Международная научно-богословская конференция «Проблемы методологии богословских и патристических исследований».

Московская Сретенская  Духовная Академия

Международная научно-богословская конференция «Проблемы методологии богословских и патристических исследований».

Пресс-служба Сретенской духовной семинарии 3789



17 мая в библиотеке Сретенской Духовной Семинарии состоялась Международная научно-богословская конференция

«Проблемы методологии богословских и патристических исследований».

В числе докладчиков выступили доцент Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов, преподаватель Сретенской духовной семинарии Дмитрий Владимирович Дементьев, доценты ПСТГУ Виктор Петрович Лега и Георгий Евгеньевич Захаров, доцент департамента философии МФТИ Вячеслав Иванович Коцюба, доценты Московской Духовной Академии Павел Кириллович Доброцветов и Роман Михайлович Конь, аспирант МДА иеромонах Трифон (Михайловский).

Стоит отметить, что, к сожалению, не все гости смогли осуществить запланированное и анонсированное участие. Так, не смог приехать для выступления гость из Канады, исследователь Университета Торонто Абрахим Хан. Также не смог приехать по состоянию здоровья и второй приглашенный на конференцию зарубежный гость — известный французский православный богослов и патролог Жана-Клод Ларше, однако он прислал свой доклад для этой конференции, который был переведен и зачитан, тем самым сохранив в определенной мере заявленный ранее международный статус конференции.

Впрочем, доклад Ж.-К. Ларше «О принципах правильного использования патристических исследований в православном богословии», зачитанный ведущим конференции доцентом П. К. Доброцветовым, по праву может быть назван программным для нынешнего мероприятия. В нем французский автор указал на современные проблемы как европейских, так и российских патристических исследований: на тенденцию к привилегированному вниманию к авторам незначительным, порой еретическим — в ущерб авторам значимым и православным; на то, что св. отцы часто воспринимаются и исследуются как философы и разница между святоотеческим и философским способами мировидения более уже не воспринимается четко; на старательный поиск исследователями философских влияний на св. отцов (аристотелевских, платонических и в особенности неоплатонических), пренебрегая при этом влияниями Традиции, влияниями предшествующих им св. отцов; на поиск отличий между св. отцами, нежели на сходства между ними; на отношение к св. отцам как к неактуальным, как к авторам прошлого, как к писателям античности и Средневековья, с некоторой критической дистанцией, вместо того, чтобы воспринимать их учение в измерении универсальном и сверх-временном, без интереса к ним и их уместности для богословской мысли и современной духовной жизни. Наряду с этим существует тенденция смешивать богословие с философией, утверждая, что и богословие может посвятить себя индивидуальному и свободному размышлению, или тенденция к слиянию богословия и философии, без понимания того, что их основания, их методы и их конечные цели разные.

В противовес данным тенденциям Ж.-К. Ларше акцентировал следующие тезисы: православное богословие не есть некоторое абстрактное и беспредпосылочное рассуждение, вводящее новизну; Православное богословие может иметь различные выражения, но оно выражает неизменно все ту же веру; Православное богословие «вписано» в Традицию; о важности знания наследия св. отцов в богословском познании; о необходимости ссылок на св. отцов в процессе богословствования на практике; о правильном использовании св. отцов в практике богословствования; о необходимости мыслить в духе св. отцов; об актуальности св. отцов.

Последующие докладчики неоднократно в своих выступлениях обращались к идеям данного доклада, находя их важными и созвучными своим размышлениям.

Прот. Вадим Леонов, доцент СДС, в своем докладе «Слово, термин, понятие и идея в богословском дискурсе» выстроил категориальную систему «слово» — «термин» — «понятие» — «идея», которая позволяет структурировать и определить разные уровни богословских рассуждений.

На уровне слова богословские знания передаются в виде конкретного текста или речи. Цель здесь — донести авторские слова без искажений. Восприятие на этом уровне происходит в рамках лингвистических возможностей понимающего, который использует семантическую палитру используемых слов, исходя из своих субъективных предпочтений, и часто видит в тексте или слышит в речи то, что ему хочется увидеть, а не то, что высказал автор.

На уровне терминов богословские знания передаются уже посредством однозначно определенных категорий, строго в соответствии с закрепленными в традиции значениями, что не допускает большой вольности в интерпретации. В этом случае содержание богословского высказывания может излагаться вполне корректно, но если в сознании воспринимающего не произошло усвоение понятий, которые стоят за используемыми терминами, то любое отступление от терминологии ставит понимающего в тупик, что говорит о том, что усвоение терминов произошло у него поверхностно.

