О некоторых новомучениках Калужской земли

Московская Сретенская  Духовная Академия

О некоторых новомучениках Калужской земли

Иван Загумёнов 16363



На страницах этой статьи вы прочтете лишь о некоторых калужских новомучениках, которые, претерпев страдания, беды и смерть ради Господа, сподобились пребывать с Ним в Вечности. Их земная жизнь не так давно проходила там, где мы сегодня можем побывать и, посмотрев вокруг, забыв о современном виде края, заглянуть в историю Калуги XX века, приоткрыть для себя жизни удивительных людей, впоследствии причисленных к лику святых, мысленно походить по улочкам города того времени, исследуя путь калужских новомучеников, которые когда-то ходили по этим самым местам. 

Содержание:

  • Священномученик Августин (Беляев)
  • Священномученик Иоанн Сперанский
  • Мученик Иван Чернов

  • Священномученик Августин (Беляев)

    Священномученик Августин (в миру Александр Александрович Беляев) родился в 1896 году в селе Каменка Костромской губернии. Отец его был священником. С детства в мальчике проявлялись глубокий благочестивый настрой и любовь к храму, которые впервые обнаружились у Сашеньки в шесть лет: родители не взяли сына на долгожданную пасхальную службу, но тогда будущий владыка убежал из дома и самостоятельно отправился на богослужение. Там он спрятался на хорах и внимал Божественной литургии.

    Повзрослев, Александр закончил Кинешемское духовное училище, Костромскую Духовную семинарию, Казанскую Духовную академию, а затем стал преподавать русский язык и литературу в Пензенском епархиальном училище. Он не стремился занять высокое положение в обществе, ибо твердо знал, что главное в жизни — послужить Богу и обрести спасение. «Я не интересуюсь карьерой и положением в обществе и часто бываю, вопреки пословице, один в поле воин...» — писал в те годы Александр в своем дневнике.

    Он не стремился занять высокое положение в обществе, ибо твердо знал, что главное в жизни — послужить Богу и обрести спасение.

    Но еще в детские годы Саши в дом к его родителям, бывало, приходил один странник, которого многие почитали за праведную жизнь. Часто, обращаясь к мальчику, он называл его архиереем. Через несколько лет, когда Александр вот-вот уже должен был вступить в брак и перед этим ненадолго приехал в родительский дом, тот же самый странник радостно поприветствовал его словами: «Здравствуй, Саша-архиерей!» Юноша начал удивленно отнекиваться, рассказывал о своей невесте, скором Венчании и даже не подозревал, что слышит пророчество: странник, несмотря ни на что, все стоял на своем…

    Александр Александрович женился в 1913 году, в 1914 и 1919 у него родились дочери, а уже в 1920-м его жена умерла, и молодой отец остался один с двумя маленькими дочерьми. В том же 1920 году его впервые арестовали и полтора месяца держали в тюрьме. Так будущий священномученик стал на свой крестный путь, претерпев первый и далеко не последний тюремный срок за веру, за Христа.

    В это время только усиливались гонения на Церковь, однако владыка безбоязненно проходил по калужским улицам в рясе и клобуке, не снимая с груди панагии и держа в руке массивный архиерейский жезл

    21 сентября 1923 года он, по пострижении в монашество с именем Августин, был рукоположен во епископа Иваново-Вознесенского. Вот фрагменты из воспоминаний знавших преосвященного Августина: «Любовь, смирение, терпение и милосердие к ближнему — всеми этими качествами обладал владыка Августин. Имея высокий сан, он смирялся перед каждым, даже перед нищим. Имея возможность, даже в те годы, как-то устроить свою жизнь материально, хотя бы с большими удобствами, он не имел ничего, кроме одежды на себе, и ту по усмотрению других. Имея возможность питаться хотя и постной, но изысканной пищей, он выбирал самое скромное, простое и в малом количестве».

    На соболезнования близких о его скорбной участи он всегда спокойно и благодушно отвечал: «Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом…» Говоря так, он как будто мог предвидеть конец своей земной жизни.

