Мониторинг Научных статей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мониторинг Научных статей

Протоиерей Александр Ранне. Истоки, становление и современные проблемы российского гимназического образования.

Книжность, а значит и необходимость некоторого систематического обучения и склонность к умозрению, ибо без чтения книг человек отучается мыслить сложными категориями, пришли на Русь из Византии.

Архимандрит Августин (Никитин). Петришуле: Страницы истории

«Петришуле» — однo из старейших учебных заведений России и первая школа при лютеранском приходе Святых Апостолов Пeтра и Павлa Санкт-Петербурга. Она была основана в 1709 году. В Архиве ВМФ России хранится письмо адмирала Корнелиуса Крюйса императору Петру I об организации церкви и школы при ней в его усадьбе, расположенной тогда на месте нынешнего Нового Эрмитажа со стороны Немецкой (Миллионной) улицы.

Табу и антилатинская полемика в Древней Руси Священник Константин Костромин

Основная мысль доклада основана на известном положении, что христианство пришло в Древнюю Русь, заместив в сфере религии местные языческие культы. Разумеется, это не могло пройти ни мгновенно, ни без последствий.

О пользе и вреде духовной цензуры в Российской империи Карпук Д.А.

Доклад на Традиционных педагогических чтениях, посвященных памяти И.С. Грачёвой. К 220-летию со дня рождения А.С. Грибоедова «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…». Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 27 февраля 2015 г

Проблема православного образования в России в контексте некоторых идей Ф.М.Достоевского Протоиерей Александр Ранне

Долгое время в России образование для широких слоёв населения считалось не только делом излишним, но и опасным. И это понятно: ведь с книжностью из Западной Европы приходили не только еретические учения, но проникало и так называемое свободомыслие, которое чрезвычайно укоренилось с середины XVIII века в России среди читающей и скучающей части дворянства и помещиков

История ученого монашества Карпук Д.А

Монашество изначально выполняло просветительские функции, но не в том утилитарном смысле, в котором просвещение понимается чаще всего сейчас

Отзывы Святейшего Синода как источник по истории духовной цензуры в Российской империи Карпук Д.А.

Святейший Правительствующий Синод с момента своего учреждения являлся, в том числе, и высшим духовным цензурным учреждением в Российской империи. Ни одна книга религиозного содержания не могла быть напечатана в Российской империи без ведома Синода

Три завета Просветителя Русской Земли священник Иоанн Тарасов

Тема, которую мне бы хотелось затронуть, звучит как заветы и воспитание государственной власти и русского народа в христианстве. В первую очередь необходимо выяснить, про какие именно заветы идет речь. Конечно, ввиду обозначенной темы речь пойдет о тех заветах, которые оставил нам святой равноапостольный князь Владимир

Наследник святителя Алексия: митрополит Киприан и смена церковно-политических ориентиров Священник Константин Костромин

Преемник святителя Алексия и современник князя Дмитрия Ивановича Донского, заставший в живых преподобного Сергия, митрополит Киприан оказался на рубеже двух эпох, сильно различающихся друг от друга

Происхождение и функция древнерусской церковной десятины и западноевропейские аналоги Священник Константин Костромин

В данной статье не представляется возможным коснуться всех аспектов, связанных с применением принципа десятины на Руси, причем как историографических, так и тематических. Цель – сравнить функциональное предназначение десятины в Древней Руси и Западной Европе

Романовы и Православие: начало и конец Священник Константин Костромин

Тема, поднятая в настоящем докладе, по-своему неисчерпаема. Тем более невозможно охарактеризовать ее в коротком докладе. Поэтому задача, которую мы ставим перед собой, будет сужена. Слушатель призван проводить параллели как с понятной и привычной современностью, так и с предшествующими эпохами, в которые мы иногда будем отсылать слушателя

Россия и Корея. Обзор церковный связей. Часть 2 Архимандрит Августин (Никитин)

В 1884 году Россия установила с Кореей дипломатические отношения, и вскоре началось систематическое изучение Кореи русскими научными экспедициями, направлявшимися главным образом в северные, совершенно ранее не исследованные районы


