Явить Церковь миру: будущим пастырям о пастве и пастве о вере во Христа

Московская Сретенская  Духовная Академия

Явить Церковь миру: будущим пастырям о пастве и пастве о вере во Христа

Протоиерей Сергий Тишкун 8812



Статья обращена, в первую очередь, к тем, кто желает стать священником, но не менее интересна, а главное, важна она будет любому человеку, который ходит в храм и считает себя верующим. Ведь каждый христианин должен уметь ответить для себя и других на вопрос, что такое Церковь в его жизни, как богослужебная жизнь связана с его повседневностью.


Имея скромный личный пастырский опыт, говорить студентам духовной школы о современном приходе, особенно о его перспективах и практической пастырской деятельности, цель которой — явить Церковь миру, нелегко. Думаю, это можно сравнить с тем, как нелегко говорить мирским людям о Христе и значении жизни во Христе, когда Евангелие представляется им личным делом каждого или, хуже того, утопией.

Для большинства верующих, а иногда, к сожалению, и для некоторых из нас — пастырей, приход означает всего лишь святой храм, где каждый воскресный день и по большим праздникам совершается Божественная литургия и различные Таинства, которые нередко считаются только лишь праздничными или скорбными семейными мероприятиями.

Чем же является Сама Церковь в мире, который отождествляет ее с духовенством и считает ее для себя чем-то, что лично его не касается?

Мы забываем о том, что, как семья является жизненно важной «клеткой» общества, так и приход — жизненно важная «клетка» Церкви. Следовательно, необходимо вспомнить, чем же в таком случае является Сама Церковь в мире, который отождествляет ее с духовенством и считает ее для себя чем-то, что лично его не касается. 

Церковь, согласно апостолу Павлу, есть Тело Христово и полнота спасения людей. Бог Отец все покорил под ноги Его [Христа], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:22-23).

В Апостольских постановлениях дается более полное определение Церкви как Тела Христова: «Кафолическая Церковь есть Божие насаждение и избранный виноградник Его. Уверовавшие в незаблуждающееся богочестие Его, приобретшие чрез веру вечное царство Его, принявшие силу Его и причастие Святого Духа, вооруженные чрез Исуса и объявшие всем сердцем страх Его, приобщившиеся окропления драгоценною и невинною кровию Христовою, получившие дерзновение называть Вседержителя Бога Отцом, сонаследники и сопричастники возлюбленного Отрока Его»[1].

То есть в Церкви, которая есть виноградник, насажденный Самим Богом, участвуют все, кто верует и принимает учение Христово, кто принял благодать Святого Духа через Крещение, Тело и Кровь Христовы через Божественную Евхаристию, кто в этих Таинствах принял дар называть Бога Отцом и быть соучастником и наследником Христовым.

Святой Ириней Лионский с особым акцентом говорит о том, что Евхаристия есть выражение правой веры и участие в Воскресении и Жизни: «Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей, из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения»[2].

В Православной вере Церковь и Евхаристия тесно переплетены. Вся жизнь Церкви начинается и строится вокруг Божественной Литургии, Святой Чаши, которая соединяет всех в одно Тело Христово. Где Христос, там Церковь, единство и жизнь. Именно поэтому Православная Церковь категорически запрещает преподавать Святое Причастие еретикам и раскольникам. 

Большинство людей не может сочетать христианскую жизнь с повседневной деятельностью и исполняет свои религиозные обязанности формально

С того момента, как Божественная литургия совершается в определенном месте, всякое евхаристическое собрание верующих называется и есть, по слову апостола Павла, церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). В этом смысле в каждом отдельно взятом приходе совершается Таинство Церкви.

В первые века христианства приход отождествлялся с епископией, как ясно видно из Святых Канонов: один епископ в каждом городе «на месте и как образ Христа», одно евхаристическое собрание, одна Церковь. После распространения христианства в IV веке, появляется приход как органическое расширение епископоцентричной Евхаристии, без нарушения единства и кафоличности Церкви. И в этих условиях приход является органической «клеткой» Церкви, которая проповедует Христа, преподает Христа, живет Христом, передает Христа и Его Евангелие не как идеологию, но как апостольский опыт и как передали нам тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк. 1:2). 

