«Приидите, людие вси, священномученику Илариону верно поклонимся»

Московская Сретенская Духовная Семинария

«Приидите, людие вси, священномученику Илариону верно поклонимся»

Петр Садыков 3715



Каким был владыка, как строился его жизненный путь, что было для него действительно важно — об этом настоящая статья. В день памяти этого удивительного человека стоит вспомнить о многом.

28  декабря Русская Православная Церковь прославляет небесного покровителя Сретенской обители — священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, который стал настоятелем нашего монастыря незадолго до его закрытия в 20-е годы минувшего столетия.

Владыка Иларион был выдающейся личностью своего времени: образованность он совмещал с монашеским деланием, а будучи притесняем, с любовью относился к своим обидчикам. В 27 лет он стал монахом и в том же году был возведен в сан архимандрита, а кроме того, удостоился звания профессора Московской духовной академии. Это был удивительный человек, который является примером для всех нас. Поэтому в день памяти владыки Илариона хотелось бы сказать несколько слов о его жизненном пути.

Владыка Иларион был выдающейся личностью своего времени: образованность он совмещал с монашеским деланием, а будучи притесняем, с любовью относился к своим обидчикам.

Владимир (будущий святой) родился в 1886 году в селе Липицы Каширского уезда Московской губернии в семье сельского священника Алексея Троицкого, который оказал большое влияние на своего сына. С раннего возраста мальчик проявлял большой интерес к учебе. Когда ему было пять лет, он взял своего трехлетнего брата, букварь и пошел на учебу в Москву. Конечно же, родители вовремя спохватились и, узнав, куда отправились дети, догнали их. На упреки отца и матери будущий архиепископ серьезно ответил: «Папа, не расстраивайся! А как же Ломоносов? Ведь он пешком пошел в Москву — и я тоже решил идти учиться!» Эти слова не были пустыми или детскими. Спустя несколько лет Владимир Троицкий блестяще окончил Тульское духовное училище, а затем Тульскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Из последней он вышел уже со степенью кандидата богословия.

Свое дальнейшее служение Матери-Церкви будущий владыка продолжил нести в стенах Московской академии, преподавая Священное Писание Нового Завета. А в 1913 году он защитил магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории догмата о Церкви». Здесь стоит сказать, что для священномученика на протяжении всей его жизни вопрос о границах Церкви был наиболее волнительным (следует отметить, что термин границы Церкви используется в христианском богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христианских сообществ, конфессий[1]). Во многих своих трудах владыка старался объяснить, что такое «церковное единство» и кто может называть себя христианином. Для него рассуждение на эту тему не было пустым философствованиям, так как, по его мнению, христианином можно назвать только того человека, который является членом единого организма — Святой Церкви Христовой: «Уверовать во Христа, сделаться христианином — значило присоединиться к Церкви», — говорил священномученик[2]. При этом владыка не гнушался ведения дискуссий с инославными и даже писал одному протестанту: «Молюсь Богу, чтобы Он даровал мне, молодому, дожить до того времени, когда будем мы с Вами в единой Христовой Церкви и на разных полушариях нашей планеты причащаться от единого хлеба»[3]

Занимаясь богословскими науками, будущий мученик Христов большое внимание уделял и аскетическому деланию. Как уже было сказано выше, в 1913 году священномученик принимает монашеский постриг с именем Иларион, и уже в июле он был в сане архимандрита.

Во многих своих трудах владыка старался объяснить, что такое «церковное единство» и кто может называть себя христианином.

Студенты семинарии с большим почтением относились к своему молодому преподавателю, лекции которого не усыпляли молодых людей, а напротив — вызывали живой интерес.

Архимандрит Иларион принимал активное участие в Поместном соборе 1917-1918 гг. и был одним из ярких сторонников восстановления в России Патриаршества. На одном из заседаний в конце октября он взял слово и доказывал необходимость избрания нового Патриарха. И по сей день многие убеждены, что именно благодаря священномученику большая часть участников Собора проголосовала в пользу этого решения. АрхимандритИларион обладал настолько высоким авторитетом, что многие были за выдвижение именно его кандидатуры на Первосвятительскую кафедру. Но по воле Божией 5 (18) ноября 1917 года Патриархом всероссийским был избран святитель Тихон, а его помощником и одним из ближайших соратников сразу же и стал молодой архимандрит.

