Как привести ребенка к Богу, особенно, если он не твой: священники и детский дом

Московская Сретенская Духовная Семинария

Как привести ребенка к Богу, особенно, если он не твой: священники и детский дом

Иерей Владимир Щетинин 1014



"Трудные подростки", "детдомовцы" - эти слова, порой, пугают, настораживают, потому что человеку, пришедшему к таким детям, бывает очень тяжело наладить с ними контакт, а рассказать о Боге ещё тяжелее. Но важно помнить, что, как пишут психологи, "трудные дети - это те, которым трудно". Автор этой статьи подобрал очень важные материалы о работе в интернатных учреждениях, но они могут пригодиться и работникам воскресных школ, и всем интересующимся.

Содержание:

1. Какие трудности подстерегают пришедшего к детям
2. Можно ли стать для детей другом?
3. Опыт воцерковления детей в интернатных учреждениях

  • Воцерковление знанием
  • Православный детский хор
  • Игротерапия
  • Воспитание через иконографию и живопись
  • Трудовое обучение
  • Спорт и экстремальные походы
  • Участие детей в богослужении
  • Паломнические поездки
  • Детский православный театр
  • Какие трудности подстерегают пришедшего к детям

    Помимо внешних проблем, у тех, кто приходит к детям в детские дома, и особенно у священников, могут быть свои собственные, внутренние искушения. Важно знать о них, чтобы сознательно с ними бороться.

    Во-первых, это искушение властью над беззащитными детьми. Если нет любви, воспитатели начинают властвовать над ребенком, командовать, получая от этого удовольствие. К сожалению, опыт показывает, что воспитателю легко стать таким диктатором. Крайние случаи, конечно, редки, но в какой-то степени это присуще многим[1].

    С этим связан и вопрос о телесных наказаниях. В семье родители имеют естественное право наказывать ребенка, потому что они его любят. В детском доме воспитатель не всегда любит ребенка, но не наказывать его не может, потому что нет другого способа воспитать. И если здесь не положить предел, то даже в православных детских домах, по свидетельству очевидцев, доходит иногда, к сожалению, до изощренных издевательств над детьми. Хотя случаи эти единичны, но тенденция такая есть в каждом детском доме: есть соблазн, если ребенок не слушается, треснуть его как следует, чтобы он послушался. А если ударил один раз, потом надо будет бить сильнее — это становится привычным. Этот путь очень опасен[2].

    Здесь можно говорить уже не только о детских домах, но и об отсутствии в наше время воспитательной системы вообще. Воспитатели грешат или жестокостью и излишней требовательностью, или, наоборот, становятся приятелями детей, теряют должную дистанцию. Причина этого, по мнению многих священников, — отсутствие опыта православного воспитания[3].

    Здесь можно говорить уже не только о детских домах, но и об отсутствии в наше время воспитательной системы вообще

    Часто бывает, что маловоцерковлённые педагоги хотят насильно научить детей верить в Бога[4], носделать это невозможно. Бог хочет от нас любви, а любовь абсолютно противоположна всякой несвободе и всякому насилию. Насильно заставляя верить, можно только отвратить человека от Бога. К вере ребенок должен приходить свободно. Конечно, это не значит, что мы должны говорить: хочешь — люби, хочешь — не люби. Мы можем призывать ребенка к любви, воздействовать на него личным примером, вдохновлять его на эту любовь, но не лишать его свободы[5].

    К сожалению, религиозным воспитанием у нас не умеют заниматься не только в детских домах, но и в семьях. Это вещь очень тонкая — сейчас в Церковь пришли люди, которые сами не были воспитаны в христианских семьях. Они не понимают, как ребенок воспринимает церковную службу, как он молится. Сами они в детстве этого не испытали, поэтому переносят на детей свои «взрослые» представления: требуют от ребенка слишком многого или позволяют ему слишком многое. Не могут помочь взрастить в ребенке семена веры[6].

    При монастырях есть искушение сделать из детского дома маленький монастырь для детей. Это нужно преодолевать, так как неокрепшие в вере детские души часто не способны в полной мере понести строгости монастырского устава и любое внешнее давление на них способно развить ханжество и лицемерие,а не христианские добродетели[7].

