ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПУБЛИЧНЫХ СОБЕСЕДОВАНИЙ С НАРОДОМ

Московская Сретенская Духовная Семинария

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПУБЛИЧНЫХ СОБЕСЕДОВАНИЙ С НАРОДОМ

Протоиерей Димитрий Богоявленский 2437



Подробная программа духовно-нравственных публичных собеседований с народом

Архимандрит Серафим (Богоявленский), до пострига протоиерей Димитрий Григорьевич Богоявленский

Года три назад, по просьбе и желанию многих сельских пастырей, мною напечатана была в «Московских церковных ведомостях» краткая программа моих публичных бесед с народом. После напечатания такой программы, я начал получать от многих сельских пастырей не Московской только епархии, но и других и даже очень отдаленных, например, с Кавказа, Оренбурга и проч., письма, в которых излагалась просьба о том, чтобы я напечатал подробнейшую программу своих собеседований, которая бы могла служить как руководство для подобных нужных и полезных занятий с народом. С особенной готовностью исполняя просьбы истинных пастырей церкви, а вместе исполняя и свое заявление (так как печатая краткую программу собеседований, я в заключение сказал, что более подробное изложение своих собеседований я постараюсь составить впоследствии), я излагаю, во-первых, подробную программу того, как я вел на беседах рассказы из Священной Истории, чем дополнял их, какие отсюда извлекались наставления (что, конечно, составляет самое существенное в собеседованиях с народом); затем, во-вторых, излагаю подробно как объясняемо было мной народу христианское вероучение, христианские обязанности, а также Богослужение православной церкви.

Когда предприняты были мной (это было в 1871 г.), с благословения покойного Высокопреосвященнейшего митрополита Московского Иннокентия, публичные духовно-нравственные собеседования с народом, то я, прежде всего, прежде других предметов, предложенных для бесед, даже прежде изложения христианского вероучения, изложения подробного, но удобопонятного и притом необходимого, прежде указания на те обязанности, которые следует знать каждому христианину, я счел нужным уделять несколько времени на каждой беседе на рассказы из истории Ветхого и Нового Заветов, чтобы из этих рассказов слушатели поняли, что было бы с падшим грешным родом человеческим, если бы Господь по беспредельной любви Своей к нему, не послал Сына Своего единородного в мир, «да спасется Им мир», и, следовательно, как необходимо веровать в Христа Спасителя всякому, желающему получить царство небесное и жизнь вечную – блаженную, так как нет другого имени под небесами, о нем же подобает спастись, кроме достопокланяемого имени Господа Иисуса Христа.

Рассказы были ведены так.

Рассказы из ветхозаветной истории

Рассказывая о сотворении мира, внимание слушателей главным образом обращено было на всемогущество и премудрость Божию, явленные в творении мира. Оттого-то, так говорено было, Богодухновенные писатели и истинно просвещенные мужи, рассматривая и изучая творение мира, поражались этими свойствами Божиими, и в благодарном восторге восклицали: дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси! Да и Сам Всемогущий и Премудрый Господь, по окончании творения обозрев все сотворенное, нашел, что оно было все в прекрасном состоянии, «и виде Бог, яко добро зело». Прекрасно устроенный мир, как великолепный царский дворец, назначен был для человека, который и сотворен был Богом после всех творений, когда было, если можно так выразиться, приготовлено все, что было нужно человеку, сотворена была первому человеку и помощница. Человек был сотворен по образу и подобию Божию, и он вводится Богом во вселенную, как представитель Его, как владыка, как царь. Первым людям назначено было жилищем – рай, это был прекрасный сад, насаженный Самим Богом, в котором и было блаженное их состояние. Но этого блаженного состояния человек лишился, потерял его, потому что нарушил заповедь Божию, послушав искусителя-дьявола, захотел быть «яко бози». Запрещенный плод погубил его – после грехопадения человек тотчас же духовно умер, а, ведь, Господь предостерегал его – давя заповедь – «в онь же аще день снесте от него, смертию умрете»; грех проник во все существо человека; а правосудный Господь, не найдя в первых людях раскаяния, определил им наказания, обрек их, а с ними и все потомство на изнурительные труды, болезни и смерть, и вот, «единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша» (Рим. 5, 12). После этого Адама и Еву, как недостойных жителей рая, Господь изгнал из него; но по Своему беспредельному милосердию и любви, не оставил их без утешения, и сказал, что «семя жены сотрет главу змия» – искусителя. Этой то надеждой в будущего Искупителя человеков и стали жить первые люди, этой же надеждой жили и все ветхозаветные праведники. Рассказ печальной истории грехопадения наших прародителей, видимо сильно подействовал и тронул слушателей, вследствие чего со стороны их много предложено было вопросов, относящихся к этому горькому событию. Изгнанный из рая первый человек действительно, в поте лица начал добывать себе пропитание, как Господь определил ему, но помещенный прямо рая, и смотря на потерянное блаженное жилище, он постоянно всю жизнь оплакивал свой грех, утешая себя при этом только той надеждой, что его несчастное положение некогда изменится, придет Спаситель в мир, и возведет его опять в первое достояние. Но эта надежда падшего человека на избавителя мира была слишком поспешна. Рождается у Адама сын, и вот, он думает, что этот-то первенец и есть избавитель его, «стяжах человека Богом», сказал Адам при рождении первого сына, и назвал его Каином – приобретением. Но Адам очень поспешил получить избавление от греха, проклятия и смерти; нужно было выстрадать многие, многие годы, чтобы понять, прочувствовать всю тяжесть сделанного преступления, и придти, наконец, грешному человеку к тому убеждению, что исправить свое несчастное положение, без Божией помощи и содействия, он не может. Адам ошибся в своем первенце, скоро разочаровался им – пришлось ему, вероятно, много переносить неприятностей от грубости и непочтительности Каина, так что, когда у Адама родился другой сын, то он назвал его Авелем – плачем, суетою. Потом этот первенец, воображаемый избавитель, сделался братоубийцей. Рассказывая об этом страшном злодеянии, обращено было внимание слушателей на то, как грех сильно и совершенно завладел человеком, и сделал его своим рабом. Правосудный Бог проклял братоубийцу; Каин удалился от своих родителей, основал город, и пошло от него, как родоначальника злого потомство нечистое; утрата же Авеля заменена была родившимся у Адама сыном Сифом, от которого пошло потомство благочестивое. По времени потомки Сифа стали перемешиваться посредством браков с потомками Каина, а эти союзы дали возможность проникать порокам и нечестию, господствовавшим в потомстве Каина, в благочестивое потомство, и дело, впоследствии, дошло до того, что все люди развратились, и пороки, особенно пороки чувственности были так велики, так омерзительны, что когда Господь посмотрел с высоты святыя Своея на беззаконный род человеческий, то сказал: «не имам дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (быт. 6, 3). Нужно было обновить церковь.

