Инструменты пастырского душепопечения по Священному Писанию и творениям святых отцов. Часть 7

Московская Сретенская Духовная Семинария

Инструменты пастырского душепопечения по Священному Писанию и творениям святых отцов. Часть 7

Серафим Алпатов 495



В качестве специального инструмента пастырского душепопечения традиционно выделяется побуждение к аскетическим подвигам для совершенствования в добродетелях, частным подвидом которого является епитимия. Епитимия есть наказание, вразумление, представляющее собой духовное врачевание болезненной души. Рассказ пойдет о важных составляющих епитимии, ее разновидностях в истории Церкви и о том, какое духовное упражнение под силу современному человеку.

Содержание:

  • Основания в Священном Писании
  • Аскетические упражнения и епитимия в святоотеческом наследии
  • Разновидности аскетических упражнений и епитимии в современном мире
  • Реакция людей на епитимии
  •    Основания в Священном Писании

    В Священном Писании прослеживаются два основных мотива совершения аскетических подвигов:

    1) предупреждающий (добровольно принимаемый на себя подвиг для предотвращения предчувствуемого человеком строгого наказания или прещения Божия, для умоления Бога о милосердии или как дополнительное средство к просительной молитве);

    2) покаянный (добровольно принимаемый подвиг для искупления греха или понесение ниспосылаемого наказания, вразумления от Бога);

    3) совершенствующий (подвиг для совершенствования в добродетели).

    Рассмотрим подробнее примеры этих подвигов в Священном Писании.

    1) «Предупреждающим» подвигам подвергали себя духовные руководители избранного народа, цари, пророки и простые люди при приближении знаков наказания Божия. Эти подвиги заключались 1) в усиленной молитве, 2) посте, 3) особых видах утруждения тела и знаках скорби (перемена одежд, посыпание головы пеплом и т.п.).

    Так, царица Есфирь, когда угроза нависла над ней, её дядей и иудейским народом, взяла на себя такой подвиг: она одела одежды скорби и сетования, посыпала голову пеплом, изнурила тело своё, распустила волосы и молилась Господу о помиловании народа своего (См.: Есф. 4:17), и просьбы её и всего народа, также взявшего на себя такой подвиг, были услышаны ― народ был спасён от уничтожения.

    При нападении врагов царь Иосафат объявил пост во всей стране, все начали усиленно молиться (См.:2 Пар. 20:2,3), и Господь даровал им избавление от врагов, причём иудеям даже не пришлось вступать в бой с неприятелем.

    После того, как царь Давид согрешил с Вирсавией и родившийся в результате этого греха младенец заболел (как предсказал ему об этом пророк Нафан), то Давид взял на себя подвиг: молился, постился и лежал всю ночь на земле (См.: 2 Цар. 12:16).

    Бог, будучи милосердным, истребляет людей, которые сильно и постоянно грешат, не исправляются, как бы вырезая опасную опухоль с тела мира.

    Когда пророк Иона пришёл в Ниневию и пророчествовал там о том, что Ниневия погибнет, то жители этого города также наложили на себя пост и покаялись, чем отвратили от себя наказание Божие(См.: Ион. 3:4,5).

    2) Покаянные аскетические подвиги и вынужденные наказания (аналоги епитимии) также неоднократно описываются в Священном Писании. В Ветхом Завете существовали различные жестокие, с точки зрения современного человека, наказания[1], целью которых являлось исправление их нечестивых поступков, хранение от большего падения не только одного конкретного человека, но и весь народ: Бог, будучи милосердным, истребляет людей, которые сильно и постоянно грешат[2], не исправляются, как бы вырезая опасную опухоль с тела мира (См.: Быт. 6:7; 38:10; Исх. 31: 14-15; 32: 27-28; Числ. 14: 36-37 и др.). Епитимией в Ветхом Завете, кроме смерти, могла быть и болезнь (См.: Быт. 19:10-11; Числ. 12:9-12; 4 Цар. 5:27 и др.), а также проклятия (См.: Быт. 4:9-11; 27:14-15 и др.).

    Некоторые епитимии можно расценить как некое «искупление», «возмездие» за грех, которое искупает вину и позволяет человеку избегнуть конечного осуждения или очищает святого человека. Так, Моисей роптал на то, что ему неоткуда взять воды, чтобы напоить недовольный израильский народ. Этим он сильно согрешил, забыв о Божиих милостынях, и за это не вошёл в Землю Обетованную. По словам прп. Паисия Святогорца, «то, что он не вошел в Землю Обетованную, было маленьким наказанием от Бога, епитимьей за его ропот»[3]

    В описанном выше случае с Давидом и Вирсавией моление царя не было услышано, и младенец умер, что стало наказанием для Давида.

