«Явил путь к небесам»: слово в день Вознесения Господня

Московская Сретенская Духовная Семинария

«Явил путь к небесам»: слово в день Вознесения Господня

Святитель Димитрий Ростовский 1250



Господь наш Иисус Христос Своим Вознесением открыл людям дорогу в Небесное Царствие, чтобы все идущие за Ним могли войти туда и быть с Ним в вечности.Вознесся Господь от нас на небо для того, чтобы устроить нам путь на небо и быть нашим путеводителем в горние страны. До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к небу: Никто не восходил на небо, — говорит апостол, — как только сшедший с небес (Ин. 3:13). Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес (Еф. 4:10).
Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым. Угоден Богу был Ной. Праведны были Авраам, Исаак, Иаков, о которых говорит царь Манассия, что они были праведны пред Богом: Не положил покаяния праведным Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе (2 Пар. 36). Непорочен и целомудрен был Иосиф Прекрасный и Моисей, проведший Израиля чрез Чермное море посуху. Свят был и Иисус Навин, остановивший солнце. Святыми были и прочие угодники Божии в Ветхом Завете, как, например, Даниил, муж духовных желаний, заградивший уста львов, три отрока, угасившие молитвой печь вавилонскую, и прочие великие пророки.

Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им.

Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо и никто даже не слышал, есть ли, будет ли для людей путь к небесам. Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им.

Раньше мы вспомнили об Ангелах, которые при Вознесении Господа на небо предшествовали Ему и взывали к горним ангельским чинам так: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Пс. 23:9). Теперь же обратим внимание на то, почему Ангелы, предшествующие Господу, не говорят горним Ангелам: «Откройте, врата, верхи ваши», — но говорят: «Поднимите, врата, верхи ваши», то есть совсем прочь отставьте, совсем сломайте — «поднимите». Разве недостаточно было для входа Господня открыть врата, а непременно нужно было совсем выломать их, отставить и убрать прочь? Какая причина этого? Святой Иоанн Златоуст говорит так: «Ангелы видели, что небеса никогда уже не будут затворенными и что не нужны уже будут врата для небесного Града, потому-то они и не говорят: "откройте врата", но: "поднимите"»[1]

Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо.

Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат — там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены, как пишется об этом в Откровении: Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет (Апок. 21:25). Потому и ключи там не нужны. Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: «Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда открывайте открытое, отпирайте незапертое. Если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь этими ключами, следующие же за Мной свободно войдут и без ключа».

О, как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего. 

Святитель Димитрий Ростовский 

Ключевые слова: Вознесение Господне, двери небесные, ключи Царства.


[1] Источник: Поучение на Вознесение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа // Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. — СПб., Изд. Сойкина, 1910. — С. 306, 308–309.


Новости по теме

«День – для труда, ночь – для молитвы» Андрей Головач Жизнь и чудеса преподобного Амфилохия Почаевского

В XX веке в Почаевской Лавре жил человек, творивший чудеса, подобные новозаветным: он воскрешал мертвых, на глазах у людей исцелял травмы, которые требовали долгих месяцев лечения, изгонял бесов. Его имя – схиигумен Амфилохий (Головатюк) (1894–1971). Юношей преподобный увидел войну, попал в плен, был угнан в Германию, бежал, а, вернувшись на родину, стал иноком столь ревностным, что со временем к его келье потянулись тысячи верующих…
ВЛИЯНИЕ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН НА МОНАШЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. ЧАСТЬ 1 Валерий Мешалкин …Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные, — восклицал ветхозаветный Иаков, пробудившись от известного сна (Быт 28, 16–17). Из его слов мы заключаем, что на земле действительно есть места особого присутствия Божия, с одной стороны, принадлежащие обычной земной реальности, с другой — представляющие собой реальность сакральную.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Георгий Битбунов Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.