Инструменты пастырского душепопечения. Часть 5: Поучение словом вне прихода

Московская Сретенская Духовная Семинария

Инструменты пастырского душепопечения. Часть 5: Поучение словом вне прихода

Серафим Алпатов 192



Раньше, когда еще не было коммуникативных возможностей XXI века и исторические события не позволяли Церкви быть общедоступной, чаще всего духовное наставление словом люди получали лично от священника или в частной беседе. Но в современном мире существует множество других способов говорить о Боге и проповедовать православную веру. в связи с этим на многих приходах ведется обширная деятельность, направленная на взаимодействие с людьми, не являющимися прихожанами конкретного храма.

Содержание:

  • Беседы и выступления вне храма
  • Приходское консультирование
  • Издание книг, брошюр, ведение приходского вестника, создание информационных стендов, объявления
  • Проповедь в средствах массовой коммуникации
  • Проповедь в интернете
  • Церковное пение
  • Публичные диспуты
  • Иные способы использования слова

  • Беседы и выступления вне храма

    В пастырском служении приносят пользу беседы и выступления вне храма (например, это могут быть школы, университеты, дворцы культуры, офисы, заводы, общественные организации и государственные учреждения, военные части, тюрьмы, спонтанные выступления в какой-либо аудитории).

    Христос проповедовал везде: в городах, пустынях, горах, на равнинах, берегах озер, в рыбачьих лодках, домах, горницах, при дорогах, у Овчей купели, на вечерях, званых обедах, в синагоге и Храме[1]. Следовали этому и апостолы, также выступая в синагогах, на улицах, в парламентах (Ареопаг), и в других местах, где собирались люди. Святитель Тихон Задонский обращает на это внимание, говоря, что «в этом деле пример всем пастырям — Христос Спаситель мира», который учил в самых разных местах[2].

    Проповедь не обязательно сразу должна говорить о Христе, а хотя бы о содержании Евангелия, о сущности наших отношений с Богом

    Святой Иоанн Кронштадтский говорит, что каждый священник является апостолом в своем селе или приходе в городе и «должен ходить по домам, благовествуя Царствие Божие, невежд наставляя, нерадивых, беспечных, в страстях и похотях живущих возбуждая к христианскому житию, благочестивых и трезвенных ободряя и поощряя будущими наградами, немиролюбивых подкрепляя и утешая»[3].

    Однако митрополит Антоний Сурожский считает, что не обязательно идти для проповеди Христа на стадионы, но никогда не нужно стыдиться своей веры. А с другой стороны и ждать, что люди придут в храм, тоже недостаточно, поэтому он предполагает, что если священники выйдут с проповедью на улицы, то они может быть смогут зажечь кого-то своей проповедью.  Причём проповедь не обязательно должна сразу говорить о Христе, а хотя бы о содержании Евангелия, о сущности наших отношений с Богом[4].

    Священников в наше время приглашают в самые различные аудитории, например, в школу, где им приходится рассказывать о Боге и Церкви среди детей и подростков, родителей и преподавателей, чтобы и их заинтересовать в духовном воспитании детей. Такая площадка является удачной для проповеди потому, что именно в детском возрасте закладывается фундамент в формировании человека.

    Подобным образом священник может проводить беседы и в университетской среде с учётом специализации учебного заведения. Тематика этих бесед, естественно, будет разная на литературном и математическом факультетах.

    Внешняя проповедь священника может включать в себя и проповедь в других учреждениях: заводах, предприятиях, офисах, зданиях администрации и других. Кроме того, по слову апостола, каждый христианин всегда должен быть готов требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15). Тем более священник призван защитить свою веру, рассказать человеку, спрашивающему у него о Христе и вере в любой ситуации.


    Приходское консультирование

    Форма пастырской работы священника с людьми, которую могут выполнять прихожане по благословению священника — приходское консультирование, цель которого заключается в «оказании людям необходимой помощи на начальном этапе воцерковления»[5].

    В настоящее время священники пишут специальные книги по аскетике для мирян, которые соответствуют современному образу жизни человека

    Такой вид проповеди был введён в нашей Церкви недавно. Фактически была произведена унификация помощи пришедшим в храм. Ранее такую функцию исполняли работники свечного ящика, свещницы-уборщицы, рядовые прихожане. Святейший Патриарх Алексий II упоминал, что «90-е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания и смысла. По этой причине многие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои вопросы, чаяния и стремления»[6]. Именно для того, чтобы уберечь людей от такой опасности, в Русской Церкви и была введена служба приходского консультирования.