На уровне понятий богословские знания передаются уже не столь прямолинейно, посредством слов и терминов, но широко используются иные средства трансляции смыслов. Здесь весьма удобным инструментом являются жизненные примеры, язык притч, образов, метафор, аллегорий. Тождественное их восприятие и толкование людьми, вступившими в диалог, говорит о корректном общении на понятийном уровне. Например, так излагал Господь Иисус Христос учение о Царстве Божием. На этом уровне активно проявляются личные отношения учителя и ученика, в общении которых знания часто передаются уже невербальным образом — через подражание, послушание, любовь как основу их личных отношений.

На уровне идей богословское ведение воспринимается в прямом общении с Богом — Автором этих идей. Это духовное ведение по своему содержанию превыше слов и терминов, при этом полностью согласуется с утвержденными Церковью богословскими формулировками и догматам. На этом уровне открывается подлинная глубина православной веры —не на словах, а в опыте личного соприкосновения с Истиной.

На основе различения указанных категорий можно определить четыре уровня богословской подготовки, которые по-своему все необходимы.

На уровне слов студент учится воспринимать слова и корректно воспроизводить их содержание с минимальными искажениями. В педагогической практике это отрабатывается через заучивание Священных текстов, что переводит человека на более глубокие уровни их восприятия.

На уровне терминов студент учится выделять в словах именно то значение, которое вкладывали в него святые отцы, и уметь использовать их как термины, как инструменты для различения истинного высказывания от ложного. Здесь полезной педагогической формой занятий является анализ ересей и современных заблуждений, дискуссии между студентами.

На уровне понятий студент учится работать с целостными смыслами, облеченными в разные словесные формулировки, в том числе и не в строго догматические (литургические тексты, святоотеческая гимнография, притчи, аллегории, поэзия).

Уровень богословских идей — самый сложный и самый важный. Богословское знание должно опытно постигаться при содействии Божественной благодати. Прохождение каждого богословского уровня должно сопровождаться реальной личной духовной жизнью, но ее интенсивность естественно должна возрастать при переходе со ступени на ступень. Только в этом случае богословское наследие Церкви сохраняется не только в виде набора древних текстов и их точного цитирования, но в виде живого личного опыта, подтверждающего истинность Священного Предания Православной Церкви.

Доцент ПСТГУ В. П. Лега в докладе «Проблема метода в области основного богословия» отметил, что защита истины христианства была актуальной во все времена, и в каждое время она имела свои особенности. В современном мире нападки на христианство ведутся в

основном с позиции современной науки и различных философских учений. Поэтому сейчас как никогда христианство нуждается в грамотной, опирающейся на доводы разума, защите. Однако каков метод этой защиты? Ведь использование неправильных методов может привести к ошибочным выводам — как к отходу от Православия и созданию еретических и псевдорелигиозных учений, так и к ненаучным выводам. Следовательно, православный апологет должен, во-первых, опираться только на проверенные научные факты и теории, и, во-вторых, строго следовать православной святоотеческой традиции. При этом автор выделил четыре типа методов аргументации: метод свидетельств, накопленных случаев, предположений и классический.

Доцентом ПСТГУ, заведующим кафедрой патрологии и систематического богословия Г. Е. Захаровым был сделан доклад на тему «Конфессиональные и академические подходы в исследованиях по истории Римской Церкви IV в.». Как постарался показать автор на материале трудов ряда католических ученых XX–XXI вв., сохранение баланса между богословской и исторической составляющей в церковно-историческом исследовании представляет существенную проблему. Как правило, мы сталкиваемся или с переносом актуальных экклезиологических моделей (в данном случае, связанных с наследием II Ватиканского Собора) на древнюю историческую почву, или с сознательным уклонением от актуализации исторических выводов в современном контексте, что снижает потенциальное влияние исследовательской работы на церковную жизнь. Особую проблему представляют апологетические тенденции при интерпретации отдельных фактов, касающихся истории папства, что, впрочем, характерно далеко не для всех католических исследователей.

Доцент департамента философии МФТИ В. И. Коцюба выступил на тему: «Методологическое значение взглядов на соотношение богословия и философии в патрологических трудах о. Георгия Флоровского». В докладе рассматривалось развитие взглядов о. Г. Флоровского на то, какими должны быть отношения богословия и философии, от юности, когда он находился под влиянием идей Вл. Соловьева, до появления известных патрологических работ об отцах Церкви на рубеже 30-х годов XX века. Особенностью подхода Флоровского в работах по патрологии было стремление показать наличие в святоотеческом богословии сформировавшейся путем синтеза христианского благодатного опыта и античных форм мысли «христианской философии» с классической философской проблематикой и терминологией. Данную философию в патристическом богословии, выразившем кафолическое самосознание Церкви, Флоровский рассматривал как непреходящий образец правильного воцерковления мысли, альтернативный секуляризации мысли в протестантизме и попыткам модернизации христианского богословия через синтез с нецерковной религиозной философией, содержащей рецидивы язычества.