И вот, Правосудный Бог осудил развращенный род человеческий на истребление всемирным потопом, чтобы, так сказать, смыть всю нравственную грязь с лица земли. И всемирный потоп действительно погубил все живущее на земле, кроме праведного Ноя и его семейства. После потопа род человеческий произошел от Ноя и трех сыновей его. Но обновленный и очищенный от всех мерзостей мир и род человеческий не долго оставался в чистоте, грех опять показал свою силу, обнаружил свое губительное действие в недостойном поступке против Ноя сына его Хама, за что Ной проклял его. От Хама пошло потомство нечистое – и от этого потомства, как грязного источника, стало разливаться нечестие повсюду, все заражалось и, наконец, дошло до того, что люди совсем забыли истинного Бога, стали почитать тварь за Бога, стали покланяться солнцу, луне и другим тварям. Явилось идолопоклонство, воздвиглись кумирницы, полилась кровь животных и людей перед бездушными истуканами. Нужно было сохранить познание и почитание истинного Бога, нужно было сохранить обетование о семени жены, и произрастить плод от этого семени в каком-либо народе. И вот, на службу эту Господь избирает Авраама, который почти один в это время знал и служил истинному Богу. Господь велит ему оставить отечество и все, что в нем было для него дорого, и идти в ту землю, которую Он покажет ему. Авраам поэтому по воле Божией переселился из земли Халдейской в землю Ханаанскую, переселяясь в которую, Господь и сказал ему, что эту землю Господь отдает ему – Аврааму и его потомству, от этого она и называлась землей обетованною. Чтобы утвердить Авраама в вере, Господь неоднократно здесь являлся ему, обещал произвести от него потомство многочисленное, как звезды небесные; это потомство должно произойти от Исаака, рожденного по воле Божией от Авраама и Сарры в то время, когда они дожили до глубокой старости и не имели прежде детей. Отсюда, с Авраама, указано было слушателям, начинается история избранного Богом народа еврейского, как хранителя истинной веры и всех откровений Божиих, из этого народа и должен был произойти обещанный ожидаемый Мессия – Спаситель рода человеческого. Но так как ветхозаветные праведники жили только верой в грядущего Искупителя, к принятию Которого Бог приготовлял людей через пророчества и прообразования, то в дальнейших исторических рассказах о народе еврейском, было обращено особенное внимание на те лица, предметы и действия, которые имели характер прообразовательный.

Исаак родился, вырос. И вот Господь, чтобы показать веру Авраама в пример потомству, повелевает ему принести в жертву сына Исаака, на котором почивали все обетования Божии. Авраам исполнил волю Божию. Это жертвоприношение прообразовало то, что как Авраам не пожалел для Бога в жертву сына, так и Отец Небесный из любви к роду человеческому не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его на крестную смерть, «да всякий веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный». От Исаака родились Исав и Иаков. От Иакова 12 сыновей, которые были родоначальниками народа еврейского, разделившегося на 12 колен, по числу сынов Иакова. История Иосифа. Переселение евреев в Египет, смерть Иакова, особенности предсмертного его благословения, пророчество о колене Иудином. Бедственное положение евреев в Египте после смерти Иакова и Иосифа. Рождение Моисея к освобождению народа еврейского от рабства египетского, египетские казни, десятая казнь, установление и совершение Пасхи, агнец пасхальный, как прообраз Господа Иисуса страждущего. Выход евреев из Египта по совершении пасхи, преследование их Фараоном; чудесный переход через Черное море; потопление египтян. Странствование евреев в пустыне; небесная пища – манна; синайское законодательство; нарушение завета; устройство скинии; осуждение евреев на сорокалетнее странствование по пустыне; чудеса и наказания, посылаемые Богом на неблагодарный народ еврейский. Медный змей в пустыне, как прообраз Господа Иисуса Христа, распятого на кресте. Смерть Моисея, преемник его Иисус Навин вводит евреев в землю обетованную; чудеса пред вступлением в нее и во время завоевания, разделение ее по коленам. При этих рассказах из истории народа еврейского, как замечено выше, особое внимание слушателей обращаемо было на то, что имело характер прообразовательный, и уясняемо было подробно, обстоятельно.

Судьи народа еврейского и цари: разделение царства на иудейское и израильское. Усилившееся идолопоклонство в царствах по разделении их, прежде в царстве израильском, а потом в иудейском. Пророки, как обличители идолопоклонства и провозвестники наказаний Божиих за это нечестие. Когда ведены были рассказы о пророках, главный предмет предсказаний которых был обещанный Спаситель, то подробно раскрыты были о Нем все пророчества с указанием на исполнение их. Народ еврейский мало вразумлялся увещаниями, обличениями и угрозами провозвестников воли Божией – пророков, и, наконец, мера долготерпения Божия к этому жестоковыйному и неблагодарному народу исполнилась. Царства израильское и иудейское были разрушены. Читая историю народа еврейского, между прочим, говорено было, нужно благоговеть и удивляться долготерпению и милосердию Божию к этому народу, платившему неблагодарностью к благодеявшему Господу. И не смотря на все это, Господь щадил этот народ, берег его и прощал ему все преступления с той единственной целью, что он должен был сослужить службу, для которой Господь избрал его, из этого народа должен был произойти Мессия, и он сослужил службу, выполнил свою миссию; но в конце этой службы совершил ужасающее преступление – пригвоздил на кресте Мессию, избавителя рода человеческого, Господа Иисуса Христа, и Отец Небесный наказал их, отверг от Себя, бросил как непотребный сосуд. И вот это Богом отверженное племя разбрелось по всему свету, но ни одного места, ни одного государства до сего времени не может назвать своим и не может сказать: «это мое отечество». Над этим племенем видимо тяготеет проклятие Божие до сего времени, да и будет, конечно, до тех пор, когда евреи убедятся и уверуют, что нет иного имени под небесем, которым можно спастись, кроме достопоклоняемого имени Господа Иисуса Христа. Над ними более чем очевидно исполняется приговор, произнесенный ими самими над собой: «не имамы царя, токмо кесаря; кровь Его на нас и на чадах наших». И, странное дело, этот народ нигде и ни в ком не встречает к себе расположения, а напротив, почти от всего человечества пользуется полным презрением, конечно, не без исключений, есть ведь и жидофилы и туркофилы. Всеобщее нерасположение к этому народу сложилось в силу тех качеств, которые составляют главную основу души еврейской, без которых еврей, кажется, и существовать не может, именно: пронырливости, хитрости, лукавства и обмана. Племя еврейское где не селилось, и не принося туда с собой ничего, кроме указанных качеств, делалось для населяемой ими местности буквально паразитом, высасывающим все соки из бедного населения. Куда ни являлся, куда ни селился этот народ, он приносил с собой совершенное обеднение краю. Но довольно о христоубийцах!..