Этот опыт мы, как пастыри Церкви, должны передать народу Божьему. И это является нашим первым и главнейшим делом, тем, что диктует способы, которыми мы осуществляем свою священную обязанность перед Христом, Его Церковью и людьми. Дело пастыря является не чем иным, как учить народ Божий правильно веровать, правильно молиться, соделать Истину Евангелия видимой человеку и привести его к Истине — Самому Христу.

Служители бескровной жертвы Христовой для простого народа — пророки, начальники, вожди, цари[3]. Мы — посредники между Богом и человеком, сосуды и евангелисты Слова Божия. И, по слову Господа, горе нам, если мы скроем от людей Истину, не передадим Ее окружающим нас людям, не воплотим Ее в жизнь. Горе нам, если мы не уподобимся Христу и не посвятим всю свою жизнь спасению людей, которых доверил нам Господь. Горе нам, если мы не поднимем на свои плечи тяжесть каждого приходящего к нам человека. 

Этот духовный труд — познание Истины через опыт, учительство и участие во Святой Евхаристии, который осуществляется и должен осуществляться в каждом приходе, делает всех христиан обществом верующих, народом святым, царственным священством (см. 1 Пет. 2:9).

Церковь как собрание верующих и, следовательно, каждый приход не есть что-то находящееся вне человеческого общества. С другой стороны, христиане «в мире, но не от мира». Мы составляем часть человеческого общества, но мыслим и действуем согласно с волей Божией, а не с требованиями духа мира сего. Как подчеркивает апостол Павел: Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным (1 Кор. 2:12-13). 

Только если мы сами станем подлинными членами Тела Христова, мы сможем привлечь и других людей ко Христу

Однако это разделение мира и Церкви не всегда заметно. Враги веры часто обвиняют нас в том, что, дескать, Евангелие хорошо, но на деле мы, христиане, не отличаемся от других людей. Говорим о познании Бога, единении со Христом, причащении Таинства спасения, но не видно, чтобы все это делало нас отличными от неверующих. Говорим о Христе, но в конечном итоге не живем Христом, чем отвергаем проповедь Евангелия. 

И действительно, большинство людей не может сочетать христианскую жизнь с повседневной деятельностью и исполняет свои религиозные обязанности формально и поверхностно, считая, что религиозность является личным делом каждого человека, касается исключительно его личной жизни и только в отдельные ее моменты.

Отсюда возникают вопросы, которые являются жизненно важными и одновременно непростыми: как сделать общество людей Телом Христовым? Как привлечь внимание людей и привести их в Церковь? Какими средствами возможно этого достичь? Как сделать так, чтобы Церковь не стала «религиозной организацией» или группой верующих, которые лишь изредка участвуют в некоторых приходских мероприятиях? 

Если подумаем над тем, что уже сказано выше о подлинном служении Церкви и, соответственно, прихода и о том, что касается духовной деятельности пастыря, ответы на эти вопросы можно найти без особых усилий. Однако всегда важно принимать во внимание нужды людей и ритм жизни в каждом конкретном приходе. 

Первое, что необходимо, — это преображение нашей личной жизни и наше сознательное участие в Таинстве Церкви, чтобы всегда быть готовыми проповедовать миру Правду Божию. «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать. Руководителю необходимы руки; советнику потребно благоразумие», — говорит нам святитель Григорий Богослов[4].

Для того чтобы жить жизнью во Христе, нужно сначала понять ее. Наше самосознание как христиан, и более того — как клириков, формируется прежде всего через знание Евангелия — учения Христа. Хотим мы этого или нет, но чтобы познать Истину, то есть Самого Христа, необходимо глубокое изучение Священного Писания в индивидуальном порядке. Необходимо также знание основ нашей Православной веры.

Очень важными являются регулярные собрания духовенства, диалоги, взаимодействие, обмен опытом, совместное решение возникающих проблем и их обсуждение. Это устраняет ошибочное чувство, что каждый священник трудится сам по себе в своем приходе, не зная и не интересуясь делами, проблемами и жизнью своих собратьев. Также немаловажен открытый диалог духовенства в периодике и в Интернете, где ежедневно перекликаются тысячи голосов, лишь немногие из которых несут «печать» Церкви, и где, как результат, часто содержится дезинформация и путаница.