    Дети любили своего папу-владыку, но всегда в его присутствии вели себя чинно и благочестиво. Иногда их звали к нему в дом и наделяли тем, что было принесено епископу посетителями. Однажды его младшая дочь, которой было тогда пять лет, попросила отца, собиравшегося отдать нищему сверток, принесенный кем-то полчаса назад: «Папочка, ты дай только посмотреть, что там есть». Владыка выслушал ее и сразу же отдал сверток нищему, а затем наедине ласково объяснил ей, что не стоит доверяться чувству любопытства, как бы сильно оно ни было в нас. Словом и делом воспитывал архиерей своих кровных чад! Верующие приносили обычно что-нибудь для детей епископа, но тот, не желая их баловать, жертвовал еду нуждающимся — почти все полученное раздавал по дороге.

    Владыка искренне и радушно принимал всех приходящих. Верующие чувствовали в нем настоящего отца. Архипастырские любовь и самоотверженное служение святого многих выводили на узкий путь спасения, отвращая от широкого, приукрашенного яркими, но пустыми утехами пути погибельного.

    Со временем любовь духовных чад к своему наставнику становилась всё сильней, однако и ненависть безбожников к нему росла. В 1926 году владыка был на три года сослан в Южную Азию. После возвращения из ссылки, 1930-м, епископ Августин был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) на Сызраньскую кафедру, но прослужил там меньше года: 28 октября 1931 года преосвященного приговорили к трем годам заключения в концлагерь.

    Владыка, несмотря на скорби и лишения, окружавшие его, никогда не забывал о своих дочурках. Утешая их, он написал замечательные строки:

    Спите, деточки родные,

    Бог ваш сон хранит.

    Сны пошлет вам золотые,

    Лаской окружит.

     

    Горе к вам подкралось рано,

    Принесло кручин.

    В цвете лет отняло маму,

    Сделало почин.

     

    И отец родной не с вами,

    Он в чужом краю,

    Запечатанный печатью

    Верности Христу.

     

    Дети, вновь Христос страдает,

    Колет терн главу,

    Ваш отец там помогает

    Крест нести Ему.


    В 1934 году, по возвращении из заключения, этот удивительный архиерей был назначен епископом Калужским и Боровским. В это время только усиливались гонения на Церковь, однако владыка безбоязненно проходил по калужским улицам в рясе и клобуке, не снимая с груди панагии и держа в руке массивный архиерейский жезл. На святого Августина сыпались насмешки и оскорбления, но он их смиренно терпел, как будто не замечая, а если кто-то подходил к нему под благословение, никогда не отказывал. Когда он служил, в церкви всегда собиралось большое число верующих. После богослужения калужане часто провожали владыку до дома. В Калуге он продолжал поучать паству своими проповедями. Двери его домавсегда были открыты для ищущих утешения, совета, вразумления. Преосвященный смиренно выслушивал долгие рассказы пришедших к нему, всякому оказывал поддержку, утешение, укреплял мудрым пастырским наставлением.

    В 1936 году владыка был возведен в сан архиепископа, а спустя полтора года его снова арестовали. На допросах страдалец держался мужественно, отрицал ложные обвинения, невзирая на угрозы. И вот, 23 ноября 1937 года, Господь украсил главу своего верного слуги мученическим венцом — именно тогда преосвященный Августин был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.

    Но не один владыка Августин пострадал тогда за Христа: по общему делу были арестованы более тридцати калужских священников и мирян. Одним из тех, кто 23 ноября тоже сподобился мученического венца, был архимандрит Иоанникий (Дмитриев), постриженный в монашество оптинским старцем Варсонофием и в последние годы своей земной жизни служивший в Николо-Козинском храме Калуги. Другие венценосцы — протоиерей Иоанн Сперанский, псаломщики Алексий Горбачев, Аполлон Бабичев и член церковного совета Михаил Арефьев. Все они были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

    Об отце Иоанне Сперанском расскажем несколько подробнее.



