К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «Я ОТЧЕТЛИВО ЗАМЕЧАЮ, КАК РЕБЯТА ВЗРОСЛЕЮТ И ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЮТ В ДОСТОЙНЫХ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ»

Московская Сретенская Духовная Семинария

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «Я ОТЧЕТЛИВО ЗАМЕЧАЮ, КАК РЕБЯТА ВЗРОСЛЕЮТ И ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЮТ В ДОСТОЙНЫХ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ»

Дмитрий Дементьев 1628



– Дмитрий Владимирович, расскажите о том, как вы пришли к вере и попали в Сретенский монастырь?

– Приходу к православной вере предшествовал долгий путь поиска: я увлекался психологией, состоял в одной из сект, наводнивших в 1990-е годы страну. В итоге, бросив работу, я приехал из Петрозаводска сперва в Санкт-Петербург, затем в Москву. Там меня готовили на «пастыря», и в Петрозаводске меня уже ожидала «паства». А затем я понял, что там совершенно нет того, что я ищу…

В Сретенском же монастыре я оказался в 1997 году, именно сюда мне посоветовали обратиться в одном из храмов Москвы. В обители я встретился с отцом наместником – архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Он, выслушав меня, сказал: «Поживи пока у нас». Так, пожив некоторое время в монастыре, пообщавшись с монашествующей братией, открыв для себя богатейший мир духовной литературы, я принял Таинство святого крещения. И вот уже более десяти лет я подвизаюсь в Сретенской обители…

Представляете, в Петрозаводске буквально в трех минутах от моего дома находится храм, однажды я даже собирался креститься, но, посчитав, что это очень серьезно, а я еще недостаточно знаю о Православии и не готов к такому ответственному шагу, отказался. Вместо меня крестился мой друг, как раз перед уходом в армию. Кстати, теперь он уже монах Сретенского монастыря – Николай (Муромцев).

– Вы были студентом первого набора Сретенской духовной школы. Как же все начиналось?

– Высшее духовное училище при Сретенском монастыре открылось в 1999 году. До этого отец Тихон благословил несколько насельников, в том числе и меня, на учебу в Университете святого Иоанна Богослова, на факультете журналистики, некоторые тогда заочно учились в Свято-Тихоновском богословском институте, в Московской духовной семинарии. Учиться и совмещать многочисленные послушания, связанные преимущественно с активным восстановлением монастыря, было непросто. Тем не менее мы делали успехи, а главное – у нас было желание. И отец Тихон, очень ревностно относясь к тому, чтобы насельники получили богословское образование, решил открыть духовное училище в стенах Сретенского монастыря. Таким образом, проучившись два курса в университете, я оказался на первом курсе Сретенской духовной школы.

– Скажите, сильно ли изменились учебный график и жизнь нынешних семинаристов по сравнению с наборами первых лет?

– Нынешним семинаристам можно только позавидовать. Во-первых, в то время учебный процесс лишь формировался, и поэтому были различные накладки, в частности, менялись преподаватели. Во-вторых, и сам монастырь только восстанавливался, строились новые корпуса, реставрировались старые. Семинаристы тогда много трудились вместе с монашествующими на общих послушаниях. Например, разгружали многотысячные тиражи книг нашего издательства. В годы моей учебы, в годы первых трех наборов, все – и администрация, и преподаватели, и студенты – создавали семинарию и восстанавливали обитель. Нынешние воспитанники, и это вполне закономерно, пользуются тем, что для них уже сделали.

Кроме того, наш курс, как я уже говорил, в основном состоял из братии монастыря, а уже второй набор включал в себя большое число светских молодых людей, пришедших извне. Несмотря на все трудности учебного процесса, без которых не обходится поначалу любое начинание, и семинаристам, и преподавателям в наше время учебы было, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем сейчас. Для многих наших педагогов было непривычным читать лекции монашеской аудитории. С нами общались не как со студентами, а как с равными.

– Вы являетесь автором нескольких книг, выпущенных издательством Сретенского монастыря. Как родилась идея их составления?

