Ночная Божественная Литургия в Сретенской духовной семинарии

Московская Сретенская Духовная Семинария

Ночная Божественная Литургия в Сретенской духовной семинарии

Сретенская семинария 7471



В ночь с пятницы на субботу 11 ноября 2017 года в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре состоялась традиционная общесеминарская ночная Божественная Литургия, которую возглавил ректор Сретенской духовной семинарии епископ Егорьевский Тихон. Владыке ректору сослужили проректор семинарии иеромонах Иоанн (Лудищев), преподаватели и духовники семинарии из числа братии Сретенского монастыря, а также студенты и выпускники семинарии в священном сане, которые проходят служение в разных городах России и других стран.

По сложившейся традиции, на ночных семинарских Литургиях молятся и причащаются Святых Христовых Тайн только студенты и выпускники семинарии.

Проповедь на ночной семинарской Литургии произнес ректор Сретенской семинарии епископ Тихон.

Самонадеянность пастыря.

Слово епископа Егорьевского Тихона на ночной литургии в Сретенской духовной семинарии.11 ноября 2017 года.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждая Божественная Литургия – особое время нашей жизни, совершенно исключительное событие, сколько бы раз мы ее ни совершали, сколько бы в ней ни участвовали. Но Святая Евхаристия, которая происходит среди единомышленников, совершенно ощутимо неповторимое событие. Когда все множество собравшихся здесь в нашем древнем храме студентов, священников-преподавателей и воспитателей, выпускников в священном сане, все знают друг друга, так же, как некогда ученики, ходившие вместе со Христом, когда все живут в единомыслии и «едиными усты и едиными сердцем» служат Богу. Когда мы чувствуем и исповедуем, что «Христос посреде нас». Такое богослужение – это совершенно особый благодатный дар нам от Бога. Я благодарю священников, и диаконов, выпускников нашей семинарии прежних лет, пришедших этой ночью, чтобы вместе с нами быть на Вечере Господней.

Сегодня в святом Евангелии мы слышали слова, которые надо помнить каждому иерею Божию: Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь (Лк. 8:18). Наблюдайте, как вы слушаете… Конечно речь идет о слышании Слова Божиего. Господь говорит далее, что среди тех, кто Его слушает, есть два рода людей. Первые – те, кто, слыша, приносят плоды духа. Им, действительно «имеющим» духовные дарования, сумевшим сохранить и умножить их, им в избытке еще «дано будет» дарований, благодати и милости от Господа.

Самое горькое, когда священник «думает, что имеет» духовные дары

Другой род слышащих Слово Божие – это те, кто только думают, что имеют духовные дарования, но на самом деле жестоко обманывают себя – их у них нет. И ладно только самих себя обольщают эти несчастные духовные слепцы, они увлекает за собой доверчивых людей, приходящих к ним как к пастырям. Но это не пастыри, а слепые вожди слепых. В конце концов, у них отнимется все, даже данное как залог. Для священника – тот самый видимый залог Великой Святыни, Который вручается при хиротонии. А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

Вот два принципиально разных состояния. Самое горькое, когда священник «думает, что имеет» духовные дары. Он с восторгом ощущает и признается себе, что является носителем видимой благодати, и духовных даров, особых знаний, и дара рассуждения. Очень легко убедить в этом себя. С помощью дьявола. И тогда приходят самонадеянность, за ней гордыня. Одна за другой совершаются ошибки в собственной жизни и в жизни людей, доверившихся такому священнику как духовнику.

За свою священническую жизнь мы порой переходим из одного состояния в другое, и не миновать, быть может, ни одному священнику той или иной степени ложного состояния, только что описанного нами. Дай Бог, чтобы оно продолжалось недолго и сменилось покаянием и единственно верным ощущением себя: Блаженны нищие духом.

Нищета духовная – первая из заповедей блаженств, с нее начинает Господь Нагорную проповедь, к ней как к заветной цели стремятся святые отцы – смирение, нищета духовная, полное и искренне понимание, что никаких дарований и плодов духовных у тебя нет. Но именно такую кроткую и смиренную душу, правдиво и мужественно мыслящую о себе, пытающуюся отвергнуть от себя всякую гордыню, Господь заполняет своей благодатью, Своими волей и действием, вместо наших искаженных и немощных человеческих качеств. Тогда на священнике совершаются слова хиротонии: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».

Кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Как отнимется? Да так, что когда христианин считает, что имеет все, он не будет стремиться к покаянию, к изменению себя, к совершенствованию.

Будем помнить: самонадеянность, если она возникает в душе иерея, должна сразу же нами самими безошибочно обнаруживаться. И безжалостно изгоняться. Сегодня на заседании духовного собора нашей обители мы как раз говорили о том, что нередко молодые священники (а иногда и их старшие собратья, прослужившие немало лет) впадают в некий почти восторг от самих себя. От своей деятельности, от успехов своего «духовничества», «пастырского окормления». Но лишь бы вовремя отрезвиться и прийти в себя.

Кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Как отнимется? Да так, что когда христианин считает, что имеет все, он не будет стремиться к покаянию, к изменению себя, к совершенствованию. Если мы прекратили чтение святых отцов, если мы не читаем больше Евангелие, если нам особенно не нужны чьи-то духовные советы, то все это – прямо про нас.

Но тот, кто по-настоящему имеет – тот всегда будет учиться, потому что понимает, как пугающе мало он знает из того, что должен знать. У него всегда будет особая забота: как же мне правильно исполнять свое священническое служение, свою должность пресвитера церковного.

Дорогие отцы и братия, если мы почувствовали самонадеяние, а первый признак его – мы перестали ощущать себя ничего не имеющими, перестали чувствовать потребность учиться нашему пастырскому искусству, ремеслу, науке, называйте как хотите, знайте – мы как раз из этой второй и страшной когорты – не имеющих ничего из того, что ждет Господь, но мнящих о себе, как о имеющих. И тогда, когда мы поймем свою духовную болезнь, понудим себя признать ее. Понудим признать, что это о нас говорит Откровение: Ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3:17) .

Надо молиться, чтобы в нас укрепилась ревность о деле, врученном нам от Господа Бога

Если не получается признать это нашим грехолюбивым и гордым сердцем, потщимся хотя бы умом признать свою недостаточность и духовную нищету и непременно продолжить учиться, познавая искусство и науку нашего призвания – пастырского душепопечения.

Как хорошие врачи до конца жизни изучают свое дело, тем паче вы – призванные Господом, должны искать и находить для себя уроки по пастырскому душепопечению, которые как сокровища рассыпаны и у святых отцов, и у подвижников благочестия, и у великих пастырей, в недавние годы отошедших ко Господу после священнических трудов и оставивших нам свою ниву.

Надо молиться, чтобы в нас укрепилась ревность о деле, врученном нам от Господа Бога. И чтобы до конца жизни мы искренно, нелицемерно думали и ощущали, что мы из тех, которые ничего не имеют, потому что это на самом деле действительно так. Но это и единственный путь, чтобы через нас, священников, действовал Сам Господь Иисус Христос.

Аминь.

Фото: Иоанн Ткаченко

Ключевые слова: Сретенская семинария, ночная литургия, богослужение, проповедь, евхаристия, епископ Тихон (Шевкунов), молитва

Новости по теме

ЛЕКЦИЯ 5. ПОКАЯНИЕ И ПЛАЧ О СВОИХ ГРЕХАХ Священник Валерий Духанин 5-я лекция «Покаяние и плач о своих грехах» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана священником Валерием Духаниным, кандидатом богословия.
«День – для труда, ночь – для молитвы» Андрей Головач Жизнь и чудеса преподобного Амфилохия Почаевского

В XX веке в Почаевской Лавре жил человек, творивший чудеса, подобные новозаветным: он воскрешал мертвых, на глазах у людей исцелял травмы, которые требовали долгих месяцев лечения, изгонял бесов. Его имя – схиигумен Амфилохий (Головатюк) (1894–1971). Юношей преподобный увидел войну, попал в плен, был угнан в Германию, бежал, а, вернувшись на родину, стал иноком столь ревностным, что со временем к его келье потянулись тысячи верующих…

иван

спасибо за проповедь

Ответить

Ирина

Простите, дорогой  владыко, но прежде всего должно быть хорошее духовное окормление САМИХ священников, потому как даже опытный в духовной жизни человек сам себе диагноз ставить не может. Не говоря уже о молодых батюшках. А так всё правильно.
Дорогая Иоанна! А покаяние - это что по Вашему? Совершенно обычшые люди определяют свои страсти и грехи и приносят в них покаяние. В том числе каются в самонадеянности. Признаку самонадеянности, по которому необходимо увидеть в себе этот грех и посвящена проповедь владыки. А Вы после своего комментария не пробовали это качество сами в себе увидеть?

Ответить

Иоанна_

/...Самонадеянность, если она возникает в душе иерея, должна сразу же нами самими безошибочно обнаруживаться.//Безошибочно?  Нами самими? Простите, дорогой  владыко, но прежде всего должно быть хорошее духовное окормление САМИХ священников, потому как даже опытный в духовной жизни человек сам себе диагноз ставить не может. Не говоря уже о молодых батюшках. А так всё правильно.

Ответить

Адриан

Аминь. Очень хорошая проповедь владыки Тихона - в духе о. Иоанна Крестьянкина.  Господи, помоги всем собирающимся быть пастырями душ человеческих и всем иереям православным в их дальнейшем и настоящем служении, чтобы быть им истинными пастырями Твоими.

Ответить

валентина

Очень хорошая проповедь батюшки Тихона.
     Слава Богу у него греха самонадеянности нет, а значит это будет примером для монахов и
семинаристов Сретенского монастыря.
     Удивительно, как так получается, что все они очень доброжелательны?
    Слава Богу за всё!

Ответить