Преподобный Паисий Святогорец об исповеди и епитимии

Московская Сретенская Духовная Семинария

Преподобный Паисий Святогорец об исповеди и епитимии

Амир Файсал 18617



Духовный опыт преподобного старца Паисия переоценить трудно. Хотя он сам не имел священного сана и не был пастырем, но мысли старца относительно исповеди и практики наложения на кающихся епитимии могут быть полезны не только священникам, но и мирянам, старающимся побороть какой-либо свой грех.

Содержание:

  • ИСПОВЕДЬ КАК СРЕДСТВО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ У ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ
    • Исследование себя
    • Испытание совести
    • Сравнение своих поступков с Евангелием
    • Внимание к замечаниям других людей
    • Всматриваться в других как в зеркало
    • Поддержание ревности о спасении постоянно впадающих в одни и те же грехи
    • Увидеть в исповеди милость Божию

  • ОТНОШЕНИЕ СТАРЦА ПАИСИЯ К ЕПИТИМИИ
    • Терпеливое несение Богом данной епитимии
    • Терпеливое несение добровольно принятых на себя подвигов
    • Исполнение того, что как епитимию налагает духовный отец
    • Мера епитимии подлежит рассуждению духовника
    • Допущение к Причастию

     

     

    ИСПОВЕДЬ КАК СРЕДСТВО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ У ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ

    В деле душепопечения, по слову преподобного Паисия Святогорца, Таинство Исповеди имеет особое значение: в нем человек имеет возможность «вычистить себя от [духовного] мусора»[1], «внутренне упорядочить себя»[2], «привести себя в духовный порядок»[3]. Преподобный уподобляет исповедь перевязке раны, нанесенной грехом. Как солдат, не перевязав раны, «потеряет много крови и умрёт», так и мы: «Если мы получаем раны во время нашей духовной борьбы, то нам нужно не трусить, а бежать к врачу-духовнику, показывать ему нашу рану, духовно исцеляться»[4].

    Такое исцеление состоит в том, что в Таинстве Исповеди «действует Благодать Божия и человек освобождается от греха»[5], что позволяет обрести ему в Боге внутренний покой[6], таким образом, человек «утешается, подкрепляет свои силы и благодатью Божией снова находит решимость для борьбы»[7]. При этом причиной многих тяжелых и скорбных состояний, в которых оказываются люди, является их удаление от исповеди.

    Причиной многих тяжелых и скорбных состояний, в которых оказываются люди, является их удаление от исповеди.

    Как отмечает преподобный Паисий, «удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях»[8]. Если обличаемый совестью и потому находящийся в «скорбном подавленном состоянии» человек не прибегает к исповеди, он «надламывается еще больше, его душат помыслы, он приходит в отчаяние и потом не может подвизаться совсем»[9].

    Потому «человек должен открывать свое сердце духовнику, чтобы снова получать решимость, силу в борьбе»[10]. Вслед за этим «приходит Благодать Божия, и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят тишина, умиротворение»[11].


    Исследование себя

    Преподобный Паисий останавливается на самом значении слова «исповедоваться» и отмечает, что собственно им определяется: «“Открыто признавать, объявлять то, что я имею в себе”. Если ты имеешь в себе доброе, то “испове́даешися Го́сподеви” (Пс. 106:1), то есть славословишь Бога. Имея в себе зло, ты исповедуешь свои грехи»[12].


    Испытание совести

    Увидеть неправильность, греховность своих поступков и признать их человек может в том случае, если он внимательно относится к своей жизни, испытывает свою совесть, наблюдает за собой и исследует себя, поскольку «исследование себя – это самое полезное из всех прочих исследований»[13].

    Богом дан людям «первый божественный закон»[14] – совесть. Для того же «чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику»[15], «должно <…> испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас. Не испытывая свою совесть, человек не получит пользы ни от чтения духовных книг, ни от советов святых Старцев. И даже заповедей Божиих он, не испытывая своей совести, сохранить не сможет»[16].

    Несправедливое представление о самом себе не может способствовать подлинной духовной жизни

    Это связано с воспитанием внимательности в себе, своей духовной жизни: «Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, все прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются – что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого»[17].


