О действенности проповеди Слова Божия на примере свт. Иоанна Златоуста

Московская Сретенская Духовная Семинария

О действенности проповеди Слова Божия на примере свт. Иоанна Златоуста

Сергей Килимов 293



Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку. Какие же ассоциации у нас возникают? Обычно сразу приходит в голову составленная святителем литургия. Но одной из выдающихся его способностей является умение прямо обличать и наставлять. А для этого своей жизнью святой доказывал нам, что проповедь христианина неизменно связана с соблюдением заповедей Божиих. 


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

9 февраля святая Церковь молитвенно прославляет вселенского учителя, экзегета и богослова святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского ― того, кто составив чин Божественной Литургии, определил ход развития всей богослужебной традиции, того, кто, более других потрудившись в деле проповеди евангельского благовестия, своим толкованием Священного Писания положил основание всей экзегетической традиции, наконец, того, кто своей подвижнической жизнью явил образ истинного иерарха Церкви Христовой.

Святой Иоанн рано лишился отца и с детства воспитывался матерью Анфусой, которая овдовела в молодом возрасте и оставила всякую мысль о вторичном замужестве, решив посвятить свою жизнь воспитанию единственного сына. Будущий святитель получил блестящее светское образование. Он в совершенстве освоил философию, литературу, риторику и другие дисциплины у лучших учителей своего времени[1].

Иоанн Златоуст с юных лет возлюбил Господа и Его заповеди. Еще в молодом возрасте он любил уединяться, для того чтобы молитвой и трудами приблизиться к Богу, удобнее исполнить Его слово.

Став архиереем, Иоанн остался таким же ревностным проповедником, доступным пастырем и подвижником.

Став пресвитером и быстро получив известность, Иоанн не прельстился этой славой, не стал считать дары Божии своими, не угасил духа премудрости и откровения (Еф. 1:17), но с большей ревностью предался служению Богу и людям.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14) ― сказал Спаситель в Нагорной проповеди. Таким городом и светом для мира стал златоустый пастырь. Святитель Иоанн был замечательным проповедником. Толпы людей стекались послушать Иоанна, желая внимать его поучениям и наставлениям. Многие из слушавших отмечали ясность, доступность, яркую выразительность, глубину мысли, ортодоксальность его проповедей.

После кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии (ныне город Антакья на юге Турции) в столицу империи для постановления его на первосвятительскую кафедру. Став архиереем, Иоанн остался таким же ревностным проповедником, доступным пастырем и подвижником[2].

Однако святителю Иоанну, победившему искушения славой[3], теперь надлежало претерпеть и уничижение, и изгнание. Но он и в этом испытании не отступил от Бога и не возроптал на Него, а все случившееся принял, как благословение Божие. В этих изгнаниях святитель Иоанн, претерпев множество скорбей и лишений, в душевном мире почил о Господе. Последними его словами были: «Слава Богу за все!»[4].

В наше время проповедники слова Божия, как и две тысячи лет назад, продолжают наставлять откликающихся на призыв Божий. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2) – призывает нас апостол Павел.

Сама жизнь христианина является постоянной проповедью. Человек, живущий по-христиански, не может не быть проповедником. Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15) – пишет апостол Петр в своем Послании.Воспитывая ребенка в православной вере, мы обязательно поведаем ему о заповедях Божиих. Говоря о Боге на работе или в компании друзей, мы тоже должны будем ответить на вопрос: «Что значит жить по-христиански?».

Как часто мы смело рассуждаем о высоких христианских ценностях, кого-то укоряем в неправедной жизни, но как редко мы задумываемся о том, соответствуют ли наши слова той жизни, которую мы ведем. Очень важно понимать, что проповедник слова Божия ― это не только хороший оратор, умеющий использовать приемы манипуляции сознанием, красиво облечь в слова свои или чужие мысли. Это, в первую очередь, истинный воин Христов, исполняющий заповеди Его, ибо Сам Господь сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21).

Необходимо научиться говорить лишь о том, в чем мы сами имеем опыт, в чем мы преуспели в собственной жизни.

Самая лучшая и деятельная проповедь та, которая подтверждается действенной жизнью самого проповедника. «Поскольку существенное свойство души — непрестанно быть в действии, — пишет святитель Иоанн Златоуст о необходимости подтверждать свои слова действием, — то, если ты прекратишь ее деятельность в добром, она, как не могущая оставаться в бездействии, по необходимости устремляется к другому роду действий»[5].

