Правила написания научных работ

Московская Сретенская Духовная Семинария

Правила написания научных работ

Положение о самостоятельности выполнения работПоложение о выпускной квалификационной работе бакалавра

 Требование к написанию научного Эссе

Эссе предполагает субъективно окрашенное размышление преимущественно научно-исследовательского характера в связи с той или иной темой, которая носит, как правило, остро актуальный характер и может формулироваться в вопросной форме.

1. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного
изложения собственных мыслей.

2. Эссе должно отражать:
– четкое изложение сути поставленной проблемы,
– грамотное формулирование мыслей,
– самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций (устойчивых и альтернативных) и аналитического инструментария,
– структурирование информации,
– использование основных категорий анализа,
– выделение причинно-следственных связей,
– иллюстрирование понятий соответствующими примерами (в том числе из художественной, публицистической литературы),
– аргументирование своих выводов, которые обобщают авторскую позицию по поставленной проблеме,
– овладение научным стилем речи.

3. Эссе является и аудиторной, и внеаудиторной формой работы.
4. Объем эссе, которое пишется в аудитории, должен составлять около 500 слов рукописи – 1, 2 курсы бакалавриата, 700 слов рукописи – 3, 4 курсы бакалавриата, 1000 слов рукописи – магистратура.
5. Объем эссе, которое пишется вне аудитории, должен составлять на 1 курсе – 10 страниц, 2 курсе – 15 страниц, 3 курсе – 20 страниц, 4, 5 курсах – 25 страниц, в магистратуре – 30 страниц компьютерного текста.
6. Эссе выполняется на листах белой бумаги формата А4 с одной стороны. Если предполагается компьютерный набор, то нужно соблюдать размеры полей: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, справа – 15 мм, слева – 30 мм. Основной шрифт – Times New Roman, 14 пт, полтора интервала.
7. Традиционно эссе состоит из титульного листа, оформленного по образцу, и основного текста – без внутренней рубрикации.
8. Допустимы также содержание, введение, заключение и рубрикация основной части (ее деление на части).
9. В таком случае во введении обязательно должны быть представлены актуальность темы, ее цель, задачи.
10. В заключении (если оно предусмотрено), приводятся выводы, которые, с одной стороны, должны соответствовать задачам, а с другой – отражать авторский взгляд на описываемый вопрос.
11. При написании эссе любой структуры – жанра, который предполагает прежде всего изложение субъективной точки зрения, не допустимы цитирование, сноски. Эссе не может завершаться списком использованной литературы.

12. При оценке эссе любой структуры необходимо учитывать следующие критерии:
– степень исчерпанности темы,
– полнота определения рассматриваемых понятий, соответствие их теме,
– целесообразность и эффектность примеров,
– применение категорий анализа,
– использование приемов сравнения и обобщения для выяснения взаимосвязи понятий и явлений;
– способность к объяснению альтернативных взглядов на рассматриваемую проблему,
– диапазон используемого информационного пространства,
– внутренняя структурация,
– логика изложения,
– доля оригинальности тезисов, их соответствие аргументам
– соотношение чужой и своей аргументации,
– наличие личной оценки проблемы,
– степень самостоятельности работы.

Требование к написанию реферата

Реферат должен носить прежде всего характер аналитического обзора по выбранной теме.
При этом цель реферата состоит в демонстрации навыков самостоятельного научного мышления и письменного изложения собственных мыслей.

1. Реферат должен отражать:
– четкое изложение сути поставленной проблемы,
– грамотное формулирование мыслей,
– самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций (устойчивых и альтернативных) и аналитического инструментария,
– структурирование информации,
– использование основных категорий анализа,
– выделение причинно-следственных связей,
– иллюстрирование понятий соответствующими примерами,
– аргументирование своих выводов, которые обобщают чужую и авторскую позиции по поставленной проблеме,
– владение научным стилем речи.

2. Объем реферата должен составлять на 1 курсе – 10 страниц, 2 курсе – 15 страниц, 3 курсе – 20 страниц, 4, 5 курсах – 25 страниц, в магистратуре – 30 страниц компьютерного текста.
3. Реферат выполняется на листах белой бумаги формата А4 с одной стороны. Размеры полей: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, справа – 15 мм, слева – 30 мм. Основной шрифт – Times New Roman, 14 пт, полтора интервала.
4. Реферат состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, разделенной на главы, заключения, списка использованной литературы.
5. Во введении обязательно должны быть четко и непротиворечиво представлены актуальность темы, ее цель, задачи.
6. В заключении приводятся выводы, которые, с одной стороны, должны соответствовать задачам, а с другой – отражать авторский взгляд на описываемый вопрос.
7. При написании реферата обязательны цитирование, сноски, Сноски должны быть постраничными, со сквозной нумерацией по главам. Основной шрифт – Times New Roman, 10-11 пт, один интервал.
8. Реферат завершается списком использованной литературы, который должен включать в себя три-пять пунктов.
9. Реферат, в том числе и библиографический аппарат, оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 (Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 (Отчет о научно-исследовательской работе); ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание.  Общие требования и правила составления) и их актуальных редакций.

