Инструменты пастырского душепопечения. Часть 3: Слово как инструмент пастырского душепопечения: по Священному Писанию и святым отцам.

Московская Сретенская Духовная Семинария

Инструменты пастырского душепопечения. Часть 3: Слово как инструмент пастырского душепопечения: по Священному Писанию и святым отцам.

Серафим Алпатов 266



Специальных инструментов пастырского душепопечения в данном цикле статей выделяется три: наставление словом, епитимии и аскетические упражнения. Они по своей функции предназначены к прямому пастырскому воздействию на душу человека. Согласно проведённому опросу, эти инструменты по своей важности заняли последовательно: второе, седьмое и восьмое места, о чём будет сказано позднее. В настоящей же статье речь пойдет о наставлении словом.

Основания поучения словом в Священном Писании

Бог всегда обращался к человеку на доступном для его понимания языке. Божественное откровение строилось через слово Божие, разговор, молитву. Воплощением Слова Бога к человеку было второе Лицо Святой Троицы: и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14).

До Его воплощения Бог передавал Свои слова сначала напрямую, разговаривая с Адамом (См.: Быт. 3: 8-9), Авраамом (См.: Быт. 12:1; 15:1) и другими патриархами (См.: Быт. 26:24; 28:13-15; 46:3-4), Моисеем (См.: Исх. 3:3-10 и др.), через которого Бог дал Свой закон израильскому народу. В последующие времена Он передавал Свою волю через судей израильского народа, потом обращался к людям через пророков. Они Духом Божиим возвещали о грядущем пришествии в мир Мессии, Спасителя мира, укрепляли всех людей в надежде на спасение[1]. Пророческое служение закончилось за несколько веков до прихода предсказанного ими Бога Слова. 

Апостолы искали любую возможность для проповеди, их слово звучало везде, где собирался народ

С появлением священников обязанность учить народ закону Божьему пала на них[2]. Ветхозаветные священники, однако, проповедали уже готовый закон, через них не давалось никакого особенного Божественного откровения (см.: Лев. 10:11). Пророки же обличали священников за то, что те недостаточно учили народ (См.: Иер. 2:8; Иез. 34:2).

В Ветхом Завете также есть книги, которые содержат в себе наставления, советы, притчи, изречения мудрых людей (См.: Прит. 1:1-6). Особым образом прославился Соломон, попросивший у Бога мудрости (См.: 3 Цар. 3:12). Эта премудрость человеческая была лишь приготовлением к Истине, которую принёс на землю Бог Слово Иисус Христос.

Господь, проповедуя среди людей, Сам показывал пример наставления людей (См.: Мф. 5:1-3; 10:27; 11:1). После Своих страданий и воскресения Он заповедовал Своим ученикам нести Свет Евангельского Благовестия всему миру, исполнять то, для чего послал Его Отец: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Поэтому апостолы искали любую возможность для проповеди, их слово звучало везде, где собирался народ.

Святые отцы напоминают священнику о непрерывном, постоянном принуждении человека к покаянию

В своих посланиях апостол Павел говорит об обязанностях пастыря: занятиях чтением, наставлением, учением (См.: 1 Тим. 4:13); проповеди слова, причём постоянной, неутомимой[3]; обличении, запрещении, увещании (2 Тим. 4:2). Все эти обязанности связаны со словом.

Образцами[4] проповеди для современных пастырей являются апостольские речи, обращённые к совершенно разным лицам и аудиториям (См.: Деян. 2:14-40; 3:12-26; 4:8-12; 7:2-53; 10:34-43; 13:17-41; 17:22-31; 26:2-23). Отсюда можно увидеть, что они искали любые поводы для проповеди о Христе, даже во время оправдательной речи перед судом. Однако сами апостолы говорят, что не всем следует учить, т.к. это накладывает на человека большую ответственность(См.: Иак. 3:1).

