К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ «СЕМИНАРИСТЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ПРАВОСЛАВНО» Беседа с протоиереем Стефаном Жилой

Московская Сретенская Духовная Семинария

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ «СЕМИНАРИСТЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ПРАВОСЛАВНО» Беседа с протоиереем Стефаном Жилой

Протоиерей Стефан Жила 1747



В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.

– Отец Стефан, где вы учились?

– Окончив школу, я сначала выучился на фармацевта. Потом поступил в Киевский университет, получил специальность химика. Я очень любил химию, но Господь судил иначе. Еще учась в университете, я встретился с людьми, которые пробудили во мне интерес к философии, к искусству, и я стал искать истину. Тогда же познакомился с серьезными книгами, такими как, например, «Свет невечерний» отца Сергия Булгакова и другими. Я осознал: мне нужна не просто наука, для меня важнее найти смысл жизни, докопаться до истины. И я начал ходить в храм. Но у меня не было Евангелия. Его мне дали батюшки, и я его переписал от руки.

– Батюшка, когда вы решили учиться в духовной семинарии?

– Со временем у меня появились верующие друзья, мы обсуждали вместе религиозные темы. До сих пор помню, что Церковь нами тогда воспринималась как красивый цветок, который все проходящие стараются схватить, надломить. А нам хотелось Церковь защитить и потрудиться на ее благо. Так вот, зрелое решение учиться в семинарии для того, чтобы получить богословское образование и принять сан, у меня появилось в студенческие годы.

– Отец Стефан, а чем запомнились годы учебы в духовной школе?

– Когда я учился, все студенты были охвачены вдохновением: кто-то постоянно разучивал ноты, кто-то вел богословские диспуты. Мы вместе вечерами читали Библию, ходили к отцу Кириллу (Павлову) – лаврскому духовнику, чтобы послушать чтение правила и Евангелие. Обязательно ходили по утрам к преподобному Сергию. Вот такая была увлеченность, потому что в семинарию по преимуществу поступали уже взрослые люди. Они выносили свое решение, они были готовы ко всем трудностям служения, ко многим испытаниям. Они приготовили свою душу к искушению. Время-то было непростое, все вольно или невольно думали: «Господи, с кем я буду служить, кто меня поддержит?..». И потому искали себе спутницу жизни такую, которая стала бы правой рукой. Все хотели, чтобы жена вела не только дом, но и помогала на приходе. А главное – могла разделить труды и скорби своего мужа.

– Как вы познакомились со своей матушкой?

– Я, как и мои товарищи, понимал, что матушка будет мне первой помощницей на приходе. Моя будущая жена пела в церковном хоре.

– Что вы можете посоветовать семинаристам по поводу выбора будущей жены?

– Очень непростой вопрос. Сейчас ведь много девушек невоцерковленных и неверующих. И если возникают чувства, то семинарист может привести свою избранницу к Богу, если, конечно, она сама проявит любовь и послушание. Но, к сожалению, бывают случаи, когда невеста, будучи нецерковной, показывает видимость церковности, чтобы добиться своей цели – выйти замуж. И в дальнейшем она не будет надежной помощницей батюшке, не сможет дать детям православного воспитания. Иначе говоря, будущий священнослужитель должен все-таки жениться на верующей и воцерковленной девушке. Супруги должны взаимно обогащать друг друга и идти по одному пути. И здесь нельзя полагаться на авось: это очень чревато. Отец Кирилл говорил на исповеди студентам: «Ребята, не забывайте, что есть огонь и порох. Вот вы – огонь. Если его донести до пороха, он воспламенится. Потому будьте осторожны в своих отношениях с женским полом».

– Отец Стефан, кто учил вас в Московских духовных школах?

– У нас было много видных преподавателей, представителей старой школы. Отец Александр Ветелев – очень интересный педагог. Он вел живое общение со студентами. Преподавал гомилетику и любил заинтересовывать аудиторию вопросами. Очень большое влияние на меня оказал преподаватель догматического богословия монах Василий (в миру Дмитрий Савичев). Это настоящий профессор. И стиль его преподавания – академический. Минут двадцать мы с ним всегда повторяли пройденный материал, а затем он начинал новую тему. Он читал цитаты и очень тонко и точно их изъяснял. Профессор Алексей Ильич Осипов – очень увлеченный педагог, глубоко знающий Православие. Особо запомнилось мне, как он соотносил философию со святоотеческим пониманием святителя Игнатия (Брянчанинова).

– А кто были вашими однокурсниками?

– Назову отца Германа (Чистякова), архимандрита Дионисия (Шишигина).

– Когда состоялись ваши хиротонии?

– В семинарии, на 2-м курсе. Это был 1975 год. На Преображение я был рукоположен в диакона, а 30 ноября – в иерея ректором семинарии, тогда архиепископом Владимиром (Сабоданом).

– Батюшка, а потом вы сразу начали служение на приходе или были оставлены в лавре?

– Мне дали послушание экскурсовода в церковно-археологическом кабинете МДА. Был также помощником инспектора. А потом мне предложили преподавать в семинарии Священное Писание Нового Завета на 4-м курсе. Я очень любил этот предмет и серьезно изучал Послания апостола Павла.

– А как началось ваше служение на приходе?

– Сначала я был назначен в храм Петра и Павла на Новобасманной. И мы многое там сделали. Нам удалось убрать оттуда институт, мы восстановили церковь из разрухи. Потом меня перевели в храм Пантелеимона. Сейчас я являюсь настоятелем храма Рождества Христова в Митине.

