Мониторинг Научных статей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мониторинг Научных статей

Кризис средневековых универсумов на стыке Романской и Готической эпох в знаковой системе средневековья Священник Константин Костромин, Ю.А. Соколов

Разделение церквей на православную (восточную) и западную (католическую) традиционно датируется 1054 годом; событие это обычно рассматривается в церковно-каноническом поле или в историко-церковном контексте

Разделение церквей в контексте общеевропейской международной политики IХ-ХII вв. Священник Константин Костромин

Почему вообще можно говорить о глобальной международной политике в Средние века? Ведь, казалось бы, единое европейское пространство и общие правила поведения, основанные на политике «сдержек и противовесов» или на международном праве, еще не сложились.

Служение диаконисс в Церкви Сергей Мячин

Постановления Апостольские говорят о том, что диаконисса не делает ничего того, что делают пресвитеры или диаконы. «Если мы не дозволяем женщине учить, то, как можно дозволить им вопреки природе священствовать»

Церковный раскол ХI века на Руси и романское искусство Священник Константин Костромин

Привычная датировка разделения церквей в 1054 году уже успела стать общепринятым штампом, от которого трудно отказаться. Он переходит из книги в книгу и из одной страны в другую. По мнению подавляющего большинства авторов, писавших об участии Руси в разделении церквей, эта дата применима и к русской истории, где она также обозначает своеобразный водораздел, после которого Русь вошла в конфликт с Западной церковью на стороне Византии.

Религиозный скептицизм в Риме перед Рождеством Христовым Садов А.И.

Бесспорно, в жалком, почти безотрадном состоянии находилась римская языческая религия пред явлением христианства; но это состояние язычества было естественно и неизбежно для него, как произведения по преимуществу мысли человеческой и как религии естественной, которую должна была заменить иная, принесенная Сыном Божиим, вера.

Глоссолалия в Древней Церкви Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Одним из удивительных проявлений церковной жизни I века от Рождества Христова можно по праву назвать феномен глоссолалии, или языкоговорения. В день Пятидесятницы в храмах читается отрывок из Книги Деяний святых Апостолов, в котором повествуется об этом «говорении на языках».

1054 год в многополярном христианском мире Священник Константин Костромин

Давно признано, что разделение единой христианской церкви на православную и католическую представляет собой комплексную проблему, сочетающую церковно-каноническую, догматическую, культурную, политическую, экономическую и социальную составляющие. Каждая в отдельности и все в совокупности они не раз становились предметом исследования. Однако думается, что проблема, относящаяся к разряду очень сложных и многоплановых, требующая точного разграничения степени влияния той или иной проблематики на каждый исторический сюжет, далека от разрешения.

Почитание святых в христианской Церкви Иеромонах Игнатий (Юрченков)

Наряду с праздниками Христа, Церковь на протяжении годичного богослужебного круга отмечает еще памяти святых, в том числе и Богородицы — Девы Марии. Для Церкви эти праздники и дни памяти не являются всего лишь почитанием примерных христиан прошлого. Почитание адресуется не только самим этим святым людям, но и всемогуществу благодати, обращенности Триединого Бога через Сына и св. Духа к людям и миру, проявляющейся, в частности, в деяниях святых.

Кризис средневековых универсумов на стыке Романской и Готической эпох в знаковой системе средневековья Священник Константин Костромин, Соколов Ю.А.

Разделение церквей на православную (восточную) и западную (католическую) традиционно датируется 1054 годом; событие это обычно рассматривается в церковно-каноническом поле или в историко-церковном контексте.[1] Подобный подход к изучению быть одного из самых трагических по последствиям сюжетов в мировой истории – разрушения единства Христианского мира – подход привычный и канонизированный, но он не является исчерпывающим. Датировка не может быть признана окончательной, а контекст – изученным.

Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период Протоиерей Владимир Хулап

Проблема смешанных браков существует в настоящее время в самых разных формах: вступление в брак с приверженцем другой религии, заключение брака с инославным. Правилам заключения подобных браков в доникейский период посвящена статья священника Владимира Хулапа.

«Монашество» среди иудеев межзаветного периода Священник Александр Зиновкин

История монашества или отшельничества восходит к библейским временам, когда израильские и иудейские пророки жили в пустынном месте одни или со многими по духу пророками.

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) Архимандрит Августин (Никитин)

Нотр-Дам — собор Парижской Богоматери — построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм. Еще в начале нашей эры, во время римского владычества, там стоял храм, посвященный Юпитеру. В парижском музее Клюни можно видеть камни от этого храма, найденные в начале XVIII века во время работ под нынешним собором. В IV веке приблизительно там же находилась прекрасная церковь св. Стефана. Фрагменты ее 30 мраморных колонн тоже хранятся в музее Клюни.

Распространение христианства в Персии в I – VII веках Священник Михаил Легеев

Церковь Востока, существуя во враждебном государстве, на краю земли, сохраняла духовное единство со всем христианским миром; не удержав единства, была поглощена временем. Насажденная апостолами, скреплённая кровью мучеников, взращенная Христом, она шла своим, особым, назначенным ей от Бога путём; потеряв осторожность, она не дошла до вечности.

