Прообразы Евхаристии и пророчества о ней в книге Исход

Московская Сретенская Духовная Семинария

Прообразы Евхаристии и пророчества о ней в книге Исход

Ярослав Мордовцев 1600



Ветхий Завет является источником прообразов новозаветной Евхаристии. Множество отсылок к будущему самому главному Таинству Церкви содержится на страницах как книги Бытия, о чем говорилось ранее, так и книги Исход. При разборе библейских стихов, в которых прообразовательно говорится о Евхаристии, следует опираться на труды святых отцов, как древних, так и более современных.

Содержание:

  • Пасхальный агнец (Исх. 12:1-28) как прообраз Евхаристии
  • Манна небесная (Исх. 16:13-16) как прообраз Евхаристии
  • Вода, высеченная из скалы Моисеем (Исх. 17:1-7), как прообраз Евхаристии
  • Обещание Господа на Синае благословить хлеб (Исх. 23:25) как пророчество Евхаристии
  • Заключение завета с Израилем (Исх. 24:4-8) как прообраз Евхаристии
  • Пасхальный агнец (Исх. 12:1-28) как прообраз Евхаристии

    Один из главных текстов для понимания Таинства Евхаристии заключается в 12 главе книги Исход, где Бог дает заповедь о праздновании Пасхи, о приготовлении и вкушении пасхального агнца.

    Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз (Исх. 12:5).

    Это повеление Божие исполнил Сам Бог, Иисус Христос. Он и есть Агнец (Ин. 1:29) без порока, искушенный во всем, кроме греха (Евр. 4:15). Об этом митрополит Макарий в классическом учебнике догматики говорит так: «Последуя столь ясному учению Слова Божия, св. Церковь неизменно веровала, что Господь Иисус, единосущный нам по человечеству, по всему нам подобен, кроме греха, как выразились в своем догмате Отцы халкидонского Собора, и как еще прежде исповедовали единодушно — все ее пастыри и учители»[1].

    И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером (Исх.12:6).

    Все это совершилось над Господом Иисусом Христом. Он, как пасхальный агнец, и был заклан 14 дня месяца Нисана, на что указывает и архиеп. Аверкий Таушев: «Праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и в тот год приходился на пятницу (см. Ин. 19:14)»[2].

    И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его (Исх. 12:7).

    Евреям было предписано кровью кропить косяки и перекладины дверей с той целью, чтобы карающая египтян десница Божия миновала израильтян. Если же Ангел-губитель пощадил дома последних потому, что они были окроплены кровью агнца, то из этого видно, что она была образом искупления, очищения и примирения, подаваемого в Евхаристии.

    Ночью здесь символически именуется время нашей жизни на земле

    Проповедуя о величии Таинства принятия Тела и Крови Господней, свт. Иоанн Златоуст говорил так: «Если же ее образ имел такую силу в Египте, когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более — сама истина... Она в образах омывала грехи. Если же в образах она имела такую силу; если смерть так страшилась тени, то может ли, скажи мне, не убояться самой истины? Эта Кровь — спасение душ наших»[3].

    Таинственно указание Божие о помазании кровью на обоих косяках. Как это можно буквально сделать? Это можно сделать в том случае, если два косяка пересекаются и обнаруживают форму креста. То есть те дома, в которых были два косяка, как в шатрах, помазывались кровью крестообразно. И Ангел смерти, проходя в пасхальной ночи, не коснулся их домов, которые были запечатлены кровавым знаком креста от жертвенного пасхального агнца, символизирующего Христа Иисуса и Его Голгофские страдания на Кресте.

    Также этот стих Библии напоминает нам о призыве апостола Павла облечься во всеоружие Божие

    Святитель Кирилл Александрийский толкует эти двери как наши чувства, через которые к нам входят в окна наши как воры (Иоиль 2:9) нечистые похотения и соблазны. Таким образом, наши чувства должны быть «помазаны» Пречистой Кровью Иисуса[4].

    Пусть съедят мясо его в сию самую ночь (Исх. 12:8).

