«Милосердие к ближним — это служение Богу»: святитель Феофан Затворник

Московская Сретенская Духовная Семинария

«Милосердие к ближним — это служение Богу»: святитель Феофан Затворник

Николай Васин 850



Труды святителя Феофана Затворника — кладезь мудрости и поучений, применимых и к нашей современной жизни, хотя со дня его смерти прошло более ста лет. Его слова о милосердии очень актуальны в наши дни. Один из студентов Сретенской семинарии подготовил доклад к научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности», состоявшейся 21 июня этого года.

Великий учитель христианской жизни, один из самых влиятельных духовных писателей XIX века святитель Феофан Затворник всякий раз вспоминается нами, чтобы вновь осознать его богатейшее наследие в деле пастырского душепопечения. Его сочинения крайне необходимы для ознакомления тем, кто ищет путь к Богу. Они открывают просветы в другой мир — в мир духовный.

Из всего бесценного наследия святителя Феофана Затворника, включающего в себя более 60-ти духовных произведений, были выделены места, содержащие пастырские аспекты душепопечения, и более всего — его учение о добродетели милосердия.

Понятие «добродетель» в нравственном и сотериологическом значении «является одной из самых ярких граней, отражающих в человеческой личности совершенство ее изначального богоподобия. В этом качестве добродетель представляет собой видимое проявление нравственной сущности человека, характеризует способность и готовность личности к следованию принципам нравственного добра и выступает как моральная основа поведения»[1].

«Навыкайте все дела делать, как прямо от Бога повеленные, и делать для Бога и пред Богом»

Раскрывая учение святителя Феофана Затворника о добродетели милосердия, следует заметить, что им также глубоко осмысливается термин «добродетель». В своем произведении «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святой говорит следующее: «Дела — это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями»[2]. Таким образом, архипастырь дает четкое определение добродетели. Но следует сказать, что добрые дела надо творить в первую очередь с целью угождения Богу. Доказательством этого являются следующие слова владыки Феофана: «Навыкайте все дела делать, как прямо от Бога повеленные, и делать для Бога и пред Богом»[3]. Сама добродетель укрепляет ревность ко спасению и способствует совершенствованию в духовной жизни. По словам преосвященного Феофана, «от каждого доброго дела проходит в дух семечко, как от каждого куска пищи — маленький атомик в общую массу питательного сока. Чем больше добрых дел, тем успешнее сеятва в дух, тем скорее созреют добрые в духе образующиеся расположения, и тем поле духа готовее к жатве»[4].

Рассматривая добродетель милосердия в целом, важно отметить, что само понятие «милосердие» занимает особое место в системе общечеловеческих ценностей. Известно, что проблема воспитания милосердной личности, способной к сопереживанию, умеющей чувствовать беду других людей и готовой проявлять деятельное участие в их судьбе, с давних времен занимала центральное место в истории педагогики и философии. О воспитании святитель также пишет: «Когда семейство благочестиво и детей воспитывает в христианских порядках жизни, благодать сама умиротворяет их внутреннее, и они выходят кроткими, смиренными, послушными, милосердыми, благоговейными и страха Божия исполненными»[5].

Милостыня, по словам святителя, является самой большой добродетелью, которая ценнее всего Богу

В своих трудах святитель Феофан Затворник делает очень большой акцент на милосердие и милость. Например, о человеке, который имеет милостивую душу, он пишет так: «...Господь посещает души милостивые и доброхотные к нуждающимся»[6]. В этих словах четко прослеживается момент посещения человека Богом. Чтобы Господь чаще являл себя людям, необходимо стяжать в себе милосердие и душу делать милостивой.

А говоря о милостыни, необходимо отметить, что святитель Феофан ставит ее очень высоко. Свидетельством этому служат его слова: «Милостыня есть самая большая добродетель, самая ценная у Бога и близкая к Престолу Его»[7].

Но часто задается вопрос о том, как и когда необходимо проявлять милосердие. На этот вопрос у святителя также есть ответ. В своем письме «О милосердии и искоренении дурных качеств» святитель пишет, что «есть дела милосердия и милостивость сердечная»[8]. И далее объясняет, что дела милосердия получают свою силу от милости в человеческом сердце, иначе дела эти не имеют спасительного смысла. Однако, если сердце человеческое милосердно, но это никак не проявляется, то всякая польза для души тоже теряется. Святитель Феофан этой мыслью истолковывает слова Апостола Павла, который поясняет, что при совершении милосердных дел крайне важно, с каким внутренним настроем человек его совершает. Апостол сравнивает дело милости с посевом: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:6-7). Исполнение заповедей Христовых только ради Бога, ради вечности; всеистинно евангельское сопряжено с неутомимой борьбой, с усилием, с понуждением себя к добродетели. В этих словах святитель советует каждому заглянуть в свое сердце и руководствоваться при совершении любых добрых дел любовью к Богу и ближнему, поскольку милосердие неразрывно связано с нею.

Чтобы Господь чаще являл себя людям, необходимо стяжать в себе милосердие и душу делать милостивой

Часто случается так, что дела милосердия совершаются не по любви, а ради какой-то выгоды. На это святитель отвечает следующее: «Без любви к ближним никакие подвиги и добрые дела не имеют цены. Если мы положим душу свою даже за Бога, – пишет святитель Феофан, — и не просто положим, но и будем сожжены, и тогда не будет нам никакой пользы, если мы не любим ближних»[9]. Эта цитата сочетается по смыслу со словами апостола Иоанна Богослова в его первом соборном послании, где он пишет: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4:20). Особую роль архипастырь уделяет любви к ближним в делах милосердия. Именно она является главным источником христианского милосердия. А милосердие к ближним — это служение Богу.

