Теперь невозможно сомневаться (+ВИДЕО)

Московская Сретенская  Духовная Академия

Теперь невозможно сомневаться (+ВИДЕО)

Архиепископ Верейский Амвросий 1880




Сегодня мы слышали евангельский рассказ о явлении ученикам Воскресшего Господа. Господь вошел в запертый дом, где собрались апостолы, дважды поприветствовал их словами «Мир вам!» и дуновением даровал им благодать Святого Духа и власть отпускать грехи. Фомы не было среди них. И когда рассказали о случившемся Фоме, он не поверил. Но спустя восемь дней все ученики собрались вновь в доме, и Фома был с ними. И тогда вновь стал посреди них Господь, преподал им мир и помог Фоме удостовериться, что перед ним - Воскресший Господь и Бог. И Фома поверил. И Господь сказал ему:

«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Некоторые евангельские эпизоды столь глубоко вошли в нашу культуру, что за их бесчисленными пересказами и интерпретациями порой теряется смысл и ускользает содержание. Они становятся нашими повседневными нарративами, лишаясь особой сакральности, превращаясь в бытовые истории. Одна из таких историй - как раз сегодняшняя. Фома неверующий становится для нас архетипом всякого скептика или же превращается в тонкого богослова, желающего проникнуть за внутренние завесы священного. Так теряется св. Фома как человек, и вместо него появляется универсальный образ, прилагаемый к повседневности, к другим неверующим людям.

Но попробуем вглядеться в Фому - человека. Может быть, он и сам может нам нечто поведать о своей вере во Христа, научить нас чему-то, помимо этих, стершихся о стенки истории, некогда ярких образов уверовавшего скептика и увлеченного искателя Истины.

В Евангелиях имя Фомы встречается всего десять раз, из которых особенно значимы всего несколько. Помимо сегодняшнего эпизода явления Воскресшего Христа, голос св. Фомы звучит всего дважды. Именно он горячо, как и подобает жителю Востока, отвечает на слова Христа о необходимости идти к умершему Лазарю: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16), и чуть позже именно его вопрошание о пути предваряет слова Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Что можем узнать мы о человеке Фоме по столь малому количеству произнесенного им?

Как я уже сказал, ему был свойственен горячий дух Востока. Истина не была для него некоей метафизической абстракцией, о которой он мог часами размышлять и обращаться к ней, сидя под смоковницей, подобно Нафанаилу (см. Ин. 1:48). Истина для него была составляющей его жизни, путем, по которому нужно как минимум идти, а лучше бежать, мчаться ей навстречу, пока она не настигнет тебя и не накроет всего и целиком. Поэтому, стоя перед Воскресшим Христом, Истиной, он так горячо и искренне произносит своей исповедание: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Он не может быть спокоен и рассудителен, ему нужно всегда быть в движении, в общении с Истиной, проповедовать ее. Возможно, именно поэтому он забрался так далеко в своих апостольских путешествиях, достигнув, согласно Преданию, пределов Индии.

В своих евангельских вопрошаниях Фома не беспокоится о каких-то бытовых вопросах или о социальном устройстве общества. Его не интересуют какие-либо должности в грядущем Царстве. Всё, что его волнует, это Истина сама по себе и путь к ней. «Как мы можем знать путь? Господи, мы не знаем куда Ты идешь», - с искренностью говорил Христу Фома (см. Ин. 14:5). Поэтому смерть Христа для него прежде всего - внутренняя трагедия, трагедия человека, вроде бы нашедшего и Путь и Истину и вдруг потерявшего единственную зацепку в жизни. Как если бы единственно верная путеводная нить внезапно оборвалась и исчезла из вида, оставив его одного в лабиринте жизни. Потому так важно для него точно убедиться в Воскресении Христа, чтобы не тешить себя пустой надеждой, удостовериться, что его путеводная нить никуда не делась, что вот она точно светится, и путь к выходу близок, как никогда.

От св. Фомы мы можем научиться не только тому, что всякое сомнение может быть развеяно при встрече со Христом. Не только тому, что интерес к богословию ценен в очах Божиих, но прежде всего тому, что подлинное богословие - это жизнь согласно вере, это непрестанный поиск Истины и путь к ней. Что предаться христианской жизни стоит со всей горячностью, и жаждать Христа всем сердцем. Что любые наши сомнения рассеет Сам Господь, если мы будем искренне желать познать Истину и найти свой путь. Что как бы ни терялась в некоторые моменты та дорожка, что ведет нас к Нему, Бог всегда остается рядом и ведет нас за руку, что свет Его всегда готов просветить наши ум и сердце.

Доказательство воскресения из мертвых и для нас всех и по сей день - не просто учение, не просто знание или сохранение древнего предания. Доказательство воскресения из мертвых для каждого христианина - Сам Воскресший Христос. Только Он является для искренне верующих, как для Фомы тогда - истинным доказательством, поскольку Его реальность наиболее неопровержима. Христос воскрес, смерть разбита, как древний сосуд. Его воскресшее Тело, сосуд новый, станет и нашим телом. Жив Господь, а значит, живы и умершие. Ибо для всех нас, сегодняшних и бывших прежде, Христос умер и живет. 

Христос воскрес - и в этом теперь невозможно сомневаться. Ведь, как и для Фомы, для нас Сам Христос - главное доказательство, рассеивающее всякое сомнение. Он - наша жизнь. Он - жизнь умерших. Он - жизнь будущего века. Он - Путь, Истина и Жизнь.


//проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Сретения Владимирской иконы Богородицы 26 апреля 2020 года.