    Протоиерей Георгий Бреев в качестве обоснования епитимии в Евангелии приводит эпизод с мытарем Закхеем. Понимая, какое снисхождение оказал ему Христос Своим приходом в его дом, Закхей неожиданно говорит: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19:8), т.е. под влиянием посещения Божьего он сам себе назначает епитимию[4]. Размышления над такими примерами должны привести людей к размышлению над своим духовным состоянием[5], помочь избегнуть грехов[6].

    Епитимия как инструмент душепопечения имеет обоснование и в словах Спасителя, когда Он даёт власть апостолам связывать и разрешать грехи (См.: Мф. 16:19). Кроме того, даже такой крайний случай епитимии как анафема, тоже затрагивается в Новом Завете: в случае согрешений брата Христос предлагает определённую последовательность действий, приводящих к его исправлению (См.: Мф. 18: 15-17). В случае, если все они не привели к раскаянию, то Он говорит: да будет он тебе, как язычник и мытáрь. (Мф. 18:15-17). Впоследствии эти слова являются обоснованием для отлучения от Церкви еретиков и других, которые не хотят вразумиться и упорствуют в грехе. Апостол Павел также говорит об отторжении грешника от Церкви: извергните развращенного из среды вас (1 Кор. 5:13). Подобное он говорит и в послании к Солунянам: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3:14-15). В данных словах прекрасно выражается отношение Церкви к своим падшим членам: они не враги, а заблудшие братья, а епитимия, в том числе и самая строгая, ― средство к их исправлению.

    Отношение Церкви к своим падшим членам таково: они не враги, а заблудшие братья, а епитимия, в том числе и самая строгая, ― средство к их исправлению.

    3) Совершенствующие подвиги тоже неоднократно встречаются в Священном Писании. В Ветхом Завете слово «подвиг» часто упоминается как дела на благо израильского народа, воинские победы врагов Израиля (См.: 3 Цар. 16:5 и др.). В новозаветном же понимании подвиг часто понимается как борьба со своими страстями, победа над невидимым врагом ― диаволом (См.: Еф. 6:12).

    Христос сказал, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Святые отцы понимали это именно как то, что необходимо прилагать усилия, телесные и душевные подвиги для того, чтобы войти в Царствие Небесное[7].

    Христос Сам показывал на себе подвиги и молитвы (См.: Лк. 22:44), и поста (Мф. 4:1,2), и в конце концов положил жизнь Свою за спасение мира (Ин. 10:11). 

    Для совершенствования в добродетели Пришедшему к Нему за советом юноше Он, видя, что тот уже находится на некоем духовном уровне, даёт ему дополнительный подвиг ― продать имение и дать нищим (См.: Мф. 19:21).

    Язычник Корнилий, постясь и молясь, совершая такой подвиг, сподобился видения ангела, который повелел ему призвать апостола Петра для научения в вере и крещения (См. Деян. 10:30). Апостолы совершали подвиги ради духовного спасения себя и других людей (См.: Кол. 2:1). Апостол Павел завещает ап. Тимофею подвизаться добрым подвигом веры (См.: 1 Тим. 6:12) и сам говорит о себе, что подвигом добрым он подвизался (2 Тим. 4:7). Также апостол Павел призывает супругов подвизаться в посте и молитве, уклоняясь друг от друга на это время, а потом снова быть вместе (См.: 1 Кор. 7:5)

    Таким образом, Священное Писание даёт пастырям основания для того, чтобы призывать самих себя и прихожан по мере их духовной жизни совершать подвиг веры, труда над своей душой, потому что для того, чтобы наследовать Царствие Божие, нужно изменение себя, своих привычек, как и в дальнейшем для поддержки веры в себе.


    Аскетические упражнения и епитимия в святоотеческом наследии

    В творениях святых отцов значительное место занимают наставления о добровольных аскетических подвигах для совершенствования в христианских добродетелях. Частным случаем этого, как и выше, является епитимия ― средство для исцеления от духовных болезней.

    Священные каноны определяют как обязанность каждого христианина ― несение подвига, который должен прежде всего побуждать человека «к борьбе за очищение от разнообразных страстей»[8]. Эти подвиги каждый должен нести в соответствии с мерой и способностями, как в евангельской притче о талантах (См.: Мф. 25:14-15)[9]. К подвигу призываются не только монахи, но и состоящие в браке ― все люди[10].

