«Главная должность – быть человеком». Преподаватель семинарии Константин Джусоев рассказал о своем пути от студента до преподавателя и о жизни на карантине

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Главная должность – быть человеком». Преподаватель семинарии Константин Джусоев рассказал о своем пути от студента до преподавателя и о жизни на карантине

10698



Константин Муратович Джусоев – один из самых молодых преподавателей Сретенской семинарии. Он учился в Одессе, жил в Петербурге, нес послушания в Томске. Константин рассказал про свой путь в Сретенскую семинарию, преподавательскую деятельность, взаимоотношения со студентами и жизнь на карантине.

Из Одессы – в Москву

Я родом из Осетии, но рос в Одессе при мужском монастыре. Прикоснулся там к удивительной монашеской традиции. Это был Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь, древний, в нем подвизались даже афонские монахи. Жизнь в монастыре – это особый опыт. Мой путь, связанный с духовными школами, начался в Одесской духовной семинарии. Тогда я не мог представить, что окажусь в Москве.

После школы возникла дилемма. Хотел поступить в Военно-медицинскую академию в Петербурге. Даже отправил запросы из военкомата. Мне пришел специальный билет для поступления, но я в итоге – точно не помню почему – поехал поступать в Одесскую духовную семинарию. И поступил.

Первый год обучения был очень сложный, я роптал. Устои в Одесской духовной семинарии были поистине закаляющие. Но уже на втором курсе я стал действительно потихонечку присматриваться и любить то, к чему меня призвал Господь. И когда я заканчивал семинарию, уже не хотел покидать ее стены. Так мне было всё близко, дорого. Самое главное – это, конечно же, друзья, те люди. Жизнь в семинарии коснулась моего сердца.

После Одессы воплотил мечту – поехал в Петербург. Только уже не в Военно-медицинскую академию, а в Санкт-Петербургскую духовную академию, поступил на 5 курс. Поступил, успешно окончил. После – прошел магистратуру и аспирантуру.

Помню, произносил проповедь в академическом храме с амвона. Это было на Вход Господень в Иерусалим. Я говорил, что надо идти за Богом. Что народ пошел за Христом, когда увидел Его силу при исцелении Лазаря. И все встречали Господа как Царя. Но прошло немного времени, и почти все отвернулись от Христа.

Я тогда в заключение проповеди сказал, что надо идти туда, куда Бог позовет. Прошло буквально два дня, и нам объявили результаты распределения. Я должен был ехать в Томск. Это было таким ударом! – тяжелым, сложным. Я думал: «Может, не ехать? Может, не стоит этого делать?» Только я произнес проповедь, и Господь явил мне ситуацию, в которой нужно было делать, а не говорить.

Было трудно примириться. Я не представлял себе тот край, город. Академию тогда возглавлял архиепископ Амвросий (Ермаков). Он меня утешил, сказал: «Езжай, в Томске очень хорошие и добрые люди. Ты сам это увидишь, не надо бояться».

Первое время мне было очень сложно, особенно первые два месяца. Вначале я просто ждал, когда уеду. Я считал дни до отъезда и молился: «Господи, следующее место пускай будет по Твоей воле, но по моему сердцу». Но когда я уезжал, было скорбно. Я быстро привык к месту и людям, всë стало родным.

В Сибири удивительные люди и традиции: богослужебные, богословские. То есть это время действительно осталось в моем сердце, владыка оказался прав. Два года в Томске были очень яркие, важные. Наверное, если бы не было Томска, не было бы и Сретенской духовной семинарии.

По возвращении я снова решил посоветоваться с владыкой Амвросием, куда мне направить свои стопы. Владыка посоветовал мне идти в Сретенскую семинарию. Скажу честно, я много молился, потому что в этом вопросе я больше уповал на милость Божию. И Господь таким образом уже благодаря иеромонаху, ныне – владыке Силуану меня принял.  Так, промыслом Божиим я оказался в семинарии.

В жизни каждого человека бывает чудо. В моей жизни чудо то, что я оказался здесь, в Сретенке – чудо, без преувеличения. Важно помнить про такие ключевые точки в жизни, когда ты ясно чувствуешь действие промысла Божия.

