Образование и воспитание молодежи: проблемы, обсуждение, выводы

Московская Сретенская Духовная Семинария

Образование и воспитание молодежи: проблемы, обсуждение, выводы

Сретенская семинария 1280



Этот выпуск передачи Владимира Соловьева посвящен проблеме нашего современного образования. Ее участники стараются найти причину безграмотности молодого поколения и ищут возможные выходы из сложившейся ситуации. Кроме того, собравшиеся говорят о том, в чем заключается воспитание, действительно ли дети — такие же, как и взрослые, можно ли заставить человека что-то полюбить и о многом другом.  Третья часть передачи началась словами Владимира Соловьева: «После трагического крушения Советского Союза выросло уже практически два поколения людей, которым, оказывается, уже совершенно не близка культура, сформированная русской классикой. Они, надеюсь, читают, но если читают, то другие книги, смотрят другие фильмы, у них иные культурные коды. Поколение селфи, которое стремится только к деньгам и успехам, предпочитает узко-специальные знания классическому образованию и даже не подозревают, что там, где у одних людей находится мировоззрение, у них самих — пустота. Это наша вина или наша беда? Мы случайно или намеренно развалили образование, которое прививало молодежи если не любовь, то хотя бы знание некоторых произведений Пушкина, Чехова, Толстого… И не слишком ли оптимистично было надеяться, что дети, которые родились в другом веке и в другой стране, будут похожи на своих родителей?..» — так началась эта передача.

В самом ее начале был показан отрывок из видеоролика. Его сюжет таков: молодым людям — студентам разных вузов, менеджерам, индивидуальным предпринимателям, сотрудникам банков, медицинских центров, рекламных агентств и пр. — было задано несколько вопросов, среди которых следующие: «Кого свергли большевики?» и «Продолжите цитату: “Мой дядя самых честных правил…” и “Чувства добрые я лирой…”». Ответы в подавляющем большинстве случаев либо отсутствовали, либо были совершенно невразумительны.

"В нашем обществе нет идеи, ради чего жить, кто мы, куда мы идем, что было в прошлом. Сейчас много информации можно получить через интернет нажатием кнопки, но: чем доступнее информация, тем хуже она усваивается"

Этот сюжет явился отправной точкой споров участников беседы, в которой принимали участие телеведущий Андрей Максимов, Игорь Волгин — писатель, президент фонда Достоевского, епископ Тихон (Шевкунов) — ректор СДС, член совета по культуре и искусству при президенте РФ, блогер Николай Соболев, директор ВШЭ Виталий Третьяков, ректор МПГУ Алексей Лубков, директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, ВРИО директора департамента политики в сфере общ. образования министерства образования РФ Ирина Мануйлова и Андрей Новиков-Ленский — писатель, культуролог.

В ходе беседы ее участники высказывали различные мнения относительно сложившейся ситуации в современном образовании. Все единогласно пришли к выводу, озвученному владыкой Тихоном, что реформа образования, начатая в 90-е годы после распада Советского Союза, провалилась, и ЕГЭ виновато во многом. Но дело не только в этом. Как сказал Игорь Волгин, «в нашем обществе нет идеи, ради чего жить, кто мы, куда мы идем, что было в прошлом. Сейчас много информации можно получить через интернет нажатием кнопки, но: чем доступнее информация, тем хуже она усваивается». Кроме того, нужна мотивация, человеку необходимо понимать, зачем ему нужна преподаваемая информация. Но как это узнать, если прежде всего необходимо понять свое призвание, а это в отсутствие образования сделать невозможно ввиду узости полученных знаний. По этому поводу владыка Тихон высказал интересную мысль: «Наши родители и деды, несмотря на чрезвычайно сложные обстоятельства 20 века, передали нашему поколению великое сокровище русской культуры. Они сумели это сделать. А наше поколение это сделать не сумело — мы ищем себе множество оправданий, но если нет домашнего образования, то школа детям не дает ничего».

«Меня воспитала полоска света, идущая из-под двери кабинета отца»

Таким образом, участники беседы пришли к некоторым общим для всех выводам: во-первых, сейчас необходимо воспитывать учителя, его личность; во-вторых, не надо путать информированность и образование; в-третьих, не стоит забывать одну очень мудрую фразу: «Меня воспитала полоска света, идущая из-под двери кабинета отца». Эти слова говорят о великой роли родителей в воспитании ребенка. И наконец, всем нам необходимо понять: если у общества нет целей, то образования в обществе не будет: человек должен представлять, зачем он появился на свет.


В продолжении темы проблем образования и воспитания предлагаем прочесть статью еп  Тихона (Шевкунова) - 

Кто написал «Войну и мир»




Новости по теме

«ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО СТАТЬ БЕЗДУХОВНЫМ» Игумен Амвросий Коньков В системе духовного образования менять нужно многое, человеческая мысль должна развиваться. Но главное, чтобы духовное образование не стало бездуховным. Нельзя подменять духовность интеллектуальностью. Мы не имеем права потерять свое лицо в современном мире. «Соль имейте в себе. Если соль станет не соленой, что с ней делать?» (ср.: Мк. 9: 50) – спрашивал Христос Своих учеников. А ответ придется держать каждому из нас перед Спасителем еще здесь, на земле.
«НАУЧИТЬСЯ И НАУЧИТЬ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА» Татьяна Шутова Семинаристы должны иметь представление о различных взглядах на этнографические проблемы. Ведь им предстоит трудиться в миру, и они обязаны знать, с каких позиций рассматривать этнические вопросы – в каждой конкретной ситуации. Тем же, кто по воле Божией оказывается во многоэтнических и многоконфессиональных регионах, помимо знаний, необходимы разумная осторожность и трезвое терпение.
ИСТОРИЯ РОССИИ Часть 1. Поворотный момент в истории. 24-26 октября 1917 года Анатолий Смирнов

В смутное время, когда происходит томление душ, смятение ума и теряются жизненные ориентиры, к власти приходят самые решительные, самые беспощадные люди. Такой оказалась тогда партия большевиков во главе с Лениным. Он умел отстаивать свои взгляды, вплоть до предъявления ультиматумов своим соратникам, если они сомневались в его правоте. Ленин также угрожал расправой революционно настроенного народа. Это всегда действовало. Так он вёл себя в октябрьские дни. Он сломил сопротивление нейтральных сил именно языком ультиматума.