– Первый сборник назывался «Чтение на каждый день Великого поста». Помню, когда монастырь в 2000 году открыл в Интернете сайт Pravoslavie.ru, отец Тихон благословил меня на подготовку материала, посвященного Великому посту. Публикации должны были выставляться на сайте каждый день – беспрерывно. Я тогда учился на втором курсе духовной школы, и батюшка руководил моей работой, давал много советов. Великим постом следующего 2001 года материалы публиковались вновь, но уже с дополнениями. Таким образом, за два года удалось собрать сборник «Чтение на каждый день Великого поста», и в 2002 году он вышел в печатном виде.

Затем, также при поддержке отца Тихона и братии, трудящейся в издательстве монастыря, иеромонаха Симеона (Томачинского), иеродиаконов Никона (Париманчука) и Матфея (Самохина), увидели свет книги «Пребывающим в унынии» и «Православный пост».

– Дмитрий Владимирович, где еще вы учились помимо Сретенской духовной семинарии?

– По благословению отца наместника я окончил факультет журналистики Российского православного университета святого Иоанна Богослова. Прошел курсы повышения квалификации по программе «Референт руководителя». В настоящее время учусь в заочной аспирантуре Российской академии государственной службы при Президенте РФ на кафедре государственно-конфессиональных отношений, а также заканчиваю обучение в Московском государственном психолого-педагогическом университете.

– Почему вы заинтересовались психологией и для чего, получив семинарское образование, продолжаете свое обучение?

– Дело в том, что психология меня привлекала и раньше. И вообще я считаю: каждый священник в некоторой степени должен быть психологом. В моем образовании все складывалось логично. Благодаря знаниям, полученным в семинарии, и писательским навыкам, приобретенным на факультете журналистики, мною было составлено несколько сборников. В настоящее время я работаю над очередной серией брошюр. Для этого мне нужны знания, которые я получаю в психологическом университете и в Академии госслужбы. Полученные знания на курсах «Референта руководителя» я применяю в моей работе секретаря семинарии. Помимо этого, обучаясь в различных учебных заведениях, я обзавелся обширным кругом знакомых, причем как из студенческой, так и из преподавательской среды. Я приобрел бесценный опыт – профессиональный, администраторский и житейский.

– Наряду с послушанием секретаря семинарии вы занимаетесь еще и преподавательской деятельностьюЙ

– Я окончил семинарию, РПУ, обучаюсь в МГППУ и РАГСе. И то, что начал преподавать религиоведение в Сретенской духовной школе, вполне естественно. Вообще же, надо сказать, меня привлекает религиозно ориентированная психология. Читая лекции студентам, я большое внимание уделяю именно этой составляющей дисциплины.

– Дмитрий Владимирович, как вы все успеваете?

– Только благодаря помощи Божией. Каждый год планирую остановиться: «Вот только закончу начатое». А на следующий год опять открываются новые заманчивые перспективы. Я вспоминаю времена, когда трудился вместе с братией на книжном складе монастыря. К нам приходили устраиваться на работу и мирские, по найму. Это были здоровые мужчины, однако, увидев, как приходится в монастыре «пахать», не выдерживали и увольнялись. Не останавливали их ни хорошая зарплата, ни дополнительные премии. Мы сами тогда удивлялись, как выдерживаем такие нагрузки. Понятное дело, только благодатью Божией.

– Сретенскую семинарию, безусловно, от других семинарий отличает миссионерская направленность, которая ясно прослеживается прежде всего в характере летних практик. А как они проходили у первых наборов?

– Обычно учащиеся семинарии вместе с братией обители уезжали на некоторое время в монастырский скит, который находится в Рязанской области. Семинаристам там очень нравилось, и это была не утомительная практика, а благотворный отдых. Место уединенное, живописное: лес, земляничные поляны, пруд с рыбой. Некоторые оставались там на все лето. Вместе с тем ребят отправляли в колхоз, который был взят монастырем под опеку, на уборку урожая. Работая, семинаристы отвечали на вопросы, которые задавали им простые жители из глубинки. Так они приобретали навыки катехизации и учились общению.

– Кого бы вы могли назвать из людей, которые сыграли наибольшую роль в вашем личностном и духовном возрастании?