Из студентов – в преподаватели

Главная должность любого – быть человеком. В том числе и в Церкви. В семинарии на данный момент я являюсь помощником проректора по учебной работе, а также преподавателем: преподаю дисциплины Истории древней Церкви на 1 курсе, веду факультатив у 4 курса.

Кроме этого, отвечаю за широкий спектр деятельности. В большей степени он сосредоточен на организации различных мероприятий: от культурных событий разного масштаба до конференций и круглых столов.

Мне было приятно делать акцию «Открытка маме» в День матери, памятные вечера. Их посвящали архимандриту Иоанну (Крестьянкину), Святейшему Патриарху Алексию II, митрополиту Питириму (Нечаеву). Люди действительно проникаются духом человека, которому посвящен вечер. На каждом вечере памяти своя атмосфера, удивительный антураж – вроде бы подход к мероприятиям один, но атмосфера всегда получается разная.

Нужно быть другом и братом – не только лектором

Не так давно я закончил учебу и теперь, когда преподаю сам, всë равно воспринимаю себя больше студентом, чем преподавателем. Даже сейчас, когда участвую в различных воспитательских советах, защитах и других мероприятиях. Есть благоговение перед мэтрами, профессорами. Рядом с ними я чувствую себя студентом, не ощущаю, что я преподаватель.

Главный принцип христианина в общении – быть человеком. Общаться со всеми наравне. И с коллегой, и с профессором, и со студентом. Это важный, но сложный принцип – занимая ту или иную должность, надо сохранять дистанцию. Важно найти грань – быть открытым и приветливым, но не допускать панибратства. Эту границу тяжело найти в жизни.

Самое сложное и для преподавателя, и для пастыря, и для семьянина – найти баланс: где необходимо человека простить и улыбнуться, а где необходимо сделать замечание и указать на ошибку. Потому что бывает, если обидишь человека, заденешь, разочаруешь, последствия могут быть тяжелыми

Есть ситуации, когда действительно стоит войти в положение студента, понять его и поддержать. Иногда промолчать и даже поставить незаслуженную положительную оценку более педагогично, чем, например, поставить двойку и строго укорить.

В курсе истории я стараюсь не только рассказывать про факты и события, которые переживала Церковь. Важно еще проникнуться личностью, увидеть, что те же святые отцы, императоры – завоеватели, освободители – они тоже были людьми, у них тоже были свои кризисы, но они их преодолевали. Будучи моими ровесниками, ровесниками наших семинаристов, которые сейчас учатся, они уже решали очень сложные и глобальные вопросы. Эти примеры нужны и мне самому. Через такой взгляд изучение истории не кажется сухим и неинтересным.

Мы с другом как-то вспоминали учебу. Друг сказал, что до сих пор помнит, как преподаватель на очередном экзамене поставил ему не двойку, а пятерку. Но сделал это так, что человек понял, что он поступает не по совести, неправильно. Этот случай произвел воспитательный эффект. Иногда такие моменты бывают более правильными, чем строгая реакция.

Я не говорю, что не надо быть объективным. Мне кажется важным и пастырю, и преподавателю иногда войти в положение человека, потому что в жизни бывают разные студенты. У человека могут быть определенные семейные или какие-то другие обстоятельства. Надо стараться быть не просто лектором, но человеком, а это значит – быть другом и братом.

Мы можем увидеть самих себя

Скажу честно, вначале меня смущал переход на дистанционное обучение, так как я не привык вести лекции в таком формате, но буквально спустя короткое время нашел плюсы. То есть я понимаю, что огромную роль в общении между людьми играет личный контакт – одно дело по скайпу общаться, а другое дело – личное общение с человеком, это касается в том числе и лекций. Но это прекрасное подспорье в тех условиях, в которых мы находимся, и хороший выход из ситуации.

Какие есть плюсы в дистанционном образовании, которые я вижу? Тут, как бы мы к этому ни относились – за этим будущее, это видно уже невооруженным взглядом. Можно по-разному относиться к этому. Важно сохранять традиции, которые есть, но при этом учитывать тенденции, которые существуют.

В этом плане я бы хотел выделить подход, который есть у нас в духовной школе – в Сретенской семинарии совмещают верность традициям, внимание к духовным основам с использованием современных технологий. Это сложно. Лично мне бы тоже хотелось научиться этому самому, потому что можно впасть в любую крайность. Баланс дает яркие плоды – особенно, когда мы говорим о работе с молодежью.