    Всякий христианский подвиг должен иметь правильную высшую духовную цель[11] и причины. Именно поэтому каноны отвергают подвиги, которые совершаются по причине гнушения чем-либо: телом человеческим, браком, мясом, вином[12]. В связи с этим пастырская обязанность ― контролировать прохождение подвига человеком и управлять его в нужную сторону. Тем более, пастырь сам должен показывать пример подвижнической жизни[13] и напоминать о том, что для спасения важны не дела, а расположения сердца[14]. Т.е. приходы призваны стать центрами подвижничества вместе с пастырями-подвижниками[15].

    Преподобный Иустин (Попович) выделяет несколько видов Богочеловеческого подвига: подвиг веры (твердо верить во Христа).[16] Второй подвиг — молитвы и поста, третий ― подвиг любви, четвёртый ― кротости и смирения, пятый ― терпения[17].

    Безусловно одним из самых известных видов подвига является пост, который, согласно канонам, представляется обязанностью для всех христиан[18]. Его целью является усмирение тела и души[19]. Пост должен совершаться, «следуя единому чину»[20], для того, чтобы сохранять единство Церкви и избежать высокомерия и самоволия.

    Всякий христианский подвиг должен иметь правильную высшую духовную цель и причины.

    Святитель Феофан Затворник советует для своих чад и другие подвиги: почаще бывать за литургией и вечерней службой, желательно каждый день, но по возможности. К этому необходимо добавить чтение слова Божия и святых отцов[21]. Другому он советует «говеть во все посты», но говорит также иметь дело, требующее труда, для упражнения своих сил и опыта борьбы[22]. Третьему он советует заняться переводом добрых книг с разных языков, например, апологетов, и издавать их[23], а кому-то советует поклоны[24]. Ещё одному он предлагает ограничить сон и еду[25] и контроль за телом[26].

    Стоит отметить, что святые отцы выделяют разумность в подвиге: «Бывают изнеможения не от лености. Я думаю, это можно видеть. Тогда давайте себе отдых небольшой. Где его вставить, сами смотрите. Где удобнее»[27].

    Святоотеческая традиция выделяет следующие аспекты подвижничества, взаимосвязанные друг с другом. Во-первых, это подвиг веры, который состоит в том, чтобы твёрдо верить в Христа, быть готовым умереть за имя Христово. Во-вторых, это способы достижения Царствия Небесного, согласно Евангелию. Они состоят в том, чтобы силой брать Царство. Для этого от человека требуется работа над собой, своими страстями, что и является подвигом. И наконец, для более глубокого совершенствования некоторые люди накладывают на себя дополнительные аскетические упражнения, которые также называют подвигами. И в отношении них священнику приходится контролировать их совершение прихожанами, чтобы этот подвиг не принёс человеку вместо пользы вред.

    Относительно епитимии существуют и научные труды по её изучению[28]. Подробно рассматривается епитимийная практика у святых отцов и по канононическим правилам святителем Иларионом (Троицким)[29]. Он отмечает важный аспект древнецерковного покаяния: оно состоит не только в исповедании грехов, но и в обязательном несении епитимии, как врачебного средства[30].

    Особое место занимают епитимии в каноническом корпусе Православной Церкви. В отношении кающихся Церковь удаляла грешников от церковного общения (центром которого является Евхаристия) на несколько лет в зависимости от того, какой тяжести был грех и как искренно человек каялся[31]. Священнослужители, совершившие тяжёлый грех, временно отстраняются от совершения богослужений или извергаются из сана. Нераскаявшихся грешников Церковь анафематствует, однако в случае покаяния и они могут вернуться назад[32]. В Древней Церкви, в основном, употреблялись именно эти епитимии.

     назначает для кающихся весьма продолжительные епитимии, но их срок, по его взгляду, не есть что-либо самодовлеющее, а всецело определяется пользой кающегося[33], так как главная цель покаяния и епитимии — «совершенствование христианской личности»[34]. В связи с этим следует сказать, что сам святитель Василий причастил юношу, который отрёкся от Христа, через 40 дней после наложения епитимии ввиду искреннего покаяния[35].