– В первую очередь, несомненно, это мой духовный наставник отец Тихон, наместник обители и ректор Сретенской семинарии. Батюшке я обязан тем, что он дал мне главное – смысл жизни, открыв его для меня в Православии. Поверьте, переход из сектантства в Православие был нелегкий, и отец Тихон меня не оставлял, помогал и наставлял. Кроме того, именно отец наместник в дальнейшем раскрыл во мне способность к писательской деятельности, редактировал мои первые сочинения и дал возможность учиться.

Могу рассказать о чудесной встрече со старцем Феофаном (Малявка) во время паломнической поездки с братией и семинаристами в Псково-Печерский монастырь, незадолго до кончины старца (почил в 2001 году). В то время я мучился над решением одного вопроса, очень для меня важного. Запутался, не мог определиться и подумал: «Вот бы мне встретить старца, про которых в житиях святых написано, и вот чтобы было так просто: он увидел бы меня, подошел и сказал, как мне быть». «Нет, – поймал я себя на мысли, – так не бывает, нафантазирую сейчас себе». И вот приехали мы в монастырь, причастились на службе, посетили Богом зданные пещеры и в келье старца Феофана по очереди подходим к нему под благословение. Настала и моя очередь, охватило волнение, и в момент, когда я прикладывался к руке старца, он мне шепотом произнес один из предполагаемых мной вариантов решения. Я опешил, а старец Феофан, проницательно взглянув на меня, еще раз благословил и, сделав утвердительный знак головой, повторил. Надо заметить, что виделись мы впервые, я про отца Феофана слышал, но он про меня, естественно, ничего не знал. И такое чудо!

Незабываемой остается и моя встреча с владыкой Василием (Родзянко). Я провел с ним несколько дней, ухаживая, когда он находился на лечении в больнице Святителя Алексия. Помню, я задал владыке тогда вопрос, очень для меня актуальный, – относительно семьи и брака. И он отвечал мне в течение полутора часов! В ходе беседы я задал второй вопрос – и вновь последовал ответ, еще часа на три. Это было потрясающе: владыка так основательно освещал интересующую меня тему. Было ощущение, что он читал мне, человеку, которого впервые видел, поучительную лекцию… В последующие дни было так же. Кроме того, он много рассказывал и о своей жизни, о своем жизненном и пастырском опыте до принятия монашества, трепетно вспоминал почившую супругу, говоря, что всегда ощущает ее присутствие... Владыка сказал, что будет молиться за нас, когда покинет этот мир.

Многое дало во время моих первых дней жизни в обители знакомство с почившим архимандритом Анастасием (Поповым). Дело в том, что мы с отцом Анастасием, как оказалось, родом и из одного города – Петрозаводска. Это нас как-то сближало, и я с первых дней обращался к отцу Анастасию за наставлениями и советом. Мы вместе ездили на родину в Петрозаводск. Смерть отца Анастасия – большая утрата, он был очень близок мне по духу.

В плане образования хочу отметить профессора Александра Александровича Волкова – преподавателя риторики, с которым мы занимались и во внеурочное время, индивидуально, замечательного профессора древнерусской словесности Александра Николаевича Ужанкова, к мнению которого я всегда прислушивался и давал свои труды на рецензию. То же могу сказать и о профессоре Ларисе Ивановне Маршевой и Галине Ивановне Трубицыной, преподающих стилистику русского языка и церковнославянский язык, отца Владимира Вигилянского, читавшего в первые годы существования Сретенской семинарии факультативный курс православно ориентированной журналистики, о профессоре Васильевой Ольге Юрьевне, у которой я учился в семинарии и сейчас продолжаю обучение в Академии госслужбы. Они многое для меня сделали. Вообще у нас очень отзывчивые преподаватели, с ними легко и приятно работать. Их можно в любой момент о чем-то попросить, и они всегда готовы помочь и советом, и делом. И конечно, я очень рад работать под руководством моего непосредственного начальника и в прошлом однокурсника по семинарии – проректора, иеромонаха Иоанна (Лудищева). Слаженно работается с секретарем Ученого совета Сретенской духовной школы протоиереем Николаем Скуратом, дежурными помощниками – моими друзьями.

– Дмитрий Владимирович, а каким проректором был отец Амвросий (Ермаков)  ныне епископ Гатчинский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ?

