Священное Писание непонятно за пределами Церкви

Московская Сретенская Духовная Семинария

Священное Писание непонятно за пределами Церкви

Михаил Попадюк 1375



В одного ли Бога верят все христиане? Один ли Христос у православных, католиков и протестантов? И как правильно понимать Священное Писание?

Что есть Церковь? Церковь – это Тело Христово, Богоустановленное и Им возглавляемое Собрание ангелов, святых, усопших и ныне живущих православных христиан. Важно понимать, что любое, даже малейшее повреждение истины уже делает её ложью. Истину нельзя принять частично, а частично отвергнуть то, что не нравится, что неудобно. Повреждение истины неизбежно ведет за собой выход за рамки того метафизического пространства, в котором пребывает неповрежденная истина целиком. В случае с Церковью, любое непринятие частицы Истины, содержащейся в Священном Писании и Предании, является выходом за пределы Церкви.

Вот почему любая религиозная деноминация, даже именующая себя христианской, отколовшись от полноты Церкви, пребывает вне спасительного корабля, и, как следствие, не обладает полнотой понимания Истины.

В Церкви издревле существует традиция толкования Священного Писания, и всякий, кто строит свои рассуждения на тему Библии, обязан опираться на то, что писали святые отцы благодатью Святого Духа, Которого Христос обещал Церкви. Мудрствующий же «от ветра главы своея» должен быть вразумлён, а если не послушается, то сам себя поставит этим вне Церкви (см.: Мф. 18:17).

Те, кто находятся вне Церкви, верят в другого какого-то Бога, в другого Христа, которого не существует и не существовало никогда

Если проводить аналогию со зданием, то все члены Церкви находятся внутри некоего сооружения, где прекрасно слышат и понимают всё, что сказано в Священном Писании. Тот же, кто находится за пределами этого здания, в силу объективных причин не может быть в таких же условиях – ему и слышно намного хуже, и стены не позволяют видеть, что происходит внутри. Причем чем дальше в своих заблуждениях уходит та или иная деноминация, тем дальше они находятся от этого здания, а некоторые и вовсе на таком расстоянии находятся, что из-за дальности им даже не слышно уже ничего и в окна не видно, что там внутри происходит.

Становится очевидным, что за пределами Церкви понять Священное Писание невозможно, и тезис священномученика Илариона (Троицкого), вынесенный в заглавие, безусловно, верен. Однако это не единственная проблема для тех, кто находится вне Церкви. Они ещё и верят в другого какого-то Бога, в другого Христа, которого не существует и не существовало никогда. В самом деле, бога, от второй ипостаси троицы которого исходила бы третья ипостась – его нет. Бога, который отвергает Священное Предание, повелевая придерживаться исключительно Священного Писания – его нет. Потому что Бог только один, и Христос только один, и Церковь только одна.

Поэтому очень жалко членов тех религиозных течений, которые считают, будто Христос везде один, и не важно, как ты Его славишь. Вот почему не спасутся те, кто вне Церкви. Их попросту некому спасать, того, в кого они верят, не существует. И уместно будет закончить ещё одной цитатой священномученика Илариона, которую каждый день в конце обеденной трапезы вместе поют все студенты Сретенской духовной семинарии: «Вне Церкви нет спасения».

Михаил Попадюк

студент 1 курса магистратуры

Ключевые слова: Библия, Священное Писание, Церковь, Бог, Христос, Иларион (Троицкий).

Новости по теме

Читательница (Подмосковье)

Уважаемый Михаил! Не соглашусь с Вашими уверенно звучащими словами: тех, кто вне Церкви, «попросту некому спасать...». Спасение – это великая Тайна, о которой не только мы, многогрешные, но и святые отцы, решались рассуждать лишь «гадательно».  К примеру, всем известные слова: «Я не знаю, спасутся ли католики…» Можно привести немало цитат из святоотеческого наследия и из трудов современных богословов (и не только проф. А.И. Осипова) о том, что человек не может со стопроцентной уверенностью утверждать, что души тех, кто вне Церкви, неизбежно окажутся в аду. Если так, то на вечные муки будут обречены и некрещеные младенцы. Справедливо ли это? А у Бога нет несправедливости, и Он прощает грехи «до семижды семидесяти раз».  Речь, конечно же, не идет об апокатастасисе, но отрицать спасения  кого-то, находящегося вне лона Церкви,  мы не можем – нам не дано этого знать. Вы, наверняка, знакомы с 39 Словом свт. Григория Богослова, в котором Святитель говорит о пяти видах крещения, и о «последнем крещении»- крещении огнем. В «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию» сказано: «Общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией…Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя, пришедшего во плоти, и искреннее благочестие». Кто знает, как «оценит» Спаситель эти «некоторые признаки», верша Свой Суд? Еще добавлю, что нельзя не согласиться со словами владыки Тихона, который когда-то сказал, что у членов Церкви «бесконечное преимущество» в деле спасения по сравнению с инославными и иноверными. Но какая участь ждет не только каждого из них, но даже нас, православных,  –  мы не можем знать. Неисповедимы пути Господни, и «до небес велика милость» Его. Божией помощи Вам!

Ответить