К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. СЕМИНАРИЯ – ВАЖНЫЙ ЭТАП ДУХОВНОГО ВЗРОСЛЕНИЯ

Московская Сретенская Духовная Семинария

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. СЕМИНАРИЯ – ВАЖНЫЙ ЭТАП ДУХОВНОГО ВЗРОСЛЕНИЯ

Георгий Битбунов 2337



До поступления в Сретенскую духовную семинарию я получил высшее юридическое образование, параллельно неся клиросное и пономарское послушание в московском храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Его настоятель – протоиерей Владимир Тимаков, умудренный жизненным и духовным опытом священник, – уже 16 лет является моим духовником. Именно он стал ключевой фигурой в формировании моей личности, моего жизненного пути. Отец Владимир предложил мне поступать в семинарию сразу по окончании средней школы, но я тогда не был готов к этому.

В детстве я мечтал об иноческой жизни в обители преподобного Сергия, куда часто совершал паломничества вместе с мамой, которая позже больше других радовалась моему поступлению в семинарию: наверное, в известной степени я реализовал и ее мечту тоже. Как и для многих, эти путешествия запомнились торжественными богослужениями, которые неизменно сопровождались пением замечательного хора лавры под руководством архимандрита Матфея (Мормыля). Хор, состоящий преимущественно из воспитанников Московской духовной школы, привлекал мое внимание больше всего, и потому, вероятно, самым заветным, окрыляющим желанием для меня было тогда стать учащимся семинарии у Троицы. Правда, думал я об этом как том, что может случиться лишь в далеком будущем.

Мое желание получить богословское образование укрепляли и прекрасные встречи с удивительными людьми, которыми щедро одарил меня Господь. Все они, будучи в преклонном возрасте, смогли пронести веру в Бога через страшные годы атеизма. Эти люди, родственники которых приняли смерть за Христа, пережили десятилетия ссылок и лагерей, а ныне являются украшением русских святцев, пронизаны истинной церковностью, традицией и культурой. Я до сих пор стремлюсь к общению с этими подвижниками, стараюсь провести с ними как можно больше времени, узнавая драматичные, но интересные и поучительные истории из их жизни – жизни людей, ставших для меня близкими. Они всегда разделяли мои чаяния о духовном образовании, дарили ценные книги, давали мудрые советы в минуты сомнений.

Все годы учебы в институте я постоянно испытывал себя, проверяя свое желание поступить в семинарию. Кстати говоря, мои сокурсники почти с первых дней обучения в вузе знали, что я воцерковленный человек. К этому относились очень уважительно. Хотя, конечно же, встречались «персонажи», которые удивлялись: как это в XXI веке люди получают высшее образование и разделяют интересы бабушек? Но они со временем осознали свою неправоту. До сих пор мы сохраняем самые тесные, доверительные отношения.

Годы пролетали быстро, а я все отчетливее понимал, что непременно должен осуществить мечты детства и юношества. В этом я видел свою жизненную цель, начертанную Богом.

В 2000 году в моей жизни появился мудрый наставник-архипастырь. Он с радостью воспринял мое желание обучаться в духовной школе, стал помогать в преодолении искушений, возникающих на моем пути, в формировании правильных человеческих взаимоотношений.

Помоги, Господи, всем моим наставникам!

Итак, в 2005 году я закончил институт. К этому времени мой выбор был уже вполне осознанным. Я твердо знал, что должен поступить в семинарию, чтобы получить высшее богословское образование, а главное – пройти один из самых важных этапов своего духовного становления, который окончательно сформирует мое религиозное сознание.

И здесь мне следует рассказать о том, что вступительные экзамены я сдавал совсем не в ту духовную школу, о которой мечтал в далеком детстве. Как я уже говорил, я часто бывал в Троице-Сергиевой лавре. И там постепенно познакомился со многими священнослужителями, а также с воспитанниками семинарии. И к моменту окончания моего обучения в институте у меня уже образовалась большая компания приятелей в лавре, которые ожидали моего поступления в Московскую духовную семинарию. Мы строили планы, а я все мечтал попасть в хор к отцу Матфею, которого уже к тому времени хорошо знал.

И вот наступил июль 2005 года – время, когда все желающие поступать в духовные учебные заведения должны подать документы в Московскую Патриархию для последующего обсуждения на епархиальном совете. Там и выносится вердикт: годен или нет претендент для духовного образования. Я постарался сразу же подать эти документы и томительно ждал, когда же мне сообщат дату совета. Позвонили накануне праздника Тихвинской иконы Божией Матери и сообщили, что Святейший Патриарх Алексий II, упокой, Господь, его душу, благословил проводить совет 14 июля. С этого времени я не находил себе покоя. Ожидая сложных вопросов, я опасался своей некомпетентности, но мои переживания, к счастью, не оправдали себя. Члены совета предложили мне поступать в Сретенскую духовную семинарию, что, конечно же, смутило меня, поскольку я и не помышлял о другой духовной школе, кроме Московской.

