НОВОЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Московская Сретенская Духовная Семинария

НОВОЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Маргарита Родина 1262



21 июня 2016 года на базе Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (Финансовый университет) состоялся международный семинар-совещание по оценке качества профессионального образования. Организаторами семинара для научных и педагогических работников, проводившегося в рамках работы Летней школы профессионального мастерства Финансового университета, выступили Национальное аккедитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

 

В докладах участников – представителей государственных структур сферы образования и науки, иностранных аккредитационных агентств, администрации Финансового университета – были представлены основные направления развития отечественной системы образования:

1) совершенствование системы независимой оценки знаний студентов;

2) развитие процедур внутренней оценки качества образовательных программ;

3) разработка единых подходов к итоговой аттестации (создание эталонных фондов оценочных средств);

4) определение механизмов проведения аккредитации образовательных учреждений: государственной, профессионально-общественной, а также международной.

Указанные направления фактически являются теми задачами, которые предстоит решить как отдельно взятым учебным заведениям, так и Министерству образования и науки РФ в целом для достижения определенной прежде цели – совершенствование качества отечественного профессионального образования.

Особыми этапами на пути к этой цели призвано стать создание профессиональных стандартов, на которые впоследствии должны быть сориентированы образовательные стандарты нового поколения (ФГОС 3++, ФГОС 4)[1].

В своем сообщении «О новых подходах к качеству профессионального образования» начальник Управления государственных услуг Рособрнадзора Сергей Александрович Банников рассказал о готовящихся нормативных документах, призванных урегулировать систему государственной аккредитации. Речь идет о совершенствовании административных регламентов по государственной аккредитации и лицензированию образовательной деятельности, сверке перечня документов для прохождения аккредитационных процедур, определении порядка работы экспертов и экспертных организаций.  Отдельное замечание С.А. Банникова касалось необходимости наличия экспертов внутри образовательной организации, что позволило бы ей на качественно ином уровне подготовиться к проведению соответствующих мероприятий по аккредитации.

Затронуты в докладе С.А. Банникова оказались и вопросы, связанные с независимой оценкой знаний студентов. Эксперимент, в рамках которого студенты сдают экзамены независимым экспертам - преподавателям других вузов, которые не проводили у них занятия по соответствующим дисциплинам, длится уже более года. Он был начат в январе 2015 года и проводится в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по повышению качества высшего образования через внедрение в деятельность вузов механизмов независимой оценки знаний студентов во время проведения промежуточной аттестации. Также, по мнению экспертов, он позволяет попутно осуществить оценивание качества работы профессорско-преподавательского состава.

Объективной оценке, по мнению представителя Рособрнадзора, должны подлежать знания не только во время промежуточной, но и во время итоговой аттестации. Именно в связи с этим было указано на продолжающуюся в рамках ведомства подготовку эталонных фондов оценочных средств, которые бы помогли определить тот минимум знаний, который в обязательном порядке должен быть продемонстрирован студентами в результате обучения по той или иной образовательной программе.

Отдельное направление работы – повышение качества отраслевого образования. Так,  С.А. Банниковым было упомянуто о привлечении представителей медицинского сообщества к государственной аккредитации вузов, подведомственных Минобрнауки, реализующих программы медицинского профиля.  Это стало одним из первых шагов к созданию системы профессионально-общественной аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ медицинского и фармацевтического профиля. Примечательно, что согласно закону об образовании результаты профессионально-общественной экспертизы могут учитываться при проведении экспертизы государственной. Также речь идет о том, чтобы к процедурам государственной аккредитации в ближайшем будущем может быть привлечена Ассоциация юристов России.

Опытом реализации образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами в своем вузе поделилась с участниками совещания Нелли Михайловна Розина, первый проректор по учебной и методической работе Финансового университета. Она еще раз подчеркнула принципиальную связанность федеральных государственных образовательных стандартов с профессиональными стандартами, которая должна быть обеспечена в дальнейшем. На основе этих усовершенствованных федеральных государственных образовательных стандартов высшими учебными заведениями должны разрабатываться основные профессиональные образовательные программы. При этом в них как приоритетные особенности реализации соответствующих направлений подготовки важно отразить и взаимодействие университетов с потенциальными  работодателями выпускников, и их практическую ориентированность в течение всего учебного процесса.