    Издание книг, брошюр, ведение приходского вестника, создание информационных стендов, объявления

    Пастырское душепопечение действует на людей не только через устное слово, но и в письменном виде. Такой формат душепопечительской работы[7] удобен для современных людей, среди которых только единицы читают большие книги и творения святых отцов.

    На многих приходах издаётся еженедельная или ежемесячная газета. В них печатаются проповеди, отрывки из святоотеческих трудов, исторические статьи, церковные новости, жития святых, церковная публицистика, ответы на вопросы и т.д. В некоторых храмах перед праздниками, по воскресениям, раздают специальные брошюры, посвящённые конкретному празднику[8]. Кроме того, распространяются тематические брошюры: о святой воде, о Причастии, о крещении, об исповеди, о борьбе с грехом, о поминовении усопших и т.д.

    Всё больше набирают популярность информационные миссионерские стенды. Зачастую на них освещаются различные просветительские темы или рассказывается о праздниках, церковных событиях, истории и деятельности храма (социальной, молодёжной, патриотической, о работе с детьми), о борьбе с абортами, о помощи многодетным семьям и инвалидам и о других социально значимых проблемах.

    Не каждый священник имеет возможность и способности написать книги по христианской тематике. Однако те священники, которые имеют от Бога такой дар, активно пользуются этим талантом в пастырском служении.

    В отдалённых районах России журналы «Фома», «Наследник», «Славянка» и др. становятся одним из немногих способов миссии для живущих там людей

    Церковный писатель святитель Феофан Затворник так рассуждал о пользе написания книг: «Писать — это служба Церкви или нет?! Если служба — подручная, а между тем Церкви нужная, то на что же искать или желать другой»[9]. Он также говорил: «Надо бы составить книжку — о пути спасения… просто написанную, и разбросать по городу даром, или по копейке»[10]. В настоящее время священники пишут специальные книги по аскетике для мирян, которые соответствуют современному образу жизни человека, о борьбе со страстями в современных условиях.

    Помимо этого, развивается жанр церковной публицистики и беллетристики[11]. Такой способ пастырского душепопечения о людях, не только о верующих людях, но и тех, кто ещё вне ограды Церкви Христовой, весьма действенен. Примером этому книга «Несвятые святые»[12], которая много раз переиздавалась и привела к Богу множество людей[13].

    Священнику также важно информировать людей о том, что происходит на приходе. Для этого можно делать объявления, развешивать в магазинах и на улицах афиши с приглашениями на богослужения, различные мероприятия, беседы, в детскую воскресную школу и другие[14]. Это также является способом помочь людям найти Христа.


    Проповедь в средствах массовой коммуникации

    Она занимает особое место в современном душепопечении, ведь телевидение, радио, газеты и журналы пользуются спросом.

    Одним из деятельных пастырей, проповедовавших в СМИ, был митрополит Антоний Сурожский, который выступал и по телевидению, и по радио. Благодаря ему многие люди, лишённые живого пастырского слова, могли услышать Благую весть о Христе. Были и есть другие известные пастыри, проповедовавшие и ныне проповедующие в СМИ, например, епископ Василий (Родзянко), Святейший Патриарх Кирилл, протоиерей Димитрий Смирнов, протодиакон Андрей Кураев, А. И. Осипов и другие.

    Священники участвуют в дискуссиях на различных интернет-форумах, где отстаивают христианские позиции по самым различным вопросам

    В настоящее время Русская Церковь успешно привлекает для проповеди современные информационные средства. Существуют несколько православных телеканалов: «Союз»[15], «Спас»[16], «Радость моя»[17], «Радонеж»[18], а также православно-ориентированный канал «Царьград»[19]. Каждый из них имеет свою направленность, цели и особенности. 
     

    Равным образом существуют и православные радиостанции: радио «Вера»[20], «Радонеж», также епархиальные радиостанции такие как «Воскресение»[21] Екатеринбургской епархии, «Град Петров»[22] Санкт-Петербургской митрополии и другие.

    Уже долгое время в Церкви выпускаются журналы «Фома», «Наследник», «Славянка» и многие другие. В отдалённых районах России они становятся одним из немногих способов миссии для живущих там людей и зачастую заменяют труд пастырей, которых там совсем нет.