    Впоследствии святой Иоанн Постник добавил следующие наказания: пост, бдение и поклоны, ещё спустя некоторое время появились другие епитимии: выкуп пленных, милостыня, чтение душеполезных книг[36]. Каноны предусматривают и проявление снисхождения к кающемуся грешнику[37]. Естественно, возможно и сокращение времени епитимии[38]. Преподобная Мария Египетская сразу после оставления греховной жизни причастилась Святых Таин, хотя по всей строгости канонов она не могла бы сразу причаститься. Зато после этого она стала образцом покаяния.

    Можно также выделить факторы[39], которые священник должен принимать во внимание, когда определяет епитимию: возраст согрешившего и его семейное положение, регулярность и тяжесть совершения греха[40], готовность к исправлению, место и положение согрешившего в Церкви[41], состояние Церкви и общества в целом[42], духовное состояние и характер человека, степень готовности кающегося принять епитимию[43]. Всё это нужно, чтобы соблюсти меру в строгости и послаблении для спасения человека[44], потому что первая может привести к отчаянию, а второе к бесстрашию, особенно в наше расслабленное время[45]. Подобную умеренность и рассуждение в деле епитимии подтверждает и святитель Тихон Задонский[46].

    Церковь удаляла грешников от церковного общения (центром которого является Евхаристия) на несколько лет в зависимости от того, какой тяжести был грех и как искренно человек каялся.

    Преподобный Серафим Саровский предлагает тихо очищать «замаравшихся скверною какою-либо порока» дополнительным постом и молитвой[47]. Преподобный Паисий Святогорец говорит и о таком аспекте, как недопустимость наложения епитимий самими людьми на себя[48].

    Взгляд на епитимию с точки зрения выдающихся священнослужителей XX века разнообразен. Однако все они сходятся в мнении, что нельзя применять епитимию при полном соответствии со строгостью канонов. Митрополит Антоний (Храповицкий) считает, что нельзя так делать в связи с выросшей трудностью бороться со грехом. Однако, по его мнению, необходимо отлучать от Причастия сугубых грешников, которые не раскаиваются и упорствуют в своих грехах. Если же люди, даже совершившие тяжёлый грех, раскаиваются, то позволять причащаться[49].

    Священник Александр Ельчанинов считает, что всем надо давать епитимии[50] как памятку или упражнение, которое приучает к духовным подвигам[51], ограничивая, однако, её действие точным сроком[52]. В отличие от о. Александра схиархимандрит Иоанн (Маслов) выражает мнение, что тем, кто искренне раскаивается в своих прегрешениях, можно и не назначать епитимию, «представляя дальнейшее исправление собственному движению их сердца и воли, без всякого ограничения»[53].

    Таким образом, святые отцы и подвижники благочестия, несмотря на разность подходов к вопросу епитимии, сходятся в том, что при наложении епитимии необходимо руководствоваться рассуждением и здравым смыслом, учитывая самые различные обстоятельства. Так или иначе, не стоит пренебрегать таким святоотеческим инструментом лечения души.


    Разновидности аскетических упражнений и епитимии в современном мире

    На основании святых отцов, трудов подвижников благочестия, известных священников можно выделить следующие виды аскетических подвижнических упражнений, которые и составляют средства епитимии. Инструментом в данном случае выступает контроль за несением подвига человеком со стороны пастыря. Поэтому для назначения тех или иных аскетических упражнений от священника требуется особая рассудительность, чтобы не причинить вреда человеку: не ввести его в прелесть, предотвратить и другие негативные изменения, которые могут произойти в человеке. Для назначения таких подвигов главное значение имеет состояние духовной жизни человека.

    Существуют древние виды подвига, которыми пользовались преподобные подвижники. Такими являются ношение вериг, юродство, стояние на столпе или камне. В настоящее время вряд ли можно встретить людей, занимающихся таким. Нынешним мирянам духовники скорее всего и не благословят такое подвижничество. Помимо этого, есть и другие, более актуальные для нашего времени подвиги.

    Пост и чтение Священного Писания являются основополагающими частями подвига мирянина. Потому что без понуждения себя нельзя войти в Царствие Небесное. Такими составляющими могут являться и непрестанная молитва, и ежедневная служба, и ночная молитва, и поклоны. Существуют и друге виды подвигов и епитимии: запрет на мясо, опека над инвалидом, сиротой, очень частое Причастие и другие. Священнику предстоит контролировать степень этих подвигов, чтобы избежать побочных действий: прелести, самообольщения, переусердствования и других.

