Общее дело (Поездки на север)

Московская Сретенская Духовная Семинария

Общее дело (Поездки на север)

Июль. Архангельская область. Самое тяжелое для туристов время. Комаров не счесть! 12 градусов тепла против московских 20–27. Ночью траву сковывает иней. Днем идут дожди.

Когда благоразумные туристы выжидают сезона, на Север отправляются воспитанники Сретенской духовной семинарии вместе с другими волонтерами «Общего дела» — проекта по восстановлению деревянных храмов Русского Севера (полное название проекта — «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» ). Отправляются, чтобы, несмотря  на комарье и проливные дожди, увидеть красоту северной природы и — затерявшиеся в глубине древнего края деревянные храмы.

О Кижах слышали все. Но мало кто знает, что по берегам реки Онеги расположились десятки сбитых из дерева православных церквей и часовен. Разных. Самый высокий в мире деревянный храм стоит в этих краях: церковь в честь Вознесения Господня в деревне со странным для русского уха названием Пияла. Кубоватых храмов (или храмов с кубоватым завершением, отличительной чертой поонежской архитектурной школы) несколько на всю Россию, и все они здесь, на Онеге.

Только кто скажет, долго ли им здесь стоять? Деревянные храмы Севера, предоставленные самим себе и времени, постепенно разрушаются. Фундамент колокольни пияльского храма Вознесения, того «самого высокого», размыт настолько сильно, что вскоре колокольня может попросту рухнуть в реку. Дерево не любит влаги: если крыша храма прохудилась, сруб очень быстро гниет и превращается в труху. При безучастном наблюдении за этими процессами через 20–30 лет подобная судьба постигнет все храмы Севера. Они просто исчезнут.

В разбитые окна деревянных церквей залетают птицы. Первая работа, которую находят для себя те, кто открывает полвека закрытые двери храмов, — ликвидировать следы пребывания пернатых гостей. «Если в храмы не приходят люди, — говорит руководитель экспедиции, иеромонах Ириней (Пиковский), — в нем поселяются птицы. Свято место пусто не бывает».

Если в храм не приходят люди, в нем поселяются птицы
Часто оказывается: храмы сохранились до наших дней только потому, что в советские годы их использовали как клубы, спортзалы или склады. Хотя бывает по-разному. Некоторых храмов давно уже нет — их раскатали по бревнышкам. Или попросту сожгли. Но многие из тех, что есть, еще можно восстановить.

Этим — восстановлением деревянных жемчужин Севера — и занимаются участники проекта «Общее дело». Студенты Сретенской духовной семинарии в числе других неравнодушных молодых людей приезжают на Русский Север. Каждое лето. Что делают? То, что каждый из них умеет. В зависимости от навыков. Приходилось иметь дело с рубероидом? Полезай заделывать дыры в крыше. Нет? Можно другим заняться, например, обновить пол храма, заменяя гнилые доски новым

Местные жители, узнавая, кто и с какой целью приехал, тоже приходят помогать. Самим восстановить свои святыни им уже не по силам, говорят: «Молодых-то рук нет совсем». Чаще всего местные жители — люди пожилые. В пору их молодости время было другое, с восстановлением храмов мало совместимое. 

Но все-таки и они выходят потрудиться: идут вместе с приезжей молодежью в храм, убирают мусор внутри и вокруг, стирают известные — увы, почти неизбежные — надписи на стенах. Наводят порядок, одним словом. Один жителей д. Большой Бор сказал как-то: "Народ на Севере соскучился по вере".

Народ на Севере соскучился по вере

Особый энтузиазм проект вызывает у местной детворы — приехавших на лето к бабушкам и дедушкам внуков и внучек. Они активно помогают москвичам в добром деле. Поработав, все собираются вместе, чтобы с интересом провести время. Для «внуков и внучек» каждый год готовится что-то новенькое — или загадки из «Повести временных лет», или путешествие во времена Великой Отечественной войны, или, как летом 2015, мультипликация. Самая настоящая. Мультфильм начался с нарисованного маслом на стекле сюжета об апостолах Петре и Павле, плода совместного творчества детей. В нем ребята рассказывают взрослым, кто такие первоверховные апостолы и почему они так именуются. Получилось просто и искренне. Мультфильм показали на празднике Дня деревни, совершенно не случайно совпавшем с днем памяти апостолов Петра и Павла. Он напомнил жителям о том, что уже забылось.