    Проповедь в интернете

    Это особый вид современной церковной проповеди. Она может быть самая разная: деятельность священника в социальных сетях, ведение сайта или блога.

    Святейший Патриарх Кирилл относит к душепопечительной деятельности качественное ведение интернет-сайтов и страниц в социальных сетях[23]. Однако председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Р, Легойда верно отмечает ― «полагать, что интернет — спасительный инструмент — наивно. Так как центр и основание всего — Евхаристия; жизнь Церкви созидается вокруг Евхаристии. Есть вещи, которые средствами интернета не передаваемы. Мы должны понимать заведомую ограниченность миссии во Всемирной сети»[24].

    Согласно рекомендациям священноначалия и запросам людей, проповедь священника в интернете может быть следующей:

    ·         во-первых, это создание и регулярное обновление сайта храма, его страницы в социальных сетях, на которых постоянно публикуются новости приходской жизни, общецерковные новости и миссионерские материалы. При желании возможна организация аудио- или видеотрансляции богослужений для тех, кто не может посетить их по разным причинам;

    ·         во-вторых, создание и ведение священником личной страницы в социальных сетях или блогах, на которой он может выкладывать миссионерские и полезные для души материалы, а также общаться с людьми, давать нужные советы, вести диспуты с сектантами, записывать и выкладывать аудио- и видео-лекции, проповеди для общего обзора. Это основывается на том, что проповеди известных святителей и проповедников записывались с давних времён. Таким образом до нас дошли слова, поучения, беседы святителя Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других. Но тогда из-за отсутствия современной техники это делали скорописцы. В наших условиях существуют гораздо лучшие возможности для сохранения в памяти потомков слов известных проповедников;

    ·         в-третьих, священники участвуют в дискуссиях на различных интернет-форумах, где отстаивают христианские позиции по самым различным вопросам.

    Однако и здесь есть свои опасности: сильное увлечение интернетом в ущерб другим своим делам и обязанностям, различные искушения для духовной жизни священника, некомпетентность и безответственность в высказываниях, приносящие вред пастве.


    Церковное пение

    Это совсем необычный инструмент, относящийся к действию слова.Поэтому создание священником хорошего хора в храме является подспорьем в пастырском служении.

    Богослужебное пение хора производит на людей огромный эффект[25]. Даже послы князя Владимира, по преданию, побывав на службе в храме Святой Софии, увидев красоту и благолепие храма, услышав пение хора[26], утвердились в выборе Православной веры.

    Святые отцы напоминают, что «церковное пение есть молитва и что пение молитв должно совершаться благоговейно для возбуждения к молитве стоящих в церкви». И именно священник отвечает за благообразное пение хора[27]. Певчие должны иметь благочестие[28], понимать, что поют, петь внимательно, воздерживаться от греха и вести христианскую жизнь[29]. В противном случае Господь обратит к служителям храма такие слова: люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф. 15:8-9).

    Священник призван разговаривать с прихожанином не только на церковные темы, но и «о жизни», о его бытовых делах, т.к. очень часто человеку больше всего требуется внимание

    В настоящее время всё чаще на приходах появляются народные хоры, расширяется круг песнопений, которые исполняются народом в храме. Митрополит Питирим (Нечаев) вспоминает, что у его отца, протоиерея Владимира Нечаева весь народ пел службу, и «особенно хорошо пели псалмы»[30]. Именно пение, которое занимает в богослужении достаточное место, формирует среди прихожан благоговейную обстановку для молитвы, способствует лучшему восприятию священных текстов, что необходимо в душепопечении.

    Немаловажный аспект пастырского душепопечения — забота о тех, кто отпал от Церкви. С древних времён святые отцы обличали ереси, писали опровержения против них. Святитель Тихон Задонский приводит следующее сравнение: «Пастухи скотину, от стада отлучившуюся и заблудшую, ищут и загоняют в стадо. Так и пастыри должны заблудившегося христианина искать и обращать к стаду Христову»[31].


    Публичные диспуты

    На данный момент проблемой в нашей Церкви является активизация различных сект и неоязычества. В противодействие им создаются центры для помощи людям, попавшим к ним. Одним из способов миссии среди сектантов с помощью слова и являются публичные диспуты с представителями сект и религиозных течений.