    Бывает искушение приобщить детей к современной мирской культуре. Особенно в государственных детских домах, где живут православные дети. Там со стороны государства даже навязывается мирская жизнь: дети смотрят телевизор, ходят без разбору в театры, их отправляют в лагеря с неверующими детьми, от которых они заражаются любовью к поп- и рок- музыке, узнают о наркотиках и всяких извращениях. И как сделать, чтобы детский дом был закрыт от греха, но не лишал детей свободы, — это проблема очень серьезная[8].

     

    Можно ли стать для детей другом?

    С «трудными детьми» мучаются все: и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и священники. Перед ними везде и всюду возникает стена, запрет или отказ. В связи с этим, встает вопрос: почему они становятся «трудными» для нас?[9]

    Очевидно, что мы, взрослые, не понимаем или не хотим их понять. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Мы пытаемся воздействовать на них, а они постоянно воздействуют на нас, заставляя думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход. Нередко эти встречные влияния приобретают конфликтный характер, и вопрос решается так: кто-кого. Приходится признать, что часто педагоги и воспитатели, желая выиграть эту битву, пользуются силовыми методами (наказаниями или административными взысканиями) и удаляют детей от себя, исключают или отталкивают. Оттолкнув же, вздыхают с облегчением, чувствуя себя «победителями», но, безусловно, проигрывают детям и подросткам в духовно-нравственном и психологическом отношении[10].

    Существует ли какой-то принципиально иной путь работы и общения с «трудными детьми»?Чтобы найти другой способ духовного и психолого-педагогического взаимодействия с ними, прежде всего, надо понять, что «трудные дети» — это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Им очень трудно жить среди нас, т. к. их душа «окрадена» любовью и добром со стороны взрослых. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется в греховном направлении. «Трудный ребенок» — это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями. Ощущение своей беззащитности и оставленности формирует в сознании такого ребенка болезненный «комплекс неполноценности», который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром: ребенок становится вынужденным эгоцентристом, у него развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, амбициозности, упрямству и демонстративности (браваде), корысти и лукавству. В этом состоянии человеческой душе свойственна ярко выраженная «раздвоенность»: с одной стороны, склонность к развитию греховных побуждений и стремление вызвать на себя возмущение и раздражение окружающих людей, а с другой — особенно острая потребность в понимании, любви и сострадании с их стороны. Постоянно претендуя на проявление «особого внимания к себе», «трудные дети» сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. «Трудные дети» всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении «трудных детей» вызывают у педагогов, воспитателей и священников страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях[11].

    При монастырях есть искушение сделать из детского дома маленький монастырь для детей

    Формирование «эгоистической индивидуальности»[12] в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть человеком, открытым для общения с Богом, другими людьми и окружающим миром. Он замыкается в скорлупе своего самолюбия, теряя способность к творческому саморазвитию и самоорганизации. Вследствие этого, «трудные дети» несут в себе постоянную опасность саморазрушения и разрушения окружающей их среды. Ослабленные, исковерканные и направленные ко греху души «трудных детей» становятся духовно слепыми и глухими: они не слышат предупреждений и увещеваний, добрых советов и наставлений. Такие дети избегают всякого насильственного, назидающего педагогического воздействия. Испытывая огромные психологические страдания и душевные муки от чувства «непонятости» и «исключительности», «трудные дети» практически никогда сами не обращаются за помощью к взрослым[13].

    Для того чтобы действительно помочь «трудным детям», требуется совсем иной педагогический подход. Мы называем его «жизнедеятельностным», т.к. для его реализации требуется не просто «призыв ко спасению души», а совместное проживание педагогом и воспитанником, родителями и ребенком подлинно христианской жизни, основанной на духовной любви. Соответственно, для общения с «трудными детьми и подростками» требуются особые люди, способные к душепопечению, к состраданию, пониманию, терпению и бережному выхаживанию истощенных душевных сил воспитанников. Личный опыт духовного преодоления собственных грехов и несовершенств с помощью Божией помогает воспитателю отыскать правильную тональность общения с «трудными детьми и подростками». Не педагогическим назиданием о том, как нужно себя вести, а любовью и терпением воспитателя будут преодолеваться болезненные изломы их души[14].

