Стяжание человеком покаянного чувства и прощение грехов в богослужебных текстах Октоиха

Московская Сретенская Духовная Семинария

Стяжание человеком покаянного чувства и прощение грехов в богослужебных текстах Октоиха

Иеромонах Афанасий (Дерюгин) 3687



В текстах Октоиха выделено несколько основных аспектов, в которых можно разглядеть помощь христианам в очищении от грехов. Для этого стоит обращать внимание на тексты Октоиха и в каждой строчке стараться разглядеть необходимые слова поддержки и разъяснения вопросов покаяния в жизни верующего человека
.

Содержание:

  • Прощение грехов милосердием Божиим
  • Прощение грехов молитвами святых
  • Прощение грехов личным покаянием
  • Прощение грехов нашим исправлением
  • Средства, помогающие человеку стяжать покаянные чувства

  • Прощение грехов милосердием Божиим

    В текстах Октоиха неоднократно встречаются обращения к Богу с просьбой о прощении грехов по Его милости. «ГрэхHвъ мои1хъ мн0жество, по мн0жеству хrтE млcти твоеS, молю1сz ти2, потреби2»[1], «зак0номъ млcрдіz твоегw2 сп7си1 мz nкаsннаго»[2], «дерзaz на чlвэколю1біе твоE зовY: б9е, њчи1сти мS и3 сп7си1 мz»[3], ― взываем мы словами Октоиха. В одном из тропарей сказано так: «Премн0жествомъ блудA, гDи, дyшу њскверни1хъ лю1тэ. превосходsщую ќбw хrтE и3мhй бlгостhню, пріими2 ћкw блyднаго»[4]. Таким образом, здесь приводится мысль о том, что милосердие Божие превосходит множество наших грехов.

    К тому же, в Октоихе встречаются прошения не только о прощении грехов: «ГрэхHвъ мои1хъ мн0жество, по мн0жеству хrтE млcти твоеS, молю1сz ти2, потреби2»[5], «Во свётэ хrтE, ўчини2 невечeрнэмъ, ±же престaвилъ є3си2, прегрэшє1ніz и4хъ презрёвъ, ћкw щeдрый бGъ»[6]. Мы надеемся, что Господь наши грехи презрит, потребит, то есть сделает их как бы не существующими.

    Избавление от грехов и страстей стало возможно только после того, как Христос распял на Кресте все наши грехи.

    Возможность прощения грехов и избавления от страстей дарована нам через страдания и смерть Иисуса Христа, и об этом также говорится в текстах Октоиха.

    «Стrтію твоeю хrтE t страстeй свободи1хомсz»[7], «є3мманyилъ грэхи2 нaшz на кrтЁ пригвозди2»[8], «Согрэшeніемъ первоздaннагw гDи, лю1тэ ўzзви1хомсz, рaною же и3сцэли1хомсz твоeю»[9] ― такие и другие подобного рода тексты мы встречаем в воскресных песнопения Октоиха. Они указывают на то, что избавление от грехов и страстей стало возможно только после того, как Христос распял на Кресте все наши грехи. Люди «получают личное искупление от рабства греху, смерти и диаволу преимущественно от Единородного Сына Божия в силу Его крестной жертвы за мир, при содействии Бога Отца и Св. Духа»[10]. «Своим Честным Крестом Владыка Христос посрамил диавола и Своим Воскресением притупил жало греха – и спас нас от смерти. Спаситель крестом пленил ад, попрал смерть, просветил мир. ″Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость″»[11].

    Это учение Церкви, выраженное в цитатах Октоиха, очень важно для священника по двум причинам: с одной стороны, оно указывает, что прощения грехов можно искать только у Бога, своими силами мы его получить не можем. А с другой, видя, как возлюбил нас Бог, что ради прощения наших грехов был распят на Кресте, более серьёзно относиться к христианской жизни. По слову апостола Иоанна Богослова, «если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4:11).


    Прощение грехов молитвами святых

    Естественно, что прощать грехи может только один Бог. Но в богослужении мы видим и важность ходатайства за нас святых. Они не заменяют Бога, но, будучи людьми, прошедшими путь покаяния и борьбы со страстями, с особенным усердием могут молиться Господу об избавлении нас от страстей.

    О важности обращения к святым так говорит священномученик Сергий Мечев: «Воспитание возможно для нас и через соприкосновение с людьми, живущими духовной жизнью, воспитавшими или воспитывающими себя для Вечности. Но среди наших современников мы не всегда встречаем таких людей. И вот Св. Церковь через богослужение вводит нас в общение с теми, которые уже совершили свой путь на земле и ныне предстоят престолу Царя Славы, со святыми угодниками Божиими. В дни празднования их памяти, а также в дни, когда празднуется какое-либо событие, в котором они принимали участие во дни своей земной жизни, мы не только вспоминаем их, но входим с ними в реальное общение, духовно соприсутствуем тем событиям. Мы реально соприкасаемся с теми, кто вложил в богослужение свой богатый духовный опыт, и ныне вместе с нами участвует в нем»[12]. О том же пишет прп. Иустин в своей «Догматике Православной Церкви»: «естественна и спасительна надежда и упование грешников на спасительную силу молитв Божиих святых. И эта надежда непрестанна в Церкви Спасителя. Все богослужения в Церкви преисполнены молитвами, обращенными к святым: дабы святые молились о нашем спасении, о нашем обожении, о нашем облечении во Христа, о нашем отроичении. Об этом свидетельствуют Октоих и Минеи с ежедневными службами разным святым»[13].