    Святитель Иоанн Златоуст говорит как надо обличать упорного еретика: «Без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему»[32]. Святитель Филарет Московский подчёркивал, что еретиков, а значит и сектантов, надо в первую очередь обращать с помощью слова, «силой крепкой веры, любви и самопожертвования»[33], а не с помощью административного аппарата. Поэтому известный миссионер протоиерей Олег Стеняев прибегает к помощи диспутов — спокойному собеседованию с сектантами[34]. Такие диспуты записываются на видео и производят впечатление на попавшего в секту, зароняют сомнение в правильности лжеучения.


    Иные способы использования слова

    В этой статье рассмотрены различные виды проповеди в современном мире. Однако есть ещё некоторые способы пастырского душепопечения, которые также относятся к слову, как инструменту воздействия на душу человека.

    Во-первых, согласно опыту современных священников, это участие священника в жизни прихожанина. Священник призван разговаривать с прихожанином не только на церковные темы, но и «о жизни», о его бытовых делах, здоровье жены и детей, ситуации на работе, поговорить о любимых книгах и фильмах, т.к. очень часто человеку больше всего требуется внимание, иными словами священник может стать другом для человека. То же самое относится не только к прихожанину, но и к человеку, который первый раз зашёл в храм или пока только на пути к воцерковлению. Однако здесь есть своя опасность — перейти определённую грань общения с такими людьми, смутить их чем-то, что может привести к разочарованию человека в священнике.

    Слово поддержки или вразумления необходимо и самому пастырю

    Во-вторых, священник может привлекать духовно образованных мирян для общения с менее воцерковлёнными людьми. Этот способ иногда очень эффективный, т.к. некоторые духовно образованные прихожане, работая в обычной жизни в больницах, школах, на заводах, разговаривают о Боге со своими сотрудниками, подопечными. И их простая беседа иногда намного более действенна, чем общение со священником, который часто не имеет времени, чтобы подробно поговорить с людьми.

    То же самое происходит и в доме Божьем, когда людей, встречает не священник, а прихожане и работники храма. Зачастую они становятся первыми катехизаторами человека, а значит и должны быть подготовлены к этому со стороны священника.

    Иногда священник может поручить попечение о человеке какому-нибудь своему прихожанину. Тот должен быть «старшим братом» для нового прихожанина, помогать ему воцерковляться, отвечать на вопросы, сопутствовать в жизненных делах. Однако здесь священнику нужно быть хорошо уверенным в том, что прихожанин, которому поручена опека, сам имеет неповреждённые знания о Боге и православии.

    Священнику и самому требуется подкреплять свою веру, силы, и знания для дальнейшего служения. Поэтому слово поддержки или вразумления необходимо и самому пастырю.

    Святые отцы дают следующие советы в этом деле. Святитель Феофан Затворник предлагает подкреплять самого себя Священным Писанием[35]. Святитель Филарет Московский советует взять для себя в качестве врачевания слова Христа, а также избрать себе в качестве врача святого, например, святителя Московского Алексия, «дабы его рукою, то есть, посредством его предстательства и его примера, почерпнуть из слова Христова дух и силу Пастыря»[36]. Это также важный аспект в деле самосовершенствования священника: обращение к святому для поддержки и духовного лечения себя.

    Кроме того, для священника может стать необходимым общение со своими собратьями, духовником, архиереем, их совет и поддержка[37]. Архиерей, духовник может по-отечески вразумить, наставить на правильный путь, дать полезный совет; священники — по-братски поддержать. С пастырями-друзьями можно отдохнуть душой и поделиться сокровенным.

    Итак, в данной статье рассмотрен важнейший инструмент пастырского душепопечения — слово. Священное Писание предполагает для священника его использование в деле заботы о человеке. Слово было краеугольным камнем для апостолов. Святые отцы при упоминании об инструментах священника, о способах воздействия на душу человека говорят о необходимости проповеди словом. В истории Церкви слово постоянно звучит и в богослужении, и вне его. При опросе современных священников многие говорили о том, что это наиболее используемый ими инструмент пастырского душепопечения.

    На основе этих опросов, рассмотрении практик различных священников и приходов были выделены современные разновидности использования слова в душепопечении. Во-первых, это различные виды проповеди, беседы. Во-вторых, это проповедь в письменном виде с помощью книг, приходских вестников, стендов и объявлений. В-третьих, это использование современных возможностей для проповеди: телевидения, радио, интернета. В-четвёртых, это применение менее очевидных форм пастырского душепопечения в рамках наставления словом, таких как организация хорошего церковного хора, проведение диспутов с сектантами и других.