Но все разрешилось так, как и должно было разрешиться. Я сдал вступительные экзамены в Сретенскую духовную семинарию. Особенно волнительным, напряженным было собеседование, которое, помимо широкого спектра богословско-практических знаний, выявляет воцерковленность человека. Божией милостью экзаменационные испытания я выдержал успешно и был зачислен на второй курс.

Несомненно, во всем этом виден Промысл Божий! За четыре года обучения в Сретенской духовной семинарии, слава Господу, я ни разу не пожалел о сделанном тогда выборе.

Так начался новый этап моей жизни, богатый на новые встречи и разнообразные события.

Серьезных трудностей в обучении я не испытывал. Скорее, было сложно войти в ритм духовной школы, который кардинально отличается от светского графика. День студента начинается рано утром. И далее переплетаются лекции, послушания, богослужение, подготовка к грядущим опросам и аудиторным работам…

Искренние слова благодарности хочется сказать всем членам профессорско-преподавательской корпорации нашей духовной школы. Нам посчастливилось обучаться у высокопрофессиональных педагогов, которые неизменно ревнуют о духовном благе. Это архимандрит Тихон (Шевкунов) – ректор, иеромонах Иоанн (Лудищев) – проректор, протоиерей Владислав Цыпин, протоиерей Максим Козлов, протоиерей Олег Корытко, священник Вадим Леонов, священник Андрей Рахновский, священник Николай Данилевич, иеромонах Иов (Гумеров), диакон Павел Бобров, профессора Алексей Иванович Сидоров, Алексей Константинович Светозарский, Лариса Ивановна Маршева, доцент Надежда Касимовна Малинаускене и многие другие, чьи имена не менее достойны.

Предметами, представляющими наибольший интерес, стали: сравнительное и догматическое богословие, история Русской Церкви, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, патрология, церковное право, византология, церковнославянский язык. С преподавателем церковнославянского языка нам удалось создать гимнографический кружок; главной задачей для нас является редактирование богослужебных текстов, а также их грамотные переводы на русский язык, имеющие важные миссионерско-катехизаторские задачи.

Наша деятельность оказалась органично связанной с областью моего давнего интереса. Мне всегда хотелось больше узнать об этапах формирования богослужения. Именно поэтому литургика стала для меня особым предметом. Наш преподаватель старался донести до нас правильное понимание богослужения, фазы его становления, а главное – привить нам бережное отношение к Типикону.

И совсем не случайно моя курсовая работа посвящена формированию Триоди постной. А сейчас я готовлю дипломное сочинение, связанное с динамическим складыванием двунадесятых праздников.

Разумеется, студентам бывает непросто написать работу на заданную тему. Однако подобная форма позволяет в рамках определенной проблематики глубже рассмотреть тот или иной церковный вопрос либо историческую личность, познакомиться с интересными авторами. Ведь все это исподволь формирует арсенал знаний, необходимых для защиты истин Православной Церкви.

В таком же духе, наверное, надо воспринимать и экзаменационные сессии. Хотя, не скрою, это чрезвычайно напряженное время для студентов. В весеннюю сессию обычно бывает по восемь-десять экзаменов, а времени на подготовку совершенно не хватает. К тому же, в данный период никто не отменяет послушаний, богослужений, спевок.

Если говорить о наиболее ярких семинаристских эпизодах, с особым чувством вспоминается день, в который нас благословили на ношение подрясника. В нашей семинарии это приурочено к окончанию первой сессии, которое совпадает с днем памяти покровителя нашего монастыря – священномученика Илариона. Обычно благословение на подрясник новичкам преподают за всенощной во время благословения на «Блажен муж». По традиции в этот праздник вечернее богослужение в Сретенском монастыре возглавляет один из викариев Святейшего, а литургию – сам Предстоятель нашей Церкви, но в 2005 году всенощную служили «своими силами», и благословение мы получили от наместника монастыря и ректора семинарии архимандрита Тихона, что стало для нас знаменательнейшим событием. Получили благословение того, кто является нашим отцом, наставником и воспитателем… Спаси его, Господи!

Очень ярко запечатлелась моя первая учебная проповедь. Это был волнующий момент для меня. Хотя моя светская специальность предполагает публичные выступления, но церковный амвон не адвокатская трибуна: иные задачи, иное восприятие.