    Все богослужения Церкви преисполнены молитвами, обращенными к святым, дабы святые молились о нашем спасении, о нашем обожении, о нашем облечении во Христа.

    В Октоихе есть каноны, обращённые к Ангельским силам, святому Иоанну Предтече, апостолам, святителю Николаю и всем святым. И в каждом такого рода каноне идёт не только восхваление того или иного святого/святых, но и просьба к нему ― даровать нам прощение грехов, то есть помолиться Богу о даровании нам прощения.

    В канонах Богородице мы молимся: «Не стzжaхъ рaзвэ тебE чcтаz прибёжища, не знaю вLчце, и4ны на земли2 застyпницы твeрдыz и3 покр0ва: тёмже къ тебЁ тeплэ притек0хъ, просS тоб0ю пріsти согрэшeній и3збавлeніе»[14], «Ћже є3ди1на безлётнаго бGа въ лёто р0ждши воплощeнна, всес™az пречcтаz, вселBтныz стр†сти преoкаsнныz моеS души2 и3сцэли»[15], «Ўстaви лю6таz стремлє1ніz тэлє1снаz, ўгаси2 и3 плaмень страстeй дв7о»[16], «ТебЁ мо‰ грэхи2 и3сповёдаю дв7о, твоемY лицY м0й представлsю стyдъ, и3 вопію2 t души2: поми1луй и3 ўщeдри, пречcтаz, ћкw на тS ўповaніе съ бGомъ возложи1хъ твeрдое»[17].

    Некоторые подобные обращения к Богородице нуждаются в правильном толковании. Их нельзя понимать буквально. Когда в богослужении говорится «не стzжaхъ рaзвэ тебE чcтаz прибёжища», имеется в виду «кроме Бога». Когда идёт обращение к Божией Матери: «на тS ўповaніе съ бGомъ возложи1хъ», Она здесь не сравнивается с Богом, а лишь показывается, что её ходатайство, как возглавительницы лика всех святых, имеет великую силу перед Богом. И обращение «Пресвятая Богородице, спаси нас» необходимо понимать в смысле «помолись Богу о нашем спасении».

    С просьбой о помощи в покаянии, в прощении грехов и избавлении от страстей, мы обращаемся и к другим святым. В службе Ангелам читаем: «ЃгGлъ твои1хъ чи1ны въ молeніе прив0димъ ти2 хrтE, сп7си2, ўщeдри нaсъ тёми, ћкw пребlгъ, вс‰ презирazй н†ша, ±же въ вёдэніи и3 не въ вёдэніи, прегрэшє1ніz»[18]. К святому Иоанну Предтече обращаемся: «Прbр0че чyдный, хrт0въ кrти1телю и3 п®тeче, и3зс0хшее сeрдце моE безмёстіемъ, рёки слeзъ приснотекyщихъ сотвори2 проліsти мlтвами твои1ми»[19], «И$же покаsніе на земли2 проповёдавый кrти1телю, покаsніz ми2 пути6 наставлsющыz мS къ свёту покажи2, и3 t пр0пасти прeлести и3збaви»[20], «вопію1 ти кrти1телю: tсэчeніе ми2 долгHвъ, пребlжeнне, подaждь, и3 возжзи2 души2 моеS свэти1льникъ ўгaсшій лёностію до концA»[21]. Молясь апостолам, также просим о помощи в деле покаяния: «Свётлыми лучaми прес™aгw д¦а при1снw бlжeнніи, всег0 мz просвэти1те, грэхHвъ тьм0ю покрывaемаго»[22], «ДушE моS смирeннаz, душE nкаsннаz, душE непокazннаz, покaйсz, и3 возопjй хrтY: согрэши1хъ, њчи1сти мS вLко чlвэколю1бче, мlтвами ґпcлъ твои1хъ, ћкw преблагjй»[23]. С такими же прошениями обращаемся и к святителю Николаю Чудотворцу: «Крёпкою нік0лае твоeю мlтвою, всеразслaбленную дyшу мою2 прегрэшeньми и3сцэли2, и3 житіS ѕлолю1тыхъ и3збaви мS, молю1сz»[24], «Въ лёности скончавaю мою2 жи1знь nкаsнный, и3 бою1сz стрaшнагw твоегw2 суди1ща хrтE: на нeмже не посрами2 менE, ніколaа ходaтайствы сщ7eнными ўмолeнъ бывaz»[25].