Царство израильское разрушено прежде иудейского Салманассаром, царем ассирийским, и после разрушения оно уже на страницах истории не встречается, как ненужное – оно исчезает бесследно. Народ израильского царства отведен был отведен был в плен и рассеян по всему лицу земли, а вместо их в земле израильской поселены были язычники, которые в скором времени приняли часть верований и обрядов иудейских, верования и обычаи, отчего и образовался так называемый раскол самарянский. Царство иудейское разрушено было, спустя сто лет после израильского, Навуходоносором, царем вавилонским. Иерусалим был разорен, знаменитый храм, построенный царем Соломоном, сожжен, все священные сосуды и все драгоценности были взяты Навуходоносором; большая часть народа была отведена в плен – в Вавилон, и в этом горьком для народа еврейского плене они пробыли 70 лет. Рассказывая о пленении вавилонском, обращено было внимание слушателей на то, что этот плен был полезен не только для иудеев, но и для язычников. Для иудеев плен полезен был в том отношении, что они, находясь в нем, и перенося и претерпевая различного рода притеснения, обиды и т. п. от язычников, сознали свои грехи и беззакония – сознали, прочувствовали, как они прежде прогневляли Господа благодеющего своим отступлением от Него, и потому здесь они совершенно исправились, уцеломудрились, и возвратясь из плена более уже не поклонялись идолам. Для язычников же от плена вавилонского, в котором находились евреи, польза была та, что Бог, ведомый до этого времени только в Иудее, стал известен с этого времени и миру языческому; язычники стали познавать истинного Бога, поражаясь особенно теми чудесами, которые Господь творил в Вавилоне через избранных Своих. Кроме этого, иудеи находясь в плену, и имея сношения с разными языческими народами, передали им все пророчества и все, относящееся до Мессии, чем и был приготовлен народ языческий к этому величайшему мировому событию – к явлению величайшего Учителя, Примирителя и Искупителя падшего человека. Оттого-то мы и видим, как показывает нам всемирная история, что перед пришествием в мир Христа Спасителя было и в мире языческом ожидание великого Царя Преобразователя, видим, что осознана была нужда в высшей помощи, помощи не человеческой между самыми тогдашними учеными людьми, философами, которые пришли после самой усиленной, напряженной умственной и нравственной работы над собой и над всем окружающим, к убеждению, что человечество своими силами нравственно исправить, усовершенствовать себя не может. И так, по достижении этой двоякой цели и пользы через плен вавилонский, Господь возвратил иудеев в Иерусалим, где они построили, по возвращении из плена, второй храм. При преемниках Александра Македонского, при Птоломее Филадельфе был сделан перевод священных книг с еврейского языка на греческий. Этот перевод, сказано было, важен для нас в том отношении, что перевод Библии на славянский язык сделан был с перевода 70 толковников. В этот период времени иудеи были малочисленны и не имели хорошо организованного войска, а потому и нападали на них разные языческие народы, от которых они терпели тяжелые притеснения и гонения, но самое жестокое гонение они претерпели от сирийского царя Антиоха Епифана, который осквернил иерусалимский храм, поставил в нем идола, заставлял приносить ему жертвы и есть идоложертвенное. Но нашлись между иудеями люди, которые пролили кровь свою за истинную веру – это мученики Маккавеи. При этом рассказе опять сделано было напоминание о пользе плена вавилонского. Из рода Маккавеев восстали потом люди на защиту истинной веры, свергли иго сирийское, и после этого, в лице первосвященника сосредоточилась и гражданская власть, домогательство которой впоследствии породило между иудеями множество раздоров; эти-то раздоры и неурядицы и дали римлянам, которые были в это время всесветными владыками, возможность вмешаться в дела иудеев, которые и были покорены римлянами. Иудея сделалась римской провинцией. Царственная династия из колена Иудина прекратилась, правители в Иудею были присылаемы из Рима, язычники; седмины Данииловы тоже приходили к концу. И вот, теперь, по исполнении пророчеств, иудеям стало очевидно, что время пришествия Мессии близко – чем они утешали себя в горьких обстоятельствах своей жизни. Но, к несчастью для них, понятие о Мессии составлено было ими неправильное, так как они в последнее время, пред пришествием Спасителя в мир, подпали, подверглись чужеземному владычеству и от своих повелителей нередко подвергались обидам, притеснениям, гонениям, – то иудеи и составили себе понятие (неправильно понимая и объясняя те пророчества, в которых говорилось о славном царстве Мессии), как царе завоевателе, который освободит их от владычества римлян, завоюет всю землю, отведет им самые лучшие места, и под Его правлением они будут блаженствовать. Спаситель, действительно, скоро явился в мир, но в диаметрально противоположном состоянии – в поразительном смирении и уничижении, и прямо и торжественно заявил, что царство Его несть от мира сего. При этом обращено было внимание слушателей, что Спасителю и нужно было явиться, жить на земле и действовать в состоянии крайнего смирения, так как Он пришел спасти человека, падшего от гордости. Этим и закончена была Ветхозаветная история.

