АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ИГУМЕН НИКОН (ВОРОБЬЕВ). ПИСЬМА СТУДЕНТАМ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Московская Сретенская Духовная Семинария

АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ИГУМЕН НИКОН (ВОРОБЬЕВ). ПИСЬМА СТУДЕНТАМ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Сретенская семинария



Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов.

Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.), дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу.

Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв.

      

В материале представлены выдержки из писем разных лет, адресованных отцом Никоном (1894-1963) студентам Московской духовной академии. Они были написаны им в городе Гжатске Смоленской области – последнем месте его священнического служения.

 

***

7/XII—61 

Получили твое письмо. Спасибо, что не забываешь нас. Ты не огорчайся за сочинение. Обычно бывает, что когда ждешь  много, получаешь меньше. Причины  этому  разные. <…> 

Это [как очевидно из контекста, речь идет об учебных трудностях обратившегося к отцу Никону духовного чада. – прим. редактора.] — плод ложной постановки духовной школы. Взя­ли механически внешний строй старой школы без его достоинств, без его опытных и образованных преподавателей, без учета нынешних обстоятельств — и спокойны. Даже отношение к учащимся как к лагерникам, а не свободным живым личностям, которым надо всячески помочь утвердиться, прежде всего, в вере, в живой вере в Бога, а не требовать знания на память кучи сырого материала. Доходит ли, не говорю до сердца, а даже до ума хоть один предмет? Делается ли он “своим” для учащегося? Сомневаюсь. Это куча фактов, сырой, не переваренный материал. Хуже того. При малой вере, рассмотрение плотским “лжеименным” разумом духовных истин приводит к снижению значения этих истин. С них снимается покров таинственности, глубины Божественной мудрости. Эти истины делаются предметом “пререкания языков”, чуждым для души учащегося. Вера слабеет и даже исчезает. Из духовной школы и выходит поэтому много самых ядовитых безбожников.

Учащихся перегрузили предметами. Некогда подумать. Программа составлена неправильно. Духовная школа должна: 1) укрепить веру, 2) научить молиться, 3) научить познать себя, свое падение, 4) научить бороться с грехом и с искушениями, как боролись св. Отцы, 5) нау­чить понимать и чувствовать творения св. Отцов, а через них и Евангелие, сделать их своими, родными, близкими сердцу, живыми, отвечающими на все требования ду­ши в лю­бом состоянии, а не предметом изучения, 6) научить смотреть на заповеди Евангелия не как на препятствия к вольной жизни или как хорошую мораль для общественной жизни, а как на путь к нахождению еще здесь, на земле, драгоценной жемчужины, увидя которую, человек с радостью продает все, т.е. все житейские мирские интересы, удовольствия, все, что ценит мiр, все оставляет не по принуждению, а уже по влечению души к этой жемчужине. А найти ее можно каждому, кто имеет веру во Христа и всеми силами старается жить по заповедям Евангелия.

Уже краткое, не полное перечисление задач духовной школы показывает, как далека современная школа от этих задач. Все надо бы переделать, начиная с программ и кончая администрацией, даже с помещениями. Скажут, не такое теперь время. Пусть всего нельзя сделать, а кое-что можно. А главное, всем надо бы иметь в виду эту цель, и что можно со своей стороны – делать, а о прочем скорбеть. Тогда само собой и отношение к учащимся бы­ло бы не такое, как теперь, а как к живым душам, пе­ред которыми все, начиная с ректора и кончая прислугой, должны бы считать себя должниками, не могущими выплатить свой долг.

Сколько интересного можно было бы сообщить студентам из Нового Завета (святоотеческое толкование притч и всех трудных мест, особенно апостола Павла, учение о новом и ветхом человеке, основах духовной жизни, понимание спасения и др.) вместо текстуальной критики и другого пустого времяпровождения, не имеющего никакого отношения к той единственной цели, ради которой пришел Господь, ради которой Он создал Церковь, ради которой только и должны существовать духовные школы. Эта цель – исцеление души человека, спасение. <…>

Да хранит тебя Господь[1].