– Батюшка, как вы начали сотрудничать со Сретенской духовной семинарией?

– Конечно, я много слышал и о Сретенском монастыре, и о его наместнике и ректоре Сретенской духовной семинарии архимандрите Тихоне (Шевкунове), а также о крупном православном издательстве при обители. О семинарии я узнал от своего сына Никона, который начал петь в монастырском хоре. Потом Никону предложили руководить хором и преподавать. А затем пригласили и меня.

– Батюшка, какие предметы вы преподаете в Сретенской семинарии?

– Я преподаю Новый Завет на 4-м курсе: Послания апостола Павла и Апокалипсис. То, чем я интересовался, еще сам будучи семинаристом.

– А как, с вашей точки зрения, необходимо преподавать Священное Писание Нового Завета? Что нужно делать, чтобы материал усваивался лучше?

– Конечно, я стараюсь, чтобы студенты лучше усвоили материал. В этом году мы на каждое Послание пишем по одной или по две домашние работы. В них семинаристы, с опорой на толкования епископа Феофана Затворника, излагают и иллюстрируют главные темы. Послания апостола Павла требуют вдумчивого разбора. Да, мы должны принять их буквальный смысл, но мы обязаны дать и критический анализ: объяснить, истолковать. Необходимо показать исторические условия, текстологические особенности и прочее.

– А как вы проводите экзамены?

– На экзаменах надо рассказывать то, что осталось в душе. Ведь когда студенты готовятся, они все еще раз переживают, припоминают. На экзамене я задаю конкретизирующие вопросы, позволяющие выяснить, как семинарист понимает то или иное место из апостола Павла, какие он может сделать практические выводы.

– Отец Стефан, чему нужно научить современных семинаристов?

– Я бы так сказал: семинаристы должны научиться жить православно. Чтобы их молодые силы не тратились попусту, а уходили на воцерковление. Кроме того, воспитанникам духовных школ просто необходимы практические навыки. И хорошо, что сретенские семинаристы имеют возможность общения с широкой аудиторией, например в Политехническом музее. Уверен, если молодой человек живет подлинной церковной жизнью, то он сумеет понять и разрешить те проблемы, которые неизбежно возникают в дальнейшей жизни, в том числе при пастырском служении.

– Какие проблемы семинарской жизни вы можете отметить?

– Это сейчас беда всей молодежи, а не только семинаристов – отсутствие заинтересованности в знаниях. Нет огонька. Вроде и Интернет, и книги доступны, а очевидно остывание. Когда мы учились, книги, учебники были дефицитом, да и стоили они дорого. Мы много занимались в библиотеках, читали периодику, например «Богословский вестник». За каждой контрольной работой, которую мы писали, просиживали очень много времени, и это обогащало. А сейчас время другое… Но все же студенты очень чистые, непосредственные, правдивые. И это так радует! Они как губка впитывают знания, ведь они потом будут служить, нести народу слово Божие.

– Батюшка, скажите несколько слов о выпускниках Сретенской духовной школы.

– Я вспоминаю нашего выпускника, а сейчас уже преподавателя, отца Иринея (Пиковского). Очень поражал своей серьезностью. Диакон Александр Слесаренко оканчивает в этом году, олицетворяет трудолюбие. Диакон Антоний Новиков – очень внимательный студент.

– Отец Стефан, что вы можете сказать в качестве своего напутствия учащимся по случаю десятилетия Сретенской духовной семинарии?

– Я очень хочу, чтобы наши воспитанники достойно несли звание студента Сретенской семинарии. Ведь в Сретенском монастыре покоятся мощи святителя Иллариона; нас всех вдохновляют его творения. Учащиеся должны понимать: семинария существует десять лет, и она уже известна не только в России, но и за ее пределами. Такая популярность накладывает большую ответственность. И, наконец, повторю, что семинаристам нужно помнить: если их жизнь воцерковлена, если она действительно отдана Богу и Церкви, они непременно сумеют доказать свою правоту и защитить свою веру.



С протоиереем Стефаном Жилой
беседовал диакон Антоний Новиков
10 июня 2009 года

Новости по теме

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «Я ОТЧЕТЛИВО ЗАМЕЧАЮ, КАК РЕБЯТА ВЗРОСЛЕЮТ И ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЮТ В ДОСТОЙНЫХ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ» Дмитрий Дементьев Несмотря на все трудности учебного процесса, без которых не обходится поначалу любое начинание, и семинаристам, и преподавателям в наше время учебы было, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем сейчас. Для многих наших педагогов было непривычным читать лекции монашеской аудитории. С нами общались не как со студентами, а как с равными.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. ИГОРЬ МАКСИМОВ: «НЕОБХОДИМО ВЕСТИ СЕРЬЕЗНУЮ ВНУТРЕННЮЮ РАБОТУ, ТЕРПЕТЬ И СМИРЯТЬСЯ» Семинария должна привить воспитаннику любовь к богослужению, молитве, Священному Писанию, любовь к душеполезному чтению, снисходительность к человеку, искренность и послушание. Все это необходимо, чтобы стать настоящим пастырем стада Христова.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «ПРИ ВСЕХ ИСКУШЕНИЯХ НЕ ТЕРЯЙТЕ ВЕРЫ!» Беседа со священником Александром Задорновым Протоиерей Александр Задорнов Нельзя терять время, поскольку вы не знаете, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Может получиться так, что не у кого будет спросить совета. И, конечно, учащиеся должны помнить о цели своего поступления в духовную школу. Богословие – это знание, которое человек получает всю свою жизнь. И всю жизнь сдает непростой экзамен.