Поражённое «мерило»: критический взгляд прп. Иустина (Поповича) на гуманизм

Московская Сретенская  Духовная Академия

Поражённое «мерило»: критический взгляд прп. Иустина (Поповича) на гуманизм

Дениc Попович 11865



Преподобный старец Иустин полностью соответствовал дню своего рождения, неся всю свою жизнь благовестие о Христе и избавлении от греха. С неугасимым пламенем заботы о пастве святой писал труды, стараясь оградить стадо Христово от «мудрости века сего». В этот день хотелось бы особым образом обратить внимание читателя на главное по мнению старца заболевание европейского общества ―  на «гуманизм».


Содержание:

  • Жизненный путь преподобного Иустина (Поповича) Челийского
  • Оценка гуманизма преподобным Иустином (Поповичем)

  • Жизненный путь прп. Иустина (Поповича) Челийского

    Для каждого христианина Евангельский путь познания Живого и Истинного Бога есть познание истинного смысла и содержания целей нашего пребывания на земле, необходимость достижения Небесных благ. Воспитание в христианах таких понятий и являлось истинной целью жизни и трудов преподобного Иустина (Поповича)[1].

    Ученик преподобного Иустина епископ Банатский Амфилохий (Радович) вспоминает, что преподобный однажды говорил, каким бы он стал без Христа: «Вот, я бы был каким-нибудь взбалмошным философом, вроде слабоумного и тоскливого Ницше, если бы не встретил Господа Христа моего!»[2] Из этих слов видно, что святой не мыслил существования без веры, проповеди Евангелия, без Спасительных Даров и Воскресения Христа, и для него всё, что было вне этого, являлось «безрассудочным безумием»[3].  Представленный вывод являлся основой философии Светильника Сербской земли.

    Преподобный родился в день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (ст. ст.) 1894 года в старинном Сербском городе Вране от благочестивых родителей ― Спиридона и Анастасии. Отец Спиридон был седьмым по счёту священником в семье Поповичей (а по другим источникам тринадцатым), о чем и свидетельствует семейная фамилия[4].

    С детства будущий старец возлюбил богослужение, впитывая в себя божественные истины, проповеданные Церковью. Часто вместе с родителями он посещал монастырь преподобного Прохора Пшинского, в котором во время одной из паломнических поездок стал свидетелем чудесного исцеления своей матери[5].

    Из-за революционных настроений в России преподобный Иустин перебрался в Великобританию, где два года учился на теологическом факультете в Оксфорде

    После окончания начальной школы во Вране он начал учиться в 9-классной семинарии св. Саввы Сербского (1905-1914), где познакомился, а в последующем времени стал близким другом, с иеромонахом Николаем (Велимировичем) (впоследствии епископ Жичский). Со времени обучения в семинарии он установил для себя правило чтения 3-х глав Нового Завета каждый день и исполнял его до конца своей жизни. Также преподобный очень любил и почитал святителя Иоанна Златоуста, часто ему молился.

    Житие святого описывает случай видения, при котором Иоанн Златоуст возложил на него архиерейский омофор и читал над ним Святое Евангелие. Запись из дневника подтверждает особое отношение преподобного Иустина к святителю: «Всякая мысль о тебе ― праздник для меня, любезный отче Златоусте, и радость для меня, и рай, и восхищение, и помощь, и здравие, и воскресение»[6].

    В 1914 году преподобный Иустин (Попович) хотел принять монашество, однако по просьбе его родителей митрополит Белградский Димитрий (Павлович) (впоследствии патриарх Сербский) не дал ему благословения. К тому времени началась война, юноша был мобилизован и определен в военный госпиталь. После отступления сербской армии в 1915 году Иустин со своими друзьями дошёл до города Скадар, в котором 1 января 1916 года был пострижен в монахи.

    Патриархом Сербским Димитрием монах Иустин был направлен в СПбДА. Но из-за революционных настроений в России преподобный перебрался в Великобританию, где два года учился на теологическом факультете в Оксфорде.

    Иустин жил в непрестанной молитве, подобающей монаху. Один английский монах, наблюдая духовные труды преподобного Иустина, говорил, что на Западе никто не знает, что такое покаяние, о том, ибо истинное покаяние он нашёл только в Иустине. Это подтверждают свидетельства, найденные после смерти преподобного, когда был обнаружен его личный дневник, где написано следующее: «Горе любой мысли, которая не превращается в молитву»[7].