    Прежде всего, воспитатель должен привнести в жизнь «трудного ребенка» созидательную силу, разрешающую его глубинный конфликт, он должен уметь выполнить функцию «правдивого зеркала», в которое воспитанник может всмотреться, не испытывая тех болезненных неудобств, которые доставляет ему его внутреннее самосозерцание. Он должен прийти в жизнь своего воспитанника как друг, имея заведомо доброе отношение к нему самому и сострадательное отношение к его состоянию. Воспитатель должен вникнуть в сущность внутренних переживаний «трудного ребенка», без осуждения и насмешки, подсказать конструктивный выход из разлада с самим собой через обращение ко Христу как своему личному Спасителю и поддержать его на трудном пути становления новой христианской жизни. Дружелюбное отношение воспитателя к своему воспитаннику возможно лишь при условии, что он сможет узреть в структуре его личности едва уловимый Образ Божий, который вопреки всем несуразным внешним и внутренним проявлениям человека еще продолжает в нем действовать и в перспективе может проявиться и преобразить его. Относясь к своему воспитаннику как к развивающейся личности, воспитатель может по-настоящему ему помочь только тогда, когда он сможет побудить его решиться на тяжкий нравственный труд, направленный на преодоление внутреннего конфликта с самим собой. Тогда со временем ребенок, опираясь на помощь своего старшего друга, перестанет обороняться от ощущения «внутренней неполноценности» и начнет понуждать себя к постоянному нравственному совершенствованию[15].

    «Трудные дети» — это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно

    Душепопечение о «трудных детях» и подростках предполагает спокойное, ровное, окрашенное в сочувственные тона отношение воспитателя к своим воспитанникам. Готовность дать полезный совет или подставить свое плечо в трудную минуту, помочь словом и делом постепенно выводит воспитанников из состояния болезненной ущемленности самолюбия, боязни неудачи и недоверия взрослым людям. Первые удачные шаги в новом направлении возвращают «трудным детям» ощущение радости и надежды на позитивные перемены в жизни, укрепляют их уверенность в своих силах и формируют чувство признательности к своему помощнику. Однако сам воспитатель не должен обольщаться бурными проявлениями ответной благодарности, любви и симпатии. Напротив, духовно зрелый воспитатель всегда преобразует эту человеческую благодарность в благодарение Богу, сотворившему его руками чудо пробуждения души своих воспитанников[16].
     

     

    Опыт воцерковления детей в интернатных учреждениях

    Самым главным и определяющим фактором в деле воцерковления детей является личность педагога. В православном детском доме должны обязательно работать уже воцерковленные педагоги. Это одно из главных требований при отборе педагогов в детский дом. Вторым фактором является уровень профессионализма. Но, к сожалению, найти педагогов, которые отвечали бы сразу этим двум требованиям, очень непросто[17].


    Воцерковление знанием

    В целом, структуру учебно-воспитательного процесса, организуемого в детском доме, можно представить в виде трех концентрических окружностей: центральное звено — литургическое общение воспитателей и детей, совместное участие в церковных Таинствах; среднее звено — их параллельное духовное просвещение (катехизация); а внешнее звено — практическое общение и взаимодействие, организованное на христианских началах по ряду жизненно важных направлений[18].

    На уроках Закона Божия, Катехизиса, Литургики учащийся постепенно знакомится с особенностями церковной жизни в христианской общине, вхождение в которую требует усвоения принципиально иных взаимоотношений: терпения, смирения, кротости, веры, надежды и любви. Проповедь о спасении, воспринятая сначала только умом, должна еще быть разумно осмыслена и обогащена личными религиозно-мистическими переживаниями, а также практическим опытом христианского делания[19].

    Отношения между церковью и миром, опосредованные просветительской деятельностью, должны соответствовать евангельскому духу искупительной миссии Христа Спасителя, который не отверг мира, но принял за него добровольную крестную смерть, победив злобу мира сего божественной жертвенной Любовью. Распятие Христово — обращение и призыв человечества к подвигу полноты жизни в Боге и с Богом, подвигу непрестанного служения ближним. Руководствуясь этими соображениями, понимаешь, что в основу просвещения, воспитывающего подлинных православных христиан, должна быть положена идея духовного подвига и самоотвержения, которую нужно раскрыть на примерах, понятных современному человеку. Таким образом, произойдет необходимое углубление понятия «воцерковление» и переход к его подлинному смыслу, основанному на принятии Креста Господня[20].

    Сказанное выше показывает, что организация просветительской деятельности предполагает создание специальной духовно-культурной среды, т.е. атмосферы, воспитывающей понимание и жажду христианского подвига. Желаемая духовная среда формируется соответствующей ориентацией проповедей священников и проведением преподавателями тематических занятий. Для того чтобы уроки по духовным дисциплинам открывали глубинный смысл воцерковления, у преподавателей должен быть личный духовный опыт преодоления различных жизненных трудностей и испытаний[21].


