Макарий Великий о первом шаге ко спасению

Московская Сретенская Духовная Семинария

Макарий Великий о первом шаге ко спасению

Георгий Борисов 1098



Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы совершаем память преподобного Макария Великого. В день памяти таких святых нам важно рассмотреть то полезное из их жизни, что мы можем применить в своей, и услышать их духовное наставление, которое доносится до нас из глубины веков.

Святой Макарий Великий женился по настоянию родителей, несмотря на свое давнее желание стать монахом. После смерти жены, а потом и кончины родителей, он оставил мир и стал учеником святого Антония Великого. За святость и подвиги его называли «юным старцем». Самый, наверное, известный эпизод из его жизни тот, когда он увидел однажды на дороге человеческий череп и спросил: «Чей ты череп?». Череп ответил, что он принадлежит языческому жрецу. Самое поучительное в этой истории то, что этот жрец поведал о том, что в намного более худшем положении в аду находятся не язычники, а те христиане, кто были неверны Христу. В жизни этого святого были и немалые трудности, например та клевета, которую возводила на него женщина, которая стала беременной якобы от него. Кроме своей жизни, полной подвигов и чудес, которые совершал Господь по его молитвам, святой оставил нам в назидания свои творения.

Господь уже совершил наше спасение и желает, чтобы каждый из нас воспользовался его плодами

Как любое дело важно начать, так и нам особенно необходимо понимать то, с чего же начинается наш путь ко спасению. Преподобный Макарий учил, что движение души ко спасению начинается с твердой решимости спастись в Господе, потому что Господь уже совершил наше спасение и желает, чтобы каждый из нас воспользовался его плодами.

Мы помним, как евангельский слепой даже не мог подойти к Господу, но позвал Его и получил исцеление. Преподобный Макарий особо подчеркивает, что каждая душа, если уверует, может призвать Христа, и он сотворит душе «вечное избавление». Кто не приступит к Господу по собственной воле и не будет умолять Его с несомненной верой, не получит ни исцеления, ни спасения.

Нужно понимать, что мы не полностью исцеляемся от страстей оттого что маловерны, оттого что не любим Бога как должно, оттого что не верим искренно.

Если мы не делаем этого первого шага, не решаемся сами обратиться к Богу, чтобы Он спас нас, то тогда по Его домостроительству на нас посылаются разного рода скорби, несчастья, болезни, иными словами, все те обстоятельства, которые рано или поздно подвигнут нас обратиться к Богу. В одних случаях мы начинаем общение с Богом с того, что просим Его избавить нас от этих скорбей, а в других – некоторые думают, что раз в мире их постигают одни несчастья, то нужно оставить все, возненавидеть мирское и начать служить Богу.

Смерти нет, но есть всего лишь успение плоти в ожидании Всеобщего воскресения

Как же мы можем утвердиться в мысли, что нам на самом деле в жизни не нужно ничего, кроме спасения? Мы имеем возможность вникнуть внутрь себя и увидеть, как говорит святой Макарий, что не о небе и земле забоится Творец, не о великом и достойном восхищения космосе, а о нас с вами. Он послал спасти людей не ангела, а Сам стал человеком. Он вернул в наше распоряжение образ первозданного Адама и избавил нас от смерти, и именно поэтому теперь, как говорит святой Иоанн Златоуст, смерти нет, но есть всего лишь успение плоти в ожидании Всеобщего воскресения.

Поэтому нам справедливо необходимо проникнуться благодарностью к Спасителю и понять, что если мы хотим воспользоваться этим уже совершенным спасением, то мы должны исполнить то, что заповедал нам Христос, когда находился среди нас. Преподобный Макарий, чью память мы сегодня празднуем, приводил пример: царь разослал некоторым подданным послания, в которых приглашал их явиться к нему и получить от него царские дары. Если приглашенные не придут и не получат даров, то чтение послания не принесет им пользы. Так же и мы, братья и сестры, не получим пользы от чтения Священного Писания, если не исполним того, к чему нас призывает Господь, Который хочет, чтобы мы стали причастниками Божественного естества. Напротив, мы будем осуждены так же, как были бы осуждены те, кто читал царское приглашение и не пришел к царю, будем осуждены за то, что не захотели прийти и принять от Небесного Царя дар вечной жизни.

Преподобный Макарий говорил, что христианство – великая тайна, и что причастность к нему сообщает нам то благородство, о котором писал в своем послании апостол Петр: вы - род избранный, царственное священство, народ святой (1 Пет. 2:9). Преподобный также восхищался тем, какие в связи с этим мы имеем от Бога обетования, что они несравнимы ни с какими видимыми богатствами. По апостолу Павлу, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

Мы не получим пользы от чтения Священного Писания, если не исполним того, к чему нас призывает Господь

Мы также знаем, что наряду с обещаниями Бог видимым образом показал Свою любовь к нам, когда взошел на Крест, чтобы избавить нас, которых создал, от работы вражия. Осознавая это, нам также необходимо восхититься этим и захотеть не погибнуть, а обратиться, расстаться с греховным образом жизни и наследовать то, что уготовано для нас от сложения мира.

Преподобный Макарий и своей жизнью, и в своих творениях показывает нам ту важную вещь, о которой не принято особо задумываться, а именно то, что нам на самом деле по естеству не свойственно грешить. Возможность грешить – не данность, а уклонение от естественного. Святой приводил в пример животных, которые сообщаются без особенно плохих последствий только с себе подобными, а мы, вместо того, чтобы стремиться к своему небесному родству, к Господу, склоняемся к нижеестественному злу. Более того, тем самым мы воюем против самих себя, предаем себя в снедь врагу рода человеческого и умираем.

В день памяти этого достойного Пустнынножителя и во плоти Ангела мы имеем повод не только задуматься над самой главной задачей нашей жизни –  спасением, но и наконец решиться следовать за Христом так, как последовал за ним святой Макарий, чтобы и нам, когда мы осмысленно понесем пост, бдения и молитву, получить не только небесные дарования и помощь в деле спасения, но и принять нетленный венец Царствия Небесного. Молитвами преподобного Макария да поможет нам Господь преодолеть нашу леность, немощь и духовное непонимание и решиться, наконец, идти, не оглядываясь, путем спасения! Аминь.

Георгий Борисов

Студент 3 курса бакалавриата

Ключевые слова: проповедь, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, спасение, вера.

Новости по теме

В храм приходят за утешением Протоиерей Андрей Галухин Беседа о том, как коммунист может легко стать верующим, как правильно откликаться на просьбы людей, как приласкать, а не отправлять домой со строгой епитимьей, как заниматься строительством храма, как найти подход к военнослужащим и о многих других жизненных вопросах.
Христиане ли мы? Алексей Андреев В обыденной жизни (и это проверено на практике) бесполезно обращаться к христианину за помощью. В 99 случаях из 100 он не поможет. Порой доходит до невероятной банальности – нецерковные люди оказываются более отзывчивыми, чем те, которые ходят в храм. А как бы поступил Христос?
Что Христос сказал про ИНН? Иоанн Ткаченко На римской монете была та же «печать антихриста», надпись, говорящая о том, что Сын Божий не Христос, а какой-то там Тиберий и, вероятно, у благочестивых иудеев могли возникнуть мысли о том, что они признают Богом римского императора и тем самым отрекаются от Истинного Бога. Но что ответил им Христос?

Игорь

Слава Богу,что даровал нам таких великих подвижников!

Ответить