    В Оксфорде преподобный Иустин (Попович) написал свою докторскую диссертацию на тему: «Философия и религия Ф. М. Достоевского», к защите которой его не допустили из-за резкой критики западного антропоцентризма и гуманизма. Следующие два года монах Иустин учился на богословском факультете в Афинах. Здесь он пишет уже новую докторскую диссертацию, на этот раз об учении преподобного Макария Египетского. Её защита состоялась только в 1926 г.

    В 1920 г. отец Иустин был рукоположен во иеродиаконы. После принятия им священнического сана он стал усугублять подвиги, молитву и поклоны. Дневник, который вёл преподобный, ярко показывает его делания: тысячи поклонов, молитвенное правило, которое возрастало с каждым годом, говорят о практическом духовном возрастании святого.

    Окружающие иеродиакона люди удивлялись его трудам и жизни. Многие свидетельствовали, что он молился о всех и не покидал никого в своих прошениях. Отец Иустин был истинным христолюбцем ― именно этой любовью можно объяснить все его подвиги.

    Вернувшись из Греции, иеродиакон Иустин преподавал Священное Писание Нового Завета, догматику и патрологию в семинарии св. Саввы в Сремских-Карловцах. В 1922 году, в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, Святейший Димитрий рукоположил отца Иустина во иеромонаха. Продолжая свои подвиги и после священнической хиротонии, он начинает жить одной жизнью со своими чадами. Началось время, когда у него оставалось всё меньше времени для уединённой молитвы. В дневниках ярко отображается то, что это вызывает у него смущение и мысли уйти на Афон.

    В марте 1922 года иеромонах Иустин защитил докторскую диссертацию на православно-аскетическую тему: «Гносеология святого Исаака Сирина», в которой вкратце описал глубины православного подвижничества на пути духовного спасения. Летом того же года он был перемещен, а на самом деле изгнан, в Призрен. Издаваемый им журнал «Христианская жизнь» был закрыт. Недовольство святым среди некоторых высокопоставленных служителей Церкви вызвали критические суждения о церковной жизни, особенно о реформаторстве «в духе времени». Через год он вернулся в Сремские-Карловцы, а через некоторое время снова удалён из семинарии. В этот период святой претерпел много скорбей[8].

    В декабре 1930 года решением Синода Сербской Православной Церкви иеромонах Иустин был направлен в Чехословакию как сопровождающий епископа Битольского Иосифа для миссионерской деятельности в Прикарпатье, население которого начало возвращаться из унии в Православие. Они проповедовали и налаживали приходскую и монашескую жизнь в Ужгороде, Хусте, Мукачеве, городах и селах на равнине и в горах.

    За этот апостольский подвиг митрополит Иосиф предложил рукоположить иеромонаха Иустина в епископа Мукачевского, на возрождённую кафедру. Но отец Иустин смиренно отказался, сказав, что все эти годы, читая Евангелие, он видел, что он далёк от евангельского образа христианина и не достоин даже сана иеромонаха, поэтому не может посягнуть на епископство. Его старались убедить в обратном, но он оставался непреклонным.

    Во время Второй мировой войны святой Иустин жил в разных монастырях Сербии

    С августа 1932 года преподобный Иустин ― профессор в Битольской семинарии, затем доцент богословского факультета в Белграде. В это время он пишет свои догматические труды, а также преподает в вузах Греции, США, Болгарии, Канады.

    Во время Второй мировой войны святой Иустин жил в разных монастырях Сербии. 14 мая (ст. ст.) 1948 года он прибыл в женский монастырь Челие. Здесь он остался как священнослужитель и духовник монастыря, здесь же он написал и свои труды по толкованию Священного Писания, жития святых. Важно отметить, что, несмотря на загруженность, преподобный Иустин каждый день совершал Божественную литургию, часто в сослужении священнослужителей обители.

    Господь определил архимандриту Иустину именно в Челиях закончить свой жизненный путь. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1979 году архимандрит Иустин (Попович) мирно отошел к Богу. Он всю жизнь посвятил Благой вести Христовой и по образу праздника родился и почил в Благовещение[9].