Но ведь не все время работать, иной раз ребята выбираются покататься на лодке и посмотреть соседние озера или собрать невиданную северную морошку, похожую по вкусу на печеное яблоко. Но чаще всего вечерами всех собирают костер и гитара.

Семинаристы приезжают на Север и зимой. Впечатлений — не меньше, чем летом. Например, от чтения акафиста в храме, когда «было страшно холодно: изо рта шел пар, отчего буквы в молитвослове были едва видны» (так вспоминает зимнюю экспедицию один из ее участников, семинарист Алексей Гугливатый). Зато горячий чай в таком зимнем походе обретает особую ценность.

На Север приезжают разные люди. Даже англичане и американцы. Берут отпуск или проводят в экспедиции каникулы. Иные — возвращают билеты на Черное море и отправляется на Белое. Зачем? Что туда тянет? Только ли северное гостеприимство, пироги, творог, сметана? «Это не главное, — говорит один из воспитанников семинарии, Иона Скрипник. — Там люди добрые, отзывчивые. У них нет такого понятия: я тебе даю, а ты мне обязан дать что-то взамен. Они рады тому, что мы просто к ним едем».

Для семинарской братии главное в северных поездах — люди. Проповедь им о Христе. Ведь, как для будущих священнослужителей, это — их призвание. А сейчас — серьезная проверка. Такие беседы не похожи на дискуссии в аудитории. Здесь ты уже не слушатель на лекции, слушают — тебя. И вес твоих слов, и ответственность за них совсем иные. Иеромонах Ириней (Пиковский) обязательно совершает богослужения, крестит, венчает в тех деревнях, где приходится бывать. В одной из таких деревень, Шомокше, где никогда не было храма (эту деревню создали искусственно в советское время), за три дня, пока там были семинаристы, захотели креститься сорок три человека.

В 2015 году исполнилось пять лет с начала экспедиций в рамках «Общего дела» от Сретенского монастыря, первой из которых была поездка в деревню Пияла.

Позже в деревне Поле родилась одноименная песня, ставшая местным «хитом» и затем записанная в профессиональной студии. Эта песня — своеобразный гимн проекта.

Состав первых экспедиций от Сретенского монастыря насчитывал не более 20 человек. Летом 2015 года количество волонтеров достигло 90 человек, отправившихся в девять различных населенных пунктов Архангельской области. 

Надеемся, что в последующие годы экспедиции на Север будут привлекать к себе все больше ребят. И время, неудобное для туристов, вполне сгодится для людей, старающихся по мере сил сохранить рукотворную красоту храмов и нерукотворную, немеркнущую красоту веры.

Заброшенные, разрушенные храмы — привычное зрелище в пору советской власти. Но сколько сейчас разрушенных храмов, которые не на виду, где-то в глубине. И какие храмы! 

Куратор проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» ‒ священник Алексий Яковлев:

В экспедициях ежегодно участвует более 500 человек, в том числе студенты Сретенской духовной семинарии. Сегодня они составляют самую многочисленную группу участников проекта.

В 2015 году группа телеканала «Царьград» подготовила сюжет о проекте «Общее дело».


Каждой осенью участники «Общего дела» подводят итоги года и готовятся к новым экспедициями. Подать заявку на участие в составе экспедиционных групп на лето 2016 года можно заполнив анкету и отправив ее по электронному адресу: ks-yhoo@yandex.ru (предпочтение отдается мужчинам в возрасте до 35 лет).

Наша группа "ВКонтакте"

Подробнее о наших поездках на сайте Православие.ру:

«ОБЩЕЕ ДЕЛО» – ПОМОЧЬ НАШИМ ДУШАМ. Воспоминания о миссионерской поездке в Архангельский край (Иеромонах Ириней (Пиковский), 2012 год).

ПО «СВЯТЫМ КЛУБАМ» ОНЕГИ (Валентин Фролов, 2012 год).

СИЯНИЕ СЕВЕРА. О храмах, которые не работают, священниках, которых нет, и людях, которые ждут Русского Возрождения (Жанна Бобкова 2012 год).

ДРУГАЯ СТРАНА. Миссионерские записки (иеромонах Ириней (Пиковский), 2013 год).

МИССИОНЕРСКИЕ ЗАПИСКИ – 2014. Поездка на Русский Север (иеромонах Ириней (Пиковский), 2014 год).

«ТРУДЫ И ДНИ АРХАНГЕЛЬСКИХ МИССИОНЕРОВ. Зимние заметки о летних впечатлениях (+ФОТО)» (Евгения Нарайкина, 2014 год).