Итак, в Священном Писании постоянно говорится о важности слова. Сначала Бог говорил с людьми напрямую, а затем через пророков Он открывал народу Свою волю. Когда же пришла полнота времени (Гал. 4:4), Бог Сам явился во плоти на земле. Он проповедовал Истину, после же совершения дела спасения человека Господь послал Своих учеников нести всему миру Благую Весть. Они ревностно проповедовали Слово Божие и передали своим преемникам ту же обязанность ― проповеди Спасителя Иисуса Христа.

 

Наставление словом в святоотеческом наследии

Святые отцы, как преемники апостолов, проповедовали Христа во всём мире, помогали людям идти ко спасению при помощи слова.

Каноны призывают пастыря каждый день, а особенно в воскресенье, поучать народ «словам благочестия»[5] на основании Священного Писания и святых отцов. Книга «О должностях пресвитеров» выделяет первой должностью пресвитеров ― «проповедовать слово Божие, не упуская благовременного случая»[6].

В святоотеческих творениях прослеживаются сравнения слова с камнем, направленным против ленивых или чревоугодных овец, отстающих от стада[7], с бичом, которым понуждают к действиям либо рабов, либо животных, чтобы они работали и двигались быстрее[8] или с уздой для слишком горячих и необузданных[9]. Эти образы относятся к строгому слову, потому что оно содействует исправлению человека, так как Господь сказал: кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3:19)[10]. Т. е. святые отцы напоминают священнику о непрерывном, постоянном[11] принуждении человека к покаянию[12], работе над собой, к деланию добра, к борьбе со своими страстями[13], «греметь» в храме против пороков своего времени, например, против праздности, пьянства и распутства[14].

Наставление словом должно быть дифференцированно: для одних ― строгое слово, для других мягкое

Одновременно встречаются образы кроткого слова, как, например, губка или мазь[15] для оздоровления и заживления раны. При этом святые отцы чётко различают кроткое слово с угождением людям, говоря, что пастыри «неспособны корчемствовать словом истины и мешать вино с водой»[16], т. е. не могут объяснять христианское учение с примесью угождения людям, в оправдание их страстей. А также, например, проповедь ради собственного наслаждения, из-за «зависти или соперничества с кем-нибудь»[17], святыми отцами называется торговлей словом[18], потому что такая проповедь может не иметь должного результата ― приведения человека к Богу.

Результаты от действия слова, как и от лечения, могут быть совершенно разные: кто-то может быть исцелён, а у кого-то состояние может ухудшиться, а кто-то просто посмеётся и не будет применять это лекарство к себе[19]. В данном случае это зависит как от опыта и профессионализма священника, так и от того, как сам прихожанин усваивает лечение[20].

Подобно Христу и апостолам, священник должен быть готов учить везде, где есть люди, в любое время суток найти нужные слова для человека, обращаясь к сердцу человека, пробуждая его лучшие стороны, призывая его быть учеником Христа[21]. В случае отсутствия проповеди со стороны пастырей «дьявол входит дерзко в стадо Христово и пожирает христианские души, как кровожадный волк оставленных без охраны овец»[22].

Итак, при рассмотрении святоотеческого мнения относительно наставления словом отметим следующее. Во-первых, слова Христа и апостолов являются началом традиции церковной проповеди, а толкование слова Божия и поучения находятся в рамках святоотеческого наследия. Во-вторых, все святые отцы подчёркивают необходимость употребления слова в качестве инструмента пастырского душепопечения, приводят различные образы, связанные с его действием. В-третьих, как говорится в приведённых источниках, наставление словом должно быть дифференцированно: для одних ― строгое слово, для других мягкое, но в неподходящих ситуациях и то и другое может быть губительным для человека. В-четвёртых, усвоение проповеди зависит не только от священника, но и от настроя самого слушающего.

Серафим Алпатов, чтец

Ключевые слова: пастырское душепопечение, инструменты, слово, проповедь, лечение, наставление, священник.



[1]См.: Леонов Вадим, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. ― М.: Изд-во МП РПЦ, 2013. ― С. 241.

