О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 1. Хронологическая проблема Ветхого Завета

Московская Сретенская  Духовная Академия

О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 1. Хронологическая проблема Ветхого Завета

Петр Савельев 12751



С каждым годом растет число людей, которые требуют материальных доказательств подлинности текстов Священного Писания. В настоящем цикле статей приведены некоторые данные из области археологии, а также геологии, антропологии, эпиграфики и нумизматики, относящиеся к хронологии библейских фактов. В первой статье рассматривается проблема датировки событий Ветхого Завета.

В ветхозаветных источниках содержится огромное количество исторической информации. Это не только описания событий, но и хронологические данные, касающиеся как тех или иных исторических моментов, так и жизни конкретных людей. Особенно это прослеживается в книгах Бытие и Исход. В них содержатся, в частности, точные даты рождения и смерти ветхозаветных личностей, а это предельно важно для выявления реальности исторических событий. Например, в книге Бытия сказано: дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер (Быт. 5:20) или Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха (Быт. 5:25). Данных такого рода немало в Священном Писании. Но насколько они подлинны? Для этого следует обратиться к археологическим исследованиям и данным смежных наук.

Итак, известно, что перечисленные Иаред, Мафусал и Ламех являются допотопными людьми. В древности на Руси считали, что от Адама до потопа прошло 2 242 года[1]. Однако сейчас мнения ученых и библеистов по данному вопросу расходятся.

Выражения «родил» и «сын» часто могут употребляться даже по отношению к очень отдаленному потомку известного лица.

С одной стороны — данные радиоуглеродного анализа, который используется для определения возраста останков биологического происхождения и порой показывает заоблачные цифры в миллионы лет, с другой стороны — консервативные мнения, которые придерживаются цифры 2 242.

Эти два лагеря спорят не только в отношении допотопного времени, но и периода после потопа. Однако при кажущейся неразрешимости проблемы можно прийти к некоторым компромиссам за счет разрешения противоречий обоих направлений.

В частности профессор МДА С. С. Глаголев говорил, что в некоторых случаях ветхозаветные датировки могли иметь скорее религиозный смысл, нежели хронологический[2]. «Святой Дух не вдохновлял авторов, чтобы основать или уяснить хронологию точную, чтобы представить полную систему дат методически установленных; очень часто, напротив, авторы по внушению Святого Духа совсем отступали от хронологической перспективы»[3], — писал С. С. Глаголев. При этом сам профессор не отрицал богодухновенности цифр Священного Писания.

Для аргументации своего мнения С. С. Глаголев привел некоторые доводы. Например, в книге Бытия написано, что Иаков переселился в Египет с семьюдесятью потомками, но среди этих семидесяти на самом деле были те, кто родился уже в Египте, а не в Ханаане, например, сыновья Фареса (внуки Иуды, брата Иосифа). Как это выяснили?

Из сопоставления стихов 37:2, 41:46, 45:11 книги Бытия можно сделать вывод, что с момента продажи Иосифа в рабство и до переселения его отца Иакова в Египет прошел 21 год. Также из 38 главы книги Бытия видно, что жена упомянутого Иуды родила Ира, Онана и Шелу уже после продажи Иосифа в рабство, а когда два старших сына Иуды умерли, он сказал Фамари, жене старшего, а затем среднего, чтобы она шла жить в дом отца своего, пока не подрастет младший сын Иуды Шела. Прошло много времени (Быт. 38:12), но видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену (Быт. 38:14). И тогда Фамарь, как видим, через много лет, когда вырос третий сын Иуды Шела, зачала от Иуды и родила ему близнецов, одним из которых был Фарес. Поэтому невозможно переселение сыновей Фареса в Египет в числе семидесяти (см. Быт. 46:12), так как Фаресу было намного меньше, чем 21 год.

Из вышеперечисленного можно заключить, что библейской истории не 7 000 лет, как это считали в древности и порой считают по сей день, а более 20 000 лет.

Кроме того, в числе семидесяти переселившихся Моисей упоминает 10 детей Вениамина, хотя в отрывке о прибытии братьев во дворец Иосифа во время голода Вениамина называют отроком (см. Быт. 43:8; 44:30). Получается, что во время переселения Вениамин не мог иметь 10 сыновей.

Из вышеперечисленных фактов профессор С. С. Глаголев делает вывод: «По толкованию число 70 в данном случае выражало идею целости народа Божия, заключенного как в зерне в 70 предках. Цифры, указываемые книгой Бытия при перечислении патриархов, конечно, имели целью показать, что за благочестие дается в награду долголетие; цифры эти, несомненно, ставились без преследования хронологической точности»[4].