    Сравнение своих поступков с Евангелием

    Другим божественным законом, данным людям, является Священное Писание, и потому, как говорит преподобный Паисий, «всякому человеку следует наблюдать за своими помыслами и действиями, чтобы видеть, согласны ли они с заповедями Евангелия. Надо замечать свои ошибки, бороться ради их исправления»[18].


    Внимание к замечаниям других людей

    Для того же, чтобы замечать свои ошибки, преподобный Паисий Святогорец советует человеку прислушиваться к тому, что говорят о нем другие люди: «Хорошо, если человек находит свои недостатки сам, однако и в том случае, когда о них говорят другие, ему тоже не следует возражать. Надо принимать обличение от других с радостью. Ведь можно видеть себя таким, каким тебе хочется себя видеть, а не таким, каков ты в действительности»[19].

    Несправедливое представление о самом себе не может способствовать подлинной духовной жизни. Поэтому «тот, кто позволяет своей ошибке проскальзывать незамеченной или не задумывается о своих недостатках, когда другие говорят ему о них, не может духовно преуспеть»[20]. Как говорит преподобный Паисий, равнодушие, старание, «чтобы осознание ошибки не касалось души, а “пролетало” мимо нее»[21] очень вредит душе: «Нива сердца такого человека ожесточается от равнодушия, и что бы ему ни сказали, что бы с ним ни случилось, его это не трогает, то есть он не чувствует своей вины и не кается»[22].

    Говоря о необходимой внимательности и рассудительности по отношению к словам ближнего, преподобный приводит пример из собственной жизни: «Когда я [будучи еще новоначальным] узнавал, что кто-то назвал меня, к примеру, лицемером, я не говорил: “Да чтоб ему пусто было, раз он говорит такие вещи”, но старался найти причину, побудившую его так про меня сказать. “Что-то здесь неладно, – говорил я, – этот человек не виноват, это сам я был в чем-то невнимателен, дал ему повод, и он неправильно истолковал мое поведение. Ни с того ни с сего сказать такое он не мог. Если бы я был внимателен и вел себя разумно, он не истолковал бы мое поведение так превратно. Я навредил своему ближнему и дам за это ответ Богу”. И сразу же я старался найти, в чем моя ошибка, и исправить ее»[23]. При этом преподобный Паисий подчеркивает, что исследовать следует не то, «почему человек сказал про меня такое: от ревности ли, от зависти или потому, что понял превратно услышанное от других»[24], а свой собственный поступок. Так, преподобный продолжает: «Если, к примеру, кто-то скажет мне жесткое слово, я не могу даже уснуть. И если дело действительно обстоит так, как он говорит, то я огорчусь и постараюсь себя исправить. Но даже если дело обстоит и не так, как подумал и сказал этот человек, то я все равно огорчусь, буду думать о том, что я в чем-то виноват, потому что был невнимателен и соблазнил моего ближнего»[25].

    В этом, как учит преподобный Паисий, важно не останавливаться на том, каким теперь станет отношение к грешнику окружающих, но важна и первостепенна память о Суде Божием: «Я не валю всю вину на ближнего: я задумываюсь о том, как будет судить мои действия Бог, а не то, какими они покажутся людям. Если человек не будет исследовать происходящее подобным образом, то ему ничто не принесет пользу»[26].


    Всматриваться в других как в зеркало

    Ещё одним способом испытания и воспитания себя является обращение к примеру ближнего. Такой способ является, как указывает преподобный Паисий, очень наглядным: «Человек видит себя лучше, когда он смотрится в других, как в зеркало. <…> Наши недостатки – приобретены ли они от собственной невнимательности либо унаследованы от наших родителей – это тоже наша собственность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу, для того чтобы от этих недостатков освободиться. А пока мы от них не освободимся, нам нужно “смотреться” в недостатки нашего ближнего и испытывать, где находимся мы. К примеру, увидев в ближнем какой-то недостаток, надо сразу же сказать: “Дай-ка я посмотрю, может быть, такой же недостаток есть и у меня”. И, если мы действительно обнаружим в себе этот недостаток, нам надо подняться на борьбу, чтобы от него избавиться»[27].