    29 апреля 2010 года Архиерейским Собором СПЦ было принято решение о канонизации архимандрита Иустина (Поповича) в лике преподобных[10]. В месяцеслов Русской Православной Церкви святой был внесён на заседании Священного Синода 6 июля 2012 года[11].

     

    Оценка гуманизма преподобным Иустином (Поповичем)

    Преподобный Иустин (Попович) ― выдающийся сербский богослов, воспитанный русской эмиграцией, поэтому его позволительно причислять и к русским богословам. Главные слова проповеди, которые преподобный стремился всю свою жизнь донести до верных и неверных, до всего мира ― это слова, посвящённые Истине ― Богочеловеку. Каждая книга святого проникнута духом подвижничества, духом любви к Распятому за нас, духом радости о Воскресшем, духом любви к Истине. Его суждения иногда были резкими и не всегда лицеприятными, так как, живя в строгости к себе, он применял эту строгость и ко всем, к кому были обращены его слова.

    В данной статье речь пойдет о гуманизме, который старец воспринимал только как болезнь современного общества. Гуманизм ― это особое мировоззрение. Согласно теоретической концепции человек является высшей ценностью. Выступая против требований религии провести всю свою земную жизнь в искуплении грехов, гуманисты относили человека на вершину мироздания, утверждая его право на счастье. Последователи гуманистической философии считают, что люди совершенно естественно стремятся к наслаждению, а также обладают способностью к нравственному самосовершенствованию, являясь духовно свободными.

    В критике гуманизма преподобного Иустина были свои особенности. Прежде всего, это то, что старец не стремился провести историко-хронологическое исследование гуманизма, хотя и показывал неплохую осведомленность в так называемой новоевропейской философии и говорил о ней, как о достаточно известном явлении проповедания гуманистических ценностей.

    Критический взгляд святого носит в основном полемический характер, ибо, «сравнивая и противопоставляя между собой мировосприятие гуманистической философии, науки, просвещения, общества с Богодухновенной христианской религией, он старается заострить внимание и указать на те плоды, которые приносит тот и другой путь развития человеческой жизни. С одной стороны ― благодатный, созидающий опыт жизни и богообщения в Церкви Христовой, с другой ― разрушительный, доводящий до безысходности опыт следования гуманистическим принципам и учениям»[12]. Противопоставление этих двух взглядов (путей) у преподобного Иустина для определенной части современного общества дерзновенна, в особенности, когда он говорит, что «дилемма предельно ясна: человек или Богочеловек, смерть или бессмертие»[13].

    Можно найти сходство взглядов преподобного Иустина и отцов доникейской письменности, а также видеть заимствование некоторых подходов для изложения своей критики от мужей апостольских, апологетов, святых отцов и церковных деятелей того времени. Разница лишь в том, что отцы доникейского периода обращались к «природным» язычникам, а преподобный старец обращается к «идолослужителям», вышедшим из христиан ― из среды веры в истинного Бога. Ведь упомянутый выше новоевропейский гуманизм со всем своим множеством разновидностей уводит человека от почитания Бога, от веры в Него, что, в конечном счете, приводит к служению миру и плоти, себялюбию.

    Человек, живущий гуманистическими убеждениями, противопоставляет себя Христу

    Важно отметить, что, отвергаясь таким образом познания Бога, современный человек теряет истинный смысл жизни, он, «венец» Божьего творения, создает себе в жизни ложных кумиров и идолов. «Европейский человек, ― пишет преподобный Иустин, ― в своей культуромании превратил Европу в фабрику идолов. Божком стал почти каждый предмет культуры. Нигде так не пресмыкаются пред материальным и не живут для вещей и ради вещей, как в Европе»[14]. Святой имеет ввиду, что стремления и цели человека по такому принципу замыкаются в рамках земных благ, стремлений, интересов в культуре, политике, философии, технике и т.п. Именно это, по мнению преподобного Иустина, является ничем иным, как идолопоклонством для людей Европы.

