Мониторинг Научных статей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мониторинг Научных статей

Адам и Ева в наследии святителя Феолипта Филадельфийского священник Тхелидзе Альвиан

Автор обращает взор читателя к наследию святителя Феолипта Филадельфийского. В своих наставлениях этот византийский подвижник не раз обращается к повествованию об Адаме и Еве, однако толкование сюжета о первых людях в его проповедях порой может вызывать удивление. Почему архипастырь интерпретирует историю о грехопадении по-разному? Освещению этого вопроса и посвящена данная публикация.

Блаженный Августин Иппонский об участии верных в Таинстве Евхаристии Протодиакон Константин Маркович

Cв. Августин не оставил обширного трактата о Евхаристии. Его суждения о Таинстве Причащения рассеяны в письмах и поучениях, иных текстах. Собрав и сопоставив их, можно реконструировать концепцию его учения о Евхаристии.

"Час", на который пришёл Христос по расчётам античных математиков. (По трактатам блаженного Августина Гиппонского на семнадцатую главу Евангелия от Иоанна Алексей Сергеев

В своих Трактатах на семнадцатую главу Евангелия от Иоанна блаженный Августин провозглашает Бога – Творцом мира, видимого и невидимого.

Сотериологическая концепция священномученика Иринея Лионского Диакон Филипп Сампсонов

Для свщм. Иринея сотериология была скорее конкретной, нежели теоретическим отвлеченным понятием. Личный живой религиозный опыт святого отца придавал сотериологии фактический смысл и оптимистический характер.

Блаженный Августин: Церковь и Евхаристия Протодиакон Константин Маркович

В таинстве Причастия христиане таинственным образом объединяются в Единую Церковь – Тело Христово. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор 10:16-17). Над этими словами апостола Павла богословы размышляют уже много веков. Что это все это значит; зачем нужно; каким образом совершается это единение? Для одного из ярчайших представителей богословия V века – блаженного Августина Иппонского – эти вопросы были не просто предметом богословского умозрения, но составляли самую суть его жизни.

Психологические типы в творениях святителя Василия Великого Протоиерей Димитрий Юревич

В святоотеческой литературе достаточно часто можно встретить выделение определенных типов человеческого поведения, на примере которых показуется та или иная страсть или обсуждается способ борьбы с ней. Особенно интересными зарисовки церковных писателей могут быть для тех исследователей в области антропологии, которые пытаются выделить основные черты человеческого характера для их последующего психологического анализа.

Христология трактатов блаженного Августина на Евангелие от Иоанна А. Сергеев

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов уподобился орлу, летящему высоко в небо к солнцу; блаженный Августин уподобился трубе Господа, провозглашающей Евангелие и его смысл. Евангелие от Иоанна содержит глубочайшее богословское учение о Божественности Христа; труд святого Августина InIoannis Evangelium Tractatus CXXIV – это пространное пастырское исследование этой глубины.

Текстологические особенности Трактатов блаженного Августина на Евангелие от Иоанна Алексей Сергеев

Понимание древних переводов Священного Писания помогает сформировать ясное представление о миссионерском распространение Слова Божия в древнем мире. Увидеть богословие и внутреннюю атмосферу христианских общин первых веков. Исходя из Трактатов блаженного Августина, которые представляют собой главное толкование на Евангелие от Иоанна в Западном античном мире, можно реконструировать целый текст этого Евангелия и принимая во внимание разночтения с Вульгатой, понять особенности созерцательной богословской мысли Святого отца.

Слово Божие в жизни народа Божия: святитель Иоанн Златоуст Протоиерей Димитрий Юревич

Святитель Иоанн не только стремится связать библейский текст и жизнь верующего человека, сделать так, чтобы Слово Божие стало настоящим руководством в каждодневной жизни. В рассуждениях при толковании Библии он нередко черпает свои аргументы из того опыта духовной и аскетической жизни, который знаком верующему человеку, и оттого близок ему. Толкуя Писание, он все время печется о «пользе духовной», о том, чтобы связать текст и аскетическую практику.

Учение об обожении у отцов Церкви периода Вселенских соборов (часть 2) Чтец Алексей Беспалов

Эпоха Вселенских соборов – период становления догматического вероучения христианской Церкви. Это время величайших богословов христианского мира: святителя Афанасия Александрийского, знаменитого борца с арианством, «великих каппадокийцев» – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, бесстрашных защитников иконопочитания. Несмотря на то, что в полной мере учение о том, как человек достигает главной цели своего бытия – обожения – за это время не было до конца сформулировано (это произойдет лишь в XIV веке трудами святителя Григория Паламы), святые отцы эпохи Вселенских соборов немало рассуждали о необходимости и возможности обожения человека. Сам термин «обожение» впервые встречается нам именно в эту эпоху, в трудах одного из величайших столпов православного христианства – святителя Григория Назианзина, Богослова…

Учение об обожении в творениях отцов Церкви I-XIV вв. (часть 1) Чтец Алексей Беспалов

Более двух тысяч лет назад Иисус Христос – Сын Божий, вторая ипостась Пресвятой Троицы и истинный Бог наш сошел на землю, для того чтобы через искупительные страдания возвратить человечеству, некогда грехопадением отпавшему от Творца и Источника своего бытия, возможность обрести первозданное счастье вечной жизни в единстве с Богом.

Категория «сопровождение» в русском переводе «Исповеди» блаженного Августина Алексей Артюхов

Доклад магистранта 1 курса церковно-практического отделения академии Алексея Артюхова на конференции в рамках Дней науки студентов и аспирантов Владимирского государственного университета, 24 апреля 2012 г., г. Владимир.

Учение святителя Григория Нисского о молитве в связи с проблемой Божественных Имен Роман Ткачев

Святитель Григорий Нисский, младший брат свт. Василия Великого, более всего известен как богослов-созерцатель и великий христианский писатель-мистик, умевший сочетать библейскую глубину с эллинской премудростью и утонченностью. Он способствовал развитию собственно богословия и практики молитвенного созерцания, был и есть «величайший в Отцах философ». Поэтому его воззрения на природу молитвы чрезвычайно важны.

Παντοκράτωρ-Вседержитель в Трактатах блаженного Августина Гиппонского на Евангелие от Иоанна как доказательство равенства Бога-Отца и Сына Божия, или Знали ли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий толкование на Евангелие от Иоанна блаженного Августина? Алексей Сергеев

Полемизируя в своих Трактатах на Евангелие от Иоанна с арианами, блаженный Августин доказывает равенство Бога-Отца и Бога-Сына, исходя из понятия Παντοκράτωρ, применимого, как к Богу, так и к Сыну Божию, ставшему Человеком.