    Православный детский хор

    У детского хора, образно говоря, КПД значительно выше, чем у прочих занятий. Чтобы создать небольшой детский хор, достаточно одной комнаты для репетиций и одного православного, любящего детей профессионала-хоровика. Конечно, хор, собранный из музыкально необразованных ребят, скорее всего не сможет выступать на престижных концертах. Но через хор дети естественно привлекаются к литургии; хор сам является объединяющим делом, требует сравнительно мало средств и обеспечивает подготовку и проведение праздников. Если детский хор поёт за литургией, естественно, дети будут причащаться. Конечно, нельзя причащать детей против их воли или ругать за нежелание причаститься[22].

    Прием в хор обычно проводится так: прослушиваются все ученики и отбираются наиболее музыкальные из них. Это не значит, что в дальнейшем любой желающий не сможет поступить в хор. Но вначале особенно важно выделить наиболее способных ребят. Многие ребята еще не уверены, хотят ли они заниматься в хоре, а многие просто не знают, что это такое. Уже при первом прослушивании руководитель хора распределяет учащихся по основным хоровым партиям — сопрано и альтам. Голоса следует называть именно так, а не первыми и вторыми, как это бывает на практике. Иначе многие ребята сразу же задают вопрос: почему я второй? Второй — значит хуже первого?[23]

    Странности в поведении «трудных детей» вызывают у педагогов, воспитателей и священников страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях

    Ребята должны понять, что каждый голос по-своему хорош и важен в звучании хора[24]. Тем более, что на первом этапе воспитания двухголосия, а также развития унисона очередность голосов все время меняется, особенно при разучивании хорового канона. То вступают первыми альты, то сопрано. Эти же условия соблюдаются и при пении упражнений хорового сольфеджио, которые предусматривают постоянную смену голосов: первый голос поют то сопрано, то альты[25].

    Игротерапия

    Игротерапия рассчитана на детей самого младшего возраста и включает специальные игры, музыкальное сопровождение, прочитывание библейских притч для детей, рисование. В любых стенах можно создать атмосферу уюта, психологического комфорта и библейского содержания. Для этого создается специальная «библейская комната», где выбираются основные истории Ветхого и Нового Завета, запечатленные на стенах. Для этого помещение разрисовывают в радостные веселые картинки и краски. Ребенок, зайдя туда, невольно попадает в мир библейских символов, которые оказывают ему помощь одним своим присутствием. В итоге холодная комната перестала быть таковой, в ней можно, как дома, радоваться жизни, и неважно, сколько тебе лет — три или десять[26].


    Воспитание через иконографию и живопись

    Одной из творческих форм воцерковления является воцерковление через знакомство с иконописью. Икона, как часть литургии, вводит ребенка в сферу духовного, глубокого и одновременно творческого начала[27]. Дети, знакомые с иконописью, удивляли тем, что глубже стали изучать Библию, более осознанно посещать церковь и приобщали к этому своих сверстников.

    Воспитатель должен привнести в жизнь «трудного ребенка» созидательную силу, разрешающую его глубинный конфликт

    Но самое важное в этом деле — донести до ребёнка, что сам процесс написания иконы — это плод духовной зрелости, многолетнего аскетического труда и молитвенных усилий. Чтобы дерзать приступать к иконописному письму, необходимо пройти этапы послушания и внутреннего делания, усмирить страсти. Поэтому говорить о занятии иконописью с детьми в полном объёме неуместно, занятия в этой сфере могут носить лишь ознакомительный характер, но серьёзно влиять на воцерковление ребёнка.

    Условно можно выделить некоторые этапы воцерковления через иконопись:

    •                      вхождение во храм;

    •                      знакомство с формами письма

    •                      освоение канона;

    •                      постижение духовных образов;

    •                      общение с персоналиями;

    •                      общение с духовными лицами (прошлого и современности);

    Этапы не связаны прямой последовательностью и могут быть параллельны. Скажем, общение с персоналиями истории и живыми духовными лицами русской православной церкви проходят как бы параллельно, особенно, если духовное лицо касается в своих беседах конкретной истории, раскрывает уникальный дар, скажем, Иоанна Кронштадтского[28].