    Священномученик Иоанн Сперанский

    Протоиерей Иоанн Сперанский родился 1 января 1864 года в селе Желовижи Калужской губернии в священнической семье. Закончив в 1884 году Калужскую Духовную семинарию, он был рукоположен в иерея. Первым местом служения батюшки стал храм Успения Пресвятой Богородицы села Озерское Перемышльского уезда, где ранее служил его отец. Благодаря своим неутомимым трудам отец Иоанн 13 октября 1899 года был переведен на службу в Одигитриевскую церковь города Калуги, где масштабы его церковно-общественного служения увеличились. Теперь он стал заведующим церковно-приходской школой, членом правления Калужской Духовной семинарии, городским благочинным, депутатом городской Думы от духовного ведомства, председателем Епархиального совета.

    Но вот прогремела революция… В 1918 было закрыто детище отца Иоанна — церковно-приходская школа. Но священник не оставил юную паству: тайно, несмотря на запрет властей, он три раза в неделю преподавал Закон Божий в притворе храма вплоть до 1921 года. Невиданная активность протоиерея Иоанна стала причиной того, что уже в 1919 он претерпел первый арест и восемь недель заключения в губернском арестном доме, где были невыносимые условия.

    Невиданная активность протоиерея Иоанна стала причиной того, что уже в 1919 он претерпел первый арест и восемь недель заключения. 

    В 1921 году власти ликвидировали Епархиальный совет. С мая 1922 по апрель 1923 батюшка снова терпел тяготы тюремной жизни. В то же время беды стали подходить к безропотному страдальцу и с другой стороны: душевно заболел и был помещен в московскую психиатрическую лечебницу его сын Александр. На просьбу о недельном освобождении для поездки к болящему сыну отец получил отказ. Спустя несколько лет, в 1926 году, умерла младшая дочь отца Иоанна, Татьяна.

    Однако в 1923 году батюшка был освобожден и продолжил службу, невзирая на гонения Церкви Православной, несмотря на многочисленные нападки представителей обновленческого раскола, который отец Иоанн решительно отвергал, — продолжил, терпеливо перенося вышеперечисленные беды, которые неудержимо сыпались на многострадального служителя Божьего. Не сломили его аресты и допросы, уничижения и лишения, не возроптал батюшка на Господа, а лишь благодарил Его за всё происходящее и укреплялся духом. Священник служил на свой страх и риск, когда кругом закрывали храмы и расстреливали верующих. Благодаря особому Божьему милосердию и молитвам настоятеля, храм протоиерея Иоанна Сперанского оставался неприкосновенным, а приход многочисленным. В идеальном порядке содержалась территория храма и приходского кладбища.

    Прихожане Одигитриевской церкви, среди которых были семьи ученого К. Э. Циолковского и художника В. А. Плохинского, очень любили и почитали своего пастыря, руководствуясь в своей жизни его мудрыми наставлениями и ободряясь столь необходимыми во времена гонений словами утешения, которые непрестанно изливались из уст их духовного отца. Вот пример таковых слов из письма батюшки духовному чаду: «Крепись, Иисус Христос и Апостолы и не то терпели, поддерживай дух свой, надейся и жди. Скоро будет и придет это лучшее время. Сейчас не одной тебе тяжело, все терпим, все страдаем». Многие ссыльные и заключенные получали поддержку из писем батюшки. Но помимо личной переписки с ними отец Иоанн заботился и о том, чтобы переписываться со своими гонимыми родственниками и друзьями могли и все желающие: батюшка организовал сбор пожертвований и отправку писем и посылок для находившихся в тюрьмах и ссылках калужан.

    21 сентября 1937 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, батюшку в очередной раз арестовали. Но этот раз стал последним: настало время крестных страданий протоиерея. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу.



    Священномученик Иоанн Сперанский

    Одним из пострадавших за веру калужан был и Иван Алексеевич Чернов. Он родился в 1880 году в деревне Алексеевка Рождественской волости Боровского уезда Калужской губернии в семье крестьянина, учился в церковно-приходской школе, усердно и ответственно трудился в поле, прилежно посещал храм в соседней деревне. Но 1917 год перевернул мирный уклад крестьянской жизни, и Иван был вынужден отправиться работать на подмосковную нарофоминскую фабрику. Однако, несмотря на смену места жительства, он не изменил своей православной благочестивой жизни. В Наро-Фоминске будущий мученик стал сначала прихожанином, а затем псаломщиком Петропавловского храма. Когда администрация фабрики узнала о том, что Чернов служит в местной церкви, его уволили, и он вернулся в родную деревню.