    Ночью здесь символически именуется время нашей жизни на земле[5]. «Доколе мы остаемся в сем мире, мы будем причащаться Христа посредством Святой Плоти и Честной Крови Его чувственным образом»[6]. После же наступления «дня Господня», в будущем веке, Причастие будет «иным неким способом и так, как ведает Распорядитель и Податель будущих благ»[7].

    Ешьте испеченное на огне (Исх. 12:9).

    По мысли преподобного Исидора Пелусиота, Бог дает эту заповедь, дабы «евреи ели мясо агнца, прообразовательно представляя таким вкушением великое таинство Божественного домостроительства и предварительно познавая Тело Агнца, Который неизреченно соединил в Себе огнь Божественной сущности с плотью»[8].

    В связи с этим вспоминается литургический обычай вливания «теплоты» (букв. «кипятка») в освященные Святые Дары. Это действие имеет мистико-символический характер, который наиболее полно выражен в полемическом послании кардиналу Гумберту от прп. Никиты Стифата: «Дух Святый Живой остался тогда [после Распятия. — Прим. авт.], однако, в Его обоженном Теле... Когда мы пьем Его живую и горячую Кровь вместе с водою, истекшую из Его ребра, мы... исполнены Духа, Который горяч, ибо, как вы видите, мы пьем из Чаши эту Кровь горячею, как она истекла из Господа. Ибо из теплого и оставшегося живым по действию Святого Духа Тела Христа истекли для нас вода и Кровь»[9]. Таким образом, главная идея вливания «теплоты» в том, что Святой Дух не оставил Тела Христа и по физической смерти. Это является исполнением заповеди о вкушении агнца, испеченного на огне.

    Святитель Кирилл Александрийский толкует данный стих в нравственном смысле: «Приступающие к общению со Христом должны быть горячи духом»[10], — то есть христиане должны быть не теплохладны, дабы не подпасть под осуждение Божие, данное Лаодикийской Церкви (Откр. 3:14-16).

    Не оставляйте от него до утра (Исх. 12:10).

    Этим Бог, как считает свт. Кирилл, «воспрещает неодобрительное откладывание желания совершенного разумения. Пусть не откладывается на долгое время совершенное и истинное познание о Нем и пусть не остерегаются некоторые неблаговременности благодати совершенного причащения» [11] . Христиане должны всячески стараться часто, по возможности, за каждой Литургией причащаться Святых Христовых Таин, как того требует 9-е правило святых апостолов. Текст правила достаточно очевиден. По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона, «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня»[12].

    Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня (Исх. 12:11).

    Это место Писания говорит нам о том, чтобы, приступая к Святой Чаше, мы помнили, что христиане — это странники и пришельцы на земле (Евр. 11:13), не имеющие здесь постоянного града, но ищущие будущего (Евр. 13:14). Христиане не должны привязываться к этому миру, потому что вкушают они истинного Пасхального Агнца, взятого не от стад овец или козлов, но сшедшего с небес (Ин. 6:51). Поэтому они должны «горе́ иметь сердца», как сказано практически во всех известных молитвах Анафоры.

    Наиболее высоко это понимание отражено в памятнике раннехристианской письменности, которое традиционно называется «Послание к Диогнету». Там сказано: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но всё терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество — чужая страна... Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные»[13].

    Так и в Церкви: вне ее нет спасения, потому что вне ее нет и не может быть Евхаристии, а соответственно, и единения со Спасителем

    Также этот стих Библии напоминает нам о призыве апостола Павла облечься во всеоружие Божие, в броню праведности, препоясать чресла истиною, взять щит веры, шлем спасения и меч духовный (Еф. 6:11-17). То есть христианам необходимо ради Таинства Причастия трезвиться, вести духовную брань против козней диавольских, бороться со страстями, соблазнами и искушениями. «Посему, кто намерен вкусить Божественную и Истинную Пасху, тому надлежит стать тщательным, то есть любителем добродетели»[14].

    Вы никто не выходите за двери дома своего до утра (Исх. 12:22).