Рассказы из Новозаветной истории

Приступая к рассказам Новозаветной истории было признано нужным прежде всего сказать, что обещанный Спаситель мира так долго после грехопадения первых людей не приходил на землю потому и для того, чтобы род человеческий совершенно приготовился к принятию Его, чтобы падшим человеком сознана была необходимость в помощи высшей, сверхъестественной, чтобы человечество убедилось, что исправить себя, при самой усиленной работе и умственной, и нравственной, оно не может. И вот, когда род человеческий дошел до такого состояния – когда ожидание великого Примирителя и великого Учителя сделалось всеобщим, Спаситель мира и является, чтобы совершить добровольно принятое Им на Себя дело – искупления рода человеческого. Но перед самым явлением Господа Иисуса Христа в мир для этого величайшего дела, послан был пред этим всемирным событием от Бога человек, который приготовлял людей к принятию Спасителя – это Иоанн Предтеча. Рассказано поэтому было о его рождении, о строгом образе жизни и о том, как он приготовлял людей к принятию Мессии, уча и проповедуя, явясь из пустынного своего уединения по повелению Божию на берегах Иорданских, и в своем месте сказано было, о его мученической кончине за правду, за истину, и тут же было обращено внимание слушателей, что права святой истины попираются и ныне очень и очень часто, за которую, то есть, за восстановление прав попираемой правды и истины, ратоборцам приходится терпеть и переносить много неприятностей, лишаться иногда мест, должностей – но зато блаженны, ведь изгоняемые за правду – таковых царство небесное!.. Затем, излагалось сказание о Пресвятой Деве Марии, Ее рождении, воспитании при храме Иерусалимском с приличными и нужными при этом постановлениями для христианских родителей и детей; обручение Пресвятой Девы с Иосифом, хранителем Ее девства; благовещение от Архангела о рождении от Нее Спасителя мира, о Ее глубоком при этом смирении, преданности и покорности воле Божией – на эти качества, как самые важнейшие и для каждого христианина, указано было слушателям с тем, чтобы всеми силами старался каждый верующий украшать душу свою этими Боголюбезными качествами – на кого воззрю, говорит Господь устами еще древнего пророка, токмо на кроткого, молчаливого и трепещущего словес Моих. Свидание Пресвятой Девы Марии после Архангельского благовещения с праведной Елисаветой. Рождество Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа; при рассказах об этом важнейшем мировом событии, обращено было особенное внимание слушателей, что вот до чего довел грех прародительский, что Царь неба и земли единственно по беспредельной любви к людям, чтобы избавить их от греха, проклятия и смерти, является в мир в самом смиренном рабском состоянии; Он, имеющий престол небо и подножие землю, рождается в убогом вертепе и полагается в яслях; Он, дающий всем жизнь и дыхание, и все, согревается дыханием животных, и во всю жизнь потом не имеет где главы подклонить; Он, Которому со страхом и трепетом служат небесные силы, смирил Себя, послушлив быв воле Отца Своего Небесного, даже до смерти, смерти же крестной. После таких рассуждений, введен был рассказ о том, что о рождении Божественного Искупителя первые узнали и поклонились Ему люди низкого происхождения – пастухи, получившие радостную весть от Ангелов, что родился Спас мира – Христос. Родившийся Богочеловек-младенец подчиняется всему; и совершается над Ним все, чего требовал обрядовый закон Моисеев и во всю жизнь потом Он не нарушал ветхозаветных обрядов, и говорил, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить. Но злоба людей или, правильнее сказать, древняя злоба – дьявол, действуя через людей, начинает преследовать Его – величайшего благодетеля человечества от первых дней земной Его жизни. Злоба Ирода, при поклонении волхвов родившемуся Спасителю, доводит Святое семейство до того, что оно, по велению Божию, бежит в Египет, и остается там до смерти Ирода, после которой возвращается в свое отечество и поселяется в Назарете, где и проводит Спаситель 30 лет Своей жизни, и от проведенной 30-летней жизни в Назарете, Он получил прозванье от современников Иисуса Назарянина, то есть, жителя Назарета. Живя в Назарете 30 лет, как честный человек, Иисус Христос добывал пропитание трудами рук Своих и, таким образом, Своим примером освятил честный труд и занятия человеческие , и был в совершенном поминовении у Своей Пречистой Матери и названного отца Своего, праведного Иосифа – вот пример для христианских детей: почитать, повиноваться и слушаться своих родителей. Когда же настало время открыто явиться Ему в мир, как Божественному учителю и Спасителю для торжественного служения и спасения рода человеческого, то Он, приняв крещение от Иоанна, этим показал, каким путем нужно входить во двор овчий – в благодатное царство Христово всякому, желающему быть последователем Христовым и наследников Царства небесного, а затем приготовляет Себя к великому делу – искуплению рода человеческого – 40-дневным постом, удалившись в пустыню, где выдержал искушение от дьявола и победил его словом Своим. После этого явясь в грешный мир, огласив его Божественным Своим словом: «покайтесь и веруйте в Евангелие», стал ходить по городам и селениям, предлагая им Свое Божественное учение; народ толпами собирался к Нему и слушал животворное слово Его. И вот, из числа слушателей, Он избирает 12 человек, которых назвал Апостолами, это были ближайшие ученики Господа, которых во время земной жизни Своей, Он посылал с предварительной проповедью по городам и селениям, а по вознесении Своем на небо они, по повелению Его, должны были распространять Евангелие царствия по всей вселенной и, впоследствии, действительно «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенной глаголы их». Ходя по городам и селениям с избранными учениками, Иисус Христос для подтверждения Своего Божественного учения и посланничества творил чудеса – такие дела, которые не могут быть сделаны ни умом, ни силой, ни хитростью человеческой, именно: Он давал больным здравие, слепым зрение, глухим слух, немым язык, умершим жизнь, одним словом исцелял всяк недуг в людях. Такие дела совершались им из сострадания к бедствующему человечеству, но только там, где Он видел твердую живую веру. Рассказано было при этом о многих чудесах, совершенных Спасителем, и каждое рассказанное чудо сопровождалось приличными наставлениями. Уча народ, Спаситель иногда предлагал Свое Божественное учение в притчах, то есть в загадках или подобиях. Делал это с той целью, чтобы слушатели скорее и легче усваивали Его учение; но если ученики не понимали иногда чего в приточном смысле, то, оставаясь с ними наедине, Господь объяснял и уяснял им непонятное. Здесь изложены были все притчи, произнесенные Спасителем, и каждая притча сопровождалась также наставлением. Таким образом, уча народ и исцеляя душевные и телесные их болезни, благодетель рода человеческого, Искупитель грешного мира, Сын Божий Господь наш Иисус Христос провел на земле, как Божественный учитель и искупитель три года с половиной, а всей земной Его жизни было 33 года с половиной. Его возненавидели начальники иудейские, фарисеи и книжники за то, что народ прославлял Его как своего благодетеля, а они завидовали Его славе, которой Он не желал и не искал, «славы от человек не приемлю», – говорил Он; ненавидели Его еще более за то, что Он обличал лицемерие их и пороки, но особенно возненавидели, когда Спаситель, пред лицом всего народа обличал лицемерие их (здесь рассказана была обличительная речь Спасителя против книжников и фарисеев, описанная евангелистом Матфеем); тогда ненависть этих заклятых врагов против Спасителя достигла крайних пределов; а когда, наконец, Господь воскресил Лазаря, и это чудо до того поразило народ, что он увидел и уверовал в Него, как Мессию-Царя, восстанавливающего престол Давидов, что народ ясно и наглядно выразил при торжественном входе Спасителя в Иерусалим, – то члены синедриона на беззаконном совете, наскоро собранном, постановили убить ненавистного для них учителя. После торжественного царского входа Господня в Иерусалим, враги Спасителя стали искать человека, который согласился бы предать Его наедине им, и вот на это гнусное дело вызвался, зараженный корыстолюбием, один из ближайших учеников Господа – Иуда Искариотский и за 30 серебренников условился устроить дело – предать в их руки Божественного своего учителя и Господа. Настала во время земной жизни Спасителя, как небесного Искупителя, четвертая пасха, которую Господь Иисус Христос и совершил со всеми Своими учениками в доме одного иерусалимлянина. На этой тайной вечери, по окончании ветхозаветных пасхальных обрядов, Господь Иисус Христос, для теснейшего соединения с верующими, установил великое таинство причащения, и первыми причастниками Божественной трапезы удостоились быть ученики Его. По установлении этого святейшего таинства, Спаситель начал прощальную, в высшей степени трогательную беседу с учениками. Эта беседа носит характер беседы нежно любящего отца своих детей пред его разлукой с ними, – на нее обращено было особенное внимание. Он говорил, что хотя скоро оставит, разлучится с ними, но они не должны скорбеть об этой разлуке, так как Он пошлет им Духа Святаго, Который будет наставлять их на всякую истину и, что лучше для них же, что Он оставляет их, потому что Он приготовит им место там – в обителях Отца Небесного, и что теперь, хотя и разлучится с ними видимым образом. Но невидно, духовно Он всегда будет с ними и со всеми верующими и любящими Его: «аще кто любит Мя, – говорил Он, – и слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем и обитель у него сотворим». Так, утешая и беседуя с учениками, Спаситель вышел из Иерусалима и пошел, не переставая беседовать, по направлению к саду Гефсиманскому, куда Он неоднократно удалялся на молитву. Была ночь, когда Он взошел с учениками в сад. Здесь Он обратился с молитвой к Отцу Своему Небесному и просил Его, чтобы, если возможно, миновала чаша предстоящих страданий, а если нельзя миновать ее, если Он должен выпить ее до дна, то пусть будет воля Его – Отца Небесного. Эта молитва была повторена Им три раза, и была так сильна, что кровавый пот выступал и капал на землю с лица Спасителя. Когда Иисус Христос в третий раз совершил молитву, то в это время Иуда предатель ворвался в сад с вооруженной толпой людей разного сброда, и здесь Спаситель добровольно отдал Себя в их руки, они связали Его, а ученики разбежались, и повели к первосвященнику Каиафе, в доме которого был собран законопреступный совет, чтобы осудить на смерть Христа Спасителя. Здесь рассказан был беззаконный суд над Спасителем нечестивого синедриона и осуждение на смерть. Затем, со всеми подробностями было изложено, как Иисус Христос предстоял на суде у Пилата, как он – Пилат, видя совершенную невинность Спасителя и ожесточенную, и непримиримую злобу врагов Христовых, старался всеми мерами освободить Его, но не мог этого сделать единственно наконец потому, что враги Христовы пригрозили ему именем Кесаря и, к прискорбию, имя друга Кесарева сделалось для Пилата важнее имени друга Божия и друга правды; материальные выгоды, опасение лишиться такого дорогого местечка, взяли перевес, и тогда «предаде Его им да распнется». Здесь было указано, как часто и ныне, особенно в нынешний век, родственные связи, светские приличия, отношения и угождения особенно сильным мира сего, житейские рассчеты, материальные выгоды заставляют людей изменять и долгу совести и присяге, и попирать права святой истины и жертвовать многим дорогим и священным, жертвовать и честью, и честностью… Крестное шествие Иисуса Христа на Голгофу, распятие между двумя разбойниками, язвительные насмешки иудеев, крестные страдания и смерть Богочеловека, засвидетельствованная страшными физическими явлениями, и погребение Его – все эти, до глубины души трогательные последние события из жизни нашего сладчайшего Искупителя были рассказаны со всеми подробностями, и ведены были эти рассказы с чувствами глубокой скорби, чем желательно было тронуть сердца слушателей, чтобы каждый почувствовал и понял, что и за его грехи страдал Спаситель, а, следовательно, с какими благодарными чувствами нужно обращаться к Нему, и как нужно стараться всеми силами, чтобы не прогневлять Его своими грехами. И действительно, было заметно, что рассказы эти глубоко проникли в души слушателей и тронули их. Да может ли быть иначе с искренне верующим?!.

