О ТОМ ЖЕ

Московская Сретенская Духовная Семинария

О ТОМ ЖЕ

Николай Васильевич Гоголь 3382



Предлагаем вашему вниманию продолжение письма Н.В.Гоголя А. П. Толстому, глубоко религиозному человеку, чье мнение было особенно авторитетно на Гоголя в последние годы его жизни.

Замечание, будто власть Церкви оттого у нас слаба, что наше духовенство мало имеет светскости и ловкости обращенья в обществе, есть такая нелепость, как и утверждение, будто духовенство у нас вовсе отстранено от всякого прикосновения с жизнью уставами нашей Церкви и связано в своих действиях правительством. Духовенству нашему указаны законные и точные границы в его соприкосновениях со светом и людьми. Поверьте, что если бы стали они встречаться с нами чаще, участвуя в наших ежедневных собраниях и гульбищах или входя в семейные дела, — это было бы нехорошо.

Духовному предстоит много искушений, гораздо более даже, нежели нам: как раз завелись бы те интриги в домах, в которых обвиняют римско-католических попов. Римско-католические попы именно оттого сделались дурными, что чересчур сделались светскими. У духовенства нашего два законных поприща, на которых они с нами встречаются: исповедь и проповедь. На этих двух поприщах, из которых первое бывает только раз или два в год, а второе может быть всякое воскресенье, можно сделать очень много. И если только священник, видя многое дурное в людях, умел до времени молчать о нем и долго соображать в себе самом, как ему сказать таким образом, чтобы всякое слово дошло прямо до сердца, то он уже скажет об этом так сильно на исповеди и проповеди, как никогда ему не сказать на ежедневных с нами беседах. Нужно, чтобы он говорил стоящему среди света человеку с какого-то возвышенного места, чтобы не его присутствие слышал в это время человек, но присутствие самого Бога, внимающего равно им обоим, и слышался бы обоюдный страх от Его незримого присутствия.

Римско-католические попы именно оттого сделались дурными, что чересчур сделались светскими

Нет, это даже хорошо, что духовенство наше находится в некотором отдалении от нас. Хорошо, что даже самой одеждой своей, не подвластной никаким изменениям и прихотям наших глупых мод, они отделились от нас. Одежда их прекрасна и величественна. Это не бессмысленное, оставшееся от осьмнадцатого века рококо и не лоскутная, ничего не объясняющая одежда римско-католических священников. Она имеет смысл: она - по образу и подобию той одежды, которую носил сам Спаситель. Нужно, чтобы и в самой одежде своей они носили себе вечное напоминание о том, чей образ они должны представлять нам, чтобы и на один миг не позабылись и не растерялись среди развлечений и ничтожных нужд света, ибо с них тысящу крат более взыщется, чем с каждого из нас; чтобы слышали беспрестанно, что они — как бы другие и высшие люди. Нет, покамест священник еще молод, и жизнь ему неизвестна, он не должен даже и встречаться с людьми иначе, как на исповеди и проповеди. Если же и входить в беседу, то разве только с мудрейшими и опытнейшими из них, которые могли бы познакомить его с душой и сердцем человека, изобразить ему жизнь в ее истинном виде и свете, а не в том, в каком она является неопытному человеку.  

Покамест священник молод, и жизнь ему неизвестна, он не должен даже и встречаться с людьми иначе, как на исповеди и проповеди

Священнику нужно время также и для себя: ему нужно поработать и над самим собою. Он должен со Спасителя брать пример, Который долгое время провел в пустыне и не прежде, как после сорокадневного предуготовительного поста, вышел к людям учить их. Некоторые из нынешних умников выдумали, будто нужно толкаться среди света для того, чтобы узнать его. Это просто вздор. Опроверженьем такого мнения служат все светские люди, которые толкаются вечно среди света и при всем том бывают всех пустее. Воспитываются для света не посреди света, но вдали от него, в глубоком внутреннем созерцании, в исследовании собственной души своей, ибо там законы всего и всему: найди только прежде ключ к своей собственной душе; когда же найдешь, тогда этим же самым ключом отопрешь души всех. [1]

1. Гоголь Н. В. Авторская исповедь. – М.: Детская книга, 1990. – С. 104 - 106

Новости по теме

«Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших» Николай Васильевич Гоголь Письмо Н.В. Гоголя о защите православия

Это письмо Николая Васильевича Гоголя адресовано А. П. Толстому, глубоко религиозному человеку, чье мнение было особенно авторитетно для писателя в последние годы его жизни
Путями скорби и любви. 16 лет лагерей и ссылки поэта и христианина А. Солодовникова Артемий Бугров «С тех пор, как она на небо ушла в покой голубой, я понял – монашеский жребий предназначен мне был Тобой» – писал в 1920-х годах Александр Солодовников после смерти родителей. Пережив гибель своих маленьких сына и дочери, аресты, тюрьмы, каторгу на молибденовых рудниках, северную ссылку, он не уставал славить Бога.

Нина

Все сказано до души! Вспоминаются слова В. Розанова в переписке с Н.Глубоковским <...>И все -мечется. Все-временно. Все-суета. Все-пустое и вонь , а теплота в сущности и содержится в положении поповских родов в засранных комилавках и т.п., казалось бы , вздоре. Да , ''вздор'' , а почему-то теплого только тут.<...>

Ответить