10. При оценке реферата учитываются следующие критерии:
– степень исчерпанности темы,
– полнота определения рассматриваемых понятий, соответствие их теме,
– целесообразность и эффектность примеров,
– применение категорий анализа,
– использование приемов сравнения и обобщения для выяснения взаимосвязи понятий и явлений;
– способность к объяснению альтернативных взглядов на рассматриваемую проблему,
– диапазон используемого информационного пространства,
– внутренняя структурация,
– логика изложения,
– доля оригинальности тезисов, их соответствие аргументам
– соотношение чужой и своей аргументации,
– наличие личной оценки проблемы,
– степень самостоятельности работы,
– владение нормами современного русского литературного языка.

Требование к написанию курсовой работы

Курсовая работа – обязательный вид учебной работы, предусмотренный учебным планом для 1, 2, 3 курсов.

1. Курсовая работа представляет собой теоретическое и (или) прикладное исследование одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины, в процессе которого студент должен продемонстрировать уровень овладения научными знаниями, умение анализировать материал, способность формулировать и обосновывать теоретические и практические выводы.
2. Курсовая работа является самостоятельной исследовательской работой студента и представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста научное исследование по одной из проблем в области теологии и выполняется с целью формирования у студента навыков научно-сследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебных дисциплин, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научно-богословской и справочной литературой.
3.  Курсовая работа выполняется студентом в течение учебного года.

4.  В процессе выполнения курсовой работы студент должен (с разной степенью подробности и в зависимости от курса обучения) показать:
 актуальность проводимого исследования,
 обоснованность постановки проблемы исследования;
 правильность выбранного подхода к решению проблемы,
 адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез;
 достоверность первичных данных, логическую,
 корректность интерпретации полученных результатов и выводов;
 перспективы проделанной работы.

5. В зависимости от цели, содержания дисциплины, индивидуальных способностей и интересов студентов, специализации научного руководителя и проч. курсовые работы могут быть следующих разновидностей:
• аналитико-синтетический обзор информационных ресурсов по заданной проблеме;
• описание решения конкретной теоретической и/ или практической задачи (ситуации);
• анализ практики использования теоретических и методологических аспектов изучаемой дисциплины в реальных ситуациях;
• описание результатов исследования, проведенного студентом с использованием конкретных эмпирических и теоретических методов
научного познания.

6.  Тематика курсовых работ должна быть актуальной в научном или практическом аспектах, соответствовать современному состоянию и
перспективам развития науки, совпадать с проблематикой научных исследований учебного заведения и кафедры.

7. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания.
8.  Тематика курсовых работ, требования к ним и рекомендации по их выполнению доводятся до сведения студентов в начале учебного года и контролируются на всем его протяжении.
9. Темы курсовых работ (кроме работ 1 курса) предлагаются студентам на выбор.
10. Студент имеет право выбрать одну из заявленных кафедрой тем или предложить собственную с обоснованием выбора (за исключением студентов 1 курса).
11. На 1 курсе студенты пишут курсовые работы по предмету «Священное Писание Нового Завета», выбирая одну из заявленных преподавателем тем.
12. Подготовка и написание курсовой работы контролируется научным руководителем с ученой степенью кандидата, доктора, занимающим должность профессора, доцента, а также выпускающей кафедрой.
13. Темы курсовых работ и их руководители утверждаются на заседании соответствующей кафедры.
14. Формат итогового представления курсовых работ вариативен: публичная кафедральная защита, обсуждение на научно-методологическом семинаре и т.п.
15. Объем курсовой рабы должен составлять на 1 курсе – 20 страниц, 2 курсе – 25-35 страниц, 3 курсе – 40-50 страниц.
16. Курсовая работа выполняется на листах белой бумаги формата А4 с одной стороны. Размеры полей: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, справа – 15 мм, слева – 30 мм. Основной шрифт – Times New Roman, 14 пт, полтора интервала.
17. Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, разделенной на главы, а возможно, и на пункты (параграфы, заключения, списка использованной литературы.
18. Во введении обязательно должны быть четко и непротиворечиво представлены актуальность темы, ее цель, задачи (для 1, 2 курсов), а также новизна рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость (для 3 курса). Остальные квалификационные характеристики (объект, предмет, методы и др.) в работах 3 курса описываются в самом кратком виде и/или выборочно.
19. В заключении приводятся выводы, которые, с одной стороны, должны соответствовать задачам, а с другой – отражать авторский взгляд на описываемый вопрос.
20. Пи написании курсовых работ обязательны цитирование, сноски, Сноски должны быть постраничными, со сквозной нумерацией по главам. Основной шрифт – Times New Roman, 10-11 пт, один интервал.
21. Курсовая работа завершается списком использованной литературы, который должен включать в себя на 1 курсе – примерно 20 пунктов, 2 курсе – 25-35 пунктов, 3 курсе – 40-50 пунктов. Список использованной литературы желательно делить на источники и научную (научно-богословскую) литературу.
22. Курсовая работа, в том числе и библиографический аппарат, оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 (Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 (Отчет о научно-исследовательской работе); ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления)и их актуальных редакций.