    Но и в Алексеевке хозяйничали безбожники. Они не только забыли веру, но и готовы были уничтожить всех местных верующих. Были арестованы священнослужители Введенского храма. Не могли теперь алексеевцы и жители других близлежащих деревень, как и большая часть православных в то время, испытывать радость от богослужений, принимать Святые Таинства…

    Страдания, скорби, гонения… Каких только мук не претерпевали бесстрашные исповедники Христовой веры! 

    Иван Алексеевич жаждал возобновления служб в родном храме. Он составил письмо на имя кандидата в депутаты от их района и в день выборов опустил его в избирательную урну. В письме были указаны пожелания верующих, в первую очередь — его пожелания.

    «…Мы радуемся за конституцию, которая в статье 124-й говорит о свободе отправления религиозных обрядов, что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть, а нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться и отпеть усопшего. Вот что нам дороже всего земного богатства, все на земле временно, а за гробом вечно. Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость, нам нужны псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа — глас Божий. Дорогой друг народа, будь защитником партийных и непартийных, верующих в Бога и неверующих, будь ко всем ровным».

    Как чисты и умилительны эти слова, свидетельствующие о небесной простоте автора, как трогают они сердце при прочтении и оставляют глубокий след в душе читающего! Однако, глас народа — глас Божий — не был услышан. Особым совещанием при НКВД псаломщик Иван Алексеевич Чернов был приговорён к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, находящемся в Карелии.

    Иван Алексеевич скончался в лазарете 14-го лагерного пункта Семеново-Пудожского района Карелии 10 апреля 1939 года от невыносимых условий и голода. Он выдержал в том лагере лишь одну зиму, но не сломался, не предал веры, не отрёкся от Христа...

    Когда Иван Чернов писал строки своего письма, адресованного депутату, на дворе стоял тридцать восьмой год. Антирелигиозная пропаганда захватила средства массовой информации, по всей стране с ненавистью разрушали дома Божии, падали с массивных вековых стен сверкающие купола, столь долгое время радовавшие прихожан храмов, осквернялись святые церкви. За ношение креста увольняли с работы, лагеря были переполнены исповедавшими Христа, гремели, вопия об отмщении, залпы огнестрельных орудий — это сонм новомучеников Русской Церкви пополнялся новыми святыми…

    Страдания, скорби, гонения… Каких только мук не претерпевали бесстрашные исповедники Христовой веры! Но все эти муки — ничто, жалкая крупинка, затерявшаяся в бездонной Вселенной, по сравнению с муками тех, кто отрёкся от Него… Ведь страдания, которые претерпевали мученики в земной жизни, были кратковременны. Они просто кончились. Просто кончились так, как кончается всё земное… Но как велики, непознаны, необъятны, непостижимы вечные небесные Блага, уготованные тем, кто отдал свою земную жизнь за Христа…

    Именно ради поиска этих Благ Иван Чернов не оставил должности псаломщика, вследствие чего был уволен с нарофоминской фабрики. Именно ради них он не принял коммунистические идеи и был изгнан из деревенского колхоза. Именно ради них он бесстрашно призывал односельчан покаяться, писал свое письмо — будущую путёвку в Небесное Царствие — и собирал по домам подписи для открытия местной церкви. И именно поэтому он до последнего остался с Господом и стойко терпел все страдания, не моля тюремщиков об облегчении участи. Он умер здесь, на земле, но зато сподобился неописуемого Блаженства в Царствии Божием! И, несмотря на то, что во временной жизни не был он ни монахом-отшельником, ни патриархом или епископом, не был вообще священнослужителем, а был всего лишь псаломщиком, он предстоит ныне пред Престолом Господа и молится Ему, чтобы и нас сподобил Владыка неба и земли войти в Вечную Жизнь!