    Святой прямо говорит о том, что гуманизм ― противопоставление человека Богочеловеку, жизнь без Бога, без Христа, а значит, и без спасительных плодов Жертвы Христовой, погружение в свои грехи[15]. А человек, живущий гуманистическими убеждениями, противопоставляет себя Христу, но ведь нам важно помнить, что Господь «всесторонне показал, что для человеческого существа Он ― всё и вся на небе и на земле: и сущность, и бытие, и жизнь, и ум, и разум, и сердце, и совесть, и благо, и добродетель, и любовь, и свет, и путь, и истина, и правда, и радость, и спасение, и воскресение, и вознесение, и вечность, и рай»[16], и что современный человек не должен ставить себя в плоскость противления Богу.

    Святой Иустин, кроме противления Богу, выделяет ещё несколько характерных черт гуманизма, например: отрицание сверхъестественного, отрицание бессмертия, подмена христианства морализмом, оправдание греха. Эти стороны гуманизма раскрываются преподобным в нескольких основных аспектах его критики: в философском,  научном, нравственном, религиозном

    А) Философский аспект

    Преподобный Иустин сам, безусловно, был знаком с античной философией и мнениями святых отцов Церкви (в особенности, первых пяти веков), которые говорили, что философия является служанкой богословия. Сам преподобный удерживается от высказывания о своём отношении к античной философии, обходя этот вопрос и указывая только на то, что никакая философия как наука не имеет истинного, неискаженного взгляда на мир, и в таком случае не может дать совершенного знания о мире и человеке.

    Нам видится, что такое замалчивание со стороны старца неслучайно, ведь ему было хорошо известно, как в эпоху возрождения чрезмерное увлечение античной философией и литературой повлекло к тому, что философия из «служанки» начала становиться «госпожой» над богословием, и вследствие этого Европа всё дальше стала отдаляться от Христа. Именно это, наверное, и побуждало святого критиковать философию и заострять внимание европейской публики на негативных ее сторонах.

    В отношении же к новоевропейской философии старец более конкретен, он прямо называет её «людской философией, философией по человеку»[17], которая препятствует и повреждает принятию Истины полноценно, без абстракций.

    Для преподобного Иустина важным было показать европейским людям, что философия гуманизма, которая была основана на принципе древнегреческого софиста Протагора, говорящего, что «человек есть мера всего»[18], не решает, да и не способна решить основные проблемы человеческого мира. Святой хотел донести до ума современного человека правду, рассказать о подмене понятий, о том, что принятый принцип, которым руководствуется большинство современных европейцев и через который они стремятся решить все свои проблемы, является ошибочным, ибо нельзя исправить людей и все их проблемы человеческими силами, так как «мерило», на которое устремляет свой взор гуманизм, представляется пораженным пороками и страстями, а это значит, что оно в принципе не может быть эталоном, на который должно равняться человечество.

    Преподобный старец пишет, что «вся человеческая философия движется по заколдованному кругу смерти и смертности, в которой и ощущения и сознание разрушено грехом»[19]. Этим утверждением святой хотел подчеркнуть, что гуманистическая философия отрывает человека от Божественного Откровения, замыкает в рамки материального естества, имея своим критерием испорченного грехом человека, когда она не может удовлетворить душу, желающую познать истину и обрести смысл жизни.

    Преподобный Иустин показал в своих трудах, что философия, главным образом, не может решить проблему смерти: «Опосредованно или непосредственно все проблемы, в конце концов, сводятся к проблеме смерти. Исследуйте до конца любую из проблем, и она неминуемо приведёт вас к проблеме смерти. Следовательно, от решения проблемы смерти зависит правильное решение всех остальных проблем»[20].

    Здесь преподобный указывает нам, что если всё в жизни человек будет стараться объяснить своим человеческим умом, рационалистически, то существование его может превратиться в бессмыслицу, потому что могут наступить такие моменты, когда весь внешний мир не сможет дать правильного ответа, так как без Бога, как мы знаем, мир во зле лежит.

    Далее, рассуждая на эту тему, преподобный Иустин, обращаясь к европейцам, пишет: «Задайте любой философии, старой или новой, вопрос о смерти, и вы обнаружите, что вся логика всякого философствования сводится к одному принципу: категории человеческого мышления доказывают невозможность победы над смертью; смерть есть логическое следствие тленности человеческого существа — поэтому смерть неотвратима, неизбежна»[21]. Таким образом, гуманистическая философия отвергает бессмертие. Но тогда всё превращается в бессмыслицу, в конечном итоге из-за этого настает кризис гуманистической философии.