Работа администрации тоже переведена в режим онлайн, максимально соблюдается в семинарии карантин, режим самоизоляции. Количество сотрудников минимизировано, но процесс обучения идет – это самое главное. Семинария быстро перестроилась.

Огромный плюс карантина в том, что мы можем увидеть самих себя. В большой суете, в том числе в преподавательской деятельности, бывает сложно оглянуться, посмотреть назад, подумать о будущем. Один из ключевых плюсов ситуации – это то, что человек может обратиться к Богу и увидеть самого себя.

В суете бежишь по инерции и бывает трудно остановиться и подумать: «А чего же я на самом деле хочу? Куда я двигаюсь?» Сейчас, когда невольно останавливаешься, есть время подумать: «К чему ты стремишься? Для чего живешь?».

Отдельная задача связана с самоорганизацией. Она сложна для большинства населения нашей планеты. Трудно распределить время, когда ты сам себе предоставлен и свободен. Свобода – великий дар, обоюдоострый меч.

Я вижу сейчас хорошее подспорье, которое пригодится в жизни: семинария прививает человеку самоорганизацию. Сегодняшняя ситуация дает импульс, при котором человек сам может попробовать себя организовать – это тяжело, сложно. Я сам к этому еще не пришел.

Картины того, как я планировал проводить дни во время карантина и как провожу, – разные. Но в целом я доволен – всë в меру сил. Каждый день читаю главу Евангелия, главу из посланий апостола Павла. Евангелие от Матфея заставляет меня думать о вере. В ситуации, которая сейчас сложилась, тяжело бывает довериться Богу. У Него бывает всё вовремя для тех, кто умеет ждать. Одно дело говорить о таких делах, другое – претворить на практике.

Стал заниматься спортом, и, на удивление, есть эффект. Режим самоизоляции не предполагает движения и большой активности, но если человек захочет – найдет возможность. Тренировка следует за молитвой. Далее идут рабочие моменты – лекции, подготовка к ним. Это тоже занимает много времени и требует сил. Порой подготовка к лекции занимает больше времени, чем само лекционное занятие. Я трачу много энергии и сил на это, несколько лекций – это целый пласт информации и большой объем временных затрат и прочих ресурсов.

Я считаю, что важно оказывать внимание близким. И я стараюсь это делать в меру моих сил – оказывать определенное внимание хотя бы просто телефонным звонком или смс-сообщением. И стараюсь заглянуть в свое сердце, посмотреть, чего оно хочет и куда стремится.

О ценности опыта и жизненных уроках

За прошедшие годы я понял, что важно уметь видеть сердцем. Это помогает принимать верные решения. В том числе при выборе пути – монашеского или семейного. Наставления духовников, родителей – очень важны. Но решение человек принимает сам – это именно личный выбор. Господь мне это показал в ситуации, в которой я увидел, что именно мое решение является ключевым.

Поэтому выбор в сторону семейной или монашеской жизни – это то, что необходимо уметь доверять Богу. Конечно, необходимо включать разум и ориентироваться своим сердцем. Но всегда это будет «шагом в пропасть», как говорил архимандрит Софроний (Сахаров) о супружестве. Нельзя всё предугадать, всë продумать. Нужно сделать шаг и вверить свою жизнь в руки Бога.

Благодаря переездам, многим городам, в которых был, я на практике осознал, что везде действует Господь. Везде есть люди, которые нуждаются в помощи, в поддержке, и что Богу служить надо не только в Москве и Петербурге, но и в Сибири, например.

Я увидел, что везде есть свои удивительные традиции, самобытность. Главное – это не города и стены зданий, культурные заведения и достопримечательности, природные объекты. Главное – люди. Например, если ты отправляешься в великолепный тур и у тебя нет хорошей компании, то он будет неполноценным. И если ты едешь в далекую сложную командировку, двухгодичную, то если у тебя будет хорошая компания, то ты намного легче это перенесешь.

Самое главное – помнить то, что Господь везде присутствует и слышит молитвы, и верить Ему. Но это и самое сложное, потому что, когда ты только начинаешь путь, имеешь ветер сомнений. Ты забываешь про прошлый опыт и сразу, как апостол Петр, идешь под волны.