    Священниками также не были ни мученик Алексий Горбачев, которого не сломило даже психологическое давление в виде ареста его сына Николая, ни мученик Аполлон Бабичев, служивший псаломщиком в Успенском, а затем Георгиевском храмах Калуги, ни мученик Михаил Арефьев — член церковного совета калужской Одигитриевской церкви...

    Калужские новомученики — лишь малая доля всех новомучеников Церкви Русской, о которых Святейший Патриарх Кирилл сказал замечательные слова: «Те наши отцы, матери, братья и сестры, которые приняли на себя подвиг мученичества и исповедничества, сегодня вместе с нами, с нашим народом. Их молитвами, их кровью, их подвигом и предстательством перед Лицом Божиим даруется и нам сила свидетельства. Дай Бог только, чтобы наши немощные силы были способны принять эту Божию благодать, ответить на эту силу молитвы новомучеников, чтобы жизнь нашего народа стала бы такой, которая исключала новые падения, могущие отлучить народ наш от Бога!»

    Иоанн Загумёнов

    семинарист II курса


    Ключевые слова: Калуга, новомученики, епископ Августин (Беляев), протоиерей Иоанн Сперанский, мученик Иоанн Чернов.

     

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Литература:

    1.                  Безбородов А., свящ. Годы испытаний (история Православной Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 годы). — Калуга, 2001.

    2.                  Кизяев О. А. Житие калужского священномученика Иоанна (Сперанского) // Журнал«Православный христианин», №4. — Калуга, 2011. — С.14-16.

    3.                  Кизяев О. А. Житие калужского священномученика Иоанна (Сперанского) // Журнал«Православный христианин», №5. — Калуга, 2011. — С. 21-25.

    4.                  Метальникова Е. В. Мученик Аполлон Бабичев // Журнал«Православный христианин», №6. — Калуга, 2013. — С. 26-30.

    5.                  Священномученик Августин (Беляев) архиепископ Калужский и Боровский: житие. — Калуга, 2004.

    Интернет-источники:

    6.                  Житие: Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский, преподобномученики Иоанникий (Дмитриев), Нифонт (Выблов), священномученики Иоанн Сперанский и Борис Семенов, мученики Александр Медем, Алексий Горбачев, Николай Смирнов, Аполлон Бабичев, Михаил Арефьев, мученицы Феоктиста Ченцова, Анна Остроглазова и Ольга Масленникова / Православный церковный календарь // URL: https://azbyka.ru/days/sv-avgustin-beljaev (дата обращения: 16.10.2017 года).

    7.                  Оптинский патерик // URL: http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki_2/optinskiy_paterik_155-all.shtml (дата обращения: 20.10.2017 года).

    8.                  Земли Калужской Святые Мученики и Исповедники // URL: http://www.romodanovo.orthodoxy.ru/materiali/mucheniki.htm (дата обращения: 20.10.2017 года).

    9.                  Мученик Аполлон (Бабичев), псаломщик // URL: http://hramnagorke.ru/life/3806 (дата обращения: 20.10.2017 года).

    10.              Cщмч. Августин (Беляев), архиепископ Калужский, и иные с ним. Ч. 1 // URL: http://kotlovka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1700 (дата обращения: 20.10.2017 года).

    11.              Храм Воскресения Христова с. Кременское Калужской области // URL: http://hram-kremenskoe.prihod.ru/svjatye_kaluzhskojj_eparkhii/view/id/1142652 (дата обращения: 20.10.2017 года).

    12.              Русская Православная Церковь. Калужская епархия // URL: http://eparhia-kaluga.ru (дата обращения: 20.10.2017 года).

    Новости по теме

    Как относиться к страданиям? О восприятии страданий по текстам Священного Писания Нового Завета. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 4 Никита Якубов Страдания людей, о которых говорится в Ветхом Завете, очень многому могут нас научить. Если обратиться к некоторым евангельским эпизодам, в которых Господь сталкивается с человеческим страданием и исцеляет страдающих, то можно в связи с этим сделать некоторые выводы. Кроме того, в Евангелии описаны страдания Христа, и потому на его тексты следует обратить особое внимание, ибо страдал — безгрешный и действительно невинный.