    Говоря о том, что философия отвергает бессмертие, старец Иустин замечает, что это следствие безверия и отлучения от Бога, отрицание Его как личности: «Ощущение бессмертия происходит от ощущения Бога, потому что Бог есть источник бессмертия и вечной жизни»[22].

    Б) Научный аспект

    В научном аспекте своей критики преподобный раскрывает отвержение гуманизмом сверхъестественного. Он видит прямую связь между философией и новоевропейской наукой, так как метафизическое мировоззрение человека проецируется на изучение окружающего мира.

    Поколебав веру человека в Бога и замкнув его в рамки материального мира, философия гуманизма привела к тому, что «человек запутался в сетях естественного знания, и выпутаться ему из них бывает тяжелее, нежели освободиться от железных оков»[23]. Выработавшуюся таким образом зависимость от естествознания святой объясняет тем, что «естественное знание ― противно вере»[24], это знание замыкает тебя в материальном и этим противится простоте мысли и сердца, то есть знанию, которое рождается от веры, а соответственно делает человека неспособным к познанию духовного, а впоследствии ― отказе от всего сверхъестественного.

    Если в жизни человек будет стараться всё объяснить своим человеческим умом, рационалистически, то существование его может превратиться в бессмыслицу

    Главная отличительная черта новоевропейской науки ― опора только на позитивный опыт: «Это знание именуется в философии гносеологическим сенсуализмом... направление, признающее силу, реальность, действительность, критерий и объём познания лишь в границах видимой природы, насколько последние согласовываются с чувственными границами человеческих органов познания»[25]. Отсюда становится ясно, что вступление в мир сверхъестественного для исследователей является чем-то неестественным, нелогичным и невозможным. Это приводит к тому, что все их усилия вращаются только в мире видимом, пренебрегая всем «надмирным». В этом-то и скрывается несостоятельность и ограниченность новоевропейской науки, на которой и базируется гуманизм.

    Преподобный для современного общества считал важным показать, что в физическом мире значительное место принадлежит невидимому, а оно гораздо важнее видимого, ведь всё главное в этом мире ― невидимо. Мы не видим воздух, но без него невозможно жить на земле. Невидимы элементарные частицы, но из них состоит весь мир. Говоря об этом, святой старец пишет: «Невидимое ― это сердце видимого, ядро видимого, видимое стоит на невидимом и состоит из невидимого. В видимом мы непрестанно усматриваем и наблюдаем объективизацию и манифестацию невидимого. Таков закон, который царит в мире видимом, но, в то же время, бесконечно загадочном и безмерно таинственном»[26].

     Святому важно было сказать заблуждающемуся обществу, что не только живая природа находится под этим законом, но и весь человек, что мы не видим ту силу, которая движет человеком. Он хотел показать, что хоть поступки человека и видимы, но ими руководит что-то невидимое, что честь, любовь, совесть, убеждения, мысли, ощущения, желания представляют собой невидимое и являются чем-то удивительным, так как «человек ― это самый яркий пример того, как невидимое претворяется в видимое: его невидимые мысли, его невидимые ощущения, его невидимые желания претворяются в видимые дела, в видимые поступки, в видимые подвиги. С какой стороны ни посмотреть, человек, всякий человек ― чудотворец уже самим тем, что он человек. Ибо он непрестанно творит чудеса, претворяет невидимое в видимое»[27].

    Философия и наука замыкают человека в рамки трехмерного измерения мира, в категории пространства и времени, в самом себе, и им не под силу разрешение вопросов бессмертия и вечности, которые являются категориями надмирными

    В заключение напрашивается вывод, который главным образом говорит об опасности новоевропейского естествознания, что с отвержением невидимого и сверхъестественного отвергается «боголикость» человека, его природы, и со всем этим отвергается возможность и необходимость вочеловечения Богочеловека.

    В) Нравственный аспект

    Изменение цели жизни человека аспектами гуманизма приводит к «огреховлению», отрывает человека от «ощущения вечности», что и является причиной, по мнению преподобного Иустина, разложения Европы[28].    

