«В единстве – подлинная сила»

Московская Сретенская  Духовная Академия

«В единстве – подлинная сила»

Святейший Патриарх Кирилл 2070



1 февраля 2009 года – день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом году исполняется 12 лет, как Патриарх Кирилл возглавил Русскую Православную Церковь. Все эти годы наша Церковь была под мудрым, ответственным и смелым руководством предстоятеля, умеющего принимать решения и защищать слабых. Проповеди Святейшего всегда помогают посмотреть на ситуацию под правильным углом – именно под тем, под которым и нужно смотреть, но нам не хватает отваги.

Прочитаем высказывания Святейшего о важном и необходимом, о том, что мы возможно, всегда знали, но не считали существенным, – о единстве.

*

Мы должны хранить единство не только Вселенского Православия от каких либо ересей и расколов, мы не только должны хранить как зеницу ока единство нашей Поместной Церкви, Церкви-мученицы, выстрадавшей свое право быть единой и неделимой. Мы должны хранить единство наших приходов и монастырей, помня, что самый главный критерий оценки деятельности любого христианина – от патриарха до простого мирянина – это любовь. Есть любовь – есть Христос! Нет любви – нет Христа!

Да поможет всем нам Господь хранить единство Церкви нашей, хранить его как зеницу ока, назидаясь страшными и опасными примерами из прошлого, но одновременно вдохновляясь и подвигом тех святых отцов семи Вселенских и благочестивых Соборов, что охраняли, защищали и поддерживали единство Церкви Христовой, утверждая в основе церковной жизни единственный Богом определенный закон – закон любви, которым спасаемся.

Верим, что Господь приклонит к нам милость. Верим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохранить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстречу Его Божественному и немеркнущему Царству. 

*

И мы должны почерпнуть из истории твердое убеждение, что только в единстве Церковь способна влиять на окружающий мир, распространяя на него свое нравственное воздействие. Именно поэтому буквально с самого начала христианской истории враг рода человеческого стремился разделить Церковь. Уже в апостольское время появляются ереси, а затем различного рода расколы, и практически вся история Церкви – это история борьбы за свое единство. Для чего же нужно это единство? Для того, чтобы свидетельство было ярким, сильным и убедительным, чтобы никто никогда не мог сказать: «Зачем вы говорите нам все это? Сами на себя посмотрите – ведь вы разделены».

Только в единстве Церковь способна влиять на мир, распространяя на него свое нравственное воздействие

Мы должны зорко следить и стараться сохранять единство своей собственной Поместной Церкви. В этом отношении особая ответственность ложится на епископат Церкви во главе с Патриархом. Может быть, если бы в те времена, когда жил святитель Филипп, архиереи чаще собирались на Соборы, если бы тогда был выработан навык постоянного соборного советования, то и не произошло бы то, что произошло. И сегодня, когда Церковь наша существует в условиях свободы, очень важно развивать это советование среди архиереев, соборное начало Церкви. Только через такое единомыслие Церковь становится сильной и способной остановить любые разделения. Только при таком единстве, которое преломляется в соборной мудрости, Церковь способна говорить языком, который может убеждать окружающий нас мир.

Пастыри должны помнить, что невидимая брань, которую ведет Церковь, «не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12). И потому греховным мыслям мы должны противопоставлять мысли светлые, ясные и притягательные. Мы должны призывать людей к действиям, которые закаляли бы их волю, формировали национальный характер, делали их способными защищать себя, своих родных и близких, защищать Отечество. Мы должны формировать такой образ миробытия – светлого, проникнутого Божественной благодатью, миром, любовью, верностью, единством, душевным покоем, – перед которым все соблазны мира растворялись бы как дым.