О страданиях, смерти и славном воскресении Своем Господь Иисус Христос предсказывал ученикам ранее: «подобает, – говорил Он, – предану бытии Сыну человеческому в руки человеков грешников, пропяту быти и в третий день воскреснути». Так и исполнилось. Злоба врагов Христовых приняла все предосторожности, так как они знали, что Спаситель во время Своей земной жизни говорил, что Он в третий день по смерти Своей воскреснет; а потому, когда Иисус Христос был погребен, то члены синедриона выпросили позволение у Пилата поставить ко гробу стражу и гроб запечатали. Но что может сделать злоба и хитрость людская там, где действует сила Бога всемогущего! Несмотря на все предосторожности врагов, Господь Иисус Христос силой Своего всемогущества в третий день по смерти Своей воскрес, как и предсказал об этом. Какая радость для нас смертных! Воскресший Господь положил, ведь, Своим воскресением начало нашему воскресению. По воскресении Своем, Господь прежде всех явился Пречистой Матери Своей, чтобы утешить ее первую; потом явился Марии Магдалине, затем мироносицам, Петру, двум ученикам, шедшим в загородное селение, Эммаус, вечером, в самый же день воскресения – всем ученикам, кроме Фомы, когда были они все в одной комнате, двери которой были заперты; затем, через 8 дней опять явился ученикам, когда и Фома был уже с ними, и ему позволил осязать Свои раны. Воскресший Спаситель являлся ученикам в продолжении 40 дней; беседовал с ними о царствии Божием, посылал их в мир проповедовать Евангелие всей твари и крестить народы во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Все явления Господа рассказаны были подробно. Наконец, в 40 день, явился ученикам в Иерусалиме, повторил им прежние наставления, утешил еще раз их в предстоящей разлуке обетованием Святого Духа. Так, беседуя и утешая, Он вышел с ними из Иерусалима и пошел к горе Елеонской, взойдя на которую Он благословил их и вознесся на небо, а «они поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с радостию великою, ожидая обещаннаго Святаго Духа», «и бяху выну в церкви хвалящее и благословяще Бога». По окончании рассказов этих было обращено вниманием слушателей на то, как мы должны быть благодарны Своему Искупителю за Его беспредельную к нам любовь, благодарность же свою мы можем доказать только одним – исполнением святейшей Его воли, выраженной в Божественном Его Законе. После этого, или лучше сказать к этим новозаветным историческим рассказам, присоединены были рассказы о проповеди Евангельской и распространении христианства через Апостолов, то есть, как «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их», и окончена была новозаветная веком Апостольским. Рассказы из истории христианской церкви были излагаемы отдельно – после изложения православного вероучения.

Христианское православное вероучение и нравоучение

Перед изложением православного вероучения и нравоучения указано было на добродетели христианские – веру, надежду и любовь, на основании этих добродетелей, сказано было, определяются и обязанности христианина. Во что христианин должен веровать – руководством для этого служит Символ веры православной; на кого надеяться и как усвоять надежду христианскую, образцом для этого служит молитва Господня и учение Спасителя о блаженствах; по какому образцу христианин должен располагать свою жизнь и деятельность – для этого служат руководством 10 заповедей, данных Богом народу еврейскому по выходе из Египта на горе Синайской. Объяснение этих трех отделов, то есть, веры, надежды и любви ведено было по православному Катехизису. Перед объяснением Символа веры сказано было о происхождении его, и потому, нужно было рассказать о вселенских соборах, и особенно подробно было рассказано о первых двух вселенских соборах – Никийском и Константинопольском, на которых составлен был Символ веры. Потом объясняем был Символ веры; но когда излагаемы были догматы православной веры, особенно догмат о единстве Божием, о Боге троичном в лица, то это изложение было самое краткое, как только учит православная церковь, и при этом сказано было, что эти истины, или догматы православной веры непостижимы не только умом человеческим, но и умом ангельским, а потому могут быть и должны быть принимаемы только верой; значит мудрствовать лукаво здесь нечего, а надобно обращаться с усердной молитвой к Господу и просить у Него, подобно Апостолам: «Господи, приложи вам веру!» Когда излагаемо было учение о втором лице св. Троицы, Сыне Божием, Спасителе нашем, Господе Иисусе Христе и Его воплощении, страдании, смерти, погребении, воскресении и вознесении на небо, и о втором пришествии Его на землю судить живых и мертвых, то при этом объяснении повторялась новозаветная история земной жизни Спасителя мира. При изложении учения о третьем лице св. Троицы – Святом Духе, было указано, как учат западные христиане о Святом Духе, и что прибавляют наши раскольники к третьему лицу св. Троицы, какое лишнее слово, и затем доказана была несправедливость учения тех и других о Святом Духе. Потом, говоря о единой, святой, соборной и Апостольской церкви, обращено было особенное внимание слушателей на раскол, эту и до сего времени еще не излечимую язву. Проведена была история раскола, выяснены все те нелепости, на которые опирается раскол, указаны были те бессмысленные толки, которыми он изобилует. По поводу раскола много приходилось выслушивать от простолюдинов и смешных, и нелепых вопросов и отвечать на них; вообще раскол составлял и был предметом собеседования на многих беседах, да я и сам старался заводить о нем речь не один раз, чтобы более уяснить и показать всю бессмыслицу, всю несостоятельность его, главным же образом потому старался о нем говорить, да и теперь по временам не оставляю его в покое, что наша местность (Преображенское) служит центром и притоном беспоповщинского толка. Далее, при объяснении 10-го члена Символа веры, таинства православной церкви были раскрыты и изложены со всеми подробностями, и указывалось преимущественно на самое важное и существенное в таинствах. Особенное внимание было обращено на таинства – покаяние и причащение; указаны были важность и та польза, которая получается через них, представлены были примеры благотворных действий на человека посредством этих таинств, представлены были с той целью, чтобы расположить слушателей к неуклонному исполнению и принятию их и к искоренению той холодности и равнодушия, какие, к прискорбию, случается встречать и слышать отзывы в отношении этих таинств. Много говорено было о таинстве брака, о высоком его назначении (подобное указание весьма важно и крайне необходимо для простолюдинов, у большинства которых понятие о супружестве извращенное, неправильное, не христианское – взгляд на жену и до сего времени, как на рабу), об обязанностях мужа и жены, о правильных отношениях между ними и о благоразумном христианском воспитании детей. Когда раскрывалось учение о таинствах и говорено было о их благотворном действии на верующих, то всегда представлялись на это примеры, и для произведения большего впечатления на слушателей, прочитывалась заблаговременно приготовленная на этот предмет статья из какого-нибудь духовного журнала, да и вообще, кстати заметить, на каждой беседе, между собеседованием, чтобы оно было разнообразно и не утомлялось внимание слушателей, а освежалось, прочитывалась, конечно «ad rem», какая-нибудь статья преимущественно из крестьянского быта, например, о гибельных следствиях пьянства, семейных разделах, домашних крестьянских неурядицах и т. п., – эти статьи очень нравятся крестьянам и они слушают их с особенной охотой. Статьи подобного рода заимствовались из какого-нибудь духовного журнала, как сейчас об этом было замечено, и главным образом из духовного журнала «Странник», издания первых десяти годов, где очень много подобных статей. Раскрывая и уясняя догматы и учение православной веры. Признано было нужным показать различие в вероучении, таинствах и обрядах у христиан не православных. Для усвоения надежды христианской были объяснены: молитва Господня и учение Спасителя о блаженствах.