    Подвигами может являться совершение добрых дел: милостыня, помощь бедным, помощь многодетным семьям (особенно для тех, кто сделал аборт), инвалидам, старикам, детям, выкуп пленных (в древности); труды в храме или монастыре в течение некоторого времени. Священник может направить человека туда, где нужна помощь, и организовать дела милосердия.

    Аскетические подвиги: дополнительные молитвенные правила (например, прочесть 40 акафистов или канонов, молитва Иисусова, молитва мытаря, 50-й псалом, различные молитвы с поклонами, такие как «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», молитва преподобного Ефрема Сирина, вставание на полунощницу), более частое хождение в храм, дополнительные пост, бдение, поклоны, чтение Священного Писания (например, по главе из Евангелия каждый день), святых отцов, житий святых, душеполезных книг, конспектирование прочитанного[54], дополнительные встречи для беседы со священником.

    Кому-то рекомендуют и следующие подвиги: сделать переводы книг, потрудиться в храме, кому-то воздержаться от просмотра телевизора, использования социальных сетей, интернета. От священника в данном случае требуется руководство духовной жизнью и в этих подвигах.

    Схиархимандрит Иоанн (Маслов) выражает мнение, что тем, кто искренне раскаивается в своих прегрешениях, можно и не назначать епитимию, представляя дальнейшее исправление собственному движению их сердца и воли, без всякого ограничения.

    Однако разновидности епитимии имеют и свои особенности. Здесь не рассматриваются такие епитимии как отлучение от Церкви, от Причастия на долгое время ― такие вещи могут решаются только Церковным судом или архиереем[55]. Однако священник может использовать предписания канонов относительно отлучения от Причастия и от Церкви в качестве назидательного материала, который способен вызвать покаянные чувства в человеке[56].

    Одним из древних видов епитимий было и отлучение от богослужения, точнее, особые грешники должны были стоять в притворе во время Литургии и уйти после окончания Литургии оглашенных[57]. В настоящее время такой практики нет, однако возможно в конкретных случаях для глубоко верующего человека применить и такой способ.

    Святитель Иоанн Златоуст выражает такой принцип применения епитимии ― вместо страсти совершать противоположную ей добродетель: за воровство ― отдавать что-то своё; за любодейство ― воздержание в супружеской жизни в установленные дни; за оскорбление и драку ― благодетельство тем, кому так делал[58].

    Некоторых, наиболее воцерковлённых, священник может отлучать от Причастия не больше, чем на год, за тяжкие грехи[59]. Всё это зависит от рассуждения священника, его отношений с человеком, доверия к нему прихожанина. Самое главное ― не навредить, не отторгнуть человека, не ввести его в уныние о грехах. Стоит помнить о том, что «лучше проявить разумную милость, чем неразумную строгость»[60].

    Как уже говорилось выше, важно рассуждение при применении епитимии. Например, «нельзя больному или беременной женщине назначать пост или поклоны»[61], нужно точно говорить о сроке окончания епитимии, учитывая, что снять её может только тот, кто её дал[62]. По окончании же епитимии священник должен прочитать молитву из требника над разрешаемым от запрещения[63].

    Один из древних видов епитимии ― отлучение от богослужения, точнее, особые грешники должны были стоять в притворе во время Литургии и уйти после окончания Литургии оглашенных.

    Святейший патриарх Алексий II подводит итог применению епитимийной практики в наши дни: «Отлучение от Причастия действенно и потому применимо только для глубоко церковных людей, а таких среди современных исповедников меньшинство. Для большинства же людей, мало или недостаточно церковных, гораздо полезнее будет такая епитимия, как более частое хождение в церковь, чтение Священного Писания, чтение молитвенного правила утром и вечером, социальное служение больным, обездоленным и несчастным»[64].

    Епитимия является, по сути, частным видом побуждения к аскетическим подвигам. Подвижнические труды могут быть предложены человеку как для перехода от состояния греха к воздержанию от него (епитимия), так и для перехода от состояния воздержания от греха к добродетели, для совершенствования своей души.


    Реакция людей на епитимии

    Автором был проведён опрос в социальных сетях. Средний контингент опрошенных включал в себя священников, семинаристов и прихожан. Пользователям предлагался вопрос: «Какой из видов епитимий наиболее действенен для Вас?»[65]. Также было предложено 8 вариантов ответа, восьмой из которых предполагал возможность написать свой комментарий.

    Итак, к 17 апреля 2017 года проголосовало 572 человека. Результаты оказались следующими: против использования любой епитимии выступило 15 % от числа голосовавших. Среди них были и священники преимущественно молодого возраста.