23. При оценке курсовой работы учитываются следующие критерии:
– степень исчерпанности темы,
– полнота определения рассматриваемых понятий, соответствие их теме,
– целесообразность и эффектность примеров,
– применение самостоятельного анализа,
– использование приемов сравнения и обобщения для выяснения взаимосвязи понятий и явлений;
– способность к объяснению альтернативных взглядов на рассматриваемую проблему,
– диапазон используемого информационного пространства,
– внутренняя структурация,
– логика изложения,
– доля оригинальности тезисов, их соответствие аргументам
– соотношение чужой и своей аргументации,
– наличие личной оценки проблемы,
– степень самостоятельности работы,
– владение нормами современного русского литературного языка.

Требование к написанию выпускной квалификационной работы
1. Выпускная квалификационная работа (ВКР) – индивидуальная работа творческого характера, выполненная студентом на правах рукописи в период заключительного этапа обучения в учебном заведении, позволяющая оценить уровень готовности выпускника к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, предусмотренных программой подготовки.

2. Выполнение ВКР, являясь обязательным заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени образования и определяя уровень профессиональной подготовки выпускника, призвано решить следующие задачи:
– расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний,
– формирование навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научно-практической задачи,
– развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и прикладных исследований, оптимизации исследовательских решений,
– приобретение опыта обработки, анализа и систематизации эмпирического материала, оценки его практической значимости и возможной области применения,
– приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей деятельности.

3. Поскольку областью профессиональной деятельности для теолога является исследовательская и практическая деятельность в сфере теологии, гуманитарного знания, межрелигиозной и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления, в процессе подготовки ВКР студент может быть сориентирован на один из предложенных типов ВКР:
– самостоятельное научное исследование, содержащее анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, фактического материала, аргументированные обобщения и выводы. В ВКР должно проявиться знание автором основных методов исследования, умение их применять, владение научным стилем речи. Такого рода работа является заявкой на продолжение научного исследования в магистратуре научного профиля;
– работа прикладного характера: в области методики преподавания основ Православия, в области перевода текстов различных типов, в области издательской, комментаторской, экспертной, литературно-творческой деятельности; разработка проекта в одной из прикладных областей гуманитарно-теологического знания: проект музейной экспозиции, теологических основ PR-акции, богословского проекта в области СМИ, праздника, конкурса, фестиваля, олимпиады, иных мероприятий, связанных с популяризацией православного богословия.

4. Основным требованием к результатам, полученным в ходе выполнения ВКР, является их практическая значимость.
5. Важным характеристикой ВКР является обоснованность изложенных в ней выводов и предложений, которые должны соответствовать поставленным в работе задачам, решаемым студентом в ходе творческой самостоятельной деятельности.

6. В тексте ВКР должны быть отражены:
– теоретическое обоснование проблемы и ее актуальности;
– анализ литературы по теме исследования и поиск путей реше-ния проблемы;
– конкретные предложения, решения, технология, проект или программа профессио-нальной деятельности;
– анализ результатов апробации или внедрения;
– разработка рекомендаций по использованию материалов и результатов исследования на практике.