    Болезни тела очень часто связаны с грехами и страстями – поэтому мы и молимся вместе об исцелении и тех, и других.

    В молитвах святым мученикам, связанным с покаянием и прощением грехов, мы встречаем две важные мысли, которые могут помочь священнослужителю в деле пастырского душепопечения. В частности говорится следующее: «Терпsху ўсeрднw р†ны слaвніи м§ницы, и3 ўzзвлsеми, веліaра ѕмjz ўzзви1ша крёпкw: тёмже дyшъ нaшихъ р†ны и3сцэлsютъ при1снw, б9eственнымъ мановeніемъ»[26], «Возмог0ша вжилsеми хrт0вою стrтію бlжeнніи, стrти разли6чныz воспріsти на честнёй пл0ти. сегw2 рaди ўставлsютъ стр†сти дyшъ же и3 тэлeсъ, восхвалsющихъ тёхъ, и3 бlжaщихъ всегдA»[27], «Кр0вными кaплzми хrтHвы страдaльцы, безб0жіz глубинY и3зсуши1сте, и3 бжcтвенными и3сточeніи чудeсъ сщ7eнныхъ, страстeй течє1ніz дyшъ же и3 тэлeсъ заграждaете. тёмже достод0лжнw ўбlжaеми є3стE»[28].

    Здесь несколько раз упоминается связь между болезнями душ и телес: «ўставлsютъ стр†сти дyшъ же и3 тэлeсъ», «страстeй течє1ніz дyшъ же и3 тэлeсъ заграждaете». Есть и другие такого рода упоминания в субботних службах: «м§нцы слaвніи, при1снw стр†сти и3сцэлsете неисцёльныz, недyги же tг0ните t человBкъ си1лою д¦0вною»[29], «Рaнами с™hхъ, и5же по тебЁ пострадaша, ўмолeнъ бyди гDи: и3 вс‰ нaшz болBзни и3 стр†сти и3сцэли2»[30]. То есть в этих текстах выражается мысль Церкви о том, что болезни тела очень часто связаны с грехами и страстями, поэтому мы и молимся вместе об исцелении и тех, и других. «Опыт свидетельствует, что грехи и страсти разрушают здравие души и тела, а победа над страстями доставляет небесное спокойствие душе и здравие телу»[31]. Этот момент может быть важен в работе пастыря. Нередко люди от Церкви ждут телесного исцеления, обращаются к Богу в случае заболеваний, угрозы жизни. В таком случае важно для священника напомнить, что первое, на что стоит обратить внимание ― это исцеление души, избавление от страстей, за которым нередко следует и исцеление тела.

    Также в указанных выше цитатах говорится о том, что мученики получили благодать исцелять страсти именно благодаря своим телесным страданиям за Христа. «Терпsху ўсeрднw р†ны слaвніи м§ницы <...> тёмже дyшъ нaшихъ р†ны и3сцэлsютъ при1снw», «Возмог0ша вжилsеми хrт0вою стrтію бlжeнніи, стrти разли6чныz воспріsти на честнёй пл0ти. сегw2 рaди ўставлsютъ стр†сти дyшъ же и3 тэлeсъ». Слова «тёмже», «сегw22 рaди» указывают на связь между страданиями и избавлениями от страстей. Ещё более ёмко эту мысль выразил апостол Петр: «страдающий плотью перестаёт грешить» (1 Петр. 4:1).

    Такие примеры могут быть важны для помощи, воодушевления человека, у которого в жизни происходят какие-то трудности или телесные болезни. Через эти трудности мы и получаем особую благодать, через них и избавляемся от страстей. Как пишет святитель Григорий Палама, «тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья»[32]. Цитаты из Октоиха могут помочь священнослужителю показать связь между телесными страданиями и Божиими дарами. 

    Недостаточно признать себя просто виновным в том или ином поступке, необходимо также приложить усилия для прощения этого поступка и избавления от страсти.

    Итак, тексты Октоиха указывают нам на важность заступничества святых перед Богом именно в том, что они помогают нам избавиться от страстей и стяжать покаяние. Часто христиане молитвенно обращаются к святым, прося их о помощи в житейских делах. Святые подают и такую помощь. Но важным для священника является напоминать прихожанам, что в первую очередь у святых надо просить духовных благ, прощения грехов и избавления от страстей. Напоминать об этом помогают тексты Октоиха.


    Прощение грехов личным покаянием

    В текстах Октоиха делается акцент на том, что прощение грехов невозможно без принесения покаяния.

    «Покаsніz ми2 пути6 наставлsющыz мS къ свёту покажи»[33], «просвэти2 всег0 мz њчернeнаго, покаsніz свэтлостьми2»[34] , «покаsніе ми2 дaруй, всsку сквeрну страстнyю њчищaющее»[35], «мо‰ грэхи2 покаsніемъ њчи1сти, и3 поми1луй мS»[36], «покаsніz красот0ю, смирeнную дyшу мою2 просвэти»[37]. Таким образом святые гимнографы указывают нам на то, как важно покаяние. Что именно покаянием наша душа просвещается, украшается, очищается от грехов.