    Гуманистические мировоззрение отрицает Бога, Его заповеди, а значит, порождает релятивизм в философии. Как следствие, релятивизм в философии порождает релятивизм и в нравственности, в сознании человека. Это значит, что человек теряет реальную способность различения добра и зла в своих чувствах, мыслях и желаниях. Такой процесс святой называет «огреховлением», и это движет человека к ещё большей деградации души, когда человек «всё меньше ищет Божьего, всё меньше желает истинного, праведного, непреходящего, вечного, до тех пор, пока, наконец, не возненавидит всё принадлежащее Богу»[29].  И на этом основании можно сказать, что процесс отвращения от Бога влечёт за собой и отвержение от нравственных норм, которые Богом предписываются для всего человечества.

    Такое изменение в сознании человека приводит к обессмысливанию жизни, от теоцентричного совершенствования, как цели жизни человека, приводит к грехоцентричному самолюбию. Также это приводит человека к идолопоклонству, пускай не грубому и откровенному, как в древности, но более утончённому и прикровенному.

    Идолами служат как сам человек и его страсти, так и наука, любостяжание, культура, стремление к материальным благам. Таким образом, отвращаясь от Бога, посредством гуманизма, человек теряет своё богоподобие.

    Г) Религиозный аспект

    Особенность этого аспекта в том, что если три предыдущих можно было выявить и рассмотреть в некоторой связи друг с другом, то религиозный, хотя совершенно и не отделён от остальных, но всё же имеет некоторую обособленность, и рассматривать его надо индивидуально. Здесь преподобный Иустин говорит о влиянии гуманистических идей на христианство, но в то же время высказывает мысль о том, что именно христианство, а точнее католицизм, стало источником появления гуманизма в Европе.

    В противовес распространившемуся в Эпоху Просвещения рационализму и безрелигиозности преподобный Иустин обращает внимание на вопрос важности религии и религиозного познания в жизни человека. Углубляясь в фундаментальные вопросы бытия, преподобный Иустин (Попович) обращает внимание своих читателей на загадочность и таинственность человеческого существа, которое выражается в беспокойстве человеческого духа в поисках познания истины, в стремлении разрешить внутри себя «бушующие и непримиримые противоречия жизни и смерти, добра и зла, Бога и диавола»[30].

    Но преподобный Иустин замечает, что всякий раз, когда человек, начиная прилагать усилия в поисках истины, обращается с этой проблемой к различным философиям, наукам и культурам, он не находит полного удовлетворения запросам своего бессмертного духа по той причине, что все они оперируют лишь в категориях только ограниченного человеческого разума, в рамках исключительно человеческой природы и потому остаются бессильными. То есть философия и наука замыкают человека в рамки трехмерного измерения мира, в категории пространства и времени, в самом себе, и им не под силу разрешение вопросов бессмертия и вечности, которые являются категориями надмирными. Об этом подробно говорилось выше ― в разборе философского и научного аспектов критики гуманизма.

    Святой хотел показать, что хоть поступки человека видимы, но ими руководит что-то невидимое, что честь, любовь, совесть, убеждения, мысли, ощущения, желания представляют собой невидимое и являются чем-то удивительным

    Единственное, что может дать надежду человеку на разрешение вопроса о смысле жизни и истине, ― это религия. «Через религию человек всеми силами пробует выстроить мост над пропастью между видимым и невидимым, между чувственным и сверхчувственным. Через религию человек побеждает геоцентризм и пробует аппироцентризмом преодолеть эгоцентризм. Человек через религию всем своим существом тянется за пределы себя и над собой в поисках желанного смысла»[31]. Этим преподобный Иустин хочет сказать, что только религия может вырвать человека за рамки его материального бытия и замкнутости на себе, побеждает в нём эгоизм и солипсизм, а религиозное познание расширяет круг реальности и пробуждает в нём чувство бесконечности. В этом смысле преподобный Иустин (Попович) оправдывает всякую религию, существующую на земле, но не всякая религия несёт в себе полноту истины, а значит, не всякая религия может указать человеку его истинный смысл и назначение в жизни.

