книгах Православных церквей: по материалам Национального архива Финляндии Алексей Шкваров

Доклад кандидата исторических наук, докторанта университета г. Хельсинки на VI Сретенских чтениях 19 февраля 20012 г. в г. Хельсинки (Финляндия).

Август Людвиг Шлецер — современник М.В. Ломоносова (из истории русско-немецких связей) Архимандрит Августин (Никитин)

Доклад доцента СПбПДА архимандрита Августина (Никитина) на научной конференции «Целостное мировоззрение ученого-христианина: вызовы современной эпохи и пути их преодоления: к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (1711-1765)», Московская духовная академия, 1-2 декабря 2011 г.

Первоначальные церковные контакты Руси с Западной Европой Священник Константин Костромин

В статье преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии, кандидата богословия священника Константина Костромина рассматриваются проблемы межцерковных контактов в древнейший период истории Руси. Рассказы летописи о призвании варягов и миссии Кирилла и Мефодия анализируются в религиозном контексте с точки зрения исторической достоверности и в исторических реалиях на момент фиксации этих текстов в Повести Временных лет. В заключении делается вывод о наличии в этих текстах и стоящих за ними исторических реалиях религиозной терпимости.

Культурологические причины и задачи создания церковно-археологических обществ и музеев в России в конце XIX — начале XX веков Герман Ранне

Доклад Германа Ранне, студента Санкт-Петербургской православной духовной академии, об истории возникнования и задачах древлехранилищ в российских городах, церковно-археологических музеев при Духовных академиях и при различных церковно-археологических обществах.

Петришуле: Страницы истории Архимандрит Августин (Никитин)

Есть сведения, что в 1711 г. Петр I сделал попытку открыть «разноязычную немецкую школу» для детей приглашенных им иностранцев. Однако еще раньше, в 1710 году, в приходно-расходную книгу лютеранской церкви св. Петра была внесена запись о выплате 40 рублей годового жалования «скольмейстеру (учителю) Корнелиусу Корнелиссену. Выходец из Дании, ставший кантором церковного хора, он обучал грамоте и счету детей голландцев, немцев, датчан и немногих русских. Вероятнее всего, занятия проводились в доме вице-адмирала К. Крюйса. А позднее для классов арендо​валось помещение в доме купца Вольфа, находившемся в районе так на​зываемых «финских шхер» — между Большой Миллионной улицей, Мойкой и Зимней канавкой.

Богословие примирения: к столетию Великой Октябрьской социалистической революции Протоиерей Добросельский Александр

XX век в истории нашей страны характерен многими потрясениями. Итогом Октябрьской революции 1917 года стал переход страны под управление большевиков и падение царской власти. Что привело некогда православную монархию к такому резкому идеологическому перелому? Автор статьи анализирует общественный строй с точки зрения христианского богословия, обращаясь к наследию русского философа Н.А. Бердяева.

Богословское осмысление большевистской концепции «безбожной пятилетки» (время и техника) Священник Петр Гурьянов

В статье реконструируется и с точки зрения православного богословия осмысляется советская концепция «безбожной пятилетки». Исследуется роль и значение технических средств осуществления «безбожной пятилетки». Изучаются основные идеологические моменты: пересоздание мира, производственное управление временем и жизнью, сведение времени к одномерному (безвечностному) управляемому хроносу («забыть имя Бога»). Доклад прочитан на научной студенческой конференции «Актуальные вопросы современной богословской науки». Публикуется в авторской редакции.

Этногенез и этнораспад в истории России Прохоров Г.М.

Дохристианская Древняя Русь, вернее то, что составило Русь, когда она возникла как народ и государство, представляла собой конгломерат языческих племен, каждое со своим родовым культом и традициями: «Имеяхуть бо обычая своя и законы отець своих и предания, кождо свой норов. Поляне бо своих отець обычай имуть тих и кроток» — пишет летописец-полянин, — «А древляне живяху зверьскым образом, живуще скотьски», «А радимичи, и вятичи, и северо один обычай имяху: живяху в лесе, якоже всякий звер, ядуще все нечисто», «си же обычаи творять кривичи и прочии погании, не ведуще закона Божиа, но творяху сами себе закон».