Мониторинг Научных статей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мониторинг Научных статей

Учение о предопределении Апостола Павла в свете творений отцов и учителей Церкви II — VIII вв. А.А. Евдокимов

Тема предопределения является одной из тех тем богословия, которые оказали свое влияние как на развитие богословия, так и на формирование мировоззрения общества в целом. Особое место эта тема занимала в формировании потребительской этики западного общества.

Природа человека в богословии преподобного Максима Исповедника Священник Максим Кузнецов

В рамках богословской системы преподобного Максима важнейшее место занимает христология, а также теснейшим образом связанная с ней христианская антропология. Связь христологии и антропологии становится особенно значимой у святого, потому что для него «воплощение есть средоточие мирового бытия, — и не только в плане искупления, но и в изначальном миротворческом плане».

Догматы Сергей Худиев

Православная Вера догматична; однако здесь мы сталкиваемся с одним из тех культурных недоразумений, которые постоянно возникают между людьми церковными и светскими. Для светских людей слова «догмат», «догматический» носят отчетливо негативный оттенок. Время от времени доводиться слышать, как атеисты-академики говорят о том, что «наука опровергла религиозные догматы»; однако они обычно затрудняются ответить на вопрос, какие именно из догматов опровергла наука и каким именно образом.

О возможности систематического изложения православной святоотеческой экклезиологии на примере единства кафолической Церкви Иеромонах Афанасий (Букин)

Единственность Церкви, определяется единственностью ее Главы – Господа Иисуса Христа. Спасение возможно только в Церкви, и потому необходимо сохранять единство с ней. Единство не означает однообразие, но важно сохранять единомыслие, то есть единое «правило веры». Для этого требуется следовать догматическому вероучению сохраняемому Церковью.

Архиепископ Феофан (Быстров) и его исследования Имени Божиего Д.Г. Добыкин

Ещё в древности в переводах личное Имя Божие было принято заменять словом «Господь». Когда же пытались определить подлинное звучание, то Его читали как «Иегова». Но как же Оно звучало по-настоящему? Что Оно в действительности означало? Каково Его место среди других Божественных Имён?

Грех Протоиерей Александр Ранне

В 16-ом вопросе «Православного исповедания» говорится, что «Грех сам по себе не существует, поелику он не сотворён Богом. Посему не возможно определить, в чём он состоит». Основанием для такого суждения, бессомнения, служат высказывания святых Отцов и, в частности, святого Василия Великого, который писал: «Грех никогда не существует (сам по себе) и не мыслится как особая сущность.

Животные в вечности

Православное догматическое богословие некоторые вероучительные положения определяет однозначно в виде догматов, другие же не формулирует так четко. Как писал апостол Павел «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11,19). Один из вопросов, не раскрытых в полной мере в православной догматике – это вопрос о судьбе животных в вечности.

Новозаветные корни православного учения о таинствах Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Библейское понятие «тайны» принципиально связано с сотериологией, Новый Завет исповедует, что откровение тайны спасения явлено в Самом Спасителе, «Который сделался для нас … освящением». Смысл искупительной смерти Иисуса Христа остается непроницаемой тайной для «погибающих», но тайна эта открывается Духом Святым для «спасаемых»

Дух отношения между благодатью и свободой в возрожденном человеке по руководству символических книг Православной Церкви Ф.А. Тихомиров

В символических книгах православной церкви с понятием благодати обыкновенно соединяется представление об общении Бога с разумною тварью

Еретическая односторонность и патристический синтез в богословии Борис Палибрк

Причастность Халкидонского ороса богословию состоит именно в мистическом «единстве противоположностей». Если это единство в христологии говорит о сверхумном сочетании несотворенной Божественной природы и сотворенной человеческой природы в одной Ипостаси Бога Слова, то в богословии речь идет о сочетании апофатического способа богопознания с катафатическим, в одном единственном богословии.

Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Православное учение о личном спасении Анатолий Коряковский

Личное спасение – самый актуальный, самый животрепещущий вопрос для многих христиан. Однако есть много крещеных и даже признающих свою принадлежность к Церкви христиан, которые вопрос личного спасения вообще перед собой не ставят или ставят отвлеченно, оторвано от собственной жизненной практики

Профессор Евгений Петрович Аквилонов о недостаточности определения Церкви как общества верующих Протоиерей Ливерий Воронов

В своих трудах Аквилонов предложил несколько определений Церкви. Характерной особенностью этих определений является выражение (ныне весьма распространенное) «Богочеловеческий организм». Одно из определений Аквилонова таково: «Церковь есть Богочеловеческий организм, возглавляемый Самим Господом Иисусом Христом и одушевляемый Святым Духом… основанный и управляемый Господом, по воле Бога Отца и состоящий из всех — на небе и на земле — верующих, стремящихся к вечной жизни во блаженном единении с Триединым Богом, а в Нем и между собой.

«Дело» профессора СПбДА Б.В.Титлинова в контексте истории русской богословской науки в конце XIX — начале XX вв. Дмитрий Карпук

Доклад на XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 13 апреля 2010 г.

Концепция расширительного определения термина «религия» в трудах протопресвитера Александра Шмемана Александр Сергеев

Современная религиозность, возникшая благодаря секуляризации и постсекуляризации, в кругах религиоведческой науке создает определенную проблематику, которая выражается сложности выявления сущности религии. В наши дни уже нельзя говорить только о традиционных религиях: религиозное теперь распадается на множество различных феноменов, классификацию которым затрудняются дать как религиоведы, так и люди, относящиеся к данным новым религиозным явлениям.