    Богослужение призывает нас не только принести покаяние, а, как сказано в одном тропаре, «пребывaти въ покаsніи бlговоли2»[38]. То есть это процесс не однократный, а всей жизни, в котором надо стараться «пребывать».

    Только покаяние, связанное с исправлением, и является истинным.

    Тексты Октоиха призывают нас не только принести покаяние, но и сотворить его плоды (см. Мф. 3:8). Неоднократно мы встречаем такие призывы: «покаsніz плоды2 покажи2: ћкw да поми1луетъ тS щeдрый гDь»[39], «прегрэшeній мои1хъ плени6цы разрэши2 мlтвами твои1ми, и3 сою1зъ любвE хrт0вы присовокупи2, добродётельныz плоды2 принести1 ми»[40], «Врeмz моE скончавaетсz q душE, при двeрехъ и3сх0дъ, покаsніz ќбw плоды2 покажи»[41], «потщи1сz, покaйсz, добродётелей плоды2 возращaющи»[42], «во мнЁ непрестaннw прозzбaющую лёность и3з8 к0рене и3ст0ргнувъ, покаsніz мS приноси1ти плоды2 сотвори»[43].

    Это тоже немаловажный момент в пастырском душепопечении. Он показывает, что истинное покаяние не может быть без плодов. Недостаточно признать себя просто виновным в том или ином поступке, необходимо также приложить усилия для прощения этого поступка и избавления от страсти. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «не столько могут раздражать Его <Бога> соделанные нами однажды грехи, сколько нежелание перемениться»[44]. И священник, разъясняя данные богослужебные тексты, может подвигнуть прихожан к тому, чтобы они не только признавали свои грехи, но и трудились над избавлением от страстей.


    Прощение грехов нашим исправлением

    Из приведённых выше отрывков очевидна необходимость принесения плодов покаяния. В некоторых текстах Октоиха более подробно говорится о том, что после принесения покаяния, прощения грехов, человек должен исполнять заповеди. Например, в тропарях различных канонов читаем: «Впад0хъ въ тлёніе страстeй, и3 бою1сz твоегw2 прaведнагw суди1ща, прaведный гDи. тёмже молю1сz ти2: ўкрэпи1 мz твори1ти дBланіz бlг†z, њправд†ющаz мS»[45], «Ўмерщвлeнный страстьми2 мн0гими пренепор0чнаz, њживи2 ќмъ м0й, и3 бGоугHднаz твори1ти ўкрэпи1 мz»[46], «воздви1гни хrтE ко бдёнію покаsніz, твори1ти тво‰ повелBніz»[47].

    Октоих призывает нас для получения покаяния помнить о будущих мучениях грешников и о будущем блаженстве праведников.

    Молясь таким образом, христианин напоминает себе о важности исправления. В одной стихире ещё более ярко говорится о связи между прощением грехов и исправлением жизни: «Кот0рый tвётъ душE nкаsннаz, њбрsщеши въ дeнь сyдный: и3ли2 кт0 тz њсуждeніz nгнS вёчнагw, и3 пр0чихъ мучeній и3збaвитъ; никт0же, ѓще не ты2 самA ўмлcтивиши бlгоутр0бнаго, ѕл†z тво‰ њстaвльши дэ‰ніz, и3 бlгоуг0дно стzжaвши житіE»[48]. Из этой стихиры мы видим, что Бога умилостивить можно не просто признанием факта того, что мы согрешили, а исправлением жизни.

    В «Пастыре» Ерма говорится о том, что одного только покаяния мало для прощения. «Думаешь ли ты, что тотчас отпускаются грехи кающимся? Нет, но кающийся должен помучить свою душу, смириться во всяком деле своем и перенести многие и различные скорби; и когда перенесет все, что ему назначено, тогда, конечно, Тот, Который все сотворил и утвердил, подвигнется к нему Своею милостью и даст ему спасительное врачевство, и то уже тогда, когда увидит, что сердце кающегося чисто от всякого злого дела»[49]. Только покаяние, связанное с исправлением, и является истинным. Поэтому и Христос, прощая грешников, несколько раз говорит: «Иди и впредь не греши»[50]. О связи покаяния и исправления идёт речь и в «Луге Духовном»: «В 187 рассказе содержится учение о покаянии как ненависти ко греху. Старец Иоанн Кизический учит: Если кто желает стяжать добродетель и прежде не возненавидит противоразмерное ей зло, то не может стяжать его»[51]. На основании приведённых текстов священнослужители могут доводить до прихожан эту важную мысль.


    Средства, помогающие человеку стяжать покаянные чувства

    Выше было сказано о том, что без нашего покаяния невозможно прощение грехов. Теперь речь пойдёт (также на основе текстов Октоиха) о том, каким образом человек может получить покаянное чувство.

