Богослужебный дневник семинариста: чему учит Страстная седмица?

Московская Сретенская Духовная Семинария

Богослужебный дневник семинариста: чему учит Страстная седмица?

Валентин Фролов 1085



О чем говорят песнопения Страстной седмицы? Как можно прикоснуться к тем страшным и торжественным событиям, которые произошли 2000 лет назад в Иерусалиме? А если бы Христос пришел в XXI веке, Он также бы пострадал? – Об этом дневниковые размышления семинариста в дни Страстной седмицы.

Великий Вторник. На службе пели стихиры утрени Среды, и как-то особенно прочувствовал, что богослужение – живое, оно дышит. Оно гениально. В нем столько сокровища, что можно вечно погружаться в его смыслы. Псалмы, стихиры – все это дает душе нужный воздух, чтобы вздохнуть «полной грудью». «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь!» – сразу приходит мысль о северном сиянии и о всем величии творения: от гор, долин, рек и водопадов до взгляда родного человека – везде чувствуешь Его. А богослужение постоянно как бы подстегивает человека, ободряет сердце, через смены гласов и напевов показывает, что жизнь с Богом – ее много, и она с каждой стороны разная, интересная, каждый день развиваешься, погружаясь в глубины Божиего замысла об этом мире.

Заря – удивительное явление! Дано Богом как образ Его снисхождения к грешному человечеству, «небеса приклонил». Как солнце, приближаясь к линии горизонта, создает эффект «пурпура», который можно заметить на закате и во время рассвета, так и Божество, которое нельзя увидеть телесными очами, низводит до земли Христос, становясь Человеком и показывая славу, но преломленную, как бы пурпурную, такую, какую мы можем увидеть и почувствовать. Это и понятно, ведь нетварный свет твари увидеть не дано, но почувствовать дано. И иконописцы, кстати, это чувствовали, и не случайно применяли такой образ – пурпура зари. Это можно видеть в некоторых иконах Преображения Господня, Воскресения Христова, когда Господь представлен на красноватом фоне.

Эту мысль мы сегодня с товарищем обсуждали. Сегодня же задумался о том, почему облачения на Пасху красные. Слишком уж односложно связывать красный цвет с чудом, которое совершилось с участием Марии Магдалины, когда яйцо в руках императора покраснело в знак свидетельства о справедливости Воскресения Христова. Нам непостижимо, как Христос воскрес, сам механизм. Как Он, не нарушив состава гроба, оказался в теле вне этого гроба. Тот свет, который исходил от Него в момент Воскресения, нам не виден по определению, потому что он не присущ человеческой природе, но мы можем лишь прикоснуться к символу этого света – пасхальному пурпуру, одновременно напоминающему и Кровь, пролитую ради спасения и Воскресения, и царские одежды Царя славы, Который вознес человеческую природу к Божественной славе.

«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…» – какие торжественные слова. Он идет, чтобы добровольно пострадать. Он для этого и пришел. Сегодня особенно почувствовалось именно «православное» отношение к страстям Христовым. Мы не покланяемся им как таковым, но мы покланяемся Христу, через страдания приведшему нас к избавлению от диавола и воскресению. Для нас это торжество, хотя и траурное, но торжество.

Блудница помазывает Христа на царство и священство из алавастрового сосуда, а Иуда считает убытки

Ему не нужен был Иуда. Фарисеи и без Иуды бы неплохо справились. Иуда – показатель неправильного отношения к Богу. Блудница помазывает Христа на царство и священство из алавастрового сосуда, а Иуда считает убытки.

Кстати, к слову о заре, не случайно, что в Пасху, как говорят, солнышко играет – именно на рассвете. Буду ждать с нетерпением этой зари! Христос пострадал, чтобы мы веровали, что Он воскрес и через это нас привел к воскресению в последний день! В тайне сердца воскликну: «Христос воскресе!»

Великая среда. На утрени поразил один тропарь из канона: «Неодержимую даржащая, и превыспреннюю на воздусе воду, бездны обуздовающая, и моря востязующая Божия Премудрость, воду во умывальницу вливает, ноги же омывает рабов Владыка». У меня есть церковнославянский словарь, поэтому могу смело переводить: «Премудрость Божия, без опоры держащая находящуюся превыше всего воду, соединяющая бездны и поднимающая моря, вливает воду в умывальник, и омывает ноги рабов Владыка». Тот, Кто все сотворил, Кто является Царем мира, Всевышним, умаляется в человеческом естестве ради нас, показывает пример смирения и моет ноги Своим ученикам. Небо, соединившееся с «горизонтом»-человечеством, и давшее нам образ пурпурного неба, теперь предстает в образе чистой невинной овцы, ведомой на жертвенное заклание.