***

24/III—49

Изучение истории Церкви надо сопровождать изучением, хотя кратким, гражданской истории и, в особенности, житиями тех свв. Отцов, которые жили и действовали в изучаемую эпоху и их творениями, хотя некоторыми. Только тогда изучение будет живое и плодотворное. А изучать сухие только схемы — и скучно, и малополезно.

И очень прошу Колю (передай ему) потрудиться и не унывать, если что и трудно дается. За каникулы и в летнее вре­­мя многое можно подогнать. Пусть просит преп. Сергия о помощи. Преподобный Сергий вначале тоже плохо учился грамоте, но за его молитвы Господь дал ему ра­зум. По­это­му и он поможет тем, кто будет у него просить помощи. <…>

Привет и благословение тебе и Коле. Помолитесь за ме­ня у раки преп. Сергия[2].

 

***

Дорогой…!

11/IX—58 г.

Как ты там подвизаешься? Не выставляйся ни в чем перед товарищами. Без нужды не открывай себя и своего. <…>

Товарищей жалей. Все больны, но скоро не сближайся ни с кем, не поддавайся первому впечатлению, а проверь основательно. Не льсти учителям. Будь прост.

Господь да благословит тебя и вразумит на все благое.

Любящий тебя Н.[3]

 

***

10/IX—58 г.

<…>

Если заметишь, что преподаватели делают ошибку, но она или не имеет большого значения, или всем очевидна, не выявляй ее перед другими, а любовью и снисхождением покрой ее. Если же она важна и нужно тебе уяснить правду, то спроси у преподавателя наедине как учащийся, а не как спорщик. Если он обижается, то вовсе не выявляй и не спрашивай уже никогда ни наедине, ни, тем бо­лее, при других, а ищи ответа в книгах, или напиши мне. Если будешь действовать иначе, то наживешь врагов, и без пользы для себя и других сильно отяготишь свое положение. Очень тебя прошу, послушай меня в этом.

Люди слишком немощны и самолюбивы. Надо щадить их и помнить слова Игнатия Брянчанинова, и применять их в отношении к преподавателям и учащимся, и ко всем...

Будь мудр. Товарищей также не учи; а если кто спросит о чем-либо, то честно отвечай так, как ты считаешь истинным, но решительно отказывайся судить, а тем бо­лее осуждать кого-либо, особенно начальство или педагогов. Это заповедь Евангелия. <…>

Да благословит тебя Господь и сохранит от всякого зла![4]

 

***

3/Х—58 г.

Относительно проповеди. На эту тему есть отличная, с богатым материалом, у Дмитрия Херсонского в треть­ем то­ме. Думаю, что больше тебе ничего не понадобится.

Напиши кратко и мысленно чаще говори в свободное время, говори так, как бы ты говорил товарищу или учителю. Старайся изложить те мысли, какие ты считаешь нужным  сказать, в твоем случае излагай устно то, что ты  написал. Тема такая, что чувство мало будет участвовать. <…>

Ради Бога, не делай ничего по спору или соревнованию. <…>[5]

 

***

24/Х — 59

Во II томе сочинений Антония (Храповицкого) есть интересная статья о проповеди, какова она должна быть, верней, каков должен быть проповедник. Там же и о пастырском богословии, а также интересная статья о Достоевском. Если будет время — просмотри. Очень нужные для вас и преподавателей статьи эти. <…>

Будь здоров, милый. Господь да хранит тебя и благословит на всякое время[6].

 

***

1/Х—60

Получили письмо с темами и приказ №9. Придется тебе играть на скрипке. Смиряйся!

Обе темы очень важные. Их следовало бы разобрать и написать сочинение даже из любви к знанию духовному, а не только по обязанности. Если вздумаешь взять первую тему, то во 2-м т. Игнатия Брянчанинова есть специальная статья об образе Бо­жии и подобии.

Если изложить ее своими словами, то получится прекрасное сочинение. Хорошо бы еще откуда-либо взять, главным образом, примеры для иллюстрации отдельных черт образа и подобия. Например, любовь у мучеников и под. Способность ума у подвижников видеть на огромном расстоянии. Власть над природой и проч. Когда остановишься на теме, сразу начни работать ежедневно. Собери в библиотеке или читальне (должны же открыть) материалы и начни писать.