    Первый факт, о котором в связи с этим нам говорят богослужебные тексты ― отсутствие покаяния у человека в падшем состоянии. Именно поэтому мы и должны его просить у Бога и у его святых. «Не только оставление наших грехов, но и само покаяние есть дар Божий; наше же дело заключается в том, чтобы побуждать себя к покаянию и молитве»[52].

    В текстах Октоиха постоянно встречаются обращения с просьбой даровать покаяние. «Њпредэли1вый покаsніе сп7се њбращaющымсz, є4же ми2 подaждь бlже, прeжде концA житію2 даs ми ўмилeніе и3 воздыхaніе»[53], «плэнeна мS бhвша страстьми2 собери2, и3 покаsніе ми2 дaруй, всsку сквeрну страстнyю њчищaющее»[54], «слeзъ струю2 и3 ўмилeніе прeжде концA подaждь»[55], «и4же всBмъ kзhкwмъ покаsніе предвозвэсти1вый, всеoкаsннэй моeй и3 њслэплeнной души2, б9eственный п®тeче, пребывaти въ покаsніи бlговоли2»[56]. Как видно из этих цитат и как уже отмечалось выше, прошения о покаянии обращены не только к Богу, но и к Его святым.

    В некоторых текстах Октоиха говорится ещё более ярко: «сп7се мhсль мнЁ дaруй њбращeніz б9е»[57], «ГрэхHвъ мои1хъ мн0жество, по мн0жеству хrтE млcти твоеS, молю1сz ти2, потреби2, и3 помышлeніе њбращeніz ми2 дaруй»[58]. То есть мы молимся не только о даровании покаяния, но и о даровании самой мысли об обращении к Богу. Само по себе желание избавиться от грехов, желание обратиться к Богу ― оно только от Бога. Как сказал сам Христос: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец» (Ин. 6:44).

    Какое значение приведённые фрагменты могут иметь в пастырском душепопечении? Можно выделить два основных способа применения вышеприведённых цитат.

    1. На основании данных текстов Октоиха можно учить прихожан молиться о даровании покаяния. Также эти тексты помогают разъяснить, что покаяние, как дар Божий, не может быть получено человеком без обращения к Богу.

    2. Приведённые цитаты из Октоиха могут помочь человеку, принесшему покаяние, не впасть в гордость. Вспоминая о том, что даже само покаяние ― это дар Божий, христианин убеждается в том, что без помощи Божией не может совершить ничего.

    Богослужебные тексты предлагают нам две важные мотивации, помогающие человеку стяжать покаянные чувства. Октоих призывает нас для получения покаяния помнить о будущих мучениях грешников и о будущем блаженстве праведников. 

    Преподобный авва Дорофей пишет: «Трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына»[59]. Следует обратить внимание на то, что, по словам прп. Дорофея, во всех трёх состояниях человек угождает Богу.

    Можно встретить мнения некоторых церковных деятелей о том, что исполнение заповедей Божиих из страха наказания или из желания награды ― это неправильно. Например, встречаются такого рода суждения: «Страх перед смертью и перед тем наказанием, которое вслед за нею последует, — это форма веры, но только чисто средневековая», «когда человек воздерживается от грехов «страха ради мук», это безуспешно и неплодно», «в прошлом к Богу, быть может, вели три дороги, теперь, к концу ХХ века, стало ясно, что первая и вторая — тупиковые; идя по ним, можно прийти только к нервному срыву, погубить и себя, и многих вокруг себя людей»[60]. Однако приведённая выше цитата аввы Дорофея, ссылающегося на святителя Василия, говорит об обратном. 

    Не каждый человек может служить Богу только из любви к Нему, без страха наказания и без желания награды. Мысль о любви Божией может не сподвигнуть человека к исполнению заповедей, а наоборот, привести к нежеланию вести духовную жизнь.

    Какая тебе польза знать день кончины? Не знать же оный полезно, чтобы, всякий день почитая последним, мы были готовы к оному.

    Прекрасно об этом пишет святитель Игнатий (Брянчнинов): «Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей, что она ― Бог, начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои. Бог отвращается от этой жертвы нечистой»[61]. «Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души»[62]. «Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия»[63].

    Устрашение будущим судом встречается и в творениях других святых: «Там будут грешные навек отделены от праведных, нечистые – от чистых. Все, кто при жизни света не имели, покроются навеки вечной тьмой»[64]. «Просыпаясь утром каждый день, вспоминай, что дашь отчет Богу о всяком деле, и не согрешишь пред Ним, и страх Его вселится в тебя»[65].

    Богослужебные тексты подтверждают ту мысль, о которой говорят святые отцы. Они указывают на то, что путь к Богу заключается в страхе будущих наказаний и в желании вечного наслаждения. Причём на первом делается заметно больший акцент.

    В некоторых богослужебных текстах страх будущего суда усиливается напоминанием о приближении смерти.