    Здесь Создатель заповедует оставаться в доме, где собрана вся семья, где совершается пасхальная трапеза, до утра. Помня о мысли свт. Игнатия, приведенной выше, что под ночью здесь имеется в виду время этой жизни, то утро соответственно обозначает собой будущий век, где будет сиять Иисус, звезда светлая и утренняя (Откр. 22:16). Итак, Бог повелевает до тех пор, пока не настанет утро, не выходить из собрания, смыслом которого является вкушение агнца. Очевидно, что собрание это прообразовательно являет собой Церковь, ведь она и есть εὐχᾰριστία, что значит «собрание», смысловое ядро которого заключается в Евхаристии — вкушении истинного Агнца. Выходить же из собрания воспрещается потому, что вне его нет жертвы, вне собрания, в ночи этого мира и этой жизни только Ангел-губитель. Так и в Церкви: вне ее нет спасения, потому что вне ее нет и не может быть Евхаристии, а соответственно, и единения со Спасителем. Как об этом прекрасно писал сщмч. Иларион (Троицкий), «причащение есть источник именно церковной жизни по преимуществу. Смысл Таинства — в его церковности. Вне единства церковного нет и причащения. Весьма знаменательно, что в святоотеческой письменности единство церковное поставлено в неразрывную связь с Таинством Тела и Крови Христовых»[15].

    И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее (Исх. 12:43).

    По толкованию прп. Ефрема Сирина, это значит, что «некрещеный не имеет права вкушать Тело» Христово[16]. Не имеет этого права потому, что он иноплеменник, он не принадлежит к Телу Христову, к народу Божиему, к народу святому, к людям, взятым в удел (1 Пет. 2:9). Это понимание Божественной Евхаристии, которое, как мы видим, уходит своими корнями в древнейшие времена Ветхого Завета, отражено в чинопоследовании Литургии, притом не только византийской литургической семьи, но и других — александрийской, месопотамской и т.д. Это отражено в аккламациях: «Елицы оглашеннии, изыдите! Оглашеннии, изыдите! Елицы оглашеннии, изыдите! Да никто от оглашенных! Елицы вернии!»[17].

    Как замечает протопресв. Александр Шмеман, «Евхаристия по самой своей природе есть закрытое собрание Церкви»[18]. Мы видим, что это понимание полностью основано на Священном Писании, где Бог завещает совершать пасхальную жертву только обществу Израиля (Исх. 12:47).

    Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее (Исх. 12:48).

    Обрезанный мог вкушать от пасхальной трапезы. Это значит, что любой крещеный может причащаться Святых Даров. Подтверждение тому, что обрезание было прообразом крещения, мы находим у апостола Павла: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении (Кол. 2:11-12).

    Евхаристия по самой своей природе есть закрытое собрание Церкви

    Итак, Пасха была самым главным и торжественным праздником у евреев. Таковым этот праздник являлся не только по своему историко- богословскому смыслу, но и в том числе в практическо-бытовом аспекте. Праздник Пасхи имел очень яркий и разработанный чин совершения, так называемого седера, то есть ритуальной семейной трапезы.

     

    Манна небесная (Исх. 16:13-16) как прообраз Евхаристии

    Важнейшим прообразом Таинства Евхаристии является манна небесная. Впервые ее упоминание и описание встречается в 16 главе книги Исход:Поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу.

    Хлебом с неба (Исх. 16:4, Пс. 77:24, Пс. 104:40, Неем. 9:15, Ин. 6:31) она именуется в двух смыслах: в буквальном и символическом. Указание на оба толкования мы находим в тексте самого Священного Писания:

    1.     В книге Чисел (11:9) есть указание на то, что, когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна. Отсюда именование манны — небесной.

