Христианская Исландия. Часть 1 – Появление христианства в Исландии

Московская Сретенская Духовная Семинария

Христианская Исландия. Часть 1 – Появление христианства в Исландии

Глеб Заика 6444



Первые жители острова были язычниками. Но уже совсем скоро в Исландии произошли уникальные события, приведшие к тому, что все население острова приняло абсолютно чуждую для своего мировоззрения и образа жизни веру – православное христианство.

Сегодня Исландия признается страной с одним из самых высоких в мире уровней жизни.  Казалось бы, откуда на острове у Северного полярного круга условия для комфорта? Однако именно скандинавские государства возглавляют рейтинги самых богатых и благополучных стран на планете. Это заставляет смотреть на Скандинавию с неким трепетом – ведь там практически нет преступности, высокие зарплаты, отсутствует коррупция, а власть реально работает  для комфорта и благополучия граждан.

Самым дальним островом, о котором нам известно, является Туле, где вообще нет ночей в середине лета и нет дней в середине зимы

Однако не все так гладко. Скандинавские страны намного активнее остальных государств поддерживают современные «моральные» нормы, противоречащие православному мировосприятию,  – к примеру, узаконивание и пропаганда однополых «семей» и «браков».

Интересно и то, что уже более тысячи лет Исландия является христианской страной, и подавляющее число исландцев и сегодня признает себя лютеранами.

Власти Исландии благосклонно относятся к развитию православия в своей стране – власти Рейкьявика поддерживают православный приход святителя Николая Чудотворца, насчитывающий сегодня более шестисот прихожан, а на чине закладки первого православного храма в Исландии присутствовал сам президент страны.    

Заселение Исландии 

Не многие знают, что Исландия  – по сути, единственный в мире остров, изначально населенный только православными монахами. Но обо всем по порядку.

Исландия – крупный вулканический остров в северной части Атлантического океана, – стал обитаемым очень поздно: в Средние века, в отличие от других европейских стран, на территории которых к моменту заселения Исландии люди жили уже несколько тысячелетий. Таким образом, спецификой истории Исландии стало отсутствие развития доисторической цивилизации.

Считается, что первыми поселенцами стали немногочисленные ирландские монахи

Однако, исходя из древних источников, можно предположить, что открыта Исландия была гораздо раньше, чем произошло ее заселение: в древних римских и греческих текстах можно найти многочисленные упоминания о некоем острове Туле, находящемся к северу от Британии.Птолемей Клавдий в своем труде «Руководство по географии» пишет: «Самым дальним островом, о котором нам известно, является Туле, где вообще нет ночей в середине лета, а именно когда Солнце проходит через созвездие Рака, и наоборот, вообще нет дней в середине зимы – оба эти периода, как полагают, длятся по шесть месяцев».

Из всех древних ирландских текстов больше всего связана с Исландией легенда о путешествиях святого Брендана

Нет никаких доказательств того, что таинственный Туле, о котором идет речь,  и есть  Исландия, однако именно под этим, самым древним своим названием, она была известна в Средние века. Интересно также и то, что не так давно в Исландии нашли римские монеты, датируемые III веком после Рождества Христова.Считается, что первыми поселенцами стали немногочисленные ирландские монахи, – из всех известных сегодня это самая распространенная версия. Ирландцы приняли христианство раньше многих других североевропейских народов, и скоро монахи из Ирландии стали искать уединенные места для пустынной жизни. Одним из них вполне могла оказаться и Исландия.Из всех древних ирландских текстов больше всего связана с Исландией легенда о путешествиях святого Брендана. Однажды во время плавания святой Брендан со спутниками увидели к северу от себя высокую гору, вершина которой была окутана густым дымом. Когда они подплыли к горе, они едва могли рассмотреть ее, – как стена гора нависала над ними и вся пылала, как горячий уголь. Когда они попытались высадиться на берег, один из спутников святого погиб, как сказано, по воле злых духов, обитавших там.

Когда путешественники смогли отплыть от горы, то увидели, что дым над ней рассеялся, гора выплевывала огонь, и вся ее поверхность, от вершины и до самого моря, была подобна пытающей стене огня.

Ирландские монахи побывали в Исландии более чем за столетие до начала норвежской колонизации

В работе исследователя истории Исландии Йоуна Хьяльмарсона можно найти свидетельства о том, что ирландский монах Дикуил, преподававший в школе во Франции, оставил запись о неких ирландских священниках, проведших некоторое время в далекой земле, которую они называли Туле, – по их словам, совершенно необитаемой.Из этих сообщений понятно, что ирландские монахи побывали в Исландии более чем за столетие до начала норвежской колонизации. Скорее всего, ирландцы жили в Исландии непостоянно, однако несомненно, что в момент появления первых скандинавских викингов они уже были на острове.

В «Книге об исландцах» Ари Мудрый описывает древнейшую историю Исландии и упоминает неких ирландцев, которых викинги называют «папар», то есть «отцы»

В «Книге об исландцах» Ари Мудрый описывает древнейшую историю Исландии и упоминает неких ирландцев, которых викинги называют «папар», то есть «отцы».Однако православное монашество продержалось на острове недолго – вскоре на острове появились первые норвежские поселенцы.
После открытия Исландии люди прибывали на остров целыми семьями. Создавались общины. С собой переселенцы они привозили предметы домашнего быта, семена растений и домашний скот. Дошедшие до нас саги, – произведения литературы древних викингов, – рассказывают нам об их жизни, быте и занятиях, главными из которых были земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Каждая община управлялась вождями, а все спорные вопросы, как и в дружинах викингов, решались собранием старейшин. На тот момент исландцы были язычниками. Но уже совсем скоро в Исландии произошли уникальные для мировой истории события, приведшие к тому, что все население далекого и холодного острова приняло абсолютно чуждую для их мировоззрения и образа жизни веру – православное христианство.

 Продолжение следует...

Глеб Заика, семинарист III курса

Новости по теме

«МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ» О строящемся на Русском Севере храме «без единого гвоздя» Иеромонах Антоний (Ласточкин) О том, как нелегко силами одного поселка построить храм – беседа с иеромонахом Антонием (Ласточкиным) – священником в п. Савинском, благочинным Плесецкого округа Архангельской епархии и полковником, отслужившим 20 лет на космодроме Плесецк.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОТЦА ЕВСТАФИЯ БАСЛЫКА. ЧАСТЬ 1 Протоиерей Евстафий Баслык Виленская Православная Духовная семинария была приравнена к частным школам. Когда впоследствии государство стало реализовывать свой план окатоличивания, полонизации своих непольских окраин, тогда постепенно интернат семинарии был прибран к рукам и перешел на иждивение государства. Тогда все было поставлено на широкую ногу: хорошие кровати, постельное белье, мебель, хорошее питание, – и все это за государственный счет. От учащихся же требовалось лояльное и, мало того, дружественное отношение к польскому государству, овладение польской культурой, проникновение в нее, имеющее своей конечной целью переход сначала в «православные поляки», а потом, со временем, и в настоящие поляки. Как увидим далее, эти полонизаторские планы стали воплощаться в жизнь.