    Такой вид епитимии как совершение добрых дел: милостыня, помощь бедным, многодетным семьям, инвалидам, старикам, детям; труды в храме или монастыре в течение некоторого времени ― собрал 31 % голосовавших. Второе место по популярности занял следующий вид епитимий: дополнительные молитвенные подвиги (например, прочесть какое-то определённое количество канонов или акафистов, молитва Иисусова, поклоны). Он набрал 19 % голосов.

    Третье место заняла епитимия, которая заключается в дополнительном или вообще чтении Священного Писания, святых отцов, житий святых и душеполезных книг ― 11 %. Опрос также учитывал и такой древний вид епитимии как отлучение от Причастия на небольшие сроки (до года). Вопреки ожиданиям автора такой вид получил 10 %. Причём в основном за эту епитимию голосовали почти только миряне.

    Два вида епитимии: дополнительный пост и конспектирование Священного Писания ― набрали по 4 % каждый.

    Наконец, 6 % голосовавших выбрали вариант ответа: «Другое (в комментариях)». В комментариях люди писали о том, что каждый человек ― это отдельный случай и нужно исходить из конкретных обстоятельств; были и негативные высказывания, вообще против епитимий. Также писали о том, что можно использовать всё, что угодно, кроме отлучения от Чаши[66]. Однако было и противоположное мнение[67].

    Были и ироничные предложения. Например, «запрет на установку свечей, отлучение от принятия святой воды и просфор, запрет на земные поклоны в воскресный день, запрет на чтение акафистов» или заметка о том, что один духовник «благословил смотреть «Смешариков» для борьбы с унынием». Были и мысли, подтверждающие высказывание святителя Иоанна Златоуста: «Лучшая епитимия ― из той же епархии, что и грех. Злому ― доброта, жадному ― милостыня, блудному ― воздержание и т.д.». Один человек поделился правилом, которое давали ему в качестве епитимии: «По 40 раз чтение «Отче наш» и «Богородице Дево» утром и вечером в течение месяца или 40 дней». Такое правило помогло человеку, а после окончания срока уже влилось в обычную жизнь. По рассказу одной женщины, ее духовник редко давал епитимии, однако один раз дал следующую: три земных поклона перед Распятием. И даже такая епитимия впечатлила, подействовала.

    Один семинарист предложил невозможную епитимию: примириться со всеми ненавидящими и ненавидимыми и хотя бы три дня никого не обругать даже в малости. Сам он не смог выполнить её, точнее первый пункт отчасти смог, а второй нет.

    Лучшая епитимия ― из той же епархии, что и грех. Злому ― доброта, жадному ― милостыня, блудному ― воздержание и т.д.

    Отмечали и такой момент, как исполнение самим духовником накладываемой епитимии. Для узкой группы людей указали епитимию ― отлучение от прислуживания в алтаре. Отметили и то, что епитимия является своеобразным домашним заданием, особенно, например, конспектирование Священного Писания.

    Итак, на основе проведения такого опроса было выяснено мнение людей относительно действенности на них епитимии того или иного рода. Стоит отметить, что большая часть голосующих выбрала именно социальное служение в качестве епитимии. Это показывает, что люди действительно видят важность лечения своей души через помощь другим людям.

    Показательным кажется тот факт, что против использования епитимьи выступило 15 %, т.е. пятая часть всех опрошенных. Это признак того, что люди либо неправильно понимают епитимию, либо столкнулись с непосильной епитимией, либо то, что в нашей традиции за время духовного оскудения ушла традиция епитимийной практики и пока ещё не возродилась.

    Остальные данные также представляют собой весьма показательные результаты. Например, то, что люди готовы читать дополнительно Священное Писание и святых отцов. Хотя были и справедливые комментарии, что каждый христианин должен читать Священное Писание без епитимии, так же, как и совершать добрые дела и выполнять молитвенный подвиг.

    Таким образом, священник не должен злоупотреблять своей властью и использованием епитимии. «В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии»[68]. В связи с этим священник и может применять епитимии в своём служении.

    Серафим Алпатов, чтец

    Ключевые слова: пастырское душепопечение, инструменты, епитимия, грех, исправление, Причастие, покаяние, молитва, пост.



    [1]Десницкий А. Зуб за зуб, или жесток ли Моисеев Закон? // Фома. ― М., 2006. ― №6/38. ― С. 38.

    [2]Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 3. Репринт. ― М.: Издательский отдел МП, 1993. ― С. 28.