Объяснение десяти заповедей

Приступая к объяснению десяти заповедей, сказано было, когда, где , для чего и кому они были даны; следовательно воспроизведена и повторена была история Синайского законодательства. Потом постановлен был вопрос: следует ли исполнять их, поступать и располагать по ним свою жизнь и деятельность нам, христианам, когда они даны евреям, и когда «прейде уже сень законная, благодати пришедшей?» Непременно следует, так как, разъяснено было при этом слушателям, они – заповеди в сущности тот же закон христианский, основанный на двух видах любви, или, на двух главных заповедях – на любви к Богу и любви к ближним, кроме того, как на руководство и исполнение этого десятословия указывал Сам Спаситель, который и говорил: «Я пришел не нарушить закон, а исполнить», – и лично Собой, а вместе растолковать, уяснить, как нужно понимать его и исполнять. За таким необходимым разъяснением говорено было о любви вообще, как третьей добродетели христианской; указано было, что она важнее веры и надежды, что она есть, по выражению Апостола, союз совершенства, «аще имам всю веру, яко и горы преставляти, – говорит Апостол Павел, – любве же не имам, ничтоже есмь» (1 Кор. 13, 2). При этом представлены были примеры поразительных действий любви христианской. Затем следовало подробное объяснение самих заповедей. Говоря о грехах против первой заповеди, особенное внимание обращено было слушателей на суеверия и предрассудки, которых так много гнездится между простым народом, да, впрочем, между простым ли только? А между образованным обществом, между так называемой интеллигенцией разве нет этой нелепости, бессмыслицы? О, еще сколько, да и каких!.. Например, может ли быть что бессмысленнее (а вместе и обиднее для известных лиц), нелепее суеверия, что встреча с священником предвещает неудачу, неприятность, несчастье, или понедельник считается почему-то днем тяжелым, или чтобы не горело в одной комнате три свечи, или чтобы во время обеда не было за столом 13 человек at caetera et caetera… им же имя легион, и вся эта нелепость свила себе гнездо во многих домах интеллигентных. О предрассудках говорено было много и на многих беседах. Указано, разъяснено было потом откуда суеверия взялись, где их начало – сказано было, что они не что иное, как обломки старины, достояние и наследство, доставшееся нам в числе прочего хлама большей частью от наших предков – язычников. После этого, надлежащим образом разъяснена и доказана была вся бессмыслица суеверий и предрассудков, и, наконец, было сказано и обращено внимание слушателей на то, что если человек свои дела и предприятия начинает с молитвой, испросив благословение Божие, то всегда будет успех хороший, благоприятный, а день и встреча тут ни при чем и совершенный вздор. Во второй заповеди, как на предмет идолослужения указано было на наши страсти и худые наклонности, которым человек служит, удовлетворяет их, забывая все и вся, особенно здесь указано было на несчастную страсть – на пьянство, указано было на те гибельные следствия, которые происходят от этой народной язвы, губящей главные силы матушки России – любезного нашего отечества. Да, впрочем, редкая беседа проходила, чтобы так или иначе не была затронута эта народная болячка. Не будь этой заразы – этого огульного пьянства, не было бы в нашем народе бедности, так как земля наша хорошая поилица и кормилица – она изобильна различного рода богатством, но к величайшему прискорбию, наш народ не умеет пользоваться, да и не пользуется, хотя нередко и мог бы пользоваться ее дарами, а пользуются люди пришлые, а наш народ пьянство одолело, он находится в крепостных узах у кабака и кабатчиков, которые и губят, если правительство не придет к несчастному народу на помощь и не примет мер к ослаблению этого проклятого непроглядного пьянства. В третьей заповеди указано было на привычку легкомысленно многими людьми употреблять, произносить имя Божие в пустых разговорах. Потом сказано было, как часто между простолюдинами слышится такая божба, которую страшно даже повторить, например – лопни глаза, чтобы подавиться, чтобы сквозь землю провалиться. Как ужасно произносить такую божбу, ведь были случаи, сказано было, что господь наказывал именно так, как человек клялся. Представлены были для доказательства этого примеры. При объяснении четвертой заповеди, рассказано было о двунадесятых праздниках; но главным образом беседа здесь направлена была к тому, как нужно проводить воскресные и праздничные дни по Заповеди Господней; провождение же праздников такое, какое, к крайнему прискорбию, теперь бывает и все мы видим, то есть, в пьянстве и различного рода бесчинствах и безобразиях, есть грех и оскорбление святости этих дней. Представлены были также примеры наказания Божия за пренебрежение и непочитание праздников. Говоря о почитании родителей, что предписывается пятой заповедью, с прискорбием было замечено, как часто мы видим ныне неуважение к родителям, непочитание их. Видим оскорбления, наносимые детьми, оскорбления не словами только, но и действием, – происходят же такие печальные явления большей частью от погибельного пьянства, так как в пьяном виде человек чего только не может сделать!.. А, между тем, сказано было: дети, не почитающие родителей в жизни счастливы не бывают, так как хороша, благополучна и долголетна жизнь только кроткого, послушливого и почтительного сына, на котором почивает благословение родительское, а, ведь, только оно (тогда, конечно, пребывает и благословение Божие) утверждает, по слову Божию, домы детей. После этого говорено было об обязанностях наших к Государю Императору, о беспредельной к Нему преданности и любви, о повиновении поставляемому от Него начальству, о почитании пастырей и учителей духовных, старших возрастов и вообще всех, кто желает нам пользы и добра душевного вкупе и телесного. При объяснении пятой заповеди много было представлено примеров наказания Божия за непочтение и оскорбление родителей. Шестой заповедью запрещается убийство, то есть, лишение, отнятие жизни у человека каким бы то ни было образом – это убийство называется убийством телесным; но кроме этого телесного убийства, есть убийство духовное, можно убить человека словом, сюда относятся: ссоры, гнев, ненависть и т. п., – на это убийство обращено было внимание простого народа, так как оно считается между ним не особенно важным. Далее было говорено, что есть еще убийство страшное, тягчайшее – это самоубийство. Избави Господи такого ужасающего греха; а между тем, сказано было слушателям, можно сделаться самоубийцей как бы не замечая этого, и человек доводит себя иногда до этого постепенно. Сюда относятся люди, предающиеся таким порокам, которые гибельно действуют на организм, расстраивают здоровье и, таким образом, сокращается жизнь подобных людей. Например: пьяница – разве он не самоубийца? Да, он воистину самоубийца, так как предаваясь неудержимо, безостановочно этому губительному пороку, он не доживает до тех годов, до которых бы он дожил, проводя жизнь регулярную, умеренную, трезвую; он непременно скинет со счетов своей жизни 15 или 20 лет. А смерть пьяницы, какая бывает ужасная!.. Были случаи смерти – потрясающей – пьяница сгорал от водки… При объяснении седьмой заповеди беседующий старался говорить кратко, сдержано, осторожно на том основании, чтобы не оскорбить чье-нибудь целомудренное чувство, и при том Апостол заповедует христианам и не говорить о грехах, которые запрещаются седьмой заповедью, как о мерзостях. Здесь особенное внимание обращено было только на сквернословие, которым, к прискорбию, так сильно заражен народ, а что всего грустнее замечено было при этом, так это то, что дети произносят эти скверные слова и, конечно, оттого, что тут оказывает гибельное влияние пример – они слышат, как из уст родителей постоянно потоком льется слово гнилое, слово так называемое матерное, обратившееся в несчастную привычку, привычку такую, что часто не замечает и сам сквернослов, как из уст его вырывается гнилое непотребное слово. Много и часто на беседах говорилось о сквернословии; слушатели были убеждены, чтобы они всеми силами ума и воли постарались оставить эту омерзительную наклонность, помня, что они соблазняются и научают произносить эти скверные слова других, особенно малолетних, а ведь соблазн – грех страшный!.. Разъясняя всех родов кражи, которые запрещаются восьмой заповедью, поставлено было на вид слушателям, как людям рабочим, чтобы они, нанимаясь у хозяев на работу, исполняли их добросовестно, иначе, если не сделают, не исполнят порученное им дело как следует, то жалованье или договорная плата, получаемая за работу подобную составляет кражу. При разъяснении девятой заповеди, говоря о ложных свидетельствах, внушаемо было народу, что всегда должно говорить только одну правду, только то, что известно человеку. Случится, быть может, предстать на суд в качестве свидетеля кому-нибудь и по какому-нибудь делу, то показывать следует только то, что известно ему, как свидетелю – не позволять себе показывать ложно, несправедливо, хотя бы то лицо, против которого он вызван в качестве свидетеля, был непримиримый враг его. Говорено также было, при объяснении девятой заповеди, чтобы в обыденной жизни никогда не позволять себе говорить что-нибудь ложное или худое против ближнего – не заниматься сплетнями, пересудами, злословить, клеветать, а это, особенно сплетни, пересуды, такими сделались излюбленными занятиями не столько, нужно сказать, в простом народе, сколько в обществе интеллигентов, что в нем, особенно когда соберутся где-нибудь на вечер, редко услышишь какой-нибудь серьезный, дельный разговор, а только и слышишь, каким-то неудержимым потоком льются, встречаемые дружным хохотом, язвительные насмешки над недостатками ближних (конечно, отсутствующих), пересуды, злословие, клевета. Взойдите в палаты человека знатного, спуститесь потом в беднейшую хижину простолюдина – всюду и везде, прежде всего, услышите пересуды, осуждение других – это в настоящее время в обществах человеческих сделалось каким-то эпидемическим нравственным недугом. При объяснении десятой заповеди внушаемо было, чтобы каждый человек старался следить за собой, своими мыслями и желаниями, и раздражающиеся худые мысли всеми силами старался искоренять немедленно, тогда не будет и худых дел. Внушаемо было также в силу этой заповеди – не завидовать благосостоянию ближнего, а быть довольным своим состоянием, и доказано было, что довольство своим состоянием есть первое счастье для человека на земле, так как желания человеческие никогда и ничем не удовлетворятся, никогда не насытятся; пусть целым светом человек завладеет, и все будет ему мало, все он будет недоволен.

