О значимости молитвы Господней «Отче наш» и об усердии в молитве

Московская Сретенская Духовная Семинария

О значимости молитвы Господней «Отче наш» и об усердии в молитве

Никита Иванкович 253



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры, в Евангельском отрывке, который мы с вами сегодня слышали за Божественной Литургией, Иисус Христос дает нам образец молитвы, и, пользуясь случаем, хотелось бы сегодня сказать несколько слов об этом.

Молитва Господня, более привычно для нас называемая «Отче наш», упоминается двумя евангелистами – ап. Матфеем и ап. Лукой. Во второй год своей проповеди Христос во время Нагорной беседы, продолжая разговор о молитве, отвечает ученику, который спрашивает Его: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн учил своих учеников». На эту просьбу Иисус дает конкретный пример молитвенного обращения к Богу – молитву «Отче наш». Давайте еще раз повторим ее вместе со словами Христа: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11:2–4).

Как нас любит Господь, что Сам дает нам конкретный текст обращения к Нему. Эта молитва особо значима для каждого из нас, так как дана нам самим Христом. Обращаясь в этой молитве к Богу, мы обращаемся к Нему как к Отцу,  указание на небо дает устремление нашей душе, как говорили раньше «горе» – туда вверх, ввысь, прочь от житейских соблазнов и грехов.

Дальше мы говорим Да светится Имя Твое – прося о том, чтобы наши души были освящены божественным светом и чтоб имя Божие  через наши плохие поступки не было попираемо у людей неверующих.

Да приидет Царствие Твое, говорим мы дальше. В том же Евангелии от Луки есть и такие слова: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Войти в Царство Божие можно уже тут на Земле, очищая свою душу в молитве и покаянии.

Да будет воля Твоя, один из основных принципов христианства – это свобода выбора, либо следовать воле Божией, либо противиться ей. И вот мы просим, чтобы Господь управил нас и дал нам понимание, что Его Божественный промысел для нас лучше, чем собственные потуги и упорство.

Как при отсутствии питания человек со временем погибает от голода, так и при отсутствии духовной пищи погибает наша душа

После этого мы молимся: Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день, прося благополучия в настоящий день, так как не знаем, будем ли живы завтра, не строя долгосрочные планы на безбедную старость и т.д. Однако не только еды и крыши над головой просим мы в этих словах. Христос называет Себя Хлебом Жизни и говорит, что тот, кто ест этот Хлеб, будет жить вечно. Как важно для христианина приступать к Божественной Евхаристии, причащаться Телу и Крови Христовым. Как при отсутствии питания человек со временем погибает от голода, так и при отсутствии духовной пищи погибает наша душа. Дальше просим мы у Бога отпущения грехов, сравнивая их с долгами, которые можно отпустить. Уповая, что Господь, словно тот добрый заимодавец, отпустит нам наш долг и не будет нас наказывать. Однако не всегда наша жизнь беззаботна и спокойна, часто мы впадаем в разные искушения, испытания, причиняемые нам нечистыми силами. И вот в заключении молитвы мы и молимся, чтобы Господь не вводил нас в искушение, но избавил нас от лукавого. Так как под властью диавола все живое погибает духовно и со временем физически.

Молитву Господню знают, наверное, все люди, хоть как-то связанные с христианской культурой. И порой мы совершенно автоматически и машинально говорим эти слова. Один известный в определенных кругах литургист и священник Сергий Желудков говорил, что нам следует и в домашней молитве, и в молитве церковной, четко и вдумчиво произносить самую главную молитву – «Отче наш». И тогда, познавая снова и снова ее глубину, мы будем обращаться к Богу искренно и всем сердцем. Будем, дорогие друзья,  этому учиться.   

После слов молитвы Господь приводит притчу о том, как один друг пришел к другому, чтобы одолжить немного еды для угощения пришедшего к нему гостя. Но друг, к которому он обращался, уже уютно отдыхал в кругу семьи, и ему совершенно не хотелось выходить и что-то делать. Однако поддавшись настойчивому стуку в дверь и просьбам, он все-таки выходит и дает просящему столько то, что он просит.