Постепенно будешь добавлять и исправлять, а не жди под видом сбора материала или будто обдумываешь, не откладывай на будущее. Во время писания будут приходить мысли. Новый материал может возбудить и другие мысли, которые также введешь в сочинение. Постарайся мне ответить на это письмо, и на какой теме ты остановишься. <…>

Пиши, звони, приезжай. Ждем[7].

 

***

20/XI—60

Мир тебе! Получили твои два письма. Спасибо. Хочу сказать тебе о кандидатской работе. На днях я открыл на немецком языке Новый Завет в переводе Лютера. Открылось от Луки гл. 13, о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, и об убитых упавшей Силоамской башней. На мой взгляд, перевод Лютера очень показателен. У него нет понимания покаяния, как понимали это св. Отцы и вся Православная Церковь, поэтому он употребил чисто внешнее выражение: “исправятся”. Это вообще характеризует протестантство. Я помню, когда-то читал Новый Завет на немецком языке в переводе Лютера и много раз удивлялся неточности перевода, уклону в сторону от православного понимания. Теперь я не пом­ню этих мест.

Пишу же тебе это к тому: нельзя ли взять работу — сравнить греческий текст с текстом немецким Лютеровским и указывать различие на протяжении всего Нового Завета. Было бы любопытно и показательно. Поговори на эту тему. Можно ли это сделать и в какой форме? Здесь получилась бы работа и по греческому языку, и по сравнительному богословию. Эта мысль возникла совершенно неожиданно от случайного открытия немецкого Евангелия. Она тебя ни к чему не обязывает, но если заинтересует, то можешь обратиться к Н.К.

Кстати, существуют труды, где до тонкости разбирается значение и оттенки каждого греческого слова в Но­вом Завете. Наверно, есть подобное же и о немецком Лютеровском тексте. Для такой работы надо или иметь эти книги, или хорошо знать оба языка, чтобы не сесть в лужу. Но некоторые резкие разности понятны даже и мне и режут ухо православному человеку.

Не обиделся ли Сарычев от твоего диспута с ним? Не стоит спорить с ними. Старшему трудно уступить, а особенно, в  присутствии посторонних, да еще учеников. Это ты учти и впредь будь осторожен!!! Подвижников теперь нет поч­ти, а жаждущих быть униженными ради приобретения смирения едва ли мы найдем. Сказано: Будьте мудры, яко змии. <…>

Ждем твоих писем[8].

***

7/XII—60

<…>

Печально не столько то, что профессор, инспектор и даже временный ректор Духовной Академии отрекся от Бога, Христа, сколько то, что оскудела страна наша верующими образованными людьми. <…>

С ним [речь идет Александре Осипове, ранее протоиерее, – профессоре Ленинградской духовной академии, в 1959 году публично заявившем об отречении от Бога. – прим. редактора.] случилось то, что предсказал Господь Иисус Христос о тех юродивых, которые слышат Слово Божие, но не исполняют его. Они в силу некоторых обстоятель­ств построили свой дом душевный, но построили на песке, т.е. на внеш­ней обрядности религии, и на расчётах.

Они не углубились в её суть, не сумели войти вглубь души своей, что возможно только при постоянном исполнении всех запове­дей и искреннем покаянии в случае нарушения. В результате этого, при первом сильном искушении дом пал, и было падение его велие[9]. <…>[10]

 

***

21/IX—61

<…>

Научайся видеть и чувствовать истинно христианское и имитацию христианства. «Внешние» этого совсем не понимают и не различают. На лекциях не критикуй личностей, и свои мнения высказывай не как свои, но ссылаясь на мысли святых Отцов или других авторитетов, чтобы не ставить преподавателя в неловкое положение. Можешь потом наедине высказать свои сомнения или иной взгляд, а при других учащихся оставь вопрос открытым. Будьте мудры, как змии, и просты (чисты), как голуби. <…>

Да вразумит тебя Господь на все доброе, оградит от настоящего зла, вредящего спасению души. А бесчестия и гонения принимай как дар Божий, как знак избрания. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их[11].