Примечание. Для большего уразумения и усвоения христианского вероучения и нравоучения, беседующий с народом признал еще нужным составлять и произносить в церкви с благословения покойного высокопреосвященнейшего митрополита Иннокентия после литургии в воскресные дни катехизические поучения о вере, надежде и любви. Такие поучения и произносились с церковной кафедры в продолжение трех годов.

Объяснение богослужения Православной Церкви

Объяснение Богослужения Православной Церкви было сделано первоначально, в первый год собеседования с народом, краткое для того, чтобы народ более или менее стоял в церкви во время Богослужения сознательно; а потом, уже в последующие годы, ведено было подробное объяснение Богослужения православной церкви; Божественная же литургия, как самое главнейшее Богослужение, по желанию самого народа, была подробно объясняема несколько раз.

Объяснение всенощного богослужения

Приступая к подробному и обстоятельному изложению Богослужения Православной Церкви, прежде всего, сказано было, сколько всех служб церковных и объяснено значение каждой из них. Но святая Церковь для облегчения и удобного и возможного посещения нами храма Божия, все службы совместила, особенно в воскресенье и праздничные дни в двух главных Богослужениях – всенощном Богослужении и литургии. Объяснение всенощного Богослужения начато было определением онаго, и указано было начало и происхождение всенощного бдения, и что изображается в этом Богослужении, то есть, времена ветхозаветные и новозаветные. На начало всенощного Богослужения, как священнодействие в высшей степени значительное, обращено было особенное внимание слушателей. Начало всенощного бдения возводит ум наш, сказано было, ко времени творения мира; а потому, фимиам, наполняющий храм во время каждения, когда поют псалом – «Благослови душе моя Господа» и проч., напоминает Духа Божия, носящегося во время творения «верху воды» и вливающего Свою животворную силу, а свет от светильника, предносимого диаконом, указывает на Творческий глас Божий – «да будет свет»; отверзтые царские напоминают блаженное состояние первых людей в раю. По окончании каждения и по пропетии предначитательного псалма, врата царские затворяются, чем изображается изгнание прародителей из рая. Сообразно с этим, после великой ектении поется псалом – «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых» и проч., и затем, подобно и подражая падшему и оплакивающему свой грех Адаму, Святая Церковь взывает: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, услыши мя Господи» и проч. После чего поются стихиры в честь праздника, совершается вход с кадилом и прочее вечернего Богослужения, чем и изображаются времена ветхозаветные. Изображение новозаветных событий на всенощном Богослужении начинается чтением шестопсалмия, начало которого, то есть произнесение Ангельского славословия – «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» – изображает рождество Господа нашего Иисуса Христа. Когда говорено было о шестопсалмии, то обращалось внимание слушателей на то, как должен вести себя христианин во время чтения шестопсалмия, да и вообще, при объяснении Богослужения главным образом указывалось, что должен делать человек-христианин, присутствуя в храме во время тех и других священнодействий, что и когда нужно читать, как молиться, в какое, то есть, время простые поклоны делать, когда земные, когда коленопреклонения и просто наклонение головы. По прочтении первых трех псалмов шестопсалмия, священник выходит из алтаря пред царские врата и читает тайно молитвы, чем изображает Иисуса Христа, когда Он жил в Назарете в неизвестности, и только по временам, как частный человек, являлся в храм Иерусалимский. Явление Спасителя в мир, как небесного Учителя и Божественного Искупителя изображается на всенощном Богослужении пением стиха – «Бог Господь явися нам» и проч., который поется по прочтении шестопсалмия и произнесения великой ектении. Далее, говоря о чтении кафизм, указано было на Псалтирь, как самое лучшее руководство для молитвы, – проникнут ли чувством благоговения человек к своему Создателю и Промыслителю, желает ли просить у Него милости или возблагодарить за Его благодеяния, или обуревает человека скорбь душевная или телесная, – на все эти случаи есть прекрасно сложенные псалмы. Поэтому-то, сказано было, святая Церковь и употребляет Псалтирь при каждой службе. Кафизма, объяснено было, значит сиденье, так как во время чтения кафизм дозволяется сидеть. Кафизма есть отделение Псалтири, состоящий из двадцати кафизм, а каждая кафизма делится на три главы. После этого показано было значение: полиелея, величания, воскресных тропарей, чтения Евангелия, целования его, помазания елеем в двунадесятые и храмовые праздники, пения канона, великого славословия и часа первого.