    Вследствие этого преподобный Иустин делает следующий шаг в своих размышлениях и говорит, что «проблема истины смогла обрести свое разрешение лишь явлением абсолютной Божественной Истины в Лице Богочеловека Иисуса Христа»[32], сказавшего: Я есть Истина (Ин. 14:6). В подтверждение своих слов преподобный Иустин (Попович) обращает внимание на то, что именно Христос первый и единственный, кто полностью, реально, опытно, деятельно и непреложно решил проблему жизни и смерти Своим воплощением, страданиями, смертью и воскресением из мертвых. То есть Христос сделал то, что не могла и не может сделать ни одна другая религия, ни одна человеческая философия, ни одна гуманистическая наука. Тем самым Господь даровал человеку бессмертие и вечную жизнь, а это значит ― вернул утраченный истинный смысл земной человеческой жизни. «В Богочеловеке Христе, ― пишет преподобный Иустин, ― началось оздоровление твари, реинтеграция творения, впавшего в недуг и допустившего в себя хаос вследствие и под действием греха и зла (Рим. 8:19-23)»[33]. Поэтому преподобный Иустин (Попович) в своих произведениях так часто и напоминает европейскому человеку о том, что Господь Иисус Христос как Богочеловек является самой высочайшей Значимостью и Ценностью в этом мире и одновременно самым высочайшим критерием всех земных ― человеческих и небесных ― Божественных ценностей.

    С явлением в мир Христа преподобный Иустин (Попович) тесно связывает свое учение о Церкви. Церковь он понимает как «Богочеловеческую общность» или, другими словами, как «Богочеловеческий организм», в котором всё поддерживается, оживляется, существует Богочеловеком Христом. Говоря о Церкви как о «Богочеловеческой общности» преподобный Иустин указывает и на тот внутренний закон, по которому должна существовать эта «общность». «Потому как Церковь ― от Богочеловека, то она, прежде всего, ― Богочеловеческая общность: общность Бога и людей. Бог в ней всегда на первом месте, а человек на втором: Бог освящает, человек освящается; Бог просвещает, человек просвещается; Бог действует, человек со-действует»[34]. Искажение этого духовного закона, нарушение богоустановленной синергийной гармонии в отношениях между Главой и членами Церкви приводит к искажению духовной жизни христиан, к искажению понимания самой сути христианства, обращение его в гуманистический морализм и, как следствие, отпадение от Вселенской Церковной полноты. Это главное, на чём основывает свою критику западного христианства преподобный Иустин (Попович).

    Итак, главной целью христиан является жизнь в Боге, которая ведёт к вечному пребыванию с Ним и в Нём в Царствии горнего Иерусалима. Апостолы, преподавая урок язычникам, давали краткие, но самые важные наставления для всех нас, эти слова записаны святым апостолом и евангелистом Лукой в книге деяний святых апостолов. Поучения таковы: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы; (Деян. 15:28-29). Гуманистическая же мысль разоряет и стремления жизни таких людей, и сами принципы, полностью отлучая нас от стада Христова.

    Денис Попович

    Ключевые слова: преподобный Иустин (Попович), житие, философия, наука, религия, идолопоклонство, Европа, критика, гуманизм



    [1] Иустин (Попович), прп. Православная философия истины. ― Пермь, 2003. ― С. 4.

    [2] Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. ― М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. ― С. 10.

    [3] Там же.

    [4] Иустин (Попович), прп. Собрание Творений преподобного Иустина (Поповича). В четырех томах. Т. 1. ― М.: Паломник, 2004. ― С. 11.

    [5] Никифоров М. В. Прп. Иустин (Новый Челийский). Православная энциклопедия. Т. XXVIII. ― М.: ЦНЦ. 2012. ― С. 596.

    [6] Иустин (Попович), прп. Православная философия истины. ― Пермь, 2003. ― С. 7-8.

    [7]Макарий Симонопетрский, иером. Преподобный Иустин (Попович) Челийский // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/52759.htm (дата обращения: 20. 04. 2017 года).

    [8] Артемий (Радосавлевич), еп. Совесть Сербской Церкви. Преподобный Иустин (Попович) и Святоотеческое Предание // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sovest-serbskoj-tserkvi-prepodobnyj-iustin-popovich-i-svjatootecheskoe-predanie/ (дата обращения: 20. 04. 2017 года).