    [3]Паисий Святогорец, прп. Слова. С болью и любовью о современном человеке. Т.1. ― М.: Издательский дом «Святая гора», 2010. ― С. 213.

    [4]Епитимья: Лекарство для больной совести / Журнал «Нескучный сад» от 29 марта 2010 // URL: http://www.pravmir.ru/lekarstvo-dlya-bolnoj-sovesti (дата обращения: 17.03.16).

    [5]Иоанн Златоуст, свт. Против иудеев / Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VII веков: Ветхий Завет. Т. 1. Книга Бытия 1-11 / Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Эндрю Лаута в сотрудничестве с Марко Конти / Русское издание под ред. К. К. Гаврилкина. ― Тверь: Герменевтика, 2004. ― С. 131.

    [6]«Ветхаго завета все привел я тебе, душа, как подобие, подражай праведных Богоугодным деяниям, избегни же лукавых грехов» (Песнь 8 // Великий канон. Творение святого Андрея Критского. ― М.: Издание Сретенского монастыря, 2002. ― С. 266-267.)

    [7]См.: Исидор Пелусиот, прп. Письмо 38. Алипию. Почему царствие небесное нудится (Мф. 11:12)?// Творения. Ч.3. ― М., 1860. ― С. 116.

    [8]Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. ― М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. ― С. 286.

    [9]Кому-то дано 5, кому-то 2, кому-то 1, но каждый должен по мере своих сил принести плоды христианского подвижничества.

    [10]См.: Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. ― М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. ― С. 284.

    [11]Паисий Святогорец, прп. Слова. Семейная жизнь. Т. IV. ― М.: Издательский дом «Святая гора», 2010.

    [12]См.: Правила 51-е святых апостолов, 47-е Василия Великого.

    [13]Иоанн Златоуст, свт. Творения. Том 6. Книга 2. ― СПб, 1990. ― С. 98.

    [14]Феофан Затворник, свт. Письма // Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника. ― М: «Даръ», 2008. ― С. 439.

    [15]См.: Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви. Осуществление Православия // Книги, проповеди, статьи. ― М: Омега, 2007. ― С. 254.

    [16]См.: Там же. С. 253.

    [17]См.: Там же.

    [18]См.: Правила 56-е, 89-е VI Вселенского Собора, 1-е Дионисия Александрийского, 15-е Петра Александрийского, 69-е святых апостолов // Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. ― М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. ― С. 286.

    [19]См.: Правила 8-е Тимофея Александрийского, 1-е Дионисия Александрийского.

    [20]См.: Правило 56-е VI Вселенского Собора.

    [21]См.: Феофан Затворник, свт. Письма // Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника. ― М: «Даръ», 2008. ― С. 321.

    [22]См.: Там же. С. 439.

    [23]См.: Там же.

    [24]См.: Там же. С. 440.

    [25]См.: Там же.

    [26]См.: Там же.

    [27]См.: Там же. С. 443.

    [28]См.: Владислав Цыпин, прот.Епитимья // Православная энциклопедия. Т.18. ― М., 2009. ― С. 533-535; Суворов Н. С. О церковных наказаниях. ― СПб., 1876; Горчаков. М. И. К истории епитимийных номоканонов Православной Церкви. ― СПб., 1874.

    [29]См.: Иларион (Троицкий), архиеп. Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве // Без Церкви нет спасения. ― М., СПб., 1999. ― С. 9.

    [30] См.: Там же.

    [31]См.: Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. ― М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. ― С. 223.

    [32]См.: Владислав Цыпин, прот.Епитимья // Православная энциклопедия. Т.18. ―  М., 2009. ― С. 533.

    [33]См.: 2-е и 84-е Правило святителя Василия Великого.

    [34]Иларион (Троицкий), архиеп. Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве // Без Церкви нет спасения. ― М.; СПб., 1999. ― С. 10.

    [35]Хотя, согласно 73-му правилу этого святого отца, отрекшийся от Христа всю жизнь находится в числе плачущих и лишь в конце жизни может причаститься. См.: Иоанн (Маслов), схиархим. Об епитимиях. ― М.: Изд-во МП, 2000. ― С. 13.

    [36]См.: Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. ― М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. ― С. 224.

    [37]См.: Правило 4-е Григория Нисского и Правило 61-е Василия Великого.

    [38]См.: Правило 3-е Неокесарийского Собора // Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. ― М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. ― С. 228.

