Новый перевод Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Часть III — среда первой седмицы Великого поста

Московская Сретенская  Духовная Академия

Новый перевод Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Часть III — среда первой седмицы Великого поста

3786



ПЕСНЬ ПЕРВАЯ

Ирмос: Помощником и покровителем Он стал мне ради моего спасения; это мой Бог, и я прославлю Его, Бог отца моего, и я превознесу Его, ибо Он славно прославился.

С юности, Христос, я заповеди Твои отверг, всю жизнь провел страстно, нерадиво и беспечно. Поэтому и взываю к Тебе, Спаситель: «Хотя бы при конце моем спаси меня!»

Меня, повергнувшегося, о Спаситель, пред вратами Твоими, хотя бы то и в старости, Ты не отбрось в пустоту ада, но прежде кончины, как Человеколюбец, дай мне согрешений оставление.

Богатство мое, Спаситель, промотав в распутстве, лишен я добродетелей благочестивых и, голодом томимый, вопию: «О Отец милосердия, Ты Сам, опередив меня, умилосердись надо мной!»

Я тот, кто попал в руки к разбойникам – помыслам моим – и ныне весь изранен и ссадинами покрыт; но Сам Ты, о Христос Спаситель, явившись, уврачуй меня.

Священник, заметив меня издали, прошел мимо, и левит, видя меня бедствующим и раздетым, презрел. Но Ты, от Марии воссиявший Иисус, явившись, умилосердись надо мной!

Марии: Твою светозарную благодать подай свыше от божественного промысла, чтобы мне избежать омрачения страстей и усердно воспеть твоего, Мария, жития прекрасные деяния.

Троице: Сверхсущественная Троица, приемлющая поклонение как Единица, сними с меня тяжелое ярмо греха и, как милосердная, дай мне слезы умиления.

Богородице: Богородица, Надежда и Защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжелое ярмо греха и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.


ПЕСНЬ ВТОРАЯ

Ирмос: Внимай, небо, и я буду говорить, и воспою Христа, от Девы плотью пришедшего.

Поскользнулся я, как Давид, из-за невоздержания и осквернился; но омой и меня, Спаситель, слезами моими.

Ни слез, ни покаяния нет у меня, ни умиления; Сам мне это, Спаситель, как Бог, даруй.

Погубил я первозданную красоту и благолепие мое, и ныне лежу наг и стыжусь.

Дверь Твою не затвори передо мной тогда, Господи, Господи, но открой ее мне, кающемуся Тебе.

Услышь стенания души моей и очей моих прими, о Спаситель, слезные капли, и спаси меня.

Человеколюбец, всем желающий спастись, Ты призови и, как Благой, прими меня, кающегося.

Богородице: Пречистая Богородица Дева, единая всехвальная, моли усердно о том, чтобы нам спастись.

Ирмос: Увидьте, увидьте, что Я есмь Бог, манну дождем проливший и воду из камня источивший некогда в пустыне людям Моим единою десницею и силою Моею.

Прислушайся, душа моя, к Господу, вопиющему: «Увидьте, увидьте, что Я есмь Бог», и отстань от прежнего греха, и страшись Его как Мстителя, и как Судии и Бога.

Кому ты уподобилась, многогрешная душа, если не древнему Каину и небезызвестному Ламеху, когда злодействами забила, словно камнями, тело и умертвила ум безрассудными стремлениями?

Всех, кто прежде закона, пробежав мысленным взором, о душа, Сифу не уподобилась ты, ни Еносу не подражала, ни Еноха преставлению, ни Ною, но оказалась чуждой жизни праведников.

Ты одна открыла шлюзы гнева Бога твоего, душа моя, и, словно землю, всю потопила плоть, и дела, и жизнь, и осталась вне спасительного ковчега.

Марии: Со всем усердием и страстью прибегла ты ко Христу, от прежнего пути греха отвратившись, и воспитываясь в пустынях непроходимых, и безупречно исполняя Его божественные заповеди.