    2.     Символическое толкование представлено Самим Господом нашим Иисусом Христом в «беседе о Хлебе Жизни», сказанной Им в Капернауме в Белой синагоге (Ин. 6). Во время нее иудеи требовали чуда, подобного манне небесной, посланной им во время сорокалетнего странствования по пустыне. Христос же отвечал им, что тот хлеб давал лишь жизнь телу, а Он Сам есть хлеб жизни, которого ядущий будет жить вовек. Еще более ясно и определенно говорит Господь дальше: этот Хлеб, сошедший с небес, есть Плоть Его, Которую Он отдает за жизнь мира. Таким образом, Господь указывает, что манна есть прообраз вкушения истинного Хлеба Жизни — Плоти Сына Человеческого. Об этом так говорит святитель Кирилл Александрийский: «Сам Он и чрез Себя есть манна Божественная и истинно животворная. И сию-то манну ядущий становится выше тления и избегает смерти, а не те, которые ели чувственную манну; потому что прообраз не был спасителен, но только представлял в себе изображение истины»[19].

     

    Вода, высеченная из скалы Моисеем (Исх. 17:1-7), как прообраз Евхаристии

    Другой прообраз Евхаристии находится в следующей главе книги Исход, в повествовании о изведении Моисеем воды из камня. Когда народ Божий возроптал, требуя воды, тогда пророк возопил к Господу с вопрошанием, что ему делать. Бог же повелел взять с собой старейшин и жезл, через который уже были совершены великие чудеса (Исх. 7:20; 14:16). Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских (Исх. 17:6).

    Доказательство того, что данное место Писания объясняется символически, мы опять находим в самом Писании. Так, апостол Павел говорит: Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море...; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1 Кор. 10:1-4).

    Важнейшим прообразом Таинства Евхаристии является манна небесная

    Интересно, что в данном случае Павел имеет в виду под словами последующий камень. Это значит, что камень, из которого вышла вода, впоследствии, во время странствования, перемещался за Израилем и был для народа своего рода колодцем. Это взято не из Ветхого Завета, а из традиции раввинов. В книге Чисел (20:1-11) повторяется история о том, что Бог сказал Моисею добывать воду из скалы, чтобы напоить жаждущий народ. Согласно утверждениям раввинов, эта скала потом следовала за народом и всегда давала им воду для пития. Эта история была хорошо известна каждому иудею[20].

    Прп. Ефрем Сирин раскрывает данный прообраз Евхаристии так. Он говорит, что апостол показал море как символ Крещения, а облако, осенявшее их, было подобно рукам священника. И поскольку после Крещения человек должен причаститься Тела и Крови Спасителя, так было и тогда с иудеями символически. После прообразовательного Крещения потом они вкусили манну духовную и пили воду духовную. «Духовными названы из-за манны, сходившей свыше (с Неба). Так и воды, которые снова и чудесно истекали из той скалы. И Христа назвал той Скалою, ибо, подобно скале, пронзен был ударом копья бок Господа нашего и из него истекли Кровь и вода (Ин. 19:34); Кровь — во очищение и в питие всех народов»[21]. Мы видим, как с подобным толкованием полностью согласен и святитель Иоанн Златоуст — выше он указал на прообраз крещения, а здесь — на прообраз священной трапезы: «Как ты вкушаешь Тело Господне, так израильтяне вкушали манну; как ты пьешь Кровь Его, так они пили воду из камня. Хотя это было чувственное, однако подавалось духовно, не по законам природы, а по благодати»[22]. Блж. Феофилакт Болгарский, как своего рода компилятор классических толкований, также приводит такое объяснения этому символу.

    Исходя из свидетельства Священного Писания, в частности, апостола Павла, в богословии, гимнографии и иконографии очень ярко выражена тема Господа Иисуса Христа как Источника жизни. Этому полностью посвящен праздник Преполовения Пятидесятницы и следующая за ним Неделя о самаряныне. В эти дни Святая Церковь поет так: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами, Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе»[23], «Премудрости воду и жизни, источая мирови, всех, Спасе, призываеши почерпсти спасения воды»[24], «Жизнь сый, Господи, и источник безсмертия, сел еси при источнице, Щедре, и Твоих премудрых вод исполнил еси самаряныню просящую, и поющую Тя»[25], «Жизнь живущих, источник благих Господь, богатно источаяй воду учений»[26].


    Обещание Господа на Синае благословить хлеб (Исх. 23:25) как пророчество Евхаристии

    Далее Сам Господь с Синайской горы пообещал Своему народу: служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни (Исх. 23:25).