Объяснение Божественной литургии

На Божественную литургию, как самое главное и важнейшее Богослужение, обращено было особенное внимание. Объяснение литургии, по желанию народа, как замечено выше, было сделано на собеседованиях не один раз. Предварительно, не приступая еще к объяснению литургии, было сказано, что на ней совершается и преподается верующим святейшее таинство причащения, посредством которого они соединяются со Христом-Спасителем и получают право на наследие жизни вечной. В литургии, под видимыми священными действиями, изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа от Его рождения до вознесения на небо. Так как литургия непременно должна быть совершена в храме, то нужно было объяснить: устройство храма, внешний его вид, освящение его и разделение на три части, по подобию ветхозаветного храма, образец которого был показан Моисею Самим Богом. Потом подробно были объяснены принадлежности каждой части храма. На литургии, говорено было далее, под видом хлеба и вина верующие причащаются самого тела и крови Христа-Спасителя; поэтому, разъяснено было, какой хлеб и какое вино должны быть для таинства причащения, как по внешнему виду, так и по внутреннему качеству; почему православная церковь употребляет именно квасный хлеб, тогда как западная церковь употребляет опресноки, – и какая церковь поступает правильно и почему; сколько требуется просфор по уставу церкви; что означают священные одежды, в которые облачаются священно-служащие; как разделяется литургия.

Объяснение первой части литургии – Проскомидии

Проскомидия, как первая часть литургии, на которой приготовляется вещество для таинства; значение просфор, кроме той, из которой вынута часть для таинства причащения, называемая Агнцем. Так как проскомидия совершается в алтаре священником тайно, то чем в это время бывают заняты предстоящие? Что такое часы, тогда читаемые и значение их? Что означают подаваемые верующими просфоры для вынутия из них частей.

Объяснение второй части литургии – литургии оглашенных

Что такое литургия оглашенных, и почему так названа вторая часть литургии; кто были оглашенные. Великая ектения, подробное объяснение прошений как великой ектении, так и малой, и сугубой, и просительной сделано было прежде. Антифоны, песнь – «Единородный Сыне и Слове Божий» и проч.; блаженны. Так как в литургии, сделано было напоминание слушателям, изображается под видимыми священными действиями вся земная жизнь Спасителя, то началом литургии оглашенных означается тридцатилетняя жизнь Христа, проведенная в Назарете, как жизнь частного человека. Приняв крещение от Иоанна, Иисус Христос, будучи 30 лет, является в мир, как Божественный Учитель и Спаситель, что и изображает малый вход с Евангелием; поэтому-то Святая Церковь приглашает в это время верующих встретить Господа, – придите, взывает она, поклонимся и припадем ко Христу и проч., и потому следует в это время сделать должное поклонение. Вслед за малым входом читаются Апостольские послания и Евангелие, – Апостольские послания читаются прежде Евангелия, потому что Иисус Христос перед Своей проповедью, посылал предварительно Апостолов приготовить народ к слушанию Его Божественного учения. По прочтении Апостола тотчас же читается и Евангелие, чтение которого должно слушать так, как будто Сам Господь поучает нас лично, – и потому. В знак нашего внимания и благоговения к учению Спасителя, мы должны стоять во время чтения Евангелия с наклоненной головой. После чтения Евангелия произносится сугубая ектения, молитва об оглашенных, и повеление им выйти из церкви, чем и оканчивается литургия оглашенных.

Объяснение третьей части литургии – литургии верных

Определение литургии верных, херувимская песнь, значение ее и перевод на русский язык; великий вход со Святыми Дарами с жертвенника на престол для освящения их; значение великого входа, и что должен делать предстоящий в храме во время пения Херувимской песни и во время великого входа, приготовление верующих после великого входа к освящению Даров через общую молитву, через засвидетельствование взаимной братской любви и веры. Самое важнейшее священнодействие в литургии – это освящение Даров; как важно это время, и что должен делать тогда христианин; молитва за живых и умерших над освященными Дарами во время пения – «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу» и проч. Приготовление верующих к таинству причащения, молитва Господня, значение крестообразного препоясания орарем, которое делает диакон в это время. Причащение священнослужителей в алтаре; явление Святых Даров по причащении священнослужащих и значение этого явления; причащение верующих, здесь было много говорено, как нужно приготовляться каждому христианину к св. причащению, как подходить и принимать Св. Тайны, и что нужно делать после принятия их; указано было на то грустное явление, которое во многих церквах бывает во время приобщения верующих. Последнее явление Св. Даров при возгласе – «Всегда, ныне и присно и во веки веков», и значение его. Окончание литургии, заамвонная молитва, раздаяние антидора, отпуст и целование креста. Когда окончится Божественная литургия, сказано было в наставление слушателям, христиане облобызают крест Господень, священник взойдет в алтарь, врата царские затворятся и закроются завесою, тогда, видя это (очень, впрочем, мало остается в церкви видеть это), размысли душа христианская, что по кончине мира, когда на веки затворится чертог царства небесного (алтарь в духовном смысле изображает рай), тогда не будет уже времени для покаяния, и никакое жертвоприношение не поможет к спасению душ нераскаянных грешников, – значит только теперь, а никак не после, всяк, иже призовет имя Господня», спасется!..

После неоднократного объяснения Божественной литургии, беседующий утешался душевно – видя, что народ сознательно присутствует и молится во время этой Божественной службы, – знает – когда нужно молиться, как молиться и вообще, как вести себя в храме.

При объяснении литургии сказано было также, что первый составитель литургии был апостол Иаков, первый епископ Иерусалимский; потом составил чин литургии Василий Великий, архиепископ Кессарии Коппадокийской. А Иоанн Златоустый, архиепископ Константинопольский вскоре сократил в молитвах литургию Василия Великого, и Златоустого литургия сделалась, таким образом, постоянно совершаемою в нашей церкви, а Василия Великого совершается только десять раз в году. Указано было также на литургию преждеосвященных Даров, что она значит, для чего введена, когда и как совершается и чем отличается от литургии Василия Великого и Златоустого.

В заключение, нужным считаю присовокупить, что в последние четыре года моих занятий с народом, на каждой беседе уделялось мной несколько времени на церковное пение, в котором принимали участие все находящиеся в читальне, и, при Божией помощи, беседующий это дело довел до того, что ранние литургии (совершаемые ранним священником) в той церкви, где он священствует, поет, под его управлением, весь собравшийся на Богослужение народ. Участие народа в церковном пении во время Богослужения более, чем желательно. Когда поет масса народа, а тем более, если все поют предстоящие в церкви, то подобное пение поражает постороннего слушателя и производит необыкновенное впечатление, но кроме этого, через такое пение достигается следующее: 1) всеобщее в церкви пение возводит мысль нашу к первым векам христианства, когда верующие «во псалмех и пениих и песнех духовных, едиными усты и единым сердцем воспевали Господеви»; 2) когда поет весь народ, то каждый предстоящий в храме стоит сосредоточенно, не рассеянно, думая только о пении и 3) незнающие молитв здесь без труда изучают их. Да, всеобщее в церкви пение очень и желательно, и нужно, – и если пастыри церкви, особенно там, где ими заведены беседы с народом, введут на этих беседах церковное пение, то народ еще с большей охотой будет посещать эти беседы – ведь, наш народ очень любит пение; а таким образом может составиться, да и, несомненно, составится всеобщее в церквях пение.

Протоиерей Димитрий Богоявленский


18 сентября 2009 года



Новости по теме

КУДА ИДЕТ ХРИСТИАНСТВО Алексей Осипов Всю историю в христианстве борются две тенденции. Одна - освящающая мир, другая - обмiрщающая Церковь. Эта борьба идет с переменным успехом и если исходить из откровения Божия, из слов самого Спасителя, то, как это ни печально, следует ожидать победы второй из них.