Божественная литургия — это не личная молитва, но молитва всей Церкви и единение всех через Божественное Причастие в одно Тело Христово

Но, естественно, прежде всего требуется наша личная расположенность и готовность совершенствоваться, потому что если простые светские знания не могут быть навязаны силой, то тем более познание Таин Божиих и изучение Евангелия. 

Личное совершенствование и духовное образование имеют результатом сознательное участие в опыте Церкви. Если мы достигнем преображения своего внутреннего человека, тогда наш пример будет самой сильной и убедительной проповедью жизни во Христе. Только если мы сами станем подлинными членами Тела Христова, мы сможем привлечь и других людей ко Христу. Мы обязаны стать для всех, кого учим, примером «словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12).

К сожалению, не всегда это достигается легко. И здесь необходимо приложить максимум усилий, чтобы в нас воссиял свет Христов, который впоследствии просветит всех людей, приходящих к нам. 

Сознание того, что все мы являемся членами одного Тела Христова, несомненно необходимо и для всех наших прихожан. Современный человек должен четко понимать, что служение Церкви не ограничивается храмом, но простирается и проникает в каждый момент, во всякое проявление нашей жизни. Поэтому, катехизация — это постоянный процесс, который должен: а) распространяться на всех, а не только на детей, б) быть неразрывно связанным с Таинствами Церкви и в) быть пронизан подлинным духом Церкви, без каких бы то ни было крайностей, которые не только не созидают, но скорее мешают людям в их духовной жизни.

Обращение человека к священнику в любом месте с вопросом, касающимся Церкви, по существу, и является тем самым моментом катехизации и возможностью объяснить ему, что представляет собой Церковь и какова Истина Евангелия. Но здесь нужно принять во внимание тот факт, что каждый человек представляет собой отдельную свободную личность и нуждается в особом подходе.

Всякое наше служение должно быть неразрывно связанно с Таинствами Церкви и прежде всего с Божественной литургией. 

Все, что совершается вне Таинства Божественной Евхаристии или вне связи с Ней, становится в конечном итоге простым религиозным активизмом или социальным служением, которое по существу не созидает ни общины верующих как Тела Христова, ни подлинной приходской жизни. 

В мире, где вера далеко не всегда передается через семейные традиции, где каждый человек считает христианскую жизнь личным делом, главный вызов для священника — продемонстрировать, что Божественная литургия — это не личная молитва, но молитва всей Церкви и единение всех через Божественное Причастие в одно Тело Христово, «во оставление грехов и в жизнь вечную». Также необходимость показать, что богослужебная жизнь и жизнь во Христе — это центральный вопрос человеческого бытия, который неразрывно связан с нашей повседневной жизнью и деятельностью.

Все виды приходской деятельности являются лишь следствием и продолжением Таинства Церкви как Тела Христова

Чтобы достичь этого, важно, по возможности, участвовать во всех общественных мероприятиях, происходящих в границах прихода, знакомиться с людьми, которые живут в нем, а не просто ожидать, что они когда-нибудь сами придут на воскресную службу. Если Христос — «Пастырь добрый», который пришел взыскать и спасти погибшего (Мф. 18:11), то и мы призваны не почивать, а искать людей, которые, в общем-то, верят, но считают священника недоступным и чужим. Мы обязаны быть рядом с людьми в их повседневной деятельности, помочь им сначала в духовных, а затем, по возможности, и в материальных нуждах, показать им, что Церковь интересуется самим человеком, состоящим из души и тела, а не только тем, ходит он в храм или нет. Личный контакт в безличном мире имеет силу завоевывать сердца людей и привлекать ко Христу каждого человека, ради которого Спаситель и Избавитель мира распялся, умер и Воскрес. 

Не буду перечислять все возможные практические стороны приходского служения. Не потому, что их не существует, но чтобы их не посчитали готовым рецептом успеха приходского служения. Каждый приход имеет свои нужды и особенности. Воскресная школа, летний лагерь для детей, катехизаторские собрания, беседы с молодежью, социальное служение, благотворительная столовая для малообеспеченных прихожан — вот некоторые из многочисленных направлений, которые осуществляются соответственно с нуждами и возможностями каждого прихода.

К сожалению, не всегда удается правильно объяснить и убедить наших прихожан, что все эти виды приходской деятельности являются лишь следствием и продолжением Таинства Церкви как Тела Христова. Граница между актуализацией Церкви как Тела Христова через эту деятельность и между простой социальной активностью многим не всегда заметна. 