    Я не валю всю вину на ближнего: я задумываюсь о том, как будет судить мои действия Бог, а не то, какими они покажутся людям

    Если же человеку кажется, что у него нет этого недостатка, он не должен успокаиваться в этой мысли, но, по слову преподобного Паисия, должен рассуждать так: «“У меня есть другие – большие недостатки. Этот недостаток моего ближнего, по сравнению с моими, ничтожно мал”. <…> Если человек исследует себя подобным образом, то он видит, что его изъяны больше, чем несовершенства его ближнего»[28].

    Затем человек учится видеть и добродетели ближнего, а видя их, вновь размышлять о себе: «“Дай-ка я посмотрю, <…> есть ли эта добродетель у меня? Нет. Ох-ох-ох! Как же я еще далеко от того [духовного состояния], в котором должен находиться!Совершая такую работу, человек от всего получает помощь, изменяется – в добром смысле этого слова – и совершенствуется. Он получает пользу от святых, получает пользу от подвижников, получает пользу даже от людей мира сего. К примеру, увидев, как мирской человек не берет себя в расчет и приносит себя в жертву, христианин, совершающий над собой такую духовную работу, говорит: “А у меня есть такое любочестие? Где там! А ведь я еще и духовный человек!” И, таким образом, он старается подражать увиденному добру»[29]. В этом, как определяет преподобный, и состоит работа христианина над собой, являющаяся неотъемлемой составляющей его духовной жизни.


    Поддержание ревности о спасении постоянно впадающих

     в одни и те же грехи

    Преподобный Паисий Святогорец отмечает неправильность мысли о том, что человеку, которому пока не удается избавиться от привычки грешить, не имеет смысла приносить покаяние. Здесь он снова подчеркивает значение исповеди в деле спасения человека: «Если, падая и пачкаясь в грязи, мы не очищаем свою душу исповедью, оправдывая себя помыслом, что мы снова упадем и снова испачкаемся, то засохшие слои нашей старой грязи покрываются все новыми и новыми грязными слоями. Очистить всю эту грязь потом непросто»[30].

    Особенно внимательно нужно относиться к грехам, совершенным сознательно, которые старец Паисий называет «грехами по произволению». В них человек должен приносить покаяние, не отчаиваясь, даже если он совершенно «порабощен страстью, пленён ею»[31].

    Как пример терпения и стойкости в борьбе со грехом преподобный Паисий приводит историю, включенную в сборник «Эвергетин» («Благолюбие»), которая рассказывает о подвиге монаха, который «десять лет ежедневно впадал в один и тот же грех, но ежедневно приносил за него покаяние»[32].

    Преподобный Паисий так определяет состояние этого человека: «У него не было дурного расположения, но он не получил помощи, его подтолкнули ко злу. <…> Он боролся, страдал, у него было искреннее покаяние. И в конце концов Бог его спас»[33]. Благодаря своему бесконечному терпению и упованию на милость Божию он получил прощение, поскольку «не отчаялся в своем спасении»[34].

    Переживаемые человеком скорбные обстоятельства его жизни преподобный понимает как епитимию, посылаемую от Бога.

    Этот пример дает возможность преподобному Паисию определить, что, несмотря на тяжесть греха, человеку всегда подается Богом помощь, если он проявляет решимость в борьбе: «У человека может быть доброе расположение, однако если он не получит помощи в детстве и увлечётся злым, то потом ему уже трудно будет подняться на ноги. Человек старается [встать], снова падает, снова поднимается... То есть он борется. Бог не оставит такого человека. Ведь несчастный прилагает собственное малое старание, он просит Божественной помощи и совершает грех незлонамеренно. К примеру, человек выходит в путь, не имея цели совершить грех. Но, идя по этому пути, он подвергается какому-то искушению и впадает в грех. Потом он кается, старается [освободиться от греха], но ему опять устраивают какую-то западню, и несчастный, не будучи расположен делать что-то плохое, снова падает и снова кается. У такого человека есть смягчающие вину обстоятельства. Ведь он не хочет совершать что-то плохое, но увлекается ко злу, а затем кается»[35].

    Потому одной из целей пастырского попечения о кающемся также должно стать подержание в нем ревности в стремлении исправиться и жить по Богу.