 

***

28/IX—61

О церковном праве. Постарайся посмотреть и увидеть в нем дух, каким руководились авторы их: собор или отдельные лица. Тогда тебе будет интереснее и понятнее. Иначе церковное право будет утомительным, бесполезным собранием скучных и большей частью неприменимых теперь правил. Там много надо брать памятью. Постарайся для себя объединить их по какому-либо признаку. <…>[12]

 

***

19/Х—61

<…>

Будь здоров. Да сохранит тебя Господь! Смиряй свои протестантские порывы. Можно говорить и скорбеть о неправильной постановке духовной школы, а с частными административными распоряжениями приходится и нужно мириться. Это сбивает нашу гордыню. Любящему Господа вся поспешествуют во благое. Старайся обращать все на пользу. А это будет тогда, когда будешь смирять себя. Образец смирения дал нам Господь Иисус Христос. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. <…>[13]

 

***

3/II—62

<…>

Я тебе не напоминал здесь, но помню послушание, данное тебе: всеми силами отгонять немедленно два помысла[14]. Учись это делать всеми средствами, самое важное из которых — имя Господа Иисуса Христа. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Так и с помыслами, так и с разными скорбями, нападениями бесов или их орудий и даже с болезнями. Приучайся понемногу к невидимой брани. Приобретай опыт, без чего все здание (семинарское, академическое и свое личное) рухнет, и будет падение сие велие. Небо и земля прейдут... и проч. Применяй к себе слова Нового Завета, который вы проходите, и ко всему. С этой точки зрения рассматривай и свое настоящее и будущее, и всей жизни. Многое уяснится. Ищи прежде Царствия Божия, а не личных интересов, тогда приобретешь и то, и другое, а при обратном делании потеряешь и личное счастье и не найдешь Царствия Божия, которое внутри нас, следовательно, и блаженство внутри нас, а не вне. Это ясно и доказано бесчисленными примерами. <…>

Да хранит тебя Господь. Спасайся![15]


***

10/II—62

<…>

Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим о себе мнением. Делай все по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего[16].

 

***

17/II—62

<…>

2. Обязательно прочти о совещании на Родосе (Конференция представителей православных церквей, которая прошла на острове Родос (Греция) с 24 сентября по 1 октября 1961 года и стала первой официальной всех представителей всех православных патриархатов после последнего Вселенского собора 787 года, с 26 сентября по 1 октября 1963 года на острове Родос также прошло совещание представителей Поместных православных церквей. – прим. редактора.) в одиннадцатом номере журнала Патриархии.

Просмотри “Перечень тем предстоящего предсобора”. Очень советую тебе поставить перед Академией (поговори с Остаповым или с кем считаешь нужным) проработать эти темы с православной точки зрения. Выходящие из Академии должны знать точное и подробное решение этих вопросов. <…>

Да хранит тебя Господь![17]

 

***

13/III—62

<…>

14/III. Вспомнил и решил еще напомнить, когда сидишь на лекциях и слушать не хочется, а другим делом нельзя заниматься, почему бы не «упражняться» в молитве Иисусовой? Это слово “упражняться” очень часто люди употребляют, но это доказывает, что употребляющие его не знают, что такое молитва. Человек не упражняться (можно ведь идти и дальше и сказать “тренироваться”!) должен в молитве, а с величайшим благоговением предстоять пред Богом и с сознанием полнейшего недостоинства даже произносить имя Божие, ввергая себя на милость и снисхождение Божие, произносить со вниманием и страхом слова молитвы. <…>

Нравится мне Великий пост![18]

 

***

7/IV—62

Очень жаль, что не удалось мне поговорить с тобой. Я полагаю, что о. П. спросил тебя о том, что не считали нужным готовить, а он намеренно спросил, и ты провалился. Не огорчайся, а смиряйся.