    В данном месте Божественного Откровения очевидно дается Божие обещание о благословении хлеба и вина, которое, как и все пророчества, можно понимать и буквально, и аллегорически — прообразовательно. Буквально это благословение «смиренных человеческих даров — нашей земной пищи и питья»[27], особенно характерных для жителей Палестины или Египта. Прообразовательно — это ответ на моление христианской общины «приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащия Дары сия, и благословити я, и освятити, и показати Хлеб убо сей, самое Честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чашу же сию, самую Честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»[28].

    Кровь Спасителя — это единственный способ нашего соединения с Богом

    Также здесь после обещания благословения Творец дает обещание отвратить болезни. Следует помнить, что грех и есть именно болезнь, он «представляет собой не особую природу или природную силу, а порчу человеческой природы, искажение способа ее существования, уклонение ее от того состояния, в которое поставил ее Творец»[29]. Грех есть болезнь души, по слову многих святых отцов, которая порождает собой и многие страшные болезни тела. В таком ключе нужно понимать и это Божие обещание, в связи с чем христиане перед Причастием просят, дабы Тело и Кровь Христовы послужили в «крепость, исцеление, и здравие души же и тела».


    Заключение завета с Израилем (Исх. 24:4-8) как прообраз Евхаристии

    Один из заключительных прообразов находится в 24 главе книги Исход: Пророк Божий Моисей соорудил из двенадцати камней жертвенник под Синайской горой. Его слуги принесли жертвенных животных, которых принесли в мирную жертву путем всесожжения. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих. (Исх. 24:6-8).

    Итак, Израиль заключает завет с Богом через торжественное обещание верности Творцу и окропление народа жертвенной кровью. Здесь тотчас вспоминаются слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им на Тайной вечере после того, как, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:28).

    Народ соединяется с Богом посредством Крови. А. П. Лопухин так комментирует это место: «Как две равные крови, будучи взяты вместе, составляют одно целое, так и окропленный одной половиной крови народ составляет теперь единое с Богом, место присутствия Которого — жертвенник — окропляется другой половиной крови»[30]. Это явный прообраз Таинства Причастия, поскольку сейчас, в Новом Завете, Кровь Спасителя — это единственный способ нашего соединения с Богом. Есть и другие способы, такие, как причащение Богу умом — через исповедание православных догматов или причащение волей — через исполнение евангельских заповедей, но это лишь, если так можно выразиться, частичное Причастие. Хотя, несомненно, необходимое, но оно не дает человеку обожиться, стать причастником Божеского естества (2 Пет. 1:4), а значит, невозможно и спасение. Единственный же путь соединения с Богом, с Источником жизни — это Божественная Евхаристия.

    Итак, рассмотрев вышеприведенные прообразы, можно сделать вывод о том, что на основе материала Пятикнижия (в прошлой статье говорилось о прообразах из книги Бытия, а в этой — из книги Исход) святые отцы подчеркивали больше жертвенный характер Евхаристии и Евхаристию как насыщение. Именно из Пятикнижия такие евхаристические прообразы, как древо жизни или вынесение Мелхиседеком хлеба и вина получили всеобщее распространение и известность. Наиболее полно прообразы законоположительных книг разобраны свщм. Киприаном Карфагенским в «Письме к Цецилию о Таинстве Чаше Господней».

    чтец Ярослав Мордовцев

    Ключевые слова: Евхаристия, прообразы, пророчества, Ветхий Завет, Новый Завет



    [1] Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. — Т. 2. § 136. — СПб.: Типография Р. Голике, 1883. — С. 77-78.

    [2] Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный институт, 2004. — С. 280.

    [3] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна. Полное собрание творений. — Т. 8. Кн. 1. — М.: Радонеж, 2002. — С. 305.

    [4] Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход // URL: http://azbYka.ru/otechnik/Kirill Aleksandriiskii/glafirv-ili-obviasneniia-izbrannvkh-mest-iz-knigi-iskhod/2 1 (дата обращения: 15.12.2015 года).