Завтра Великий Четверг. Мы можем доказать свою веру в спасительный подвиг Христа. Как небо не может охватить глаз человеческий, так и все существо – и ангельское, и человеческое – не способно познать всю глубину Его искупительного страдания, смерти и Воскресения из мертвых. Но завтра мы сможем соединить свою кровь с Его Кровью, свое тело с Его Телом, и соединиться буквально с Его обоженной человеческой природой. Но как важно не оказаться Иудой, рабом и льстецом, о чем так много сегодня слышно было из стихир «на хвалитех» и «на стиховне». Однажды я причастился и в течение дня был такой необыкновенный подъем, что в один момент я посмотрел на руки и был уверен, что внутри течет Кровь Христова, и Он не просто рядом, Он во мне. Это страшно и в тоже время рождает необычайную радость. Но как бывает скверно, когда ты соединился со Христом, и в этот же день поступаешь как Иуда, совершая грех.
 

Христос гостеприимством Своим приглашает нас к Своей трапезе, к принятия Тела Его и питию Его Крови

«Уне, глаголя, Единому умрети за люди» (стихиры «на стиховне», глас 8) — «Лучше, говорит, Одному пострадать за людей».

Возвращаюсь к теме причащения. Сегодня пели девятый ирмос, и он начинается словами: «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы…» Это не значит, что Господь «путешествует», но странствие здесь выступает в качестве «гостеприимства». То есть, Христос гостеприимством Своим приглашает нас к Своей трапезе, к принятия Тела Его и питию Его Крови. Да сподобит Господь с чистым сердцем и с претрепетною мыслию приступити!

Великая Пятница. Особо обратил внимание на слова из утрени Великой и Преблагословенной Субботы: «Камень углажденный, краеугольный покрывает камень: человек же смертный яко смертна, Бога покрывает ныне во гробе: ужаснися земле». Тот, Который стал во главу угла великого здания Церкви, является краеугольным камнем, и Его покрывает камень во гробе лежащего.

Христос сходит во ад и избавляет человечество от власти диавола. Не было в истории человечества более великого дня. Мысль вчера на Двенадцати Евангелиях: Христос страдает, и пришел для того, чтобы показать до чего докатилось человечество, что и невинного Сына Божиего предало самой позорной смерти — распятию на кресте. Отпускают разбойника и убийцу Варавву вместо пречистого Иисуса, Который без единого греха. Это показывает, насколько в мире людей поменялись понятия, что мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам… (Рим. 1:27), и это считается нормальным, потому что в мифах греческих отношения богов между собой подают такой пример, что все понятия извращаются, и люди запутались – где же правда.

Диавол оказывается обведенным вокруг пальца

В мире поменялись полюса, правда стала ложью, и неправда и грех почитается за истину. О, как это похоже на современный мир! Если бы Христос пришел сейчас, Он также бы пострадал. И здесь не важно, Иуда ли Его предаст, либо еще кто. Грех жив, и он правит миром, и он переворачивает сознание с ног до головы, и только схождение в ад Того, Кто по определению не должен там оказаться, разрушает врата ада, потому что ад не выдерживает такого парадокса, диавол обманывается «приманкой» человеческой природы Сына Божиего. Диавол оказывается обведенным вокруг пальца.

Только когда Христос сошел в ад, с этого времени диавол не имеет никакой власти. Если признать Христа своим личным Спасителем и доказать это делами по Его Евангелию, тогда диавол не может претендовать на душу этого человека, потому что был взят в ад Христос, на Котором не было греха, и на всех, кто с Ним – по праву своего гражданства в Царствии Христовом – не может претендовать диавол.

Вот объяснение, почему мы можем говорить, что искренние христиане справедливо спасаются. Но трудно себе представить, кто заступится за тех, кто не со Христом. Однако пути Господни неисповедимы, мы не знаем промысла Божия относительно каждого человека. Но для себя я знаю: без Христа нет продолжения полноценной жизни за чертой смерти.

Валентин Фролов

Студент 2 курса магистратуры

Ключевые слова: страстная седмица, дневник семинариста, богослужение, богослужебные тексты, страстная неделя.

Новости по теме

«Спаси же нас, Ты, Который в небесах!», или Что мы знаем о празднике Входа Господня в Иерусалим? Сретенская семинария Что значат слова, которые народ кричал Христу при въезде Его в Иерусалим – «Осанна в вышних»? Почему Господь воссел на ослицу и молодого осленка, а не на одно животное? Кто научил детей славить Христа? И какие обычаи на Руси были связаны с празднованием этого события? Разбираемся в смысле и нюансах праздника Входа Господня в Иерусалим.
Лазарь Четверодневный, друг Христов. Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе Сретенская семинария Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.
Невеста Жениха Константин Акимов Какие интересные сюрпризы может содержать известный Евангельский текст? Как критические издания Нового Завета могут помочь нам с неожиданной стороны взглянуть на знакомую с детства притчу? И как иллюстрация в древних рукописях отражает традицию толкования? Об этом – небольшое текстологическое исследование студента Сретенской духовной семинарии.