Россия и Корея. Обзор церковных связей. Часть 1 Архимандрит Августин (Никитин)

История русско-корейских связей восходит к эпохе Киевской Руси. В 1236 г. киевский престол занял Ярослав II Всеволодович (1195-1246); ранее он княжил в Новгороде, затем во Владимире


Русское патриаршество в период смутного времени Архимандрит Августин (Никитин)

В 2012 г. исполнилось 400 лет со времени окончания польско-литовского нашествия – эпохи Смутного времени. Это важное событие в истории России в жизни Русской Православной Церкви широко освещено в отечественной ли­тературе; на основании обширного круга источников – лето­писей, грамот, актов. Но существует целый ряд исторических документов, которые дополняют и обогащают традиционное восприятие церковных событий тех времен. Речь идет о трактатах, мемуарах, исторических хро­никах и кратких записках, которые составлены иностранцами, бывавшими в России

Первый патриарх Московский Иов, его вклад в развитие Русской Церкви и государства Чтец Антоний Пронских

Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея России является достойной фигурой в истории. С его именем связано не только установление патриаршества в России, но и развитие, формирование православной культуры среди населения

Русская православная духовная миссия в Корее Шкаровский М.В.

По мере развития русско-корейских отношений постепенно возникла необходимость создания церковного представительства при Российской дипломатической миссии в стране, в задачу которого входило бы попечение о русских православных, проживающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения

Филермская икона Божией Матери – утраченная «гатчинская святыня» Шкаровский М.В.

О судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы, повествует данная публикация доктора исторических наук М.В. Шкаровского. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому, однако в дальнейшем был нашими соотечественниками безвозвратно утрачен

Протопресвитер Евгений Аквилонов (к 155-летию со дня рождения) Диакон Антоний Копаев

Сегодня часто мы слышим о том, что Санкт-Петербургская Духовная Академия занимает первенствующее положение по многим показателям среди духовных школ Русской Православной Церкви. И это не просто громкие, голословные заявления, это действительно так.

Русские патриархи – выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии С.Л. Фирсов

Школа в жизни любого человека играет важную, а порой и определяющую роль. Особенно, если это – духовная школа, в которой человек получает не только знания, но и становится сопричастным к великим традициям религиозного делания.

Князь Владимир и крещение Руси Светлов Р.В.

Принятие христианства на Руси – событие, которое всегда привлекало к себе внимание не только ученых (светских и церковных), но также политиков и общественных деятелей. Это – один из тех начальных пунктов истории Руси-России, который в наибольшей степени определил цивилизационный «вектор» ее существования.

Святой Александр Невский в Великой Отечественной войне Протоиерей Константин Костромин

Какой православный образ оказался наиболее терпимым для властей в годы Великой Отечественной войны? Редко кто задает себе этот вопрос. А на самом деле ответ лежит на поверхности — это святой благоверный князь Александр Ярославич Невский.

Человек эпохи Давид Бобров

В Санкт-Петербурге, 9 января 1856 года, в знатной дворянской семье родился Леонид Чичагов – будущий священномученик Серафим. Его жизненный путь был непрост. Но именно книга его жизни, написанная ежедневными выборами, которые он совершал, может научить нас быть Людьми.

Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)

В середине XIX века Святой Афон посетила русская научная экспедиция. В составе миссии – русские естествоиспытатели, культурологи, представители духовенства. Одним из отправившихся в поездку стал архимандрит Антоний (Капустин), настоятель Русской посольской церкви в Константинополе, а в последствии и начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Огромный духовный и научный интерес представляют оставленные им в результате посещения Афона записи.

Эпоха крещения Руси и наши дни Протоиерей Константин Костромин

И эпоха крещения Руси, и личность князя Владимира замечательны тем, что очень актуальны в любую эпоху. То было время пассионариев, если говорить языком Л. Н. Гумилева. Пассионарий это яркая, героическая личность, в нем все выпукло, с ним всегда хочется сравнить себя. Правда, сравнение часто не бывает безболезненным, ибо, сравнивая себя с героем, иногда с прискорбием узнаешь, что сам – не герой.