    [39]См.: Правило 3-е Неокесарийского Собора // Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. ― М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. ― С. 230-232.

    [40]См.: Правило 16-е Анкирского Собора.

    [41]См.: Правило 18-е Василия Великого

    [42]См.: Там же.

    [43]См.: Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. ― М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. ― С. 235.

    [44]См.: 102-е правило VI Вселенского Собора // Там же. ― С. 232.

    [45]См.: Филарет Московский, свт. Мысли и изречения // Мудрые советы святителя Филарета Московского. — М. 1999. ― С. 440.

    [46]См.: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. ― М., «ДАРЪ», 2007. ― С. 334.

    [47]Денисов Л. И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. ― М.: Изд-во МП, 1997. ― С. 464.

    [48]Паисий Святогорец, прп. Слова. О молитве. Т. VI. ― М.: Издательский дом «Святая гора», 2010.

    [49]Единственные, к кому он не допускает снисхождения — это убийцы, грабители, насильники, женщины, вытравливающих плод, и девицы, доктора и мужья, помогающих им в этом, мужеложники, скотоложники, прелюбодеи, соблазнители, сознательные осквернители святыни. По отношению к ним он говорит, что их надо на несколько лет отлучать от Причастия, а если искреннее покаяние, то на один год (См.: Антоний (Храповицкий), митр. Исповедь. ― Минск: Изд-во Белорусского Экзархата – БПЦ, 2013. ― С. 55).

    [50]О. Александр Ельчанинов выделяет следующие виды епитимии: поклоны, молитва Иисусова, вставание на полунощницу, чтение, пост, милостыня (См.: Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 130).

    [51]См.: Там же.

    [52]Например, прочесть 40 акафистов и т.п.

    [53]Иоанн (Маслов), схиархим. Об епитимиях. ― М.: Изд-во МП, 2000. ― С. 6.

    [54] Например, в качестве епитимии законспектировать Евангелие от Марка или слова Христа из Евангелия.

    [55]Священник не имеет права отлучать или лишать Причастия искренне кающегося человека без разрешения своего епископа. Он может только посоветовать не приступать к Причастию в определённых ситуациях или однократно не допустить (например, если человек не подготовился должным образом) (Указы Святейшего Синода РПЦ 1722, 1734 года).

    [56]Например, напоминать кающемуся человеку о том, что за прелюбодеяние по правилам святителя Василия Великого отлучают от Причастия на 15 лет, за блуд ― на 7 лет. За нарушение клятвы ― на 10 лет, за кровосмешение ― 20 лет, а за воровство ― 2 года.

    [57]См.: Иоанн (Маслов), схиархим. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси // Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. ― М., 1995. ― С. 468.

    [58]См.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа X. // Творения. Т. 7. Кн. 1. ― М.,2004. ― С. 143.

    [59]Об участии верных в Евхаристии. ― М.: Храм пророка Илии в Черкизове, 2015. ― С. 17.

    [60]Иоанн (Маслов), схиархим. Об епитимиях. ― М.: Изд-во МП, 2000. ― С. 11.

    [61]См.: Там же.

    [62]См.: Правила: 13-е I Всел. соб.; 5-е Григория Нисского.

    [63]См.: Дьяченко Григорий, свящ. Вопросы на исповеди. ― М., 1897. ― С. 155.

    [64]Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам города Москвы на Епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. ― М., 1996. ― С. 17-18.

    [65]Ссылка на опрос: https://vk.com/feed?w=wall-79436804_408937 (дата обращения: 17.11.2017)

    [66]См.: Текст комментария: «Всё, что угодно, кроме отлучения от Чаши. Для меня это самое страшное. Может сработать обратный эффект».

    [67]См.: Текст комментария: «Лучший способ заставить меня пересмотреть приоритеты ― это отлучить от Чаши даже один раз».

    [68]Епитимья: Лекарство для больной совести / Журнал «Нескучный сад». 29 марта. ― М.,2010 г. // URL:

    http://www.pravmir.ru/lekarstvo-dlya-bolnoj-sovesti/ (дата посещения 17.03.16).

    Новости по теме

    Инструменты пастырского душепопечения. Часть 4: Поучение словом в современном мире Серафим Алпатов Поучение словом чаще всего встречается в повседневной деятельности Церкви: люди слышат проповеди на воскресной литургии или же получают духовный совет от священника во время исповеди. Но стоит задуматься, что наставление пастыря часто получают и в других обстоятельствах. Об этом и пойдет речь в данной статье.