[2]Святитель Димитрий Ростовский, так же, как и святитель Григорий Двоеслов, толкует золотые позвонки на облачении первосвященника Аарона (См.: Исх. 28:35) как прообраз новозаветной обязанности пастыря учить народ Божий (См: Димитрий Ростовский, свт. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского. ― М.: «ДАРЪ», 2008. ― С. 340-341).

[3]См.: Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Второе послание к Тимофею святого апостола Павла // Благовестник. Книга 3. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. ― С. 710.

[4]Для каждой группы людей они подбирают определённые слова и информацию, которая будет близка этой аудитории. Для иудеев проповедь строится на пророках и культуре (чувство патриотизма, родства и исключительности еврейского народа). Во время проповеди язычникам они используют философию, обращаются к культуре язычников, настроены к ним доброжелательно. В проповеди они призывают людей к покаянию и крещению, а также обличают неприятие Иисуса Христа как Мессии.

[5]См.: 19-е Правило VI Вселенского Собора // Канонические постановления Православной Церкви о священстве /сост. Копяткевич Т. А. ― М.: Сибирская Благозвонница, 2015. ― С. 177.

[6] О должностях пресвитеров приходских. ― М.: Сретенский монастырь, 2004. ― С. 5.

[7]См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица / Репринтное воспроизведение издания 1898 г. ― М., СТСЛ, 1994. ― С. 253.

[8]См.: Григорий Богослов, свт. Творения в 6-ти томах. ― М., 1843. Т. 1. ― С. 34.

[9]См. там же.

[10]См.: Киприан Карфагенский, сщмч. Творения. ― Киев, 1879. Ч. 2. ― С. 153.

[11]См.: Иоанн Златоуст, свт. Слово о священстве шестое // Избранные творения. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. Т. 2. ― С. 137.

[12]См.: Илия Минятий, свт. Слово в пятую неделю поста. О покаянии // Проповеди. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. ― С. 72.

[13]См.: Василий Великий, свт. Творения. Т. 1. Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Книга 3. ― М: Сибирская Благозвонница, 2008. ― С. 601.

[14]См.: Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Т.1. ― СПб: Типография В. Ерофеева, 1893. ― С. 179.

[15]См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица / Репринтное воспроизведение издания 1898 г. ― М., СТСЛ, 1994. ― С. 254.

[16]Григорий Богослов, свт. Творения в 5-ти томах. ― М., 1843. Т. 1. ― С. 36.

[17]Василий Великий, свт. Творения. Часть 3. / Репринтное воспроизведение издания 1846 г. ― М., 1993. ― С. 471.

[18]См. там же. С. 468.

[19]См.: Исидор Пелусиот, прп. Творения. Ч.3. ― М., 1860. ― С. 60; Илия Минятий, свт. Слово в пятую неделю поста. О покаянии // Проповеди. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. ― С. 72.

[20] См.: Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский, свт. Записка о детском воспитании // Творения. Кн. 1. / Собраны Иваном Барсуковым. ― М.: В Синодальной Типографии, 1886. ― С. 291.

[21] См.: Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. ― М: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 174.

[22] Илия Минятий, свт. Слово на Евангелие от Матфея. Об апостольском звании // Проповеди. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. ― С. 365.



Новости по теме

Инструменты пастырского душепопечения. Часть 2: Цели, принципы и инструменты Серафим Алпатов Для того, чтобы помочь человеку, пришедшему в храм, надо знать важные составляющие христианства и обращаться к творениям святых отцов Церкви, которые не теряют свою актуальность и в наши дни. Какими способами пользуются современные пастыри для спасения человеческих душ и как им в этом помогают святоотеческие творения? Об этом и пойдет речь.
ЛЕКЦИЯ 3. ПОЧЕМУ В МИРЕ ЕСТЬ ЗЛО? Протоиерей Андрей Ткачев 24 октября 2016 г. в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых в стенах Сретенской семинарии, состоялась 3-я в новом учебном году лекция на тему «Почему в мире есть зло?». Встречу провел протоиерей Андрей Ткачев. По окончании лекции он ответил на вопросы слушателей.