Также профессор говорит о том, что выражения «родил» и «сын» часто могут употребляться даже по отношению к очень отдаленному потомку известного лица[5]. Например, сравним: не один ли Ахан, сын Зары, сделал преступление, взяв из заклятого (Нав. 22:20) и но сыны Израилевы сделали преступление [и взяли] из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого (Нав. 7:1–2 и 16–18). Можно сделать вывод, что Ахан только принадлежал к племени Зары, но сыном ему не был[6].

Из вышеперечисленного можно заключить, что библейской истории не 7 000 лет, как это считали в древности и порой считают по сей день, а более 20 000 лет. На этом основании можно найти компромисс между библейской историей и возможной датировкой находок — библейской археологией.

Для примера возьмем город Иерихон. Ученые считают, что ему 7 000 лет. Если придерживаться ограничения, что всей библейской истории 7 000 лет, то появляется несоответствие между библейской историей и данными археологии. Но если брать во внимание точку зрения профессора Глаголева и не придерживаться мнения, что библейской истории 7 000 лет, то мы получим компромисс между Библией и археологией. Кроме того, радиоуглеродный анализ несовершенен, поэтому датировка находок, установленная с его помощью, может быть лишь предположительной. 

Из сказанного выше можно увидеть ошибочность радиоуглеродного анализа и добиться сближения библейской истории и библейской археологии.

В чем же причина неточности данных, полученных при помощи этого метода? «Радиоуглеродный анализ основан на том явлении, что всякий организм — животный или растительный — накапливает в тканях определенное количество радиоактивного угля, который постоянно содержится в атмосфере. Когда организм погибает, накопленная радиоактивность начинает уменьшаться путем произвольного самоизлучения постоянной интенсивности: за 5 720 лет теряется половина ее радиоактивности, а за 11 440 лет — три четверти ее. Чем древнее исследуемый объект, тем меньше в нем содержится С. Однако к 1980-м гг. стало ясно, что метод этот нуждается в существенной корректировке. Дело в том, что физики исходили из предположения, что космические лучи, под воздействием которых образуется С, бомбардируют атмосферу с постоянной интенсивностью, однако в действительности она колеблется»[7].Кроме того, датировка радиоуглеродного анализа порой разнится с датировками дендрохронологического анализа (метод подсчета годичных колец древесных стволов), варвохронологического анализа (методом, основанном на отложениях глины дна ледниковых озер), термолюминесценции (нагрев древней керамики до 400–500 °C, после нагрева она начинает светиться; чем древнее предмет, тем свечение интенсивнее).

Хотя проблема остается до конца не разрешимой, но из сказанного выше можно увидеть ошибочность радиоуглеродного анализа и добиться сближения библейской истории и библейской археологии.

Из-за неразрешимости проблемы нет возможности обратиться к объективным датам, поэтому при рассмотрении библейских событий далее будут использованы общеизвестные факты и некомментируемые общепринятые даты. В двух следующих статьях мы рассмотрим хронологию Пятикнижия Моисея и исторических книг Ветхого Завета.

Петр Савельев

Также предлагаем Вашему вниманию цикл фильмов студии "Неофит", которые посвящены различным  библейским событиям и личностям:




[1] См.: Нестор Летописец, преп. Повесть временных лет. — М.: Родная страна, 2014. — С. 5.

[2] См.: Глаголев С. С. Прошлое человека. — ТСЛ, 1917. — С. 38.

[3] Там же. С. 47–48.

[4] Там же. С. 49–50.

[5] Глаголев С. С. Прошлое человека. — ТСЛ, 1917. — С. 56–58.

[6] Там же. С. 51.

[7] Ростислав Снигирев, прот. Библейская археология. — ТСЛ, 2007. — С. 14.


Новости по теме

«ГЕЛИАНД». ПРОЛОГ. ЯВЛЕНИЕ АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА ЗАХАРИИ Диакон Владимир Василик Впервые на русский язык переведен и здесь приведен фрагмент древнесаксонской поэмы «Гелианд», что составляет основную новизну данной работы. В предисловии рассматриваются общие вопросы создания данного произведения, его поэтики, значения для евангелизации германцев, отражения германской культуры и ментальности эпохи Каролингов.
ЛЕКЦИЯ 14. В ПЛЕНУ ВАВИЛОНСКОМ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА Олег Стародубцев Православные просветительские курсы
Книга пророка Даниила и ее исторический контекст; три чуда с Навуходоносором; Даниил во рву со львами, три благочестивых отрока в огненной печи; рождение иудейской апокрифической апокалиптики; Манифест Кира об освобождении пленников; возвращение Иудеев из плена и строительство Второго храма; последние пророки – Аггей, Захария и Малахия. Лекция и ответы на вопросы.

Дмитрий

Очень интересно. Жду продолжения.

Ответить