Троице: Безначальная, несозданная Троица, нераздельная Единица, прими меня кающегося, спаси согрешившего; Твое я создание, не презри, но пощади и избавь меня от осуждения на огонь.

Богородице: Пречистая Владычица, Богородительница, Надежда к Тебе прибегающих и Пристанище для тех, кто в буре, милостивого Создателя и Сына Твоего примири и со мной ходатайствами Твоими.


ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ

Ирмос: На непоколебимой скале Твоих, о Христос, заповедей утверди Твою Церковь.

Благословения Сима ты не унаследовала, о несчастная душа, и обширного владения, как Иафет, не получила на земле прощения.

Из земли Харран выйди, душа моя, из земли греха, иди в землю, источающую вечно живое нетление, которую Авраам унаследовал.

Про Авраама ты слышала, душа моя, оставившего некогда землю отечества и сделавшегося скитальцем; его намерению подражай.

У дуба Мамврийского угостив ангелов, престарелый патриарх в награду получил обещанное.

Узнав, жалкая душа, как Исаак, словно новая жертва, мистически был принесен Господу во всесожжение, подражай его намерению.

Про Измаила ты слышала, душа моя, изгнанного, как рабынино отродье: смотри, трезвись, как бы и тебе, если будешь распутничать, не претерпеть чего-либо подобного.

Марии: Охвачен я бурею и треволнением согрешений, но ты, мать, сама меня ныне спаси и к пристани божественного покаяния приведи.

Молебное моление и ныне, преподобная, принеся к милосердной Богородице, ходатайством твоим открой и мне доступ к божественному.

Троице: Простая, несозданная Единица, безначальная природа, воспеваемая в Троице ипостасей, спаси нас, с верою поклоняющихся могуществу Твоему.

Богородице: Рожденного от Отца вневременного Сына Ты, Богородительница, породила во времени, не познав мужа, – о странное чудо! – оставшись Девой и кормя грудью.


ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Ирмос: Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и убоялся, ибо предстояло Тебе родиться от Девы и явиться людям, и сказал он: «Услышал я слух о Тебе и убоялся». Слава силе Твоей, Господи!

Тело я осквернил, дух запятнал, струпьями весь покрылся; но Ты, о Христос, как врач, то и другое мне вылечи покаянием, отмой, очисти, ополосни и покажи, Спаситель мой, чище снега.

Тело Твое и Кровь, будучи распят за всех, предложил, Ты, Слово: Тело – чтобы меня воссоздать, Кровь – чтобы отмыть меня, Дух предал, чтобы меня привести, о Христос, к Твоему Родителю.

Совершил Ты спасение посреди земли, о Создатель, дабы мы спаслись; Ты добровольно был распят на Древе; Эдем затворенный открылся; то, что вверху и внизу, творение и все народы, спасенные, поклоняются Тебе.

Да будет мне купелью кровь из ребер Твоих и вместе питием, источившим воду отпущения, чтобы мне с обеих сторон очиститься, умащиваясь и напиваясь, как помазанием и питием, о Слово, живительными Твоими словами.

Чашей для Церкви явились Твои, наш Спаситель, живоносные ребра, из которых двойной нам излился поток отпущения и гнозиса во образ Ветхого и Нового – двух вместе – Заветов.

Лишен я чертога брачного, лишен и брака, а вместе и вечери; светильник погас без елея, чертог, пока я спал, затворился, ужин съеден, а я, связанный по рукам и ногам, выкинут вон.

Троице: О Тебе, нераздельном по сущности и неслиянном в Лицах едином Троичном Божестве, я богословствую, как о равноцарственном и сопрестольном. Громко пою Тебе песнь великую, в небесах троекратно воспеваемую.

Богородице: И рождаешь Ты, и сохраняешь девственность, и в обоих случаях остаешься Девой по естеству. Рожденный дает природе новые законы, и чрево не рождающее рождает. Где того хочет Бог, там преодолевается природный порядок, ибо творит Он все, что хочет.