Каждый христианин призван постоянно совершать по отношению к своим ближним также дело духовного милосердия. Сильным средством в этом деле является слово. Говоря о нем, святитель Феофан пишет так: «Слово — могущественное средство помогать; в нем душа выходит и, сочетаваясь с другою, силы ему придает»[10].

Изучая труды святителя Феофана, можно отметить, что существенным свойством христианского милосердия является глубокое смиренномудрие. Поскольку архипастырь пишет, что вседушное милосердие подобно родительской любви, то есть оно заключается в «болезновании о всяком ближнем, как о своем кровном»[11], то можно сказать, что милосердие родительское является ярким примером настоящего милосердия с соответствующими свойствами. Так, святитель говорит о матери и ее качествах, а именно о смиренномудрии: «Мать, о детях болезнующая и всякий трудный за ними род переносящая, смиренномудра, ибо только о детях у ней забота; себя же она забыла. Это смирение не рассуждением набивается, а естественно внедряется в сердце»[12]. Этими словами можно подтвердить ту мысль, что материнская забота – это высшая любовь и высшее милосердие.

Милосердие к ближним — это служение Богу

Совершая дела милосердия, человек максимально отражает в себе Бога. Святителем Феофаном также рассматривается и тема благотворительности. По словам преосвященнейшего владыки, «помогать бедным, облегчать участь несчастных, утешать скорбящих, посещать больных — вот истинные черты богоподобия, ради которых обетовано вечное блаженное богообщение»[13]. Совершая дела милосердия, человек сам на себя привлекает особое благословение Божие. Как учит святитель Феофан: «Благотворение и благочестие низводят благословение Божие на житейские и гражданские дела»[14].

Таким образом, стяжав в себе милосердие, человек также приобретает особое Божие благословение, которое будет не только освящать его душу, но и помогать в обычных жизненных делах. Однако, как было сказано ранее, дела должны быть добрыми или, хотя бы, в них человек должен стремиться к добру. А всякое дело доброе, которое будет совершено во славу Божию, а также и во благо ближних, по словам епископа Феофана, будет «храниться в памяти Божией, в книге живота у Господа Спасителя»[15]. Таким образом, совершая дела добрые, дела милосердия, человек обеспечивает себе залог благоденствия и вечного блаженства, то есть спасения, которое является целью каждого православного христианина.

В итоге, изучив творения святителя Феофана Затворника, можно получить представление о том, насколько значимым и важным для спасения является добродетель милосердия в жизни каждого христианина. Подводя итог попыткам изучения трудов святого владыки Феофана о добродетели милосердия, можно указать на особенности его понимания о ней. Согласно учению святителя, добрые дела сами по себе являются добродетелью, но направленность, в первую очередь, должна быть в сторону Бога. Также человек может быть удостоен посещения Господом именно за милостивую душу. А милостыня, по словам святителя, является самой большой добродетелью, которая ценнее всего Богу. Но особое внимание заостряется на том, что без любви никакие дела милосердия не имеют цены. А любовь человека, непосредственно, должна распространяться на Бога и на своих ближних.

На основании всего сказанного, еще раз следует отметить, насколько важно для каждого христианина стяжать в себе милосердие, а также, благодаря святителю Феофану Затворнику, каждый верующий может уяснить способы взращивания в себе этой добродетели и трудиться над правильным ее проявлением.

Чтец Николай Васин

студент I курса магистратуры

(профиль «Пастырское богословие»)

Сретенской духовной семинарии

Ключевые слова: святитель Феофан Затворник, милосердие, толкование, Библия, Церковь, предание



[1]Архим. Платон (Игумнов). Добродетель // Православная энциклопедия. — Т. XV. — М.: ЦНЦ ПЭ, 2007. — С. 472.

[2]Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. — М., 2013. — С. 65.

[3]Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. — Т. I. — М., 2000. — С. 29.

[4]Феофан Затворник,свт. Толкования Посланий апостола Павла. Послание к Галатам. — М., 1996. — С. 438.

[5] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. — М., 2013. — С. 46.

[6] Болезнь и смерть. По трудам святителя Феофана Затворника. — М., 2011. — С. 40.

[7] Феофан Затворник, свт. Богоугодная жизнь вообще: Из Слов епископа Феофана к тамбовской и владимирской паствам, 1859–1866 гг. — М., 2010. — С. 99.

[8] Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. — Т. I. — М., 2000. — С. 115.


[9] Феофан Затворник, свт. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном. // URL: https://bible.optina.ru/new:1kor:13:03(дата обращения:17.06.2018 г.)

[10]Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. — М., 2012. — С. 161.

[11]Феофан Затворник, свт. Толкование посланий Апостола Павла к колоссянам и филипийцам. — М., 2005. — С. 257.

[12] Там же.

[13] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. — М., 2011. — С. 57.

[14] Там же. С. 14.

[15] Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Титу, к Тимофею (Пастырские Послания). — М., 2005. — С. 657.




Новости по теме

«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть V: «Как справиться с гневом». Иерей Василий Родионов Как справиться с гневом? Преподобный Паисий Святогорец советовал бороться с ним приобретением смирения, а также кротостью и любовью. О борьбе с гневом при помощи этих добродетелей мы, опираясь на поучения старца, расскажем в представленной вашему вниманию заключительной статье цикла о страстях и добродетелях.