    Какой может быть помощь духовника почти уже отчаявшемуся грешнику, также показывает преподобный Паисий. Обращая особое внимание пастыря, насколько важно поддержать имеющееся у человека доброе расположение и стремление исправиться, он дает практический совет: «Необходимо быть очень внимательными. Ведь кто-то, совершив грех, впадает в отчаяние. В этот момент ты можешь его утешить, но, чтобы он не повредился, требуется и его собственное любочестие. Однажды ко мне в каливу пришел юноша, который впадал в плотской грех и не мог освободиться от этой страсти. Несчастный пришел в отчаяние. До меня он был у двух духовников, которые строго пытались объяснить ему, что он тяжело грешит. Паренек потерял всякую надежду. “Раз я знаю, что совершаю грех, – решил он, – и не могу исправиться, то лучше мне порвать все отношения с Богом”. Когда я услышал о том, что с ним происходит, мне стало больно за несчастного, и я сказал ему: “Послушай меня, благословенная душа. Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай ее с того, что ты сделать можешь. Давай посмотрим, что тебе по силам, и ты начнешь с этого. Можешь ли ты ходить в церковь каждое воскресенье?” – “Могу”, – ответил он. “А можешь ли ты поститься каждую среду и пятницу?” – спросил я снова. “Могу”, – ответил он. “А можешь раздавать в милостыню десятую часть от твоей зарплаты или же посещать больных и помогать им?” – “Могу”. – “А можешь ли ты – даже впав в грех – молиться каждый вечер и просить: “Боже мой, спаси мою душу»?” – “Геронда, – сказал мне он, – я буду все это делать”. – “Ну так вот, – говорю, – начинай прямо с сегодняшнего дня делать все, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам”. Несчастный юноша успокоился и не переставая повторял: “Благодарю тебя, отче”. Видишь: у него было любочестие, и Благий Бог помог ему»[36].

    В духовной жизни требуется не сухое применение закона, а Божественная справедливость

    Таким образом, можно видеть, что, как рассуждает преподобный Паисий, пастырь может помочь кающемуся, определив посильный для него подвиг и постоянно поддерживая его в его совершении.


    Увидеть в исповеди милость Божию

    С той помощью кающемуся, которая должна быть оказана ему духовником, связано и необходимое укрепление в человеке готовности видеть и осознавать ту милость, которую оказывает Бог в Таинстве Исповеди: «После исповеди покаявшемуся необходимо любочестное признание [того, что Бог оказал ему милость]. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он от любочестия чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога, но одновременно с этим переживай псаломские слова: “...беззако́ние мое́ а́з зна́ю и гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну” (Пс. 50:5), для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи»[37].

    Обращаясь же к пастырям, старец говорит о том, что священник может и должен укрепить в человеке имеющееся у него доброе расположение: «Будет немало пользы, если духовник станет с любовью говорить приходящим к нему людям о великой любви Божией – так, чтобы в них самих заработало любочестие, чтобы они почувствовали свои ошибки и отказались от своих дурных привычек»[38].

    Само чувство любочестия старец определяет так: «Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утончённости, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку»[39].


    ОТНОШЕНИЕ СТАРЦА ПАИСИЯ К ЕПИТИМИИ

    Терпеливое несение Богом данной епитимии

    Переживаемые человеком скорбные обстоятельства его жизни преподобный понимает как епитимию, посылаемую от Бога. «Верующий исповедуется духовнику, а перед тем, как начать молиться, он смиренно исповедуется Богу, обнажая себя [перед Ним]: “Боже мой, я согрешил, я такой и сякой”. Но одновременно с этим христианин терпит скорби, которые налагаются на него как лекарства»[40].

    На этом преподобный останавливается подробнее: «В одном случае Бог попускает несчастье, чтобы из этого произошло что-то лучшее, в другом случае – в “педагогических” целях. Одни получают воздаяние, другие расплачиваются за грехи – не пропадает ничего. Знайте, что всё, попускаемое Богом, человеколюбиво, даже, к примеру, гибель людей»[41].