ПЕСНЬ ПЯТАЯ

Ирмос: Просыпаясь ночью до рассвета, молю Тебя, Человеколюбец, просвети и наставь меня повелениями Твоими, и научи меня, Спаситель, совершать волю Твою.

Тяжел будучи нравом, о Владыка, душой и телом я сделался Ианнием и Иамврием для жестокого фараона и в бездну зол погрузился умом; но помоги мне.

С грязью смешал я, несчастный, свой ум. Омой меня, Владыка, в купели моих слез, молю Тебя, плоти моей одежду убелив как снег.

Если исследую я свои дела, о Спаситель, то вижу себя превзошедшим грехами всякого человека, ибо в полном сознании я согрешил, а не по неведению.

Пощади, пощади, Господи, создание твое. Согрешил я, оставь мне грех, ибо один Ты чист по природе, и никто другой кроме Тебя не свободен от скверны.

Ради меня Ты, будучи Богом, принял мой образ, показал чудеса, исцелив прокаженных, и расслабленных укрепив, и у кровоточивой остановив ток крови, о Спаситель, прикосновением к краю одежды.

Марии: Перейдя поток Иорданский, обрела ты покой безболезненный, убежав от плотских удовольствий. От них же и нас удали твоими молитвами, преподобная.

Троице: Тебя, Троица, славим, Единого Бога: Свят, свят, свят Ты – Отец, Сын и Дух – простая сущность, непрестанно поклоняемая Единица.

Богородице: Из Тебя, нетленная, незамужняя Матерь-Дева, Бог, века сотворивший, в мой облекся состав и соединил с Собой человеческую природу.


ПЕСНЬ ШЕСТАЯ

Ирмос: Возопил я от всего сердца моего милосердному Богу, и Он услышал меня из глубочайшего ада и жизнь мою вывел из погибели.

Восстань и победи, как Иисус Амалика, плотские страсти, побеждая всегда и гаваонитян – обманчивые помыслы.

«Перейди, душа, времени текучую природу, как когда-то ковчег перешел через Иордан, и вступи во владение землей обетованной», – Бог повелевает.

Как спас Ты Петра возопившего: «Спаси!», так и меня, Спаситель, поспеши от зверя избавить, протянув мне руку Твою, и возведи из глубины греховной.

Как тихую гавань я знаю Тебя, о Владыка, Владыка Христос, но поспеши избавить меня от глубочайшей бездны греха и отчаяния.

Троице: «Я есмь несложная, нераздельная Троица, различающаяся по Лицам, и Я – Единица, соединенная по природе», – говорит Отец и Сын, и божественный Дух.

Богородице: Твоя материнская утроба Бога нам родила, наш образ принявшего, но как Создателя всего моли Его, Богородица, да Твоими ходатайствами оправдаемся.

Кондак: Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ждет тебя смущение. Так что приди в себя, чтобы пощадил тебя Христос Бог, повсюду сущий и все наполняющий.


ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ

Ирмос: Согрешили мы, беззаконничали, поступали неправедно перед лицом Твоим и не соблюли, не сотворили того, что Ты заповедал нам. Но не предай нас окончательно в руки врага, Боже отцов наших!

Преступления Манассии добровольно собрала ты, душа, воздвигнув, словно идолы, страсти и умножив Божие негодование; но, ревностно подражая его покаянию, стяжай сокрушение.

С Ахавом ты посоревновалась в мерзостях, душа моя, – увы! – стала приютом плотских скверн и гнусным сосудом страстей; но из глубины твоей возопи и скажи Богу грехи свои.

Закрылось для тебя небо, о душа, и голод Божий постиг тебя, когда ты, как некогда Ахав, не послушала слов Илии Фесвитянина; но подражай сарептянке и напитай душу пророка.

Троице: О простая, нераздельная и единосущная Троица, Единая Природа! Как Светы и Свет, как Три Святых и Единое Святое воспевается Бог Троица. Но воспой, душа, прославь Жизнь и Жизни – Бога всех.