7. Формулировки тем ВКР должны четко отражать характер ее содержания.
8.  Тематика ВКР, требования к ним и рекомендации по их выполнению доводятся до сведения студентов в начале учебного года и контролируются на всем его протяжении.
9. Темы ВКР предлагаются студентам на выбор.
10. Студент имеет право выбрать одну из заявленных кафедрой тем или предложить собственную с обоснованием выбора.
11. Подготовка и написание ВКР контролируется научным руководителем с ученой степенью кандидата, доктора, занимающим должность профессора, доцента, а также выпускающей кафедрой.
12. Темы ВКР и их руководители утверждается на заседании выпускающей кафедры.
13. Рецензирование работы на предзащите осуществляет специалист по профилю работы с выпускающей кафедры с ученой степенью кандидата, доктора, занимающий должность профессора, доцента.
14. Рецензирование работы на защите осуществляет специалист по профилю работы с ученой степенью кандидата, доктора, занимающий должность профессора, доцента. Его кандидатура утверждается выпускающей кафедрой.
15. Защита ВКР имеет открытый, публичный характер.
16. Объем ВКР должен составлять примерно 60-100 страниц – без учета возможных приложений.
17. ВКР, в том числе и библиографический аппарат, оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 (Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 (Отчет о научно-исследовательской работе); ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления) и их актуальных редакций.
18. ВКР выполняется на листах белой бумаги формата А4 с одной стороны с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, справа – 15 мм, слева – 30 мм. Основной шрифт – Times New Roman, 14 пт, полтора интервала.
19. Сноски должны быть постраничными, со сквозной нумерацией по главам. Основной шрифт – Times New Roman, 10-11 пт, один интервал.
20. ВКР должна состоять из титульного листа, оформленного по образцу, содержания, введения, основного текста, заключения и списка использованной литературы.
21. Допустимы одно или несколько приложений, которые непосредственно связаны с основным текстом работы.
22. Во введении обязательно должна быть отражена актуальность темы ее цель, задачи, теоретическая значимость, практическая ценность, новизна и методологическая база, а также другие квалификационные характеристики работы.
23. Основной текст работы включает в себя не менее двух глав, которые могут иметь рубрикатор (пункты, подпункты или параграфы). Содержание  отдельных глав должно отвечать задачам, сформулированным во введении, и последовательно раскрывать тему работы.
24. Каждая глава обязательно заканчивается выводами.
25. Обзор литературы вопроса должен составлять отдельную главу основного текста ВКР.
26. В заключении даются выводы по работе в целом. Они должны строго соответствовать задачам, сформулированным во введении, а также отражать теоретическую, практическую ценность полученных результатов и намечать перспективы работы.
27. При написании ВКР автор обязан давать ссылки на автора и источник, из которого он заимствует материалы, цитирует отдельные положения или использует уже полученные результаты.
28. Цитирование Интернет-источников допускается только в том случае, если гарантировано отсутствие бумажного издания, из которого можно почерпнуть необходимую информацию.
29. Цитаты, а значит, соответствующие сноски допустимы на каждой странице работы, но не реже, чем на каждой третьей странице.
30. Общий объем цитирования на одной странице работы не должен превышать 15 строк.
31. Вся цитируемая литература должна относиться исключительно к научной (научно-богословской) сфере.
32. В заключении и введении цитирование не допустимо (кроме Священного Писания).
33. Список использованной литературы желательно делить на источники и научную (научно-богословскую) литературу.
34. Список использованной литературы должен включать в себя примерно 60-100 пунктов.
35. В список использованной литературы необходимо вводить только те издания, которые были фактически использованы автором и процитированы им в работе.
36. Допускается включать в список использованной литературы до 10 процентов изданий, которые автор не цитировал, однако проанализировал в ходе работы.
37. В список использованной литературы желательно включить около 10 процентов изданий на иностранных языках.

38. При оценке ВКР учитываются следующие критерии:
– соответствие темы ВКР направлению подготовки;
– наличие обоснования актуальности темы исследования;
– полное соответствие структуры и содержания ВКР требованиям по ее подготовке, правилам оформления и защите;
– высокая степень подготовленности к профессиональной деятельности, выраженная способность решения сложных теоретических и практических задач;
– точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке);
– стилистически грамотное, лингвистически и логически правильное изложение материала ВКР;
– полное и глубокое владение отечественной и зарубежной литературой по теме исследования и их всесторонний критический анализ;
– умение ориентироваться в содержании традиционных и современных научно-богословских теорий и направлений по исследуемой теме и давать им критическую оценку;
– высокий уровень обобщения материала;
– наличие самостоятельно полученных результатов, имеющих существенную теоретическую и/или практическую значимость;
– апробация результатов работы на научных, в том числе студенческих, конференциях, наличие публикаций;
– высокое качество устного доклада: логичность, ясность, четкое представление результатов работы на защите, соблюдение регламента, точные и глубокие ответы на вопросы, участие в дискуссии;
– наличие правильно оформленной электронной версии презентации результатов исследования.