Огромной радостью для меня стало осуществление моего желания – попасть в семинарский хор. В нем я несу послушание уставщика. Это очень ответственно и отрадно для сердца. Совершенно по-другому переживаешь смысл песнопений, ведь они много раз репетируются, прочитываются в процессе компьютерного набора. Это позволяет за богослужением более осознанно вникать в глубину и красоту церковной гимнографии.

Кроме того, я несу послушание в канцелярии семинарии и исполняю различные поручении нашего проректора, который проявляет к студентам исключительное терпение.

Главнейшее место в воспоминаниях о моих семинаристских годах занимают паломнические поездки. Они всегда удивительны и трепетны! Господь сподобил меня за время обучения в семинарии побывать в различных местах. Особо памятными оказались паломничества к мощам святителя Николая в Бари в дни его памяти, весной и зимой, и на Святую Землю. Спаси, Господи, всех вдохновителей, организаторов и устроителей этих душеполезных поездок!

Конечно, за время моего пребывания в семинарии возникали и отдельные трудности. Семинаристы проживают в общежитии, где заселяются в одну комнату люди совершенно незнакомые, с разными представлениями о порядке и дисциплине, этикете и свободном времени. В таком тесном соприкосновении открываются наши слабости и немощи, что зачастую, к несчастью, оборачивается трениями, впрочем преодолеваемыми, во взаимоотношениях.

Но все равно Сретенская духовная школа подарила мне новых замечательных друзей. Доброй традицией семинарии стали чаепития в дни памяти небесных покровителей и дни рождения студентов. Это теплые и дорогие минуты общения с отцами, наставниками, дежурными помощниками, с которыми у меня, вопреки расхожему мнению, с первых дней установились прекрасные, доверительные отношения, с семинарской братией. Вспоминаем радостные, курьезные, а иногда и грустные события, исполняем русские народные песни, романсы. Трогательные мгновения, которые останутся в памяти на всю жизнь Мы настолько сроднились, что без натяжек можем считать друг друга братьями. Непросто осознавать, что в этом году мы завершаем обучение и станем встречаться только лишь иногда…

Оглядываясь назад, я отчетливо понимаю: годы, проведенные в семинарии, сеют в будущем пастыре те зерна, что станут плодами для окормления чад Церкви, для ее бескомпромиссной защиты.

Вся жизнь человека направлена на нравственное совершенствование и духовное обогащение. В семинарии крайне чутко начинаешь относиться к духовным проблемам, возникающим на жизненном пути, более строго анализируешь личную духовную жизнь. Священное Писание, святые отцы, богословско-историческая литература, истолкованные квалифицированно и с церковной точки зрения, добросовестное исполнение послушаний, возлагаемых на студента, – все это побуждает по-иному взглянуть на многие проблемы современной Церкви.

Согласно уставу нашей семинарии, каждый студент должен еженедельно приступать к таинству исповеди. Моим духовником стал отец Тихон (Шевкунов). Его советы, наставления явились весомыми и значимыми для моего духовного взросления.

Я очень много думаю о предстоящей хиротесии во чтецы. Мы все скоро встанем на первую ступень служения Церкви. Это чрезвычайно важный момент и ответственный. Мы официально становимся клириками Русской Православной Церкви. Мы пойдем по пути служения, заповеданного Христом, – пути, который не знает безопасных поворотов и не дает времени на отдых.

Помоги нам всем, Господи!



Георгий Битбунов, 
студент 5-го курса
26 марта 2009 года

Новости по теме

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ АГАФОНОВ: ВЫБИРАЯ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Протоиерей Николай Агафонов Изученные в семинарии церковный устав, литургика, богословие помогают отвечать на богословские вопросы, которые так часто ставят перед священником прихожане. Поэтому если студент воспринимает учебу как то, что будет нужно ему всю жизнь, он сможет миновать период охлаждения. Если охлаждение от неусидчивости, значит, человек пришел в семинарию необдуманно. Давайте будем говорить не об охлаждении, а о некоем привыкании. Оно может и человека благочестивого охватить.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ ОБУЧАЯ ЯЗЫКУ БОГОСЛУЖЕБНОМУ Лариса Маршева Использование церковнославянского языка наиболее тесно соприкасается с этимологическим, исконным пониманием литургии как общественного служения. И в настоящее время он должен стать едва ли не главным мерилом соборности в Церкви. А значит, каждому человеку, приходящему в храм и искренне верующему, что его молитва дойдет до Господа, необходимо приложить максимум усилий для познания богослужебного языка.