Святитель Иоанн Златоуст ― вот добрый пример истинного христианина. Его слова не расходились с делами, он ревностно исполнял те заповеди и постановления, о которых каждый день неустанно проповедовал. Как же и нам научиться жить той жизнью, которой мы поучаем других? Необходимо научиться говорить лишь о том, в чем мы сами имеем опыт, в чем мы преуспели в собственной жизни. Святитель Иоанн Златоуст предлагает нам такое врачевство: «Будем требовать у себя отчета и в том, что в нас входит, и в том, что выходит, — что мы произнесли полезного и какое произнесли слово праздное»[6]. Стоит прислушаться к словам святителя Иоанна Златоуста, призывающего нас «постоянно хранить свои уста, приставив разум, как запор, не с тем, чтобы они были заключены постоянно, но чтобы открывались в надлежащее время. Потому что иногда молчание полезнее слов, а иногда слова лучше молчания»[7].

Будем же с кротостью и смирением проходить надлежащее нам житейское поприще, подобно Иоанну Златоусту всегда имея упование на Бога. Станем проповедниками слова Божия жизнью, а не только лишь словами. А говорить о Боге станем с особым рассуждением, кротостью и любовью, помня о том, что есть время молчать и время говорить (Еккл. 3:7).

Каждому из нас для достижения совершенства, к которому нас призывает Спаситель (Мф. 5:48), необходимо научиться деятельной христианской любви, необходимо следить за тем, что мы говорим (Притч. 30:32) тому или иному человеку, о чем проповедуем братьям по вере и неравнодушным к слову Божию. Наконец, проверять себя — соответствуют ли наши поучения той жизни, которую мы ведем. Чтобы не сказали о нас, как сказал Христос о фарисеях: Ибо они говорят, и не делают (Мф. 23:3).

студент III курса Сергей Килимов

Ключевые слова: Иоанн Златоуст, житие, Священное Писание, проповедь, заповеди,ораторство



[1]Минея богослужебная. Январь. T. II. ― М.: Издательство Московской Патриархии, 1983. ― С. 404.

[2]Миролюбов Алексий, свящ. Вселенский учитель Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. ― М.: Товарищество типо-литографии Владимира Чечерина, 1899. ― С. 32.

[3]Марк (Лозинский), игум. Гомилетические наставления святителя Иоанна Златоуста // Журнал Московской Патриархии. № 6. ― М., 1996. ― С. 54.

[4]Миролюбов Алексий, свящ. Вселенский учитель Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. ― М.: Товарищество типо-литографии Владимира Чечерина, 1899. ― С. 58.

[5]Иоанн Златоуст, свт. Толкование на 2 Послание к Коринфянам. ― М.: Паломник, 2002. ― С. 42.

[6]Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. IV. ― М.: ЭКСМО, 2017. ― С. 109.

[7]Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения. Т. I. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. ― С. 56.



Новости по теме

«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 2: «В чем проявляется сребролюбие (по прп. Паисию Святогорцу)». Иерей Василий Родионов Наверное, многие, услышав слово «сребролюбие», скажут, что не страдают этой страстью — дескать, нам на жизнь-то не хватает, а потому о какой любви к деньгам и накопительстве речь? Однако всё ли так просто и неужели лишь материально обеспеченные люди подвержены этому греху? В этом помогут разобраться поучения старца Паисия о бескорыстии, жертвенности и справедливости, которые представлены нами во второй статье цикла о страстях и добродетелях.
ЗАВЕТЫ ЖИЗНИ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО Священномученик Иоанн Восторгов Кто из православных христиан не слышал имени святого Иоанна Златоустого? Едва ли есть другой из чтимых святых, кого бы Церковь Христова поминала так часто, — почти каждый день во всех своих священных храмах. Ему мы обязаны составлением божественной литургии, чаще всего совершаемой в нашей Церкви; ему мы обязаны многими чудными и доселе трогающими всякое сердце молитвами.
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О ЗНАЧЕНИИ ЕВХАРИСТИИ В СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 2 Готовящемуся к Причащению полезно размышлять о своем недостоинстве, ничтожности, греховности, удобопреклонности человека ко греху, а также о величии Божием, способном возродить человека для жизни вечной, о неизреченной любви Спасителя к роду человеческому, питающему это падшее изменчивое творение Свое Своею Плотью и Кровью, тем самым возводя человеческое существо на самую высшую степень Богообщения.