    Особо преподобный Паисий говорит о перенесении разных трудных обстоятельств вступившими на путь правильной жизни: «Те, кто прежде жили греховной жизнью, а впоследствии, покаявшись, начали жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваются с прежними долгами. Мы видим, что, когда жившая прежде греховно преподобная Мария Египетская покаялась и изменила свою жизнь, её мучили мирские похоти. Однако, для того чтобы прогнать эти похоти, преподобная вступила в великую борьбу. Диавол говорил ей: “Ну что ты потеряешь, если одним глазком взглянешь на Александрию? Я ведь не подталкиваю тебя бежать туда на гулянки! Ты только немножко погляди на неё издалека!” Но Святая даже и не глядела в ту сторону. Какое же у неё было покаяние! <…> У преподобной Марии, которая мирской жизнью жила, была и брань. Это страдание [от брани] – прижигание греховных ран»[42].

    При этом такой труд брани должен быть лишен жалости к себе. Человеку не следует тяготиться страданием, которое он испытывает в борьбе со страстями, напротив, подобно в том числе и тем святым, которые были великими грешниками, но, покаявшись, достигли святости, он должен с решительностью принять на себя подвиг покаяния.


    Терпеливое несение добровольно принятых на себя подвигов

    «Многие покаявшиеся грешники смиренно подъяли любочестный подвиг, прияли Благодать, стали святыми, и сейчас мы с благоговением поклоняемся им и просим их молитв. А прежде они имели немало страстей, в том числе и наследственных. К примеру, преподобный Моисей Мурин. Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а Благодать Божия посетила»[43].


    Исполнение того, что как епитимию налагает духовный отец

    Для священника, принимающего исповедь, преподобный Паисий полагает следующий совет: «Духовник должен обращаться с кающимися снисходительно, но одновременно ему надо найти к руководимому им человеку такой подход, чтобы тот осознал свои грехи и попросил у Бога прощения»[44].

    На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимии

    При этом старец обращает особое внимание на следующее: «К тем, кто сознательно идет на грех, духовник должен быть неуступчиво строг. Человеку, который побеждается страстью, но после кается, смиряется, склонив голову, просит прощения, духовник должен с рассуждением помогать снова приблизиться к Богу. Ведь многие святые поступали именно так»[45].


    Мера епитимии подлежит рассуждению духовника

    Говоря о важности следовать установленным святыми отцами правилам, преподобный Паисий подчеркивает: «В духовной жизни требуется не сухое применение закона, а Божественная справедливость. Мы видим, что даже Святые отцы учили применять Священные Каноны с большим рассуждением! Василий Великий, самый строгий из отцов нашей Церкви, составивший самые строгие канонические правила, после одного из них – в котором речь идёт о каноническом наказании за какой-то грех – добавляет: “Испытывай не время, но образ покаяния”[46]»[47].

    Вместе с тем, действительно, святителем Василием Великим были составлены церковные правила, касающиеся наложения епитимии и отлучения от Святого Причастия[48]:

    ·                    кровосмесникам – как убийцам[49], на 12 лет[50];

    ·                    прелюбодеям – от 7 до 15 лет[51];

    ·                    убийцам – от 10 до 20 лет[52];

    ·                    мужеложникам – сообразно со временем, прожитом во грехе[53];

    ·                    скотоложникам – сообразно со временем, прожитом во грехе[54];

    ·                    клятвопреступникам – от 6 до 10 лет[55];

    ·                    волшебникам – от 6 лет[56], как убийцам[57];

    ·                    гробокопателям – на 10 лет[58] и т.д.

    Старец Паисий также отмечает: «Духовник, который слишком буквально применяет каноны, содержащиеся в “Пидалионе”[59], может сделать зло Церкви. Представь себе, что духовник берет в руки “Пидалион” и начинает говорить приходящим к нему грешникам: “Так, ну что, какой ты там сделал грех? Ага, такой-то. Посмотрим, что у нас тут написано о подобных случаях? Отлучение от Святого Причастия на столько-то лет! Теперь следующий... А ты что натворил? Ой-ой-ой! Сейчас прочитаем, что тебе за это полагается... Ага; вот такая-то епитимия!”. В этом нет никакой пользы»[60].