У всех непочатый край высокоумия и самонадеянности. Нужно много-много раз сесть в лужу, чтобы понять свою ограниченность, необходимость постоянной помощи от Бога. Если все си­лы душевные извращены падением, то извращено особенно сильно и сознание своей личности, “Я”. <…>

Благодари поэтому Бога за тройку и подобные случаи, благодари и орудия Промысла, тех, через кого Господь учит нас смирению. Кого любит Господь — наказует... Познавай на опыте истины христианства. Не гоняйся за хорошими отметками. В Академии тебя не оставят при этом начальстве, хотя все в руках Божиих.

Духовная школа дает некоторые теоретические знания христианства. При этих знаниях, имея вполне заслуженное звание доктора богословия, можно совершенно не только не верить во Христа, но и бытие Божие отрицать. Только опыт, реальное общение со Христом дает жи­вую, зрячую веру. Приобретается она многими скорбями, искушениями, падениями и восстаниями и прочее, приводящими сначала к смирению (разные есть степени сми­рения), а потом к духовным дарованиям. Проси у Бога мудрости обращать и грехопадения, и искушения на пользу себе, для роста духовного. А главное, надо всегда искать Царствия Божия, чтобы найти... <…>[19]

 

***

18/IX—62

 Твое письмо получили. Что значит “слишком по-нравственному” звучит тема о значении заповедей? Можно искусственно как угодно изрезать весь Новый Завет. А дело-то в вере и в заповедях. Я бы сказал, что эта тема на злобу дня. Она может быть очень остро направлена против “немцев” и вообще всех протестантов. Но так же будет бить и католиков, потому что восточный Отеческий взгляд признает переделку ветхого человека в нового, а не механическую сатисфакцию за гре­хи.

Если отклонят, то пусть предложит такую тему: “Учение Нового Завета о ветхом и новом человеке”.

Это будет та же тема, что и первая. Опять придется говорить об исполнении заповедей как свойствах нового человека. Преодоление ветхости происходит через веру и делание заповедей, умеренное преодоление спасает, а бо­лее глубокое — приводит к христианскому совершенству.

Аще хощеши спастися — исполни заповеди. Аще хощеши совершен быти...и проч.Это опять же тема В. Она чрезвычайно актуальна и для нас, так как большинство современных христиан не понимают значения исполнения заповедей Евангельских. Для них этомораль, которую они отвергают за трудность или так приспосабливают к сво­им страстям и похотям, и суете житейской, что от Евангельских заповедей ничего Христова не остается. Это хитрость  дьявола, погубляющего мнимых христиан. Двести лет назад Святитель Тихон Задонский писал (в келейных письмах): “Христианство незаметно удаляется от людей, остается од­но лицемерство”. (А теперь что осталось и на Западе, и у нас?). Эти сло­ва приводит (сто лет назад) еп. Игнатий Брянчанинов в письмах к брату своему и предсказывает, что монашест­во скоро будет уничтожено, а вслед за ним та же участь ожидает и Православие. Надо бы руководителям всячески подумать об этом и делать соответствующие выводы! В семинарии и Академии заниматься должны не схоластикой, а действовать на сердце и волю, а не на разум и память только. <…>[20]


***

 23/IX—62

<…>

«Веду бесконечные споры с Глебом». Это крайне неразумно. Если видишь, что он неправ в важном вопросе, то скажи спокойно, что есть иной взгляд у таких-то Отцов или в Свящ. Писании (не говори: «а, по-моему», это очень дешево стоит и затрагивает чужое самолюбие, т.е. достигает обратной цели). Если он этим заинтересуется, то можно указать, объяснить, в чем состоит этот взгляд. Примет он или не примет – дело его. Ты при этом и свой взгляд можешь проверить и выяснить, почему не принимает его Глеб, уяснить, что мешает ему принять правильный взгляд. Это может принести тебе большую пользу. А спорить или осуждать – не дело служителя или борца за истину. Гордость - самая глубокая, самая скрытая, самая труд­­ная, даже для обнаружения, а тем более для искоренения, страсть. Сам Бог гордым противится, потому что гордость коренится в глубине личности и определяет ее, а все прочие грехи находятся на периферии личности, легче усматриваются и легче искореняются. <…>

Тему В. дали жалкую, “механическую”, но она гораздо легче. Никакого творчества. Переливание из пустого в порожнее. Конечно, она дает кое-какие внешние знания. А Евангелие у вас не любят и даже боятся, поэтому всячески избегают касаться сущности христианства.