– В пору своего проректорства он преподавал нам литургическое богословие и церковное пение. Спрашивал он строго. У меня нет голосовых данных, и, разумеется, возникли определенные трудности. Могу сказать, что отец Амвросий понимающе и снисходительно отнесся к моей проблеме. Впоследствии я стал работать у него в проректорской.

– Поддерживаете ли вы в настоящее время отношения со своими сокурсниками?

– Моими сокурсниками, как я говорил, в основном были насельники Сретенской обители, где они подвизаются и ныне. Сейчас они уже все в священном сане, и я хожу к ним на исповедь. Что же касается выпускников последующих наборов, то и они не забывают свою семинарию. Ребята всегда приходят на престольный праздник обители. Практически все окончившие семинарию уже рукоположены и несут церковные послушания.

– Вы по работе тесно общаетесь с учащимися. Приходится ли вам разрешать конфликтные ситуации?

– Конечно, работать с людьми непросто, и конфликты порой случаются. Как правило, с учащимися первых курсов. Старшекурсники – ребята уже дисциплинированные. Скоро станут священнослужителями, а некоторые женаты и уже в сане. И если с ними и возникают трения, то они легко и безболезненно преодолеваются. Студенты переходят с курса на курс, и я отчетливо замечаю, как ребята взрослеют и вырастают в достойных служителей Церкви. Бывает, я могу и вспылить, закрутившись в водовороте дел, неадекватно что-то оценить. Но зла никто ни на кого не держит – это самое важное. В прошлые годы мне помогали несколько семинаристов – сейчас они уже выпускники. Могу сказать о них только самое хорошее. В этом году мы взяли в канцелярию семинарии новых помощников – из числа первокурсников. Старшие товарищи успешно передали им эстафету, ввели в курс дел, и мы эффективно работаем.

– Дмитрий Владимирович, можете ли вы в заключение вспомнить какие-нибудь интересные, курьезные случаи из семинарской жизни?

– Трудно что-либо особо выделить, так как курьезы происходят практически каждый день. Со мной часто делятся своими впечатлениями – как студенты, так и преподаватели. Могу привести запомнившуюся фразу одной из наших преподавательниц: «Я поняла, студент – внеконфессионален». Без шуток и выдумок, безусловно, не обходится, но вместе с тем наших семинаристов отличает дисциплина и порядочность. За пять лет учебы случается всякое, но наши учащиеся сознают, что в будущем станут священнослужителями и уже сейчас должны стремиться соответствовать этому высочайшему званию.


Дмитрий Дементьев
1 июня 2009 года
Сайт Дмитрия Дементьева


Новости по теме

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. АЛЕКСЕЙ ВЛАСОВ: «ПЯТЬ ЛЕТ, ПРОВЕДЕННЫЕ В СЕМИНАРИИ, ОСТАНУТСЯ В МОЕЙ ПАМЯТИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ» Алексей Власов Зачем я пришел в семинарию? Чтобы, если Господу будет угодно, получить богословское образование и стать священнослужителем. «Не вы меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16) – говорит Христос. Поэтому будем уповать на волю Божью.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «ПРИ ВСЕХ ИСКУШЕНИЯХ НЕ ТЕРЯЙТЕ ВЕРЫ!» Беседа со священником Александром Задорновым Протоиерей Александр Задорнов Нельзя терять время, поскольку вы не знаете, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Может получиться так, что не у кого будет спросить совета. И, конечно, учащиеся должны помнить о цели своего поступления в духовную школу. Богословие – это знание, которое человек получает всю свою жизнь. И всю жизнь сдает непростой экзамен.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ РАЗВИТИЕ РЕЧИ: СБОРНИК ТЕКСТОВ Лариса Маршева Настоящий сборник, куда включены отрывки из произведений классической и современной русской литературы, является пособием для развития русской речи — как устной, так и письменной. Все тексты содержат богатый иллюстратор по основным языковым разделам — прежде всего, лексике, морфологии, синтаксису. Также отрывки дают возможность проверить знание главнейших орфографических и пунктуационных правил. В связи с этим материалы пособия предлагается использовать для обучающих, развивающих и контрольных упражнений.