Поскольку Финансовый университет включен в число вузов, которым дано право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты, Н.М. Розина представила имеющийся у университета опыт создания таких стандартов. В том числе она подчеркнула такую принципиальную особенность подготовленных стандартов, как параллельность компетенций выпускников бакалаврских и магистерских программ. Представленный подход, по мнению разработчиков, позволяет не только выстраивать преемственность образования на двух этих уровнях, но и дает возможность будущему работодателю наглядно продемонстрировать, к какого рода деятельности подготовлен выпускник бакалавриата и магистратуры.

Продолжая тему внутренней оценки качества программ, что в будущем найдет отражение в структуре нового поколения образовательных стандартов, Алексей Николаевич Зубец, руководитель Департамента социологии Финансового университета, рассказал о способах и результатах оценки качества образования в соответствующем учебном заведении. Так, проводимый на сайте университета анонимный опрос «Преподаватель глазами студента» позволяет, по мнению докладчика, выстроить своего рода обратную связь между учащими и учащимися. В качестве критериев оценки деятельности представителей профессорско-преподавательской корпорации могут выступать следующие: пунктуальность, терпеливость, доброжелательность, ясность и доступность изложения учебного материала, практико-ориентированный подход, эффективность использования рабочего времени, объективность, умение поддержать интерес к предмету, стимулирование самообразования. В целом же представление о качестве образование в вузе складывается по результатам анализа ответов студентов на 70 вопросов, касающихся различных сторон жизни университета, как связанных с бытовым устройством учащихся, так и организацией образовательного процесса.

В рамках намеченного перехода к новым образовательным стандартам, согласованным с профессиональными стандартами, важной оказывается оценка соответствующих квалификаций. Вопросам профессионально-общественной аккредитации образовательных организаций по программам высшего образования было посвящено сообщение заместителя руководителя Центра  профессионального образования Федерального института развития образования Аллы Аркадьевны Факторович. Она охарактеризовала сложившуюся на настоящий момент в России систему оценки квалификации, а также указала на ее нормативную базу.

В докладе подчеркивалось, что независимая оценка квалификации – это оценка соответствия профессиональной квалификации соискателя положениям профессиональных стандартов, проведенная центром оценки квалификации. Также А.А. Факторович была обозначена структура профессионального экзамена, состоящего из теоретического и практического этапа, каждый из которых имеет свои процедурные и содержательные особенности. В связи с этим большое значение имеет разработка соответствующих оценочных средств и определение критериев оценки специалистов. В данном случае речь идет о критериально ориентированном оценивании: проверяется соответствие установленным требованиям, в данном случае – требованиям квалификации. Что также оказывается связанным с намеченной гармонизацией профессиональных и образовательных стандартов: это проявляется в том числе и в принципиальной выстроенности компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных) в образовательных стандартах нового поколения в соответствии с профессиональными стандартами.

Независимая оценка квалификации оказывается важна при проведении профессионально-общественной аккредитации образовательной программы, поскольку одним из ее критериев становится именно успешное прохождение выпускниками основной профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации.

Еще одной формой проведения внешней оценки качества образования является аккредитация международная. Механизмы последней были обозначены в докладах сразу нескольких зарубежных представителей аккредитационных агентств, открытых для сотрудничества с российскими вузами: Ирингом Вассером, директором немецкого агентства ISIIN, Норой Сабурскиенэ, директором литовского Центра оценки качества высшего образования (SKVC), доктором Биргером Хэндриксом, представителем немецкого Фонда FIBAA.  Из их докладов можно было узнать как об основных критериях и принципах проведения аккредитации, так и возможностях согласования отечественных и европейских образовательных стандартов, на основании которых международная аккредитация проводится.  Свой опыт привлечения международных экспертов к процедурам оценки качества высшего образования и интеграции системы обеспечения качества высшего образования представили специалисты из Казахстана: Шолпан Муртазовна Каланова, Президент Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, и Алина Бахытжановна Жумагулова, директор Независимого агентства аккредитации и рейтинга.  

Также в рамках первого дня работы семинара-совещания были затронуты проблемы связи общего среднего образования и образования профессионального. Косвенно было указано на необходимость сохранения по возможности высоких требований к уровню сложности заданий единых государственных экзаменов по дисциплинам, что помогло бы выявлять абитуриентов действительно способных к продолжению образования в высшей школе (приветственное слово ректора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Михаила Абдурахмановича Эскиндарова).