    [9]  Иустин (Попович), прп. Православная философия истины. ― Пермь, 2003. ― С. 10-12.

    [10]   Никифоров М. В. Прп. Иустин (Новый Челийский). Православная энциклопедия. Т.XXVIII. ― М.: ЦНЦ. 2012. ― С. 602.

    [11] Журналы Священного Синода от 6-7 июня 2012 года // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2269360.html (дата обращения: 06.06.2017 г.).

    [12] Антоний (Каменчук), иером. Христианство и гуманизм в произведениях преп. Иустина (Поповича). ― М.: МДС, 2009. ― С. 36.

    [13] Иустин (Попович), прп. Основная истина православия ― Богочеловек. За крест честной и свободу золотую. ― М.: Русско-Сербское Братство в честь Святых Новомучеников Царя Николая и Владыки Николая, 2004.  ― С. 102.

    [14] Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. ― М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. ― С. 68.

    [15] Иустин (Попович), прп. Основная истина православия ― Богочеловек. За крест честной и свободу золотую. ―  М.: Русско-Сербское Братство в честь Святых Новомучеников Царя Николая и Владыки Николая, 2004.  ― С. 103.

    [16] Там же. С. 103.

    [17] Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. ― М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.  ― С. 56.

    [18] Нигматов З. Г. Развитие гуманизма в истории философских и педагогических учений // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gumanizma-v-istorii-filosofskih-i-pedagogicheskih-ucheniy  (дата обращения: 30. 04. 2017 года).

    [19] Иустин (Попович), прп. Православная философия истины. ― Пермь, 2003. ― С. 25.

    [20] Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. ― М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. ― С. 35.

    [21] Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. ― М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. ― С. 68.

    [22] Там же.

    [23] Иустин (Попович), прп. Православная церковь и экуменизм. ― М.: Паломник, 2006. ― С. 97.

    [24] Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. ― М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. ― С. 41.

    [25] Там же. С. 42.

    [26] Там же. С. 47.

    [27] Иустин (Попович), прп. Записки об экуменизме. ― М., 2012. ― С. 25.

    [28] Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. ― М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. ― С. 59.

    [29] Там же. С. 98.

    [30] Там же. С. 67.

    [31] Там же. С. 68.

    [32] Иустин (Попович), прп. Православная церковь и экуменизм. ― М.: Паломник, 2006. ― С. 97.

    [33] Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. ― М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. ― С. 70.

    [34] Там же. С. 71.



    Новости по теме

    Святитель Николай Сербский о болезнях Европы и гуманизме Дениc Попович Сегодня исполняется 137 лет со дня рождения великого светильника православия ― святителя Николая Сербского. Святой долгое время прожил в Европе и изучил духовные болезни того времени. В наше время эти проблемы никуда не пропали ― только усугубились. Поэтому творения святителя обращены не только к людям того времени, но и ко всем нам и даже к следующим поколениям. Ведь, бесспорно, труды святого архиерея всей Сербской земли занимают особое место в церковной литературе и по сей день.
    Твердость и настойчивость – основополагающие факторы молитвы Георгий Ермилов Сегодня, возлюбленные о Господе, мы с вами слышали Евангельский отрывок, в котором Господь учит нас правильной молитве. Он приводит всем теперь известную молитву «Отче наш» и показывает на жизненных примерах, что прося у Бога в молитве что-либо, нужно быть твердым и настойчивым, с верой и надеждой ожидая просимого.
    «Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению». Цитаты и наставления святых отцов Сретенская академия В жизни всякого человека бывает период охлаждения и уныния, когда вера остывает, руки опускаются, и сил, кажется, нет. Как ни парадоксально, но часто всего лишь одна-другая фразы из творений святых отцов Православной Церкви способны помочь в такой момент душе встрепенуться, загореться, настроиться, собраться, чтобы вновь взять свой крест и идти за Христом. Мы предлагаем вашему вниманию цитаты, которые украшают кабинеты и коридоры Сретенской духовной семинарии: они назидают, прежде всего, учащихся, будущих пастырей, но, безусловно, будут полезны христианину любого возраста и образования.

    Наталья

    Спасибо Денису  Попович за труд! Очень понравилось!

    Ответить