Богородице: Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты породила одного из Нераздельной Троицы, Единого Сына и Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Небеса.


ПЕСНЬ ВОСЬМАЯ

Ирмос: Воспевайте, всякое дыхание и вся тварь, Того, Кого небесные воинства славят, пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, благословляйте Его и превозносите во все века!

Праведный Судия, Спаситель, помилуй и избавь меня от огня и обвинения, которому предстоит мне на суде справедливо подвергнуться, дай мне прежде конца послабление за добродетель и покаяние.

Как разбойник, вопию Тебе: «Помяни!», как Петр, плачу горько. «Прости меня, Спаситель», – кричу, как мытарь, слезы лью, как блудница. Прими мое сетование, как когда-то хананейкино.

Гнойник, Спаситель, излечи смиренной моей души; единый Врач, пластырь мне наложи, и елей, и вино – дела покаяния, сокрушение со слезами.

Хананейке подражая, и я кричу Сыну Давидову: «Помилуй меня!»; касаюсь, как кровоточивая, края одежд и плачу, как Марфа и Мария над Лазарем.

Троице: О безначальный Отец, Сын собезначальный, Утешитель благой, Дух правый! О Слова Божия Родитель, Отца безначального Слово, Дух живой и созидающий! О Троица-Единица, помилуй меня!

Богородице: Словно из пурпура, Пречистая, мысленная багряница Эммануила – плоть – внутри чрева Твоего соткалась; поэтому мы Тебя, Богородицу, истинно почитаем.


ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ

Ирмос: Неизъяснимо рождение от зачатия без семени; непорочна беременность безмужней Матери. Ибо рождение Бога обновляет законы природы. Потому во всех поколениях мы Тебя, как Богоневесту-Матерь, православно величаем.

Недуги исцеляя, нищим благовествовал Христос-Слово. Увечных Он врачевал, с мытарями вкушал, с грешниками общался, душу дочери Иаира, уже отошедшую, возвратил прикосновением руки.

Мытарь спасался и блудница вразумлялась, а фарисей, хвалясь, подвергался осуждению; ибо первый говорил: «Будь милостив»; и вторая: «Помилуй меня!»; а последний хвастался, вопия: «Боже, благодарю Тебя!», и последующие безумные речи.

Закхей был мытарем, но тем не менее был спасаем, а фарисей Симон заблуждался, и блудница получала отпущение и прощение от Имеющего власть отпускать грехи. Его же, о душа, и ты к себе умилостиви.

Не подражала ты, несчастная душа моя, блуднице, которая, взяв алавастр с миром, со слезами помазала и волосами отерла ноги Господа, разорвавшего собственноручную запись с прежними обвинениями против нее.

Ты знаешь, душа моя, как были прокляты города, которым Христос дал Евангелие. Бойся этого примера, не будь, как они! Ибо Владыка, сравнив их с Содомом, присудил их аж к аду.

Не окажись, о душа моя, из-за отчаяния хуже хананейки, слышав о вере, по которой дочка ее исцелилась Божиим словом. «Сын Давидов, спаси и меня!» – возопи ко Христу, как она, из глубины сердца.

Троице: Отца прославим, Сына превознесем, божественному Духу с верой поклонимся, Троице нераздельной, Единице по сущности, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, оживотворяющей и просвещающей весь мир.

Богородице: Град Твой сохраняй, Богородительница Пречистая, ибо Твоею силою верно царствуя, в Тебе находит он и укрепление, и с Твоею помощью побеждая, прогоняет всякое искушение, и обирает неприятелей, и управляет подданными.

Андрею: О досточтимый и всеблаженный отец Андрей, пастырь Крита! Не переставай молиться о воспевающих тебя, да избавимся мы, верно чтущие твою память, от всякого гнева и скорби, и гибели, и согрешений безмерных.

Перевод Романа Яшунского

Источник: Богослов.ru