Христос приводит этот пример не просто так. Рассказывая эту историю, он дает нам пример того, как надо просить. Обычно в коробку с каким-нибудь предметом, особенно техникой или лекарством, кладут инструкцию по применению. Так вот в нашем случае именно эта история и есть инструкция по применению молитвы, данной ранее.

В наше суетное время нам так не хватает усидчивости и усердия. Зачастую все мы делаем быстро и не всегда качественно. Эта проблема есть и в молитвенном делании. Просим мы мимолетно, не всегда искренно и не часто, а лишь в проблемное для нас время. Обращаясь к римлянам, ап. Павел говорит: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим. 12:11). Надо учиться просить. Молитва нужна человеку в решающие и трудные моменты жизни, требующие концентрации всех душевных и физических сил. Молитва нужна человеку и в период особо сложных жизненных ситуаций, для правильного решения особо ответственных трудных вопросов. В таких ситуациях под влиянием молитвы укрепляется воля, проясняется рассудок, очищаются помыслы, появляется терпение и настойчивость для того, чтобы достойно выдержать серьезные жизненные испытания.

Молитва благодарственная также несомненно важна для христианина. Но как же быть услышанным Богом? Свт. Иоанн Златоуст дает нам такой совет: «Нужны слезы, рыдания, воздыхание, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божьего. Скажу вообще: будем услышаны, если окажемся достойными получить просимое; если молимся согласно с законами Божиими о молитве; если молимся непрестанно, если не просим ничего, Бога — недостойного; если просим полезного; если исполняем должное и с своей стороны». Будем просить полезное для нас, просить усердно и также усердно благодарить. И тогда, Господь, видя нашу настойчивость и усердие, видя и нашу искреннюю благодарность, подаст нам просимое.

Давайте же, друзья дорогие, повторять слова молитвы Господней, освящаться и утешаться ими. Хочется в заключение привести слова свт. Иоанна Златоуста: «Молитва ценнее всего; она делает возможным – невозможное, легким – трудное. Невозможно, чтобы человек, который молится, был способен грешить». Пусть наши сердца горят в любви к Богу, и пусть подогревает их усердная молитва. Аминь.

Никита Иванкович

Студент 4 курса бакалавриата


Ключевые слова: Христос, Нагорная проповедь, Отче наш, молитва


Список использованной литературы

1.       Желудков Сергий, свящ. Литургические заметки. - М.: Изд-во Sam & Sam, 2003. - 251 с.

2.       Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. - М.: Изд-во Эксмо, 2010. - 400 с.

3.       Иоанн Златоуст, свт. Толкование на молитву Отче наш. - Изд-во: Сибирская благозвонница, 2015. - 21 с.

Новости по теме

55 лет у престола – как в первый и последний раз Протопресвитер Владимир Диваков Сегодня у отца Владимира Дивакова особая дата – 55 лет служения в священном сане. Утром мы сослужили Святейшему Патриарху в Донском монастыре. Сегодня столетие избрания на московский престол Святейшего Патриарха Тихона. Памятный и для меня день: поджог Малого собора Донского монастыря 26 лет назад,  смерть иеромонаха Рафаила (Огородникова) в 1988 году, кончина «московской купчихи» Валентины Павловны в 1993 году.
После службы я поздравил отца Владимира. А он рассказал мне такую историю.
Принять правильное решение Владислав Ершов Что увидим мы, перенеся свой мысленный взор ровно на сто лет назад в столицу России? В то время, когда сотрясались основы великой страны – восстанавливалась древняя честь патриаршего престола, когда пресеклась династическая линия царской власти – процвел крин власти духовной, когда неверие становилось нормой – было явлено «правило веры». Ровно сто лет назад в храме Христа Спасителя Первосвятителем Руси стал митрополит Московский Тихон.
Мой родной край. Ямало-Ненецкий автономный округ Сергей Апенько В Сретенскую духовную семинарию, расположенную в центре Москвы, поступают абитуриенты из разных, порой даже самых дальних уголков нашей необъятной страны. После окончания обучения многие из них вернутся, чтобы служить Богу и Его святой Церкви на своей малой родине. Сайт Сретенской духовной семинарии запускает серию фотогалерей родных мест воспитанников нашей семинарии.