Отдельно в ходе семинара экспертами-практиками были рассмотрены вопросы контроля и качества онлайн обучения и возможность применения интерактивных форм обучения и инструментов самостоятельной работы в архитектонике учебного пособия нового поколения. И принципы реализации интернет-курсов, представленные Александром Александровичем Андреевым, заведующим кафедрой «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» Межотраслевого института повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров, и преподавательские наработки профессора кафедры «Прикладная социология» Финансового университета Галиной Георгиевной Силласте дают возможность познакомиться с новыми тенденциями в профессиональной деятельности педагога высшей школы.

Другие специальные вопросы деятельности высших учебных заведений планируется обсудить в течение следующих двух дней работы Летней школы профессионального мастерства.

Преподаватель Сретенской духовной семинарии - Родина М.А.

 



[1] Согласно установлениям Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ.

 



Новости по теме

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «ОБРАЗ БОЖИЙ» В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ Протоиерей Вадим Леонов Образ Божий есть некий нравственно-положительный полюс бытия человека, а человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к нему как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает.
«АКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАНОНИСТОВ И ЮРИСТОВ ПРИНЕСЕТ ДОБРЫЕ ПЛОДЫ И ЦЕРКВИ, И ОБЩЕСТВУ» Протоиерей Владислав Цыпин Будущему священнослужителю без правовых знаний не обойтись. Пастырь обязан владеть основами современного церковного законодательства, поскольку они являются главнейшим ориентиром его деятельности. А элементарные основы каноники нужно преподавать даже в православных гимназиях. И надо стремиться к тому, чтобы светские юридические факультеты вводили церковное право в свои учебные планы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА. ЧАСТЬ 1 Иеродиакон Александр (Урбанович) Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Александра (Урбановича) (научный руководитель – иерей Александр Тимофеев), затрагивающая одну из острых проблем современности – соотношения науки и веры.

Андрей

Комментарий от Ольга

Бумаготворчеству нет конца. Административные регламенты, эталонные фонды оценочных средств, новые поколения образовательных стандартов, общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, критериально-ориентированное оценивание специалистов…- вся эта дребедень наносит огромный ущерб качеству образования. Сколько людей занимается этой ерундой, разрабатывая постоянно меняющиеся стандарты, критерии аккредитации, требования к рабочим программам и ФОСам и т.д! А ведь могли бы пользу Родине приносить…Самый лучший стандарт высшего образования – советский, - который давал возможность профессорско-преподавательскому составу, в первую очередь, думать о качестве преподавания дисциплин и выпускать высокоподготовленных специалистов (а не недоученных студентов-бакалавров).

Ольга,  статья  содержательная,  актуальная,  достаточно  подробно  написанная,  и,   вне  всякого  сомнения,  её  автор  заслуживает  высокой  похвалы.
Может  отчасти  Вы  и  правы,  что  советские  стандарты  были  сильны,  
уровень  выпускника -  специалиста  был  выше,  и  т.д.  и  т.п.
Но  со  счетов  не  нужно  списывать  и  то,  зачем  человек  поступает  учиться  
и  чего  желает  добиться  в  жизни.Если  есть  живой  интерес  стать  мастером  своего  дела,
в  рамках тех  же  бакалавриата  и  магистратуры  можно  немалого  добиться.
Ценности   в  Союзе  тоже  были  иными.
Мой  пожилой  сосед  по улице,  механик,    на  слух  мог  определить  состояние  любого  двигателя,
он  был  специалистом  высшего  разряда,  потому  что  любил  своё  дело.
Если  у  человека  будет  преданность   своему  делу,  система  образования   не  станет  препятствием  на  пути  к  совершенствованию.
Спасибо  порталу  Православие.Ру

Ответить

Ольга

Бумаготворчеству нет конца. Административные регламенты, эталонные фонды оценочных средств, новые поколения образовательных стандартов, общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, критериально-ориентированное оценивание специалистов…- вся эта дребедень наносит огромный  ущерб качеству образования. Сколько людей занимается этой ерундой, разрабатывая постоянно меняющиеся стандарты, критерии аккредитации, требования к рабочим программам и ФОСам и т.д! А ведь могли бы пользу Родине приносить…Самый лучший стандарт высшего образования – советский, - который давал возможность профессорско-преподавательскому составу, в первую очередь, думать о качестве преподавания дисциплин и выпускать высокоподготовленных специалистов (а не недоученных студентов-бакалавров).

Ответить