    Такая нерассудительная строгость губительна, по мысли преподобного Паисия, «особенно в нынешнюю эпоху... Вместо этого духовник должен возделать в людях любочестие. Сперва он должен работать над собой, чтобы быть в состоянии помогать людям. В противном же случае [своей нерассудительностью] духовник будет проламывать людям головы. “Пидалион” называется так, потому что эта книга руководит человеком ко спасению то одним, то другим способом, подобно тому как кормчий, направляющий корабль к берегу, поворачивает руль то вправо, то влево. Постоянно следуя прямым курсом, не поворачивая штурвал там, где нужно, кормчий посадит корабль на рифы, потопит его и погубит людей. Если духовник использует каноны как пушки, то есть без рассуждения, не беря в расчет конкретного человека, меру и образ его покаяния и подобное этому, то, вместо того чтобы исцелять души, он будет совершать преступления»[61].

    Вместе с тем, стремясь к снисходительности, священник не должен забывать о духовной пользе для кающегося: «Если я вижу, что мое участие, доброта, любовь не идут человеку на пользу, то я <…> бываю вынужден уже не вести себя по отношению к нему с добротой. По [духовному] закону, чем с большей добротой ведут себя по отношению к тебе, тем больше ты должен изменяться, рассыпаться в прах, таять, подобно свече»[62].

    Как к примеру, преподобный Паисий обращается к опыту преподобного Арсения Каппадокийского, который, «будучи духовником, обычно не накладывал на людей епитимии. Он старался привести кающихся в чувство, так, чтобы от любочестия они сами просили его благословения на подвиг на милостыню или на добрые дела другого рода. А когда Преподобный видел одержимого нечистым духом или расслабленного ребенка и понимал, что причина страданий несчастного – его родители, то сперва он исцелял ребенка, а потом накладывал на его родителей епитимию, чтобы впредь они были внимательны»[63].


    Допущение к Причастию

    Налагая на кающегося ту или иную епитимию, священник должен быть особенно рассудительным и учитывать все важные обстоятельства: «Духовник с рассуждением должен определять то, насколько часто должен причащаться верующий, и то, сколько он должен поститься перед Святым Причащением. Всё зависит от того, сколько у человека крепости. Одновременно духовник должен вести человека и к духовному посту – воздержанию от страстей. Интенсивность такого духовного поста тоже нужно регулировать в соответствии с духовной чуткостью человека, то есть согласно с тем, насколько глубоко он осознает свой грех»[64].

    Знание возможностей и обстоятельств жизни каждого человека должно служить руководством священнику в наложении епитимии: «На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимии: одного отлучить от причащения на два года, а другого – на два месяца. Такая большая разница!»[65]. При этом важно, чтобы принесший покаяние понимал, «что наложенная на него епитимия ему поможет. В противном случае какой в ней смысл? Стараясь исправить человека насильно, ты ничего не добиваешься. <…> Желая послать человека в Рай, мы должны не душить его, а помочь ему так, чтобы он сам захотел подъять на себя подвиг. Он должен достичь состояния, в котором он будет радоваться тому, что он живет, радоваться тому, что ему предстоит умереть»[66].

    Духовник должен быть чуток и осторожен, стараясь уберечь кающегося от отчаяния: он «должен иметь в виду и то, какое зло может нанести враг душе чувствительного человека, воздвигая против него брань с целью привести его в отчаяние»[67].

    Так, преподобный Паисий советует, как поступать с наложением епитимии в определенных случаях: «К примеру, человек пал тем плотским падением, которое влечёт за собой отлучение от Причастия на сорок дней. Но на тридцать пятый день этой епитимии диавол снова может низвергнуть человека в тот же самый грех, и если на грешника будет наложена новая сорокадневная епитимия, то диавол возьмёт верх над этой душой, так что она придёт в смущение и отчаяние. В таких случаях после первых дней епитимии духовник может сказать кающемуся: “Смотри, не причащайся ещё одну неделю”, а через неделю благословить ему причащаться за каждой Божественной литургией. Душа человека окрепнет, и он сможет справиться с диаволом»[68].

    Таким образом, основной целью духовного руководства через исповедь является освобождение человека от греха[69].

    Файсал Амир, студент 2 курса магистратуры

    Ключевые слова: исповедь, епитимия, грех, покаяние, вера, духовничество, Причастие.