    [5] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. Приготовление к смерти. Полное собрание творений. — Т. 3. — М.: Паломник, 2002. — С. 167.

    [6] Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход // URL: http://azbYka.ru/otechnik/Kirill Aleksandriiskii/glafirv-ili-obviasneniia-izbrannvkh-mest-iz-knigi-iskhod/2 1 (дата обращения: 15.12.2015 года).

    [7] Там же.

    [8] Исидор Пелусиот, прп. Письма. — Т. 1. — М.: Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, 2000. — С. 101.

    [9] Цит. по: Киприан (Керн), архим. Евхаристия. — М.: Издательство храма свв. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке. — С. 285-286.

    [10] Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход // URL: http://azbYka.ru/otechnik/Kirill Aleksandriiskii/glafirv-ili-obviasneniia-izbrannvkh-mest-iz-knigi-iskhod/2 1 (дата обращения: 15.12.2015 года).

    [11] Там же.

    [12] Книга Правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отцов. — М.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2010. — С. 12.

    [13] Послание к Диогнету. Памятники древнехристианской письменности. — М.: Изд-во храма свв. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке, 2005. — С. 239-240.

    [14] Исидор Пелусиот, прп. Письма. Том 3. Письмо 64 // URL:http://lib.pravmir.ru/librarv/readbook/942 (дата обращения: 11.12.15).

    [15] Иларион (Троицкий), сщмч. Христианства нет без Церкви: — СПб.-М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — С. 41.

    [16] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Исход. Творения. — Т. VI. — М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014. — С. 315.

    [17] Служебник. — М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 123-124.

    [18] Александр Шмеман, прот. Евхаристия. Таинство Царства. — М.:Паломник, 2006. — С. 110.

    [19] Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход // URL: http://azbYka.ru/otechnik/Kirill Aleksandriiskii/glafirv-ili-obviasneniia-izbrannvkh-mest-iz-knigi-iskhod/2 1 (дата обращения: 15.12.2015 года).

    [20] Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu/14 10 (дата обращения: 17.12.2015 года).

    [21] Ефрем Сирин, прп. Толкование на Первое послание к Коринфянам. Творения. — Т. VII. — М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014. — С. 78.

    [22] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Первое послание к Коринфянам. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. — Т. 8. — М.: Ковчег, 2006. — С. 256.

    [23] Тропарь Преполовения Пятидесятницы.

    [24] Седален по 3-й песни на утрене праздника Преполовения Пятидесятницы.

    [25] 3-я песнь канона на утрене Недели о самаряныне.

    [26] 9-я песнь канона на утрене Недели о самаряныне.

    [27] Александр Шмеман, прот. Евхаристия. Таинство Царства. — М.: Паломник, 2006. — С. 124.

    [28] Литургия Василия Великого. Эпиклеза // Служебник. — М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 239-240.

    [29] Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие: Учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 338-339.

    [30] Лопухин А.П. Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина. — Т. 1. — СПб., 1904. — С. 353.



    Новости по теме

    Преподобная Мария Египетская: факты церковного предания Сретенская семинария Преподобная Мария Египетская – великая святая, чье удивительное житие мы каждый год слышим Великим постом. По привычке, слушая это чтение многие годы, ряд моментов, связанных с жизнью этой великой подвижницы, мы воспринимаем как само собой разумеющееся, не особо задумываясь над ними. Предлагаем остановиться на них поподробнее.
    Прообразы Евхаристии и пророчества о ней в книге Бытия Ярослав Мордовцев Святоотеческие толкования отцов Церкви и богословские работы дореволюционных, а также современных русских и иностранных авторов являются незаменимыми помощниками в осмыслении ветхозаветных прообразов и пророчеств.
    Евхаристия и Ветхий Завет, или Что же такое прообразы Ярослав Мордовцев По значимости ничего не существует выше, чем Таинство Евхаристии: о нем говорилось ещё в Ветхом Завете, однако лишь прообразовательно. Чем же прообразы отличаются от притч и почему именно с их помощью Бог открывал будущее?