    Трудовое обучение

    Одной из важнейших составляющих концепции развития детского дома является положение о необходимости качественного профессионального обучения, одновременно способствующего личностному росту воспитанников и их воцерковлению. Система начальной профессиональной подготовки предусматривает возможность получения воспитанниками базовых трудовых навыков по наиболее распространенным рабочим специальностям[29].

    Так, в столярной мастерской при храме, выполняя различные заказы для нужд храма, постепенно, исподволь ребята узнают разные стороны церковной жизни: нужно креститься — «здороваться» с храмом, а уходя «прощаться», крестясь. Обязательно снимать шапку в церкви и просить благословения на работу. Узнают, для чего в колокол звонят, для чего колодец с маковкой и так далее. На эти вопросы им отвечают православные педагоги, тем самым воспитывая у ребят уважение к вере[30].


    Спорт и экстремальные походы

    Физическое воспитание опирается на христианское понимание тела как храма «Духа Святаго». В связи с этим педагоги стремятся предотвратить появление у ребят пристрастия к табакокурению, столь распространенного сейчас в молодежной среде, предотвратить их от проявления грубой силы и дерзости, прививая интерес к шахматам, теннису, футболу, баскетболу, волейболу, хоккею и лыжам[31].

    Водя детей в походы, основной целью во-первых, является создание неформальной обстановки в общении, во-вторых, — преодоление «потребительства» и обучение основным навыкам самообслуживания и, пожалуй, главное — под куполом неба и у костра беседы о Боге, человеке и космосе приобретают совсем иную глубину[32].

    В православном детском доме должны обязательно работать уже воцерковленные педагоги

    В сложных походах присутствует существенный фактор: «тяжелые» дети удивительным образом адаптируются к непростым, в плане комфорта и выживания, ситуациям. Оказывается, в экстремальных ситуациях число жизненно-важных задач сводится к минимуму, они становятся для них понятными и даже самые «тяжелые» дети начинают на глазах раскрепощаться и удивительно уверенно вливаться в коллектив[33].

    В августе 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялась уникальная экспедиция на Кавказ. Впервые в истории была поставлена подобная задача: 19 августа подняться на Восточную вершину г. Эльбрус с северной стороны, установить там походный храм, и отслужить в нем Божественную Литургию в праздник Преображения Господня 19 августа. В составе участников экспедиции: основная масса — дети-воспитанники Ковалевского детского дома во главе с его директором — настоятелем Преображенской церкви г. Нерехты Костромской области, протоиереем Андреем Ворониным[34]. Подобная миссия впервые проводилась Церковью, и участие в ней детей наполняет ее особым содержанием. В мировой практике подобного до сих пор не встречалось[35].

    Современный контингент детей, поступающих в детские дома, коренным образом отличается от тех, которые поступали в детдома во времена А.С. Макаренко. Сейчас, в подавляющем большинстве случаев, педагоги имеют дело со скрытой формой детской психической инвалидности, приобретаемой детьми в силу нарушения нормального и здорового общения ребенка со своей матерью на ранней стадии своего развития. Инвалидность эта более опасна, тем, что она неочевидна для окружающих. И подметить ее и оценить ужасающие последствия этой развивающейся патологии могут только узкие специалисты. Помещая детей в экстремальные условия походов зимних и горных, дети буквально начинают расцветать. Педагогический эффект 10-ти дневного горного похода превосходит 10-ти месячные усилия всего коллектива педагогов. Психика ребенка начинает развиваться по другому сценарию. Нужно сразу отдавать себе отчет в том, что ни при каких усилиях со стороны педагогов, эти дети никогда не станут такими, как их сверстники, выросшие в семье. Детдомовские дети принципиально другие. Задача состоит в том, чтобы досконально понять отличительные особенности развития психики у детей группы риска, попытаться снивелировать негатив и максимально раскрыть их позитивный потенциал, чтобы позволить им не просто относительно успешно социализироваться в обществе, но выступать в таких качествах и профессиях (в т.ч. спортивные профессии), которые трудно осваиваемы большинством людей в силу психофизиологических аспектов[36].


    Участие детей в богослужении

    Участие воспитанников детских домов в богослужении, где старшие мальчики могут прислуживать в алтаре, но, конечно, не все. Не все хотят, не все к этому способны, не во всяком храме алтарь может вместить всех желающих. От алтарников независимо от возраста требуется благоговейное поведение во время службы, строгое послушание старшим, по возможности участие в уборке алтаря. Опыт показывает, что такие требования не уменьшают числа желающих. Разумеется, духовенство должно показывать пример благоговения к службе и к святыне[37].