Тема о значении Новозаветных заповедей настолько актуальна для всего мира, так остро направлена против протестантов и католиков, что надо бы обрадоваться всему Академическому совету и не только утвердить, а еще обещать всячески помогать этой работе. Я разумею истинное восточное, древних св. Отцов понимание делания заповедей, а не такое, о каком говорят и учат у вас на нравственном богословии. Это — пародия на христианство, приспособление евангельских заповедей к мирской языческой жизни для усыпления души и ее погубления, хитрость вражия. Невольно вспомнишь слова свт. Тихона Задонского, что “христианство незаметно уходит от людей, остается одно лицемерство”. Это сказано 200 лет назад. А теперь что? Духовная школа мертва и выпускает окончательных мертвецов. Скоро “мертвые погребут и этих мертвецов”, что уже и делается. Господи, спасай нас всех![21]

***

28/II-63

<…>

Не трать напрасно времени. Не ввязывайся в перевод товарищу. Помочь надо в частных случаях, а взяться всё переводить и не под силу, и грех. «Смелые» люди могут всю работу навязать, и слабые везут нахалов на своем горбе.

Да хранит тебя Господь![22]



[1] Никон (Воробьев), игумен. Письма о духовной жизни. – М.: Отчий дом, 2015. С. 474-477.

[2] Там же. С. 423-424.

[3] Там же. С. 431-432.

[4] Там же. С. 434-435.

[5] Там же. С. 435-436.

[6] Там же. С. 442-443.

[7] Там же. С. 449-450.

[8] Там же. С. 451-452.

[9] Ср. Мф. 7:26-27.

[10] Там же. С. 456-457.

[11] Там же. С. 470-471.

[12] Там же. С. 471.

[13] Там же. С. 472-473.

[14] Блудный и тщеславный.

[15] Там же. С. 482-483.

[16] Там же. С. 486.

[17] Там же. С. 486-487.

[18] Там же. С. 492-493.

[19] Там же. С. 498-500.

[20] Там же. С. 504-505.

[21] Там же. С. 505-508.

[22] Там же. С. 517.

Новости по теме

АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АКАДЕМИИ (1910–1915). ЧАСТЬ 1 С.Н. Постников Сергей Николаевич Постников учился в Московской духовной академии в 1910–1915 годах. Его воспоминания об академии – живое свидетельство студента, каких было сотни, о жизни академии и Троице-Сергиевой лавры тех лет, о ее преподавателях и студентах.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ВОСПОМИНАНИЯ О МИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ЕЕ ПРОФЕССОРА В.К. АНТОНИКА. ЧАСТЬ 1 Иерей Виталий Антоник Свои воспоминания я начну с небольшого рассказа о распорядке дня в Семинарии, который несколько отличался от нынешнего. В 7.30 начиналась молитва, затем завтрак, который обычно заканчивался за полчаса до начала занятий, что давало возможность еще раз просмотреть самый необходимый материал, а порой и вообще подготовить урок. Ежедневно было шесть уроков по 45 минут с перерывом на чай. После занятий – обед. Столовая располагалась на первом этаже по левую сторону от коридора, что в правом крыле Семинарского здания (ныне братский корпус).
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. «Я ОТПУСКАЮ ЕГО С МИРОМ» Протоиерей Николай Агафонов Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году – одно из самых волнующих событий последней четверти XX века. На наших глазах происходило что-то необыкновенно важное. Другими словами, мы чувствовали, что наступает новая эпоха для всей полноты Русской Православной Церкви. Мы видели, как стремительно меняется отношение к Церкви со стороны властей и общества. Стало ясно, что будут открываться новые храмы и монастыри, духовные семинарии и училища. Но где же взять такое количество преподавателей для подготовки новых пастырей и церковнослужителей?

Наталья

...надо всячески помочь утвердиться, прежде всего, в вере, в живой вере в Бога, а не требовать знания на память кучи сырого материала.." Никон- настоящий наставник, заботливый отец.
Спасибо за письма, очень понравились.

Ответить