    Таким образом, слово является основным применяемым в настоящее время инструментом пастырского душепопечения, однако расхождение слов с делами приводит к негативным последствиям в служении священника. Поэтому взаимосвязь этих двух пастырских инструментов увеличивает возможности священников вести паству к главной цели христианской жизни.

    Серафим Алпатов, чтец

    выпускник Сретенской семинарии

    Ключевые слова: пастырское душепопечение, инструменты, слово, храм, проповедь, помощь, беседы, СМИ, учреждения.



    [1]Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. ― М: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 174.

    [2]Тихон Задонский, свт. Собрание сочинений. Т. 5. ― М., 2014. ― С. 105.

    [3]Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. В 2-х томах. Т. 2. ― СПб: Типография В. Ерофеева, 1893. ― С. 47.

    [4]Антоний Сурожский, митр. О миссионерстве //Записала В.И. Матвеева. ― Лондон, 2000. ― С. 4.

    [5]Практическое руководство по приходскому консультированию. Учебно-методическое пособие. ― СПб: Logos, 2009. ― С. 5.

    [6]Зелененко Александр прот. Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян. ― СПб: Отдел религиозного образования и катехизации, 2006. ― С. 3.

    [7]Священники города Москвы призвали «сохранять и традиционные формы просветительской работы, включая выпуск праздничных и тематических листовок, брошюр, а также, где это возможно, приходских газет» (Постановления Епархиального собрания города Москвы от 21 декабря 2015 года. //URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4302252.html/  (дата обращения: 15.03.2016)).

    [8]В них приводятся евангельские чтения на этот день, тропарь и кондак праздника, краткая история празднуемого события.

    [9]Феофан Затворник, свт. Письма // Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника. ― М: «Даръ», 2008. ― С. 133.

    [10] См. там же. С. 133.

    [11]См.: Моисеев П. Православная беллетристика: Юлия Вознесенская // URL: http://magazines.russ.ru/sib/2009/6/mo12.html / (дата обращения: 23.03.2017).

    [12]См.: Тихон (Шевкунов), архим. «Несвятые святые» и другие рассказы. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа Групп», 2011.

    [13]См.: Свидетельства людей о пользе этой книги // URL: http://www.ot-stories.ru/comments.htm (дата обращения: 13.03.2017).

    [14]См.: Серафим (Димитриу), архим., Ангелики Влахаки, Исидор Стамателос «Церковь позаботится о тебе»: храм Святой Марины в Афинах // Тишкун Сергий, прот. Кабанов И. В. Люди Греческой Церкви: Истории. Судьбы. Традиции. ― М.: Никея, 2015. ― С. 113.

    [15]ТК имеет религиозные передачи: трансляции богослужений, блоки вечерних и утренних молитв. Но остальные передачи не являются чисто религиозными. См.: Сайт телеканала «Союз» // URL: http://tv-soyuz.ru/aboutchannel  (дата обращения: 16.10.2016).

    [16]Совмещает как православные, так и культурные программы. Таким образом, считают своей миссией развитие нравственных и патриотических задач (См.: Православные телеканалы URL:// http://sb-v.ru/tv.html/ (дата обращения: 16.10.2016)). См.: Сайт телеканала «Спас» // URL:  http://www.spastv.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).

    [17]Позиционирует себя как «Детский семейный образовательный телеканал». В их программе можно найти и мультфильмы, и познавательные детские передачи, а также передачи для семьи. См.: Сайт телеканала «Радость моя» // URL: http://www.radostmoya.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).

    [18]Подобно телеканалу «Спас» не считает себя чисто религиозным по содержанию СМИ, но говорит о том, что является православным по духу. См.: Сайт телеканала «Радонеж» // URL: http://radonezh.ru/tv/ (дата обращения: 16.10.2016).

    [19]Этот канал не является сам по себе православным. Они освещают и новости политики, и Церкви, и культуры (Сайт телеканала «Царьград» // URL: http://tsargrad.tv/pervyi-russkij/ (дата обращения: 16.10.2016)).

    [20]Многие священники и православные люди слушают радио «Вера» по дороге на работу и обратно. В их программе: чтение дня, православный календарь, т.е. рассказ о святом, программы, посвящённые культуре, музыка, про паломничества, азы Православия, изучение Библии и прочее. См.: Сайт радиостанции // URL:  http://radiovera.ru/(дата обращения: 16.10.2016).