    В основу просвещения, воспитывающего подлинных православных христиан, должна быть положена идея духовного подвига и самоотвержения

    Все мы знаем, конечно, что обряды не спасают сами собой. Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно есть проявление благочестия внутреннего. С другой стороны, также известно, что внешнее влияет на внутреннее. Когда человек в простоте, не гордясь, что он этим якобы угождает Богу, целует икону или зажигает свечу, или кланяется, то душа его подстраивается под действия тела, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают человеку настроиться на молитву[38].

    Церковные обряды имеют еще и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, человек учится чтить того, кто изображен на ней. Когда ребенок целует благословляющую руку священника, он узнает даже без объяснений, что батюшка — значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин[39].


    Паломнические поездки

    Важным средством воспитания являются паломнические поездки. Заказывая поездки по историческим местам России: Бородино, Звенигород, Троице-Сергиеву Лавру и другие места. Сопровождающие, рассказывают об истории нашей Родины, знакомят с жизнью святых и историей икон и монастырей, показывают неразрывную связь истории России и истории Православной Церкви. В поездках необходимо создать теплую атмосферу для ребят, покормить их в монастыре, напоить чаем.

    Поездки начинаются с соборной молитвы по разработанному службой молитвенному правилу для паломников. Дополнительно готовится информационный листок с тропарями и молитвами праздникам и святым, которым она посвящена. Такая совместная молитва создает ту необходимую духовную атмосферу, без которой трудно представить паломничество. Далее идет рассказ сопровождающего по теме поездки — о житии святого или празднике, истории обретения святыни или истории образования монастыря. По прибытии в святое место паломники принимают участие в богослужении с Исповедью и Причастием для желающих. После службы насельники обителей или служащие храмов проводят экскурсию, паломники общаются со священнослужителями, посещают святые источники. На обратном пути читаются акафисты святым, у мощей которых молились, или чудотворным иконам, на праздновании которых ребята присутствовали[40].


    Детский православный театр

    Детский православный театр, в котором дети не только зрители, но и актеры, дает возможность удвоить воспитательный эффект воцерковления.

    Театральный кружок с определенным постоянством и обязательностью его встреч-репетиций (не придешь — без тебя не смогут репетировать остальные участники спектакля) организовывает досуг подростка, воспитывает в нем чувство личной ответственности за успех общего дела и позволяет разделить радость этого успеха. Немаловажно, что ребятам не ставят жесткое расписание репетиций, а договариваются о каждой следующей репетиции отдельно, подчеркивая тем самым уважение к их личному времени[41].

    «Тяжелые» дети удивительным образом адаптируются к непростым, в плане комфорта и выживания, ситуациям

    Репетиция — это совместное творчество режиссера и актеров. Ребята сами разбирают суть пьесы, характеры персонажей, высказывают свои мнения, часто им предоставляется возможность повлиять на ход событий еще неоконченной пьесы. Вживаясь в свои роли, строя взаимоотношения с другими персонажами, они все пробуют на себе, ошибаются, еще раз пробуют. Здесь подростки имеют право на тот свободный нравственный поиск, к которому стремятся, и если сама пьеса написана достаточно удачно, то находят они именно то, что задумал автор — любовь к христианским ценностям, осмеянным и отвергнутым современной массовой культурой[42].

    С другой стороны православный театр — это пространство для общения подростков друг с другом и помимо их участия в спектакле. Самое главное, они видят, что не одиноки в своей православности, что есть рядом с ними сверстники, которые совершенно серьезно относятся к вере в Бога, которые, как умеют, молятся, постятся, бывают в храме и при этом остаются веселыми и интересными собеседниками. В день премьеры спектакля юные артисты чувствуют себя ни больше, ни меньше, как проповедниками, миссионерами, возвещающими христианские истины через персонажей пьесы. Это касается и тех, кто играет так называемых отрицательных персонажей, поскольку они видят уже нравственный эффект пьесы в целом и через это осознают значение своей роли. Наиболее важно для духовнонравственного развития юного артиста здесь то, что он оказывается в ситуации, когда вынужден лично от себя говорить о Боге, о христианских ценностях, и не просто говорить, но и действовать в соответствии с ними. При правильном духовном руководстве нравственный материал, приходящий извне, от автора пьесы, превращается во внутренние силы и движения души, которые становятся для подростка уже не навязанными извне, а своими, необходимыми для личности[43].