    Перечислить все цитаты, которые побуждают нас к покаянию страхом вечных мучений просто невозможно. Здесь приводятся некоторые, наиболее выразительные:

    «И#збaви мS безмёстныхъ грэхHвъ, и3 плaменнагw томлeніz, и3 тьмы2 мyчащіz, скрeжета зyбнагw, и3 чeрвіz, дв7о»[66], «Страшyсz суди1ща неумhтнагw, и3 судіи2 незабвeннагw всенепор0чнаz: и4мамъ бо мн0жество согрэшeній безчи1сленное»[67], «К0ль стрaшенъ дeнь и3спытaніz, nтрокови1це! к0ль ўжaсенъ tвётъ! к0ль горькA бэдA! кто2 постои1тъ пр0чее пречcтаz вLчце; поми1луй стрaстную мою2 дyшу, и3 прeжде концA дaждь ми2 њставлeніе, пречcтаz»[68], «ЎжE конeцъ приближaетсz, что2 лэни1шисz, q душE моS; почто2 не тщи1шисz бGови бlгоуг0днw пожи1ти; потщи1сz и3 возни1кни пр0чее, и3 возопjй: чlвэколю1бче, ўщeдри мS»[69].

    Такого рода цитатами изобилуют все покаянные каноны Октоиха и большая часть канонов, обращённых к Богородице, Иоанну Предтече, святителю Николаю и другим святым. Таким образом, богослужебные тексты на первое место ставят страх наказания как мотивацию для покаяния, и, следовательно, угождения Богу. 

    В некоторых богослужебных текстах страх будущего суда усиливается напоминанием о приближении смерти. Например, мы встречаем такие цитаты: «Лёностію житіS мёру преид0хъ, и3 къ концY ўжE nкаsнный прибли1жихсz»[70], «Въ лёности житіE скончaвъ, прибли1жихсz къ концY житіS моегw2»[71], «прибли1живсz къ концY животA моегw2, взывaю ти2 бцdе: сопроти1вныхъ и3схити2 сэтeй смирeнную мою2 дyшу»[72], «ВсE житіE моE и3жди1хъ въ лёности ѓзъ преoкаsнный, и3 нhнэ недоумёюсz, и3 къ концY прибли1жихсz»[73].

    Такого рода цитаты напоминают ещё об одной христианской добродетели ― памяти смертной. Богослужение призывает нас к осознанию того, что смерть может быть очень близка. О том же пишут и святые отцы. Преподобный Иоанн Лествичник в «Слове к пастырю» говорит «Назидательное учение и воспоминание об исходе из сего мира прилично всем словесным овцам»[74]. О важности памяти о смерти говорят и другие святые, например: «Какая тебе польза знать день кончины? Не знать же оный полезно, чтобы, всякий день почитая последним, мы были готовы к оному»[75]. «Час смертный от каждого сокрыт, чтоб быть ему всегда готовым. Из сего каждый произволяюший, усматривая столько опасностей для своей жизни и страшась вечной погибели, избирает себе путь спасения»[76]. Напоминание о близкой смерти помогает человеку прийти в христианский страх и стремиться к избавлению от грехов и страстей. 

    В Октоихе встречаются цитаты, призывающие нас к покаянию через мысли о Царстве Небесном, о грядущем блаженстве праведников. Такого рода мест меньше, но их также необходимо привести здесь: «Ўмилeній и3ст0чникъ ми2 дaруй бlгоутр0біемъ твои1мъ хrтE б9е, всsкіz мS сквeрны ѕHлъ безмёрныхъ њчищaющій, и3 цrтвіz твоегw2 бlгодётелю причaстника мS сотвори2»[77], «р0ждшемусz и3з8 тебE моли1сz, согрэшeній нaшихъ прощeніе дaти, и3 рaдованіе вёчное»[78], «Познaй твоE, nкаsннаz душE, б9eственное бlгор0діе, и3 nтeчество нетлённое, и3 тщи1сz всегдA бlгодэsньми сіE достигaти»[79]. Но если цитат, устрашающих вечными муками, только в первом гласе найдено около 30, то цитат о будущем блаженстве всего 5.

    Данной проблеме уделено такое значение в связи с её важностью для пастырского душепопечения. При помощи цитат из Октоиха священник может наглядно представлять своим прихожанам те последствия, которые ждут неисправленных грешников. Страх перед вечными мучениями помогает человеку прийти к покаянию и начать исправление своей жизни. 

    Итак, в текстах Октоиха мы встречаем указание на то, как христианин может покаяться. Своими заслугами человек не может стяжать прощение грехов, оно подаётся только по милости Божией. Эта милость была получена человечеством благодаря страданиям и смерти Христа. Но для того, чтобы получить эту милость, необходимо молиться, просить Бога о прощении, на что и указывают нам тексты Октоиха.