Испытать опыт Таинства Церкви не так просто. Но еще тяжелее сделать его реальностью вне святого храма. Требуются усилия, бдительность, борьба и прежде всего ревность и самоотречение. Каждый из нас, священников, ощущает меньшую или большую горечь о том незначительном количестве воцерковленных прихожан по сравнению с общим числом людей, проживающих в границах наших приходов. Но не нужно отчаиваться. 

Необходим усердный труд, чтобы лучше подготовить себя и жить сначала самому в реальном измерении Таинства Церкви. Необходимо глубоко знать истины нашей Православной веры, чтобы в любой момент дать добрый и убедительный ответ окружающим нас людям, которые жаждут узнать благую весть Евангелия и основы опыта христианской жизни.

Странно требовать от людей, чтобы они были последовательными христианами, а самому, выходя из храма, тут же забывать, что ты только что принес Бескровную Жертву, и вести себя, как мирской человек, в библейском понимании это слова.

Даже если мы понимаем, что еще не достигли духовных высот, наш пример все равно должен светить миру

Мир имеет нужду в нашем духовном примере. Он хочет видеть в нас людей любви, прощения, терпения, сострадания. Хочет видеть в нашем лице настоящих учеников и апостолов Христовых.

И даже если мы понимаем, что еще не достигли духовных высот, наш пример все равно должен светить миру. Мы должны стать солью земли, которой может и мало, но она необходима для того, чтобы оживить мир. Наша обязанность — неустанно сеять Слово Божие, а Любовь Божия и Его Промысл позаботятся, чтобы Оно принесло плоды. И не обязательно именно мы станем теми, кто будет пожинать плоды. 

И, прежде всего, нужно вкладывать душу. Если будем совершать наше служение лишь по необходимости или просто как обязанность, это будет видно как в совершении наших священнических обязанностей, так и в нашем ежедневном общении с людьми. Если будем трудиться ради личной выгоды, наше дело будет неэффективным или даже вредным для Церкви.

Необходимы живость, энтузиазм, настоящая отдача нашему служению. Мы должны изгнать леность, усталость, привычку, чтобы каждый новый день начинался с новым воодушевлением.

В нашем служении необходимы душа и Христос. Без этих двух ключевых «компонентов» любые усилия, любая деятельность не спасут ни нас, ни окружающих нас людей. 

 Протоиерей Сергий Тишкун

Преподаватель Сретенской духовной семинарии

Ключевые слова: Евхаристия, пастырь, приход, таинства.



[1] Апостольские постановления. Кн. 1. Ст. 1. // URL: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/apost-postanovl.shtml (дата обращения: 18.03.2018 года).

[2] Ириней Лионский, сщмч. IV книга против ересей. Гл. XVIII. // Древние свидетельства о литургии / Собрание древних литургий: Анафора. Евхаристическая молитва. — М.: Дар, 2015. — С. 50. // URL: https://books.google.ru/books?id=Mk48DwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 19.03.2018 года).

[3] Апостольские Постановления. Кн. 2. Ст. 25. // URL: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/apost-postanovl.shtml (дата обращения: 18.03.2018 года)

[4] Григорий Богослов, свт. Слово 3 // Творения: в 2 т. Т. 1. — М.: Сибирская благозвонница, 2007. — С. 49 // URL: https://books.google.ru/books?id=7izeCAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 19.03.2018 года)



Новости по теме

Как научиться смирению? Пример святителя Филарета Московского Алексей Мигальников Если нас критикует начальник, или член семьи указывают на наши недостатки, или на улице, в метро нас толкнули, обругали — что мы делаем? Всегда ли молимся за обижающих нас, как заповедовал Спаситель? Не чаще ли хотим поскорее оправдаться, указать в ответ на чужие недостатки, сказать последнее слово? А если это не удалось, то не спим, перебирая в мыслях: «Эх, надо было так и так ответить».
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ПУТЬ МОЕЙ ЖИЗНИ: ПО СТРАНИЦАМ ВОСПОМИНАНИЙ Митрополит Евлогий (Георгиевский) В большом волнении шел я по Никитской улице от архиерейского дома к семинарии, направляясь впервые на службу… Я возвращался монахом, преподавателем греческого языка, в ту самую семинарию, где протекли годы моего отрочества и ранней юности.