Миланский эдикт и христианская свобода Митрополит Волоколамский Иларион

Миланский эдикт – по сути, первый официальный государственный документ в Римской империи, благодаря которому «кафолическая Церковь» получает не только право на существование, но также государственное и общественное признание. Если до этого христиан гнали и истребляли, если они могли существовать лишь в катакомбах и глухом подполье, то благодаря Миланскому эдикту христиане впервые, наравне с язычниками, получили право открыто исповедовать и проповедовать свою веру, стоить храмы, открывать монастыри и школы.

Восток и Запад: от Миланского эдикта к 1054 году Священник Константин Костромин

С самого начала легального существования в Римской империи христианская церковь впитала и вынесла на новый уровень греко-римское культурное противостояние и стала его своеобразной наследницей. Это подтверждается тем, что межконфессиональный спор IX-XIII веков понимался как конфликт латинской и греческой христианских культур.

Исторический фон малоазийской миссии святого апостола Иоанна Богослова Диакон Андрей Волков

Со времен Александра Великого религии Средиземноморья впитывали в себя все больше чуждых им элементов. Греческие верования соединялись с культами покоренных народов, образовывая своеобразный синкретизм, выходящий за рамки так называемой актуализации (присвоение древним богам новых имен, заимствованных из пантеона более сильной и победоносной религии). Благодаря своему положению на пересечении путей из Европы в Азию, провинция, называемая Проконсульской Асией (Азией), не только не была исключением, но и во многих отношениях опережала другие провинции в стремлении к синкретизму.

Религиозный скептицизм в Риме перед Рождеством Христовым А.И. Садов

Бесспорно, в жалком, почти безотрадном состоянии находилась римская языческая религия пред явлением христианства; но это состояние язычества было естественно и неизбежно для него, как произведения по преимуществу мысли человеческой и как религии естественной, которую должна была заменить иная, принесенная Сыном Божиим, вера. Христиане владеют этою верою, им дан полный свет Откровения, но однако и они временами во многих отношениях напоминают людей дохристианского времени, к которым лучи Божественного Откровения доходили лишь в рассеянном и отраженном виде.

Академик Г.А.Острогорский как богослов и историк Церкви Священник Игорь Иванов

Одним из крупнейших представителей русской эмигрантской науки был византинист, основатель Византологического института в Белграде, академик Г.А.Острогорский (1902-1976). Широко известен во всем мире его труд «История византийского государства». Но мало кто знает, что он был еще и православным мыслителем, историком Церкви и историком богословия.

Миланский эдикт в исследованиях русских церковных историков Епископ Петергофский Амвросий

Проблема Миланского эдикта приобрела особый интерес исследователей потому, что оказалась созвучна российским политическим реалиям – провозглашению религиозной свободы в Манифесте 17 апреля 1905 года.   Проблема взаимоотношений христианской церкви и государственной власти относится к числу «вечных», всегда актуальных тем богословской, социальной, исторической научной мысли. Каким образом, почему и зачем церковь вступает во взаимоотношения с властью?

Римская империя и Церковь Медиоланская Кирилл Несин

Работа студента II курса богословского отделения академии Кирилла Несина, посвященная святителю Амвросию Медиоланскому, память которого празднуется 20 декабря.

Спор святителя Григория Великого (Двоеслова), папы Римского и Иоанна Постника, патриарха Константинопольского о титуле “Вселенский” Протодиакон Константин Маркович

Тезисы, которые были высказаны свт. Григорием в ходе спора по поводу титула “Вселенский”, убедительно показывают ложность учения о личной власти Римского папы во Вселенской церкви именно в той форме, как оно было сформулировано на I Ватиканском соборе. Поэтому они, безусловно, должны быть положены в основу православной позиции в богословской дискуссии о папской власти.

Отношение к светской образованности церковных клириков в Древней Церкви и в Византии Иеромонах Ириней (Пиковский)

Духовная школа в наши дни призвана готовить кандидатов в духовенство. Однако, если копнуть в древность, мы увидим, что специальных священнических школ ни в Древней Церкви ни в Византии не было. Кандидаты в клир были, прежде всего добропорядочными христианами, а образование получали – или в языческих, или в обще-богословских христианских школах или — в византийских светско-церковного типа.

Антиеретическая деятельность императора Алексея I Комнина Григорян Арсен Артурович

Династия Комнинов занимала императорский трон Византии более ста лет. Алексей I Комнин – ее родоначальник и сильный правитель, при котором происходили масштабные реформы, а также увеличение военной и экономической мощи государства. Был император и ревностным защитником православной веры. Доклад студента II курса магистратуры МДА, прочитанный на научной студенческой конференции «Актуальные вопросы современной богословской науки», рассказывает читателям об этой стороне личности Алексея I. Публикуется в авторской редакции.