    [21]См.: Сайт радиостанции // URL: http://www.pravradio.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).

    [22]См.: Сайт радиостанции // URL: http://www.grad-petrov.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).

    [23]Ср.: Святейший Патриарх Кирилл Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2015 года). ― М., 2016. ― С. 15.

    [24]Легойда В.Р. Форум «Пастырское служение и новые медиа: каким путем пойдет Церковь в эпоху цифровых технологий» //URL: http://rublev.com/novosti/pastyrskoe-sluzhenie-i-novye-media--kakim-putem-poidet-tserkov-v-epokhu-tsifrovykh-tekhnologii/  (дата обращения: 15.03.2016).

    [25]Хороший миссионерский эффект производит как богослужебное пение хора Сретенского монастыря, так и его концертные выступления.

    [26]См.: Повесть временных лет // Перевод Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. ― СПб.: ВИТА НОВА, 2012. ― С. 73.

    [27]См.: Иоанн (Максимович), архиеп. Указ клиру и церковным певчим // Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья / Сост. прот. Петра Перекрестова. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. ― С. 540.

    [28]См.: Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. VI. О молитве. ― М.: Издательский дом «Святая гора», 2010. ― С. 86.

    [29]См.: Амвросий Оптинский, прп. Письмо о разумном пении Богу // Собрание писем к монашествующим. ― М.: Директ-Медиа, 2014. ― С. 47.

    [30]Питирим (Нечаев), митр. Свет памяти: Слова, беседы, статьи. ― М: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. ― С. 287.

    [31]Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. ― М., «ДАРЪ», 2007. ― С. 765.

    [32]Иоанн Златоуст, свт. Творения. ― СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. ― С. 762.

    [33]Филарет Московский, свт. Мысли и изречения // Мудрые советы святителя Филарета Московского. — М. 1999. ― С. 440.

    [34]См.: Стеняев Олег, прот. Школа диспута. ― М.: ООО «Три сестры», 2010. ― С. 74.

    [35]Феофан Затворник, свт. Понедельник. Седмица 19-я по Пятидесятнице // Мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. ― М.: Правило веры, 2009. ― С. 280.

    [36]Филарет Московский, свт. Слово в день Алексия Митрополита, и в неделю сыропустную// Сочинения в пяти томах. Т. 3. ― М: Новоспасский монастырь, 2006. ― С. 395.

    [37]Филарет Московский, свт. Мысли и изречения // Мудрые советы святителя Филарета Московского. ― М., 1999. ― С. 416.



    Новости по теме

    Инструменты пастырского душепопечения. Часть 1: История изучения способов пастырского душепопечения в русской богословской науке Серафим Алпатов Передача живого опыта от старших к начинающим пастырям является одним из путей приобщения последних к пастырскому служению. Наиболее надежным источником для нас остается руководство «писаниями отеческими», основанными, в свою очередь, на Священном Писании. Какие же творения святых отцов важны для обобщения пастырского опыта и применения его к современности?
    Исповедь как средство пастырского душепопечения Иеромонах Иоанн (Лудищев) «На совести почти каждого человека есть дела, слова и мысли, в которых он и под ножом не признался бы своим знакомым, – а придет день и час исповеди, и он добровольно все это излагает своему духовнику. Правда, он и духовнику выскажет это только после тяжелой внутренней борьбы и при уверенности, что духовник никому не передаст его признаний; он, быть может, несколько лет уже уклонялся от исповеди потому только, что не мог победить своего стыда, своей гордыни; но если уж он пришел, то распнет себя духовно и расскажет свой грех. Подумай об этом, иерей Божий, и пожалей, полюби человека. Никогда человек не бывает так прекрасен, так мил Богу, как тогда, когда он убивает перед Ним и перед тобою свою гордыню». Митрополит Антоний (Храповицкий)
    Как быть, когда перед нами встает страдание… (по митрополиту Антонию Сурожскому) Монах Иларион (Карандеев) Все мы неоднократно сталкивались со страданием, как своим, так и других людей — близких и дальних, с их бедами и горестями. Но, наверное, не каждый знал, как себя вести в такой ситуации, как терпеть боль самому или как проявить сострадание к другому человеку, чем помочь, что говорить, да и говорить ли вообще, а главное, откуда черпать на это силы?