Студенческие годы и научная деятельность митрополита Макария (Булгакова) в Киевской и Санкт-Петербургской духовных академиях Д.А. Карпук

Владыка Макарий, несмотря на все заботы, продолжал заниматься разработкой церковной истории, так как это делал в Киеве, потом в Петербурге, куда Макарий (Булгаков) приехал молодым иеромонахом, практически никому не известным, а уехал уже именитым богословом и одним из крупнейших авторитетов в области молодой церковно-исторической науки.

К вопросу об авторе летописного сказания об апостоле Андрее Протоиерей Константин Костромин

На основании выявленной исследователями взаимосвязи между появлением летописного сказания об апостоле Андрее и деятельностью князя Всеволода Ярославича, а также с учетом требований, которым должен соответствовать автор сказания, выдвинута гипотеза о принадлежности сказания об апостоле Андрее перу митрополита Ефрема Переяславского.

Вхождение Якутии в состав Российского государства в ХVII веке и проблема христианизации региона Протоиерей Константин Костромин

В ХVII же веке было сделано самое главное – Якутия стала частью России. Россия пришла на Дальний Восток буквально «в последний момент», поэтому весь ХVII век стал пусть и затянувшейся, но вполне оправданной прелюдией к масштабной миссии.

Тысяча лет творения Протоиерей Аркадий Северюхин

Крещение – таинство рождения в Царство Небесное, обретение главного смысла и цели жизни. Но если таково значение таинства в жизни одного человека, что же должно оно значить для целого народа?

Князь Владимир, святой, равноапостольный (Из истории русско-скандинавских церковно-литературных связей) Архимандрит Августин (Никитин)

Почитание святых угодников Божиих на Руси практиковалось издревле — со времени принятия христианства из Византии более тысячи лет тому назад. Русские христиане благоговейно почитали память первохристианских мучеников, святых отцов Церкви, отстаивавших чистоту Православия, миссионеров, просвещавших языческие народы светом христианского вероучения

Новые обители Петербургской епархии, созданные с помощью предпринимателей: Константино-Еленинский монастырь и Свято-Андреевский скит М.В. Шкаровский

В 2006 г. в Санкт-Петербургской епархии появился новый монастырь, о котором, пока, еще относительно мало известно. Между тем, он, несомненно, заслуживает внимания верующих петербуржцев. Несмотря на его молодость, в монастыре находится большое количество чтимых православных святынь. Новая обитель была основана в поселке Ленинское (ранее Хаапала) Выборгского района Ленинградской области.

О выборе князя Владимира и скоропортящихся плодах светской этики Священник Альвиан Тхелидзе

Православному верующему человеку сложно переоценить значение Крещения Руси. Но сейчас я предлагаю поговорить о значении Крещения Руси в первую очередь с теми, кто смотрит на нашу историю и современность с точки зрения «светского гуманизма».

Преподобный Серафим Вырицкий – насельник Александро-Невской Лавры М.В. Шкаровский

После революции Муравьев и его жена, Ольга Ивановна решили уйти в монастырь и одновременно принять монашеский постриг. Василий Николаевич хотел стать насельником Троице-Сергиевой Лавры, чтобы спасаться там, вблизи могилы старца Варнавы.

Духовное образование в Санкт-Петербурге при Петре I и Екатерине II М.В. Шкаровский

Создание Духовных школ Петербурга было связано с основанием Петром I в новой столице России в 1713 г. Александро-Невского монастыря. Несмотря на сложности периода становления, обитель быстро становилась центром духовного просвещения Северного края и всей России. Предполагалось, что именно отсюда станут выходить церковные иерархи новой формации — образованные и мыслящие в государственном ключе.

Откуда берутся герои? Эпоха крещения Руси и наши дни Протоиерей Константин Костромин

События нашего времени вновь заставляют нас задуматься: как и насколько актуально наследие крестителя Руси и… готов ли современный мальчишка играть в князя Владимира, подражая его подвигу? Князь Владимир, Владимир-Красное Солнышко. Это он, отказавшись от эгоизма, сознательно и дерзко обеспечил Русь идеей, благодаря которой впоследствии наша страна выжила в выпавших на ее долю испытаниях.

