Мониторинг Научных статей

Московская Сретенская Духовная Семинария

Мониторинг Научных статей

Вклад Санкт-Петербургской Духовной Академии в Русскую библеистику Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Русская библеистика как научная дисциплина в течение XIX столетия достигает столь замечательных успехов, что достижения ее виднейших представителей в начале XX в. с полным правом можно поставить в один ряд с крупнейшими завоеваниями мировой библеистики того времени — этой сравнительно молодой науки.

Александр Павлович Лопухин: жизненный подвиг «аскета ученого труда» Прот. Димитрий Юревич

Своей литературной деятельностью, которой А. П. Лопухин отдавался с беззаветной любовью, он снискал себе широкую популярность в среде любителей русской духовной литературы и принес несомненную пользу русскому духовному просвещению.

Библейское толкование : наука или искусство? Протоиерей Дмитрий Юревич

Вряд ли найдется человек, интересующийся изучением Библии и не слышавший о научном подходе к ее толкованию. Однако ближайшее знакомство с таким подходом у верующего человека вызывает недоумение, граничащее с огорчением: на поверку оказывается, что толкование, называемое научным, во многих деталях противоречит традиционным церковным представлениям о Библии и ее содержании.

Типологический метод толкования Священного Писания в рукописях мертвого моря и христианской Церкви Протоиерей Димитрий Юревич

На пути оценки западной библеистики новейшего времени православный исследователь Писания сталкивается с тем, что научно поставленный процесс изучения Библии часто обозначается на Западе термином «библейская критика». При этом у православного ученого может возникнуть два вида соблазна.

Человек в Священном Писании (экзегетический подход) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

В Священном Писании Ветхого Завета нет систематического учения о человеке, то есть нет антропологии как науки, равно как нет и систематического учения о Боге, то есть нет теологии как науки. Всё Писание повествует о Боге и о человеке не как о научных абстракциях, но как о живых личностях, которые находятся в личных отношениях.

Мнимые тайны Кумрана Протоиерей Дмитрий Юревич

Весной 1947 года двое мальчиков из кочевого племени таамире пасли коз. И совершенно случайно, в поисках сбежавшей козы, обнаружили пещеру. Надеясь найти клад, они залезли внутрь – и были сильно разочарованы. Вместо золота и драгоценных камней там оказались глиняные сосуды с обернутыми в льняную ткань кожаными свитками. Попытка порезать кожу на ремни не удалась – материал был слишком старым и ветхим. Тогда по совету соплеменников они продали кожаные свитки с непонятными надписями иерусалимскому антиквару…

Новозаветное учение о Церкви: православный подход Протоиерей Димитрий Юревич

Православное понимание новозаветного учения о Церкви является темой слишком обширной для того, чтобы всесторонне можно было отразить ее в рамках доклада. Указанная тема относится не к области библейской экзегезы (в современном понимании), когда в каче-стве отправного момента в рассуждениях служит текст Священного Писания. Исследование по данной тематике представляет собой одно из важных и перспективных направлений в изучении Слова Божия — истории экзегезы.

«Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству. Часть 2 Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Государство в Откровении представлено в демоническом виде. Разумеется, реальное государство никогда не бывает абсолютно бесовским, но здесь явлен именно этот его аспект, который тогда, во времена императора Домициана и его преемников, для христиан представлялся преобладающим.

«Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству. Часть 1 Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

В своей эсхатологической речи на Елеонской горе, говоря о знамениях последних дней этого мира, Иисус Христос предрекает своим ученикам и последователям: «Вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними…. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мк 13,9.13).

Проблематика «сакрального центра» в Библии: перспективы Ветхого и Нового Завета Б.А. Тихомиров

Понимание «священного», предложенное Р. Отто, позволило по новому взглянуть и на многие религиозные феномены, проследить связи между ними. Сюда относится, в частности, представление «священного, сакрального центра», как доминантной точки в топографии «сакрального пространства», одного из основополагающих ориентиров в системе религиозного мировосприятия.

Начало русской библеистики Диакон Николай Терентьев

Принято считать, что отечественная библеистика появилась только в XIX веке после открытия Российского Библейского Общества или, по другой версии, после выхода в свет труда святителя Филарета (Дроздова) «Записки, руководствующие к основательному разумению на книгу Бытия, заключающие в себе и перевод сия книги на русское наречие».

Идеальный Храм по Храмовому свитку Протоиерей Димитрий Гольцев

Доклад преподавателя СПбПДА протоиерея Димитрия Гольцева на Международной научной конференции «Библия и археология: междисциплинарные подходы в библейской и раннехристианской истории», Смоленск, 17 мая 2011 года.

Анализ современных теорий завоевания евреями Ханаана: методология и археологические свидетельства Протоиерей Димитрий Юревич

Вопрос привлечения и активного использования результатов исследований смежных дисциплин уже не в первый раз встает перед библеистикой как наукой, занимающейся изучением Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Изучение библейской герменевтики в дореволюционных духовных школах и современные задачи дисциплины Протоиерей Димитрий Юревич

Единственно возможным и разумным, на мой взгляд, является путь, указанный еще отцами древней Церкви по отношению к изучению философии: как пчела собирает мед со всех цветов, так и мы должны брать для себя все полезное из западной науки, не пускаясь в мелочную и зачастую бесплодную полемику.

Концепция личности в Ветхом и Новом Завете Архим. Ианнуарий (Ивлиев)

Приходится сожалеть, что современные антропологи мало внимания обращают на источник Божественного откровения — Священное Писание. Предметом Откровения является в первую очередь, конечно, Сам Бог, но также и человек — настолько, насколько последний является образом Божиим.

Этап «Применение» в индуктивном методе изучения Библии Дмитрий Добыкин

В современных российских протестантских церквях, когда говорят о методах толкования Библии, то чаще всего упоминают «индуктивный метод». Индуктивный метод очень популярен. Существует большое количество книг, есть даже целый заочный институт индуктивного метода, вышла издание Библии для изучения индуктивным методом. При знакомстве с ним становиться ясно, что это тот же самый историко-грамматический метод, но более облегчённый вариант.

Методология изучения св. Писания М. Д. Муретова (1851–1917) Вячеслав Чернов

Когда речь заходит об отечественной церковной науке очень многие размышляют в парадигме известного выражения прот. Г. Флоровского, назвавшего плоды духовного образования XVIII века «богословием на сваях».