    Обряды не спасают сами собой

    Если же говорить о духовной миссии театра, то необходимо выделить определенные требования[44]:

    1.                  Поскольку большей частью спектакли готовятся к православным праздникам, то сюжет должен показывать их духовную глубину и их живую связь с современностью.

    2.                  Жанр пьесы — неизменно сказка. Но сюжет этой сказки должен быть приключенческим, увлекательным.

    3.                  Отрицательный герой к концу пьесы либо перевоспитывается, либо исчезает, чтобы победа добра была полной.

    4.                  Положительные герои, являясь по замыслу носителями идей православия, все же имеют естественные человеческие недостатки, но борются с ними, в чем и состоит главная сила этих героев.

    5.                  Все во взаимоотношениях персонажей естественно, главная идея не выглядит грубо и навязчиво, не режет слух. Смотря спектакль, зрители не должны замечать, что их воспитывают.

    Наиболее важно для духовнонравственного развития юного артиста здесь то, что он оказывается в ситуации, когда вынужден лично от себя говорить о Боге

    Даже при наличии самого благополучного текста нужно быть крайне осторожным, чтобы донести до зрителей первоначальную идею не поврежденной, а напротив, — украшенной.

    1.                  Зло не должно быть эстетически привлекательным на сцене (красивая запоминающаяся музыка, эффектные костюмы).

    2.                 Нельзя позволять юному актеру глубоко вживаться в отрицательную роль, ее нужно изображать с помощью только лишь внешних эффектов.

    3.                  Нужно прогнозировать реакцию зрителя на все слова и действия на сцене, чтобы не разжигать страсти, не задевать греховные струны его души.

    4.     Бережно относиться к святыне — не все можно изобразить в лицах, не все можно использовать в качестве декораций — есть вещи неприкосновенные[45].

    Простая иллюстрация важной христианской темы на самом деле таит в себе большую опасность. Ведь если мы плохо и неубедительно высказываемся на хорошую тему, то объективно мы высказываемся против нее. Если мы плохо проиллюстрируем, например, тему Рождества Христова, негативная реакция зрителей может отразиться на их отношении ко всему, что связано с этим Событием. И вместо того, чтобы помочь людям прийти в Церковь, мы оттолкнем их от нее[46].

    Творчество ни в коем случае не должно подменять покаяния и духовного пути, которые могут протекать лишь в Церкви. Верный путь узок всюду, а в искусстве — как нигде. Однако нам дана колоссальная возможность постижения посредством искусства Идеала, т.е. возможность богопознания, ибо Идеал — это Бог[47].

    Автор-составитель: иерей Владимир Щетинин


    Ключевые слова: дети, детский дом, интернат, сироты, воцерковление, воспитание, детский театр, хор, паломничество, экстремальный туризм



    [1]Казанцев И. Детский дом: миссия невыполнима? // Нескучный сад. — 2002. — №1(2) // URL: http://infamily.org/menu6/4DDMissin.htm(дата обращения: 08.06.2018).

    [2] Там же.

    [3] Там же.

    [4]Как организовать милосердие на приходе. — М., 2005. —Вып. I. — 136 с.

    [5]Казанцев И. Детский дом: миссия невыполнима? // Нескучный сад. — 2002.  — №1(2) // URL: http://infamily.org/menu6/4DDMissin.htm(дата обращения: 08.06.2018).

    [6] Там же.

    [7] Там же.

    [8] Там же.

    [9]Мошкова И. Н.Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/problem_children_ru.htm(дата обращения: 08.06.2018).

    [10] Там же.

    [11] Там же.

    [12] См.: Ефремов Е., свящ.Размышления над проблемой воспитания «трудных» детей // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/problem_children_ru.htm (дата обращения: 10.06.2018).

    [13]Мошкова И. Н.Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/problem_children_ru.htm(дата обращения: 08.06.2018).

    [14] Там же.

    [15] Там же.

    [16] Там же.

    [17]Воронин А., прот. Детский дом в Нерехте // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/Church&State_ru.htm(дата обращения: 10.11.2018).

    [18] Об учебно-воспитательном процессе в семейных воскресных школах см.: Мошкова И. Н. О концепции воскресной школы "Живоносный Источник" // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/Sunday_schools_ru.htm (дата обращения: 10.06.2018).