Преподобный Нил Сорский и его место в истории русской духовности Прохоров Г.М.

Именно основанное преп. Нилом Сорским монашеское движение «нестяжателей», не ставившее перед собой прямых политических целей, но устремлявшее умы и сердца к Богу, к Вечности–в–настоящем, вывело Великую Русь из духовного и культурного кризиса, но также и из государственно–политического. Страны, в которых это движение по тем или иным причинам не имело большого успеха – Литва и Новгородская республика – очень скоро потеряли духовно–культурную и политическую самостоятельность.

Преподобный Сергий Радонежский и просвещение в Московской Руси Протоиерей Константин Костромин

Обыкновенно имя преп. Сергия Радонежского практически не связывают с путями развития древней отечественной литературы хотя бы потому, что сам преподобный ничего не написал. Единственным, по мнению многих исследователей, ключевым событием эпохи была Куликовская битва, которой придается исключительное значение.

Князь Владимир, святой, равноапостольный… Архимандрит Августин (Никитин)

Почитание святых угодников Божиих на Руси практиковалось издревле – со времени принятия христианства из Византии более тысячи лет тому назад. Русские христиане благоговейно почитали память первохристианских мучеников, святых отцов Церкви, отстаивавших чистоту Православия, миссионеров, просвещавших языческие народы светом христианского вероучения.

Святой благоверный великий князь Александр Невский и Великий Новгород Протоиерей Александр Ранне

Благоверного великого князя Александра Невского без Великого Новгорода и Святой Софии, где воспитывалось его православное благочестие, понять невозможно. Но, чтобы лучше разобраться в особенностях взаимоотношений князя Александра Ярославича с Великим Новгородом, необходимо обратить пристальное внимание на традиции, развивавшиеся в Новгородской республике по отношению к княжеской власти.

Антилатинская полемика и каноническое право Древней Руси (ХI-ХII века) Cвященник Константин Костромин

Традиционно считается, что запрет на общение с католиками носит канонический характер. Подробный анализ формирования церковного права в Киевской Руси позволяет заключить, что, по крайней мере, до появления Сербской Кормчей 1262 года антилатинские запреты не регламентировались церковным правом. С другой стороны, по мере того как архиерейские послания приобретали канонический статус, он распространялся и на весь корпус доступной на тот момент на Руси антилатинской полемической литературы.

Глава «всероссийской военной епархии» Д.А. Карпук

Служение профессора Санкт-Петербургской духовной академии Евгения Петровича Аквилонова на посту протопресвитера военного и морского духовенства.

«…Божественных Таин благоговейный служителю…» Иеромонах Афанасий (Букин)

С указом Петра I в 1716 г. в Российской Империи действовал закон, согласно которому, граждане обязаны были ежегодно во время Великого Поста приступать к таинствам Исповеди и Причастия и получать об этом соответствующую справку в подтверждения своей лояльности Русской Церкви.

Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры — памятник петровской эпохи Шкаровский М.В.

Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры представляет собой один из самых известных и старейших церковных памятников петровской эпохи в Санкт-Петербурге. В 1715-1716 гг. знаменитый архитектор Доминико Трезини составил первый проект монастыря, в том числе двухэтажной церкви Благовещения и св. кн. Александра Невского.

Романовы и православие: начало и конец Священник Константин Костромин

Церковь в России воспринимается как нечто имманентное, привычное и законное, и мы редко задумываемся над тем, какое положение занимает она в государстве и обществе. Время от времени общество будоражат политические проблемы клерикализации или абстрактные вопросы веры и религии. Однако сам церковный институт и степень его присутствия в нашей жизни занимает куда меньше внимания современников.

Церковная деятельность петербургских предпринимателей Шкаровский М.В.

Церковная благотворительная деятельность петербургских предпринимателей началась уже вскоре после основания новой столицы России. В XVIII веке одним из самых значительных фигур в этом плане был миллионер-откупщик Савва Яковлевич Яковлев.