    В Октоихе постоянно встречаются покаянные обращения к Богородице и разным святым. Через это свидетельствуется, что молитвы святых также приносят пользу в прощении грехов. Но даже само покаяние будет недействительно, если не будет сопровождаться искренним желанием исправиться и готовностью творить добрые дела.

    Для того чтобы стяжать покаянное настроение, тексты Октоиха постоянно напоминают нам о Страшном Суде и будущих муках. Нередко такие напоминания усиливаются мыслью о том, что близка смерть и, что времени на исправление осталось совсем немного.

    иеромонах Афанасий (Дерюгин)

    Ключевые слова: Октоих, покаяние, грехи, тексты, смерть, святые, Богородица, исправление, призвание



    [1]Октоих, глас 1, в понедельник на утрени, 1-й канон, 1-я песнь, 1-й тропарь.

    [2]Октоих, глас 1, в четверток на повечерии, 4-я песнь, 2-й тропарь.

    [3]Октоих, глас 1, в понедельник на утрени, 1-й седален по 1-м стихословии.

    [4]Октоих, глас 1, в понедельник на утрени, 1-й канон, 7-я песнь, 2-й тропарь.

    [5]Октоих, глас 1, в понедельник на утрени, 1-й канон, 1-я песнь, 1-й тропарь.

    [6]Октоих, глас 1, в субботу на Литургии, 4-й тропарь на блаженнах.

    [7]Октоих, глас 1, в субботу на велицей вечерни, 1-я стихира на стиховне.

    [8]Октоих, глас 1, в субботу на велицей вечерни, 4-я стихира на «Господи воззвах».

    [9]Октоих, глас 1, в неделю на утрени, 1-й канон, 6-я песнь, 1-й тропарь.

    [10]Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. ― М, 2012.  ― С. 159.

    [11]Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви // Собрание творений прп. Иустина (Поповича). Т. 4. ― М, 2004. ― С. 342.

    [12]«Друг друга тяготы носите...». Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва. ― М., 2012. ― С. 31.

    [13]Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. // Собрание творений прп. Иустина (Поповича). Т.4. ― М, 2004. ― С. 321.

    [14]Октоих, глас 1, в четверток на повечерии, 9-я песнь, 2-й тропарь.

    [15]Октоих, глас 1, в пяток на утрени, 2-й канон, 1-я песнь, 1-й тропарь.

    [16]Октоих, глас 1, в пяток на повечерии, 3-я песнь, 3-й тропарь.

    [17]Октоих, глас 1, в пяток на повечерии, 9-я песнь, 2-й тропарь.

    [18]Октоих, глас 1, в понедельник на Литургии, 3-й тропарь на блаженнах.

    [19]Октоих, глас 1, в понедельник на вечерни, 4-я стихира на «Господи воззвах».

    [20]Октоих, глас 1, во вторник на утрени, 2-й канон, 6-я песнь, 1-й тропарь.

    [21]Октоих, глас 1, во вторник на утрени, 2-й канон, 9-я песнь, 2-й тропарь.

    [22]Октоих, глас 1, в четверток на утрени, 1-й канон, 1-я песнь, 3-й тропарь.

    [23]Октоих, глас 1, в четверток на утрени, 1-й канон, 6-я песнь, 2-й тропарь.

    [24]Октоих, глас 1, в четверток на утрени, 2-й канон, 1-я песнь, 3-й тропарь.

    [25]Октоих, глас 1, в четверток на утрени, 2-й канон, 3-я песнь, 2-й тропарь.

    [26]Октоих, глас 1, в среду на утрени, 1-й канон, 3-я песнь, 3-й тропарь.

    [27]Октоих, глас 1, в среду на утрени, 1-й канон, 4-я песнь, 4-й тропарь.

    [28]Октоих, глас 1, в среду на утрени, 1-й канон, 5-я песнь, 4-й тропарь.

    [29]Октоих, глас 1, в пяток на утрени, 4-й тропарь на блаженнах.

    [30]Октоих, глас 1, в субботу на утрени, 1-й седален по 2-м стихословии.

    [31]Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. ― М, 2008. ― С. 232.

    [32]Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). Т.1. ― М., 1994. ― С. 99

    [33]Октоих, глас 1, во вторник на утрени, 2-й канон, 6-я песнь, 1-й тропарь.

    [34]Октоих, глас 1, во вторник на повечерии, 3-я песнь, 4-й тропарь.

    [35]Октоих, глас 1, в четверток на вечерни, 1-я стихира на «Господи воззвах».

    [36]Октоих, глас 2, в понедельник на утрени, 1-й седален по 2-м стихословии.

    [37]Октоих, глас 2, в понедельник на утрени, 1-й канон, 4-я песнь, 1-й тропарь.

    [38]Октоих, глас 1, в понедельник на вечерни, 6-я стихира на «Господи воззвах».

    [39]Октоих, глас 1, в понедельник на утрени, 1-й канон, 3-я песнь, 1-й тропарь.