В начале 1919 года архимандритаИлариона на два месяца арестовали, а спустя год, в мае 1920 года, возвели в архиерейский сан: он стал викарием Святейшего Патриарха Тихона — епископом Верейским. До своего назначения настоятелем Сретенского монастыря, т.е. до 1923 года, его снова несколько раз арестовывали.

Когда летом 1923 года архипастырь прибыл в Сретенскую обитель, то он застал плачевную картину — древний московский монастырь был захвачен обновленцами. Святителю удалось их изгнать, после чего он заново освятил Сретенский собор обители, тем самым показав, что ни о каком единстве с обновленцами речи быть не может.

Уже осенью того же года архиепископ был арестован, и в скором времени отправлен в ссылку на Соловки. Там он пробыл долгое время, завоевав уважение и авторитет как со стороны заключенных, так и со стороны охранников.

Стоит отметить и то, что в 1927 году владыка поддержал декларацию местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), сохранив тем самым каноническое общение с Русской Церковью. Он отчетливо осознавал, что в то тяжелое время главное было — сохранить церковное единство. «Никакого раскола! — возгласил архиепископ Иларион. — Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!»[4].

В октябре 1929 года владыку перенаправили на поселение в Среднюю Азию. В дороге святитель заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. В горячке его привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Состояние владыки с каждым днем ухудшалось, и 28 декабря 1929 года он умер. Перед смертью архиепископ Иларион благодарил Своего Создателя, и последними его словами были: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…»[5].Митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) добился от властей разрешения похоронить священномученика в соответствии с его саном. Похоронен владыка был на кладбище Новодевичьего монастыря.

Архимандрит Иларион принимал активное участие в Поместном соборе 1917-1918 гг. и был одним из ярких сторонников восстановления в России Патриаршества.

В 1999 году владыка Иларион был прославлен в лике святых, состоялось обретение его мощей, которые были перенесены в Сретенский монастырь. Первоначально святые останки священномученика покоились в Сретенском соборе монастыря, в котором владыка и совершал богослужения. А с 25 мая 2017 года мощи покоятся в новом монастырском соборе Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

В богослужебных песнопениях мы прославляем стойкость священномученика, его приверженность канонической Церкви: «О, священномучениче Иларионе, ревнителю патриаршества истинный, первосвятителю Тихону помощник верен был еси, Церковь Божию соблюдя во дни искушений и гонений». Восхваляем и его богословскую образованность: «Очи сердечнеи писании Божественными просветил еси, блаженнее Иларионе, темже, в богословии Православия высоту показуя, свидетель верен явился еси, и, каноны церковныя утверждая, вся ко спасению наставил еси».

Одна из стихир вечерни начинается словами: «Приидите, людие вси, священномученику Илариону верно поклонимся». Давайте постараемся не пропустить мимо себя призыв Святой Церкви и прославим святого священномученика Илариона, посвятившего всю свою недолгую жизнь Господу и оставшегося верным своему Спасителя до конца!

Садыков Петр, III курс

Ключевые слова: священномученик Иларион, биография, служение, память, смерть, прославление.



[1] См. подробнее: Зайцев А.А. Границы Церкви // URL: http://www.pravenc.ru/text/166375.html (дата обращения: 23.12.2017 года).

[2]Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви. — М., 1992. — С. 27.

[3]Иларион (Троицкий), архиеп.Единство Церкви и Всемирная конференция христианства // Христианства нет без Церкви. — М., 1992. — С. 105.

[4]Житие священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского// URL: http://www.pravoslavie.ru/35164.html (дата обращения: 23.12.2017 года).

[5] См. там же.



Новости по теме

Сщмч. Иларион Троицкий об искании Истины и лжеучениях на основе западных воззрений Иерей Петр Каминский Основа духовной жизни общества ― Любовь. Но когда человек проявляет любовь только к самому себе, происходит подмена данного понятия, в основании фундамента остается только гордыня, которая размывает духовный стержень человека.
Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., восстановление Патриаршества. Олег Стародубцев Куда делось Патриаршество, кто его упразднил и через какое время наша страна вернулась к канонической церковной власти? В истории Российского государства прошло двести с лишним лет, прежде чем народ снова услышал своего пастыря.
Самый любимый из учителей Церкви на Руси Алексей Сидоров В день памяти святителя Иоанна Златоусты предлагаем Вашему вниманию короткий сюжет о том, почему на Руси самым читаемым и любимым автором был святитель Иоанн Златоуст. На этот вопрос ответил преподаватель патрологии Сретенской семинарии – профессор Алексей Иванович Сидоров.