Доцент МДА П. К. Доброцветов в докладе «Влияние идей М. Бубера и Э. Левинаса на современное православное богословие персонализма» привел ряд оценок современных сторонников и исследователей направления православного богословского персонализма о значительном влиянии наследия этих двух иудейских философов XIX–XX вв. на формирование учения о личности в современном православном персоналистском богословии, в частности, на мысль митр. Иоанна Зизиуласа. Вместе с тем докладчик отметил как наличие критических мнений по поводу приемлемости взглядов монотеиста М. Бубера для троичного православного богословия, так и привел в качестве примера анализ некоторых мест из книги прот. Георгия Завершинского «Богословие диалога. Тринитарный взгляд» (М., 2017), ясно показывающий негативные последствия для православного учения о Святой Троице принятия концепции «срединности» М. Бубера.

Доцент МДА Р. М. Конь сделал доклад на тему: «Анализ методологий исследования и противодействия сектантству в Русской Православной Церкви». В нем был сделан критический обзор трех направлений в русском сектоведении: церковной школы сектоведения и двух новых теорий сектантства, претендующих на статус церковных: теории тоталитарного сектантства и теории «внутрицерковного сектантства». Поскольку две последние стремятся выдать себя за церковные, то были проанализированы их претензии на церковность путем сопоставления их критериев, определения и классификации сект с диалектикой хранящегося в Предании Церкви святоотеческого подхода по данному вопросу, на основании приятого в Церкви принципа: «Не иначе должно принимать то, что пишется кем-либо, как если оно предварительно будет найдено согласным с

Православной верой святых отцов» (Деяния V Вселенского Собора). Рассмотрев новые теории в контексте светского социологического подхода к изучению сектантства и становления идеологии светского антикультового движения, докладчик указал на прямые заимствования из светских концепций сектантства в новые теории тоталитарного сектантства и «внутрицерковного сектантства». На конкретных текстах он показал несостоятельность попыток адаптировать теорию «внутрицерковного сектантства» в церковное сектоведение. Кроме того, на примере анализа критериев «внутрицерковного сектантства» докладчик показал отсутствие последовательности и внутреннюю противоречивость данной теории, что лишает ее оснований считаться церковной.

Преподаватель и помощник проректора по учебной работе Сретенской духовной семинарии, психолог, канд. филос. наук Д. В. Дементьев выступил с докладом на тему: «Отличия практики пастырского душепопечения и психологического консультирования». Настоящий доклад был представлен в контексте проводимых занятий по учебной и производственной практикам в магистратуре Сретенской духовной семинарии на программе «Пастырское богословие». В докладе указывалось на значимость приобретения будущими пастырями навыков психологического консультирования для их окормления духовных чад. При этом в выступлении акцентировалось внимание на существующих отличиях в методологии душепопечительской практики священников и психологов-консультантов. Анализ таких отличий способствует более глубокому осмыслению практики ведения пастырем духовных бесед.

Иером. Трифон (Михайловский), аспирант МДА представил видео-презентацию на тему «Влияние мировоззренческих идей на результаты исследования религиозно-философских основ китайских психофизических духовных практик». В своем докладе иером. Трифон отметил актуальность темы распространения восточных боевых искусств, в частности, энергетических, психофизических практик цигун. Коснувшись вопроса существа этих практик и влияния на мировоззрение их последователей, он отметил недостаточную изученность этой проблемы и заострил внимание на том, что в ряду религиоведческих исследований нередко встречаются публикации, авторы которых сами является апологетами и адептами китайских боевых искусств, практикующим упражнения цигун. Мировоззрение таких ученых, безусловно, накладывает отпечаток на выводы их исследований, они не могут критически осмыслить восточные боевые искусства с их «энергетическими» упражнениями с точки зрения последствий для души, поэтому в их публикациях отмечаются только положительные стороны этих практик.

Конференция прошла в позитивной и заинтересованной атмосфере. Участники конференции в процессе дискуссии по каждому выступлению задавали друг другу вопросы. Присутствовавшие магистранты Сретенской духовной семинарии и студенты из иных духовных учебных заведений также с интересом слушали доклады и активно участвовали в их обсуждении. Участники конференции с одобрением приняли предложения о последующей публикации своих докладов, а также о продолжении обсуждавшейся тематики на последующих конференциях по методологии. Кроме того они выразили благодарность и.о. ректора Сретенской ДС иером. Силуану (Никитину) и администрации семинарии за содействие в проведении данного научно-богословского мероприятия.

Ключевые слова: конференция, дискуссия, доклад, богословие, презентация.

Новости по теме

Макарий Великий о первом шаге ко спасению Егор Борисов Как любое дело важно начать, так и нам особенно необходимо понимать то, с чего же начинается наш путь ко спасению. Преподобный Макарий учил, что движение души ко спасению начинается с твердой решимости спастись в Господе, потому что Господь уже совершил наше спасение и желает, чтобы каждый из нас воспользовался его плодами.