    [40]Октоих, глас 1, в четверток на повечерии, 7-я песнь, 2-й тропарь.

    [41]Октоих, глас 3-й, в понедельник на утрени, 1-й канон, 7-я песнь, 1-й тропарь.

    [42]Октоих, глас 3, в четверток на утрени, 1-й канон, 5-я песнь, 3-й тропарь.

    [43]Октоих, глас 6, во вторник на утрени, 2-й канон, 1-я песнь, 2-й тропарь.

    [44]Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.1.Кн.1. ― М, 1999. ― С. 26.

    [45]Октоих, глас 1, в понедельник на утрени, 1-й канон, 5-я песнь, 1-й тропарь.

    [46]Октоих, глас 1, в среду на повечерии, 7-я песнь, 4-й тропарь.

    [47]Октоих, глас 2, во вторник на утрени, 1-й канон, 3-я песнь, 1-й тропарь.

    [48]Октоих, глас 5, в понедельник на вечерни, 2-я стихира на «Господи воззвах».

    [49]Ерм, ап. Пастырь. // Писания мужей апостольских. ― М., 2003. ― С. 215.

    [50]См.: Ин. 5:14, Ин. 8:11

    [51]Василик В., диак. Тема покаяния в Луге Духовном // URL: http://www.bogoslov.ru/text/1158226.html. (дата обращения: 08.11.2017).

    [52]«Друг друга тяготы носите...». Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва. ― М., 2012. ― С. 71.

    [53]Октоих, глас 1, в понедельник на утрени, 1-й канон, 4-я песнь, 2-й тропарь.

    [54]Октоих, глас 1, в четверток на вечерни, 1-я стихира на «Господи воззвах».

    [55]Октоих, глас 1, в пяток на утрени, 2-й канон, 4-я песнь, 3-й тропарь.

    [56]Октоих, глас 1, в понедельник на вечерни, 6-я стихира на «Господи воззвах».

    [57]Октоих, глас 1, в неделю на вечерни, 2-я стихира на стиховне.

    [58]Октоих, глас 1, в понедельник на утрени, 1-й канон, 1-я песнь, 1-й тропарь.

    [59]Дорофей, прп. Душеполезные поучения. ― М, 2007. ― С. 83.

    [60]Чистяков Георгий, свящ. Страх Божий и страхи человеческие. // URL: http://www.pravmir.ru/strax-bozhij-i-straxi-chelovecheskie/ (дата обращения: 08.11.2017).

    [61]Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т.1. ― М., 2009. ― С 210.

    [62]Там же. ― С.211.

    [63]Там же. ― С.212.

    [64]Симеон Новый Богослов, прп. «Прииди, Свет Истинный». Избранные гимны в стихотворном переводе. ― СПб, 2010. ― С. 137.

    [65]Исаия, прп. Поучения. ― М, 1998. ― С. 130-131.

    [66]Октоих, глас 1, во вторник на утрени, 2-й канон, 8-я песнь, Богородичен.

    [67]Октоих, глас 1, во вторник на повечерии, 9-я песнь, 4-й тропарь.

    [68]Октоих, глас 1, в пяток на утрени, 2-й канон, 9-я песнь, 3-й тропарь.

    [69]Октоих, глас 1, в четверток на утрени, 2-й канон, 9-я песнь, 3-й тропарь.

    [70]Октоих, глас 3, в неделю на вечерни, 2-я стихира на «Господи воззвах».

    [71]Октоих, глас 3, в понедельник на повечерии, 1-я песнь, 1-й тропарь.

    [72]Октоих, глас 5, в среду на повечерии, 8-я песнь, 1-й тропарь.

    [73]Октоих, глас 7, в понедельник на повечерии, 8-я песнь, 1-й тропарь.

    [74]Иоанн Лествичник, прп. Лествица. ― М, 2002. ― С. 262-263.

    [75]Исидор Пелусиот, прп. Письма. Т.1. ― М, 2000. ― С. 58.

    [76]Георгий Задонский. Передаю вам слово души моей. Сборник писем. ― М, 2008. ― С. 64.

    [77]Октоих, глас 1, в понедельник на Литургии, 2-й тропарь на блаженнах.

    [78]Октоих, глас 1, во вторник на повечерии, 3-я песнь, 3-й тропарь.

    [79]Октоих, глас 1, в неделю на вечерне, 2-я стихира на «Господи воззвах». 


    Новости по теме

    Художественные образы греховного состояния в Октоихе Иеромонах Афанасий (Дерюгин) Богослужебные тексты не только содержательны, но и поэтичны. В греческом оригинале многие из них имеют поэтическую ритмику. При переводе на славянский язык эта ритмика не сохраняется, но остаются другие поэтические приёмы. Поэтому и греховное состояние часто описывается поэтическими образами, которые важно разобрать, говоря о покаянии в Октоихе.
    «Буду подобен Всевышнему»: этапы развития гордости от самолюбия к кощунству Иеродиакон Кирилл (Попов) Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…