    [1] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 1. О необходимости духовного руководителя. С помощью исповеди человек освобождается // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [2]Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [3] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [4] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Надо перебинтовать свою рану // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [5] Там же. Глава 1. О необходимости духовного руководителя. С помощью исповеди человек освобождается // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [6] Там же. Глава 1. О необходимости духовного руководителя. С помощью исповеди человек освобождается // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [7] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [8] Там же. Глава 1. О необходимости духовного руководителя. С помощью исповеди человек освобождается // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [9] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [10] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [11] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [12] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Необходимость исповеди // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [13] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [14] Там же. Глава 2. О том, что необходимо попечение о совести. Будем испытывать свою совесть // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [15] Там же. Глава 2. О том, что необходимо попечение о совести. Будем испытывать свою совесть // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [16] Там же. Глава 2. О том, что необходимо попечение о совести. Будем испытывать свою совесть // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [17] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [18] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [19] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо приковывать врага к одному месту и наносить ему удар // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [20] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [21] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [22] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [23] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [24] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [25]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [26]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [27]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [28]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [29]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [30]Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Надо перебинтовать свою рану // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_2_1 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [31]Там же. Глава 1. О том, что грех мучает человека. Грехи по произволению // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3_1_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [32]Там же. Глава 1. О том, что грех мучает человека. Грехи по произволению // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3_1_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [33]Там же. Глава 1. О том, что грех мучает человека. Грехи по произволению // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3_1_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [34] Никодим Святогорец, прп. Эвергетин (Благолюбие). Т. 1. Глава 1. О том, что никогда не следует отчаиваться, даже если ты очень согрешил, но надеяться на спасение через покаяние. 5. Из святого Амфилохия, о том, чтобы не отчаиваться // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/evergetin/1_7 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [35] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 1. О том, что грех мучает человека. Грехи по произволению // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3_1_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [36] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 4. Как относиться к людям, впавшим в отчаяние. Как относиться к людям, впавшим в отчаяние // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_4_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [37] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. После исповеди // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_2_5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [38] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. Рассуждение и опыт духовника // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_2 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [39] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. Раздел II. Добродетели. Часть 3. Благородство и любочестие. Глава 2. Любочестие – любовь большой благодарности. Любочестные люди – это благородные души // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/strasti-i-dobrodeteli-slova-tom5/2_19 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [40] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Необходимость исповеди // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [41] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. Часть 1. О грехе и диаволе. Глава 8. О том, что грех приносит несчастья. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/s-bolju-i-ljubovju-o-sovremennom-cheloveke-slova-tom1... (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [42] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 1. О том, что грех мучает человек // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [43] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. Часть 5. Духовное оружие. Глава 3. Глубочайший смысл жизни. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnoe-probuzhdenie-slova-tom2/6_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [44] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. Рассуждение и опыт духовника // URL : https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_2 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [45] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL : https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [46] Василий Великий, свт. Правила. Правило 84, 74 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [47] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [48]Сильченков Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб // URL: https://azbyka.ru/prakticheskoe-rukovodstvo-pri-sovershenii-prixodskix-treb#a_z8 об епитимьи. (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [49] Василий Великий, свт. Правила. Правило 67 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [50] Там же. Правило 75, 76 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [51] Там же. Правило 58, 77 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [52] На 20 лет: Василий Великий, свт. Правила. Правило 56; на 11 лет: Правило 11; на 10 лет: Правило 57 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [53] Василий Великий, свт. Правила. Правило 62 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [54] Там же. Правило 63 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [55] Там же. Правило 64, 82// URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [56] Там же. Правило 83 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [57] Там же. Правило 65, 72 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [58] Там же. Правило 66 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [59] «Пидалион» – сборник церковных правил и установлений с комментариями и объяснениями.

    [60] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [61] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [62] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. К бесстыдным нужно относиться строго, к любочестным – снисходительно // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [63] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).

    [64] Там же.

    [65] Там же.

    [66] Там же.

    [67] Там же.

    [68] Там же.


    [69] Там же.



    Новости по теме

    «Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 1: «Что такое исповедь и зачем она нужна (по учению старца Паисия Святогорца)». Иерей Василий Родионов Что такое исповедь и зачем она нужна? Этот вопрос возникает, наверное, у каждого человека, начинающего ходить в храм. Но сумеем ли мы, люди, регулярно посещающие богослужения, ответить на него правильно? Самостоятельно — не всегда, но в своих ответах можно опираться на наставления преподобного Паисия Святогорца, которые мы представили вашему вниманию в этой статье.