    [19] Там же.

    [20] Там же.

    [21] Там же.

    [22] Зинина Н. В. Опыт создания детского хора // URL: http://pravpenie.ru/local/templates/sovet_page/img/Н.В. Зинина_Опыт создания детской церковной музыкальной школы.pdf (дата обращения: 10.06.2018).

    [23] Там же.

    [24] Шаранова Е. В. Методическая работа «С чего начинается детский хор?»// URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-rabota-s-chego-nachinaetsya-detskiy-hor-1530530.html (дата обращения: 10.06.2018).

    [25] Струве Г. А. Школьный хор: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1981. — С. 4-6, 15-16.

    [26] См.: Бруно М. Терапия творческим выражением. — М.: Медицина, 1989. — 270 с.

    [27] Савина С. Надежда на возрождение православной иконописи. // http://ruskline.ru/analitika/2007/03/10/nadezhda_na_vozrozhdenie_pravoslavnoj_ikonopisi/ (дата обращения: 11.06.2018).

    [28] См. также: Галкин Н. Н. Введение в арт-реабилитологию. — Краснодар-Москва, 2005. — 221 с.

    [29] См. также: Воронин А., прот. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация // URL: https://studme.org/152201225501/psihologiya/trudovoe_vospitanie_professionalnaya_orientatsiya_shkolnikov (дата обращения: 11.06.2018).

    [30] Витренко Н. Б. Дорога к храму: о сотрудничестве социального приюта для детей и подростков «Огонек» г. Березовский Кемеровской обл. с Русской Православной Церковью // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/orphanage1_ru.htm (дата обращения: 11.06.2018).

    [31] Золотникова Т. В. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии // URL: http://www.ihtus.ru/edu11.shtml (дата обращения: 11.06.2018).

    [32] Воронин А., прот. Спорт, здоровье и психокоррекция // URL: http://www.cirota.ru/papers/index.php?id=3&ids=4&idp=20&archive=1&id_user=0 (дата обращения: 10.06.2018).

    [33] Там же.

    [34] Там же.

    [35] Детский экстремальный проект // URL: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1877 (дата обращения: 11.06.2018).

    [36] См. подробнее: Детский экстремальный проект // URL: http://www.cirota.ru/sport/?id=20&ids=2&idp=0&archive=1&id_user=0 (дата обращения: 12.06.2018).

    [37] Островский К., прот. Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/Sunday_schools_ru.htm (дата обращения: 12.06.2018).

    [38] Там же.

    [39] Там же.

    [40] «Паломническая служба "Монастыри России» // Круглый стол по религиозному образованию и диаконии // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/pilgrimage_ru.htm (дата обращения: 12.06.2018).

    [41] Православный театральный кружок как средство духовно-нравственного воспитания // URL: https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/11/pravoslavnyy-teatralnyy-kruzhok-kak-sredstvo-dukhovno (дата обращения: 12.06.2018).

    [42] Там же.

    [43] См. также: Детский православный театр как средство духовно-нравственного воспитания молодежи // URL: http://sobor.rostoveparhia.ru/novosti-sobora/iz-dnevnika-proekta-ishhu-sebja-poluchivshego-grantovuju-podderzhku-konkursa-pravoslavnaja-initsiativa-2014-2015-g-rostov-na-donu/ (дата обращения: 12.06.2018).

    [44] Ларионова М. Е. Детский православный театр как средство духовно-нравственного воспитания молодежи // Детский театр в воскресной школе. — Уфа: Отдел религиозного образования и катехизации Уфимской епархии РПЦ, 2003. — С. 3-12.

    [45] Там же.

    [46] Там же.

    [47] Там же.



    Новости по теме

    Кто такие «трудные дети», или как найти общий язык с детдомовцем Иерей Владимир Щетинин Замкнутость, озлобленность, агрессивность, неумение справиться со своими эмоциями и разрешить возникающие конфликтные ситуации, отсутствие бытовых навыков — вот неполный список проблем, которые возникают в жизни одинокого ребенка.
    «Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть V: «Как справиться с гневом». Иерей Василий Родионов Как справиться с гневом? Преподобный Паисий Святогорец советовал бороться с ним приобретением смирения, а также кротостью и любовью. О борьбе с гневом при помощи этих добродетелей мы, опираясь на поучения старца